Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Магнето состоит из вращающегося двухполюсного постоянного магнита — ротора 2 и двух стальных стоек 1 с сердечником 18. Магнит (ротор) приводится во вращение от двигателя. При враще­ нии магнита его полюса поочередно подходят к стопкам и в сер­ дечнике 18 катушки за один оборот магнита два раза появляется и исчезает магнитный поток, меняясь по величине и направлению. На рис. 11 показана схема изменения магнитного потока в магнето (положения А, Б, В).

Первичная обмотка 15 (см. рис. 10), намотанная на сердечник, состоит из небольшого числа витков. Один конец ее присоединен непосредственно к сердечнику, т. е. к массе, а другой — к неподвиж­ ному контакту 3 прерывателя, изолированному от массы.

Рис. 11. Схема изменения магнитного потока в маглето

Подвижный контакт 5 прерывателя расположен па качающемся рычажке, соединенном с массой. Контакты постоянно сомкнуты под действием пружины.

Контакты прерывателя размыкаются кулачком 4 с выступами, вращающимися вместе с магнитом. Параллельно контактам преры­ вателя включен конденсатор 13, одна обкладка которого соединена с неподвижным контактом прерывателя, а другая через массу — с подвижным контактом прерывателя.

При изменении магнитного потока в сердечнике катушки в пер­ вичной обмотке 15 индуктируется ток низкого напряжения, замы­ кающийся по цепи: первичная обмотка 15, неподвижный контакт 3 прерывателя, подвижный контакт 5, масса стойки, второй конец первичной обмотки (или в обратном направлении).

Первичный ток за один оборот магнита появляется и исчезает в обмотке два раза, меняя направление в соответствии с изменени­ ем магнитного потока в сердечнике.

Появляющийся в первичной обмотке ток низкого напряжения создает вокруг обмотки сильное магнитное поле. Когда первичный ток и создаваемое им магнитное поле достигают наибольшего зна­ чения (при повороте магнита примерно на 8—10° в сторону враще­ ния от нейтрального положения), кулачок 4 размыкает контакты прерывателя. При этом первичная цепь быстро размыкается, ток в

30

ней исчезает, в результате чего резко сокращается магнитное поле тока. Ток самоиндукции, возникающий в первичной обмотке при размыкании ее прерывателем, поглощается конденсатором 13, вследствие чего уменьшается искрение на контактах прерывателя и обеспечивается более резкое размыкание первичной цепи.

Вторичная обмотка 16 из очень тонкой изолированной прово­ локи намотана на сердечник 1S поверх первичной обмотки и состо­ ит из большого числа витков. Один конец ее соединен с первичной обмоткой 15 и через нее — с массой. Второй конец обмотки 16 че­ рез скользящий угольный контакт 9 соединен с контактом 6 диска распределителя 8. К диску прижаты угольные щетки 7, прикреп­ ленные к крышке распределителя 10. К клеммам щеток присоеди­ нены провода 11, идущие к свечам зажигания 12. Контакт 6 диска распределителя 8 при вращении вместе с магнитом скользит по щеткам 7, в определенные моменты соединяя провода И со вторич­ ной обмоткой 16 магнето.

При резком сокращении магнитного поля первичного тока в мо­ мент его прерывания во вторичной обмотке 16 индуктируется ток высокого напряжения, подводимый распределителем по проводу 11

имассе к электродам соответствующей свечи зажигания 12.

Врезультате этого между электродами свечи проскакивает электрическая искра. Вторичная цепь в этот момент замыкается и по ней проходит ток в следующем направлении: один конец вто­ ричной обмотки 16, контакт 6, щетка распределителя 7, провод 11, центральный и боковой электроды свечи 12, масса стойки 1, пер­ вичная обмотка 15, другой конец вторичной обмотки 16 (или в об­ ратном направлении).

Всоответствии с изменением величины и направления первич­ ного тока и его магнитного поля ток высокого напряжения за один оборот магнита индуктируется в обмотке два раза (при каждом размыкании контактов прерывателя), меняя каждый раз направ­ ление.

Контакт 6 вращающегося диска 8 в определенной последова­ тельности подходит к неподвижным щеткам 7 и проводам И , от ко­ торых контакты присоединены к свечам зажигания 12 в соответст­ вии с порядком работы двигателя.

Для своевременного проскакивания искры между электродами свечи зажигания скорость вращения ротора магнето и диска расределителя и скорость вращения коленчатого вала двигателя долж­ ны находиться в определенной зависимости.

При неисправных свечах или проводах, когда цепь вторичного тока разомкнута и искра не проскакивает между электродами све­ чей, напряжение во вторичной обмотке сильно возрастает. В ре­ зультате может произойти пробой изоляции вторичной обмотки катушки, что выведет магнето из строя.

Для устранения этого между выводом вторичной обмотки и массой величиной 10—15 мм помещен искровой предохранитель­ ный зазор 14. При неисправной проводке искра проскакивает в предохранительном зазоре, благодаря чему вторичная обмотка

31


предохраняется от возникновения в ней повышенного напряжения и пробоя изоляции.

Для выключения зажигания в магнето служит выключатель 17, которым первичную обмотку катушки замыкают на массу помимо прерывателя и подача тока к свечам прекращается.

