Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фильтр томкой очистки топлива 12 предназначен для очистки

топлива от более мелких механических частиц.

В карбюраторных двигателях топливная система не имеет тру­ щихся деталей, поэтому высокая степень очистки топлива не тре­

буется, тем более что его вязкость невелика.

Дизельные двигатели работают па более вязком топливе. Оно требует дополнительной очистки, для которой служат фильтры с фильтрующими элементами из хлопчатобумажной ткани.

Работа двигателя зависит от процесса смесеобразования и сле­ дующего за ним процесса сгорания. Качество же смесеобразования зависит от давления впрыска, конструкции распылителя форсунки

и вязкости топлива.

Для прокачивания дизельного топлива через фильтры и для по­ дачи его под повышенным давлением к насосу в дизелях служат подкачивающие помпы плунжерного или шестеренчатого типа. Подкачивающую помпу применяют на большинстве дизельных дви­ гателей, она крепится к корпусу топливного насоса.

Топливный насос подает топливо в форсунки, которые обеспе­ чивают тонкий распыл топлива в виде конуса.

Насос подает топливо в установленные моменты, определяемые числом оборотов коленчатого вала двигателя и порядком работы цилиндров.

На дизельных тракторных двигателях используются многоплунжериые и одноплунжерные топливные насосы. Многоплунжерные иасосы бывают секционные, у которых каждый насосный элемент смонтирован в отдельном корпусе (дизель КДМ-ЮО), и несекцион­ ные, у которых все насосные элементы заключены в одной головке насоса (Д-54А, СМД-15, Д-37М и др.).

В одноплунжерных насосах используется только одна секция, для этого она имеет специальный привод и распределительную головку (дизель Д-40М (Л), Д-54А, СМД и др.).

Регуляторы тракторных двигателей. Во время работы двигате­ ли подвергаются переменной нагрузке, что приводит к изменению числа оборотов коленчатого вала. При увеличении нагрузки число оборотов, а следовательно, и скорость движения, уменьшаются, при снижении — возрастают.

Число оборотов коленчатого вала в карбюраторных двигателях увеличивается открытием дроссельной заслонки, а в дизельных — перемещением рейки топливного иасоса. Лучше всего двигатель работает при постоянном числе оборотов коленчатого вала; это достигается изменением подачи рабочей смеси или топлива в ци­ линдры с одновременным изменением нагрузки.

Режим работы тракторных двигателей регулируется специаль­ ными всережимнымн центробежными регуляторами, с помощью которых можно поддерживать постоянным любое заданное число оборотов вала двигателя. При изменении нагрузки регулятора ав­ томатически поддерживается нормальное число оборотов коленча­ того вала для заданного режима работы двигателя.

25


Система смазки

Назначение системы смазки — непрерывная подача масла к тру­ щимся поверхностям в целях охлаждения их и отвода тепла. В качестве смазочных материалов применяются разные масла. Зи­ мой тракторные двигатели смазывают менее вязким автолом 10 (АК-10), летом более вязким автолом (АК-15). Дизельные двигатели смазывают дизельным маслом с присадкой (комплекс­ ные добавки, улучшающие смазочные свойства).

Подшипники вентилятора и натяжного ролика ремней вентиля­ тора смазывают солидолом, а трущиеся части консистентной смаз­ кой или костным маслом.

К любым видам смазочных масел предъявляют следующие тре­ бования: сохранение определенной вязкости, отсутствие механиче­ ских примесей, воды, кислот, щелочей; масла не должны разлагать­ ся под действием высоких температур, не должны образовывать смол, нагара, золы в больших количествах.

В зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхно­ стям деталей различают системы смазки разбрызгиванием, под давлением и комбинированную.

При смазке разбрызгиванием масло