Электрооборудование тракторов. На рис. 12 представлена схе­ ма электрооборудования трактора ДТ-75. Электрооборудование состоит из генератора 2 постоянного тока; реле-регулятора 3; ак­ кумуляторной батареи 15; стартера 16; двух передних 1 и двух

Рис. 12. Схема электрооборудования трактора ДТ-75:

/-передняя фара,

2 — генератор,

3 — реле-регулятор,

'/— блок

плавких

предохранителей,

5 — кнопка

сигнала,

6 — переключатель

плафона

п

вентилятора

кабины,

7 — штепсельный

разъем,

8 — переключатели задних

фар,

9 -

звуковом

сигнал,

10— плафон кабины,

И -

задняя

фара, 12 —лампа

освещения

щитка

приборов,

/3 —вентилятор кабины, /‘/ — пере­

ключатель

передних

фар,

15 — аккумуляторная

батарея, 16 — стартер,

/7 —штепсельная

розетка,

18 — переносная

лампа.

19 -

контрольный

элемент, 20 — электрофаксльный

подо­

греватель, 21 — кнопка включения

электрофакельного подогревателя, 22 —включатель лампы

 

 

 

 

 

щитка, 23 —амперметр

 

 

 

задних 11 фар; переключателей передних 14 и задних 8 фар; лам­ пы 12 освещения щитка приборов с включателем 22; плафона 10 кабины с переключателем 6, блока 4 плавких предохранителей; штепсельного разъема 7 на четыре точки для проводов от прицеп­ ных орудий; переносной лампы 18 со штепсельной разеткоп /7; зву­ кового сигнала 9 с кнопкой 5 включения; электрофакельного по­ догревателя 20 со спиралью накала, кнопкой 21 включения и конт­ рольным элементом 19; вентилятора 13 системы вентиляции кабины с выключателем 6.

На других тракторах, оборудованных генератором и аккумуля­ торной батареей, полные схемы электрооборудования имеют ана­ логичный вид.

32


Трансмиссия тракторов

Назначение трансмиссии — передавать вращение от коленчато­ го вала двигателя ведущим колесам трактора или ведущим звез­ дочкам гусеничного трактора.

Основные части трансмиссии (рис. 13): муфта сцепления 1, про­ межуточное соединение 2, коробка передач 3, центральная переда­ ча 4, задний мост 5, муфты управления — бортовые фрикционы 6 (в гусеничных тракторах) или дифференциал (в колесных тракто­ рах), бортовая конечная передача 7, коленчатый вал двигателя 8.

Рис. 13. Схема расположения механизмов трансмиссии трак­ торов:

/ —муфта

сцепления,

2 — промежуточное соединение, 3 — коробка пе­

редач,

4 — центральная передача,

5 —задний

мост, 6 — муфты управ­

ления

или

бортовые

фрикционы,

7 —конечная

передача, 8 — коленча­

 

 

 

тый вал двигателя

 

Муфта сцепления предназначена для соединения и разъедине­ ния маховика коленчатого вала двигателя с механизмами транс­ миссии трактора.

Крутящий момент передается от маховика к трансмиссии сила­ ми трения между дисками при сжатии их с определенным усилием.

В современных тракторах есть увеличитель крутящего момента (УКМ). На рис. 14 показана схема увеличителя крутящего момен­ та трактора ДТ-75.

Муфты сцепления у тракторов по числу ведомых дисков делят­ ся на однодисковые, двухдисковые и многодисковые, а по способу включения — на постоянно замкнутые и непостоянно замкнутые.

Промежуточное соединение (карданная передача) передает вра­ щение от вала муфты сцепления трактора к валу коробки передач.

Коробка передач служит для изменения скорости движения трактора с одновременным изменением его тягового усилия, а так­ же для получения заднего хода и отсоединения от механизмов хо­ довых систем тракторов при стоянках.

2 Д. Т. Ковалин

33


Для понижения скорости (0,5—1,5 км/ч) используют шестерен­ чатый редуктор — ходоумепьшитель, устанавливаемый рядом с ко­ робкой передач.

/ —вал.

2 — ведущий

диск

муфты,

— ведомый диск

муфты увеличителя,

4 — обгонная муфта, 5

и /0 — са­

теллиты,

6 —осп сателлита,

7 — солнечная

шестерня,

5 — ведомая шестерня, 9 — первичный

вал коробки пере­

 

дач, I I —тормозок

 

 

Задний мост гусеничного трактора представляет собой корпус, внутри которого помещены центральная передача муфты управле­ ния, тормозное устройство и конечные передачи.

Ходовая часть и органы управления

К ходовой части относятся устройства, с помощью которых трак­ тор передвигается по поверхности почвы. Ходовая часть обеспечи­ вает определенное сцепление трактора с почвой, необходимое для получения нормального тягового усилия.

Главные элементы ходовой части гусеничных тракторов. Ходо­ вая часть гусеничных тракторов состоит из остова, гусеничных дви­ жителей и подвески.

Движители обеспечивают передвижение трактора, они располо­ жены по обеим сторонам остова трактора и приводятся в действие от двигателя через силовую передачу.

Подвеска соединяет остов с гусеничными движителями и обес­ печивает плавность хода трактора. •

Гусеничный движитель (рис. 15) состоит из ведущей звездочки (ведущего колеса) 5, натяжного колеса 2, опорных катков 3, под­ держивающих роликов 1 и гусеницы 4.

При работе двигателя и включенной передаче усилие от двига­ теля передается к ведущим звездочкам. При вращении звездочки 5 зубья зацепляются за цевки гусеницы 4 и поочередно двигают вперед остов трактора, который па опорных катках перекатывает-' ся по гусеницам. Гусеница, перемещаясь по поддерживающим ро­ ликам 1 и огибая натяжное колесо 2, непрерывно подстилается спереди под опорные катки.

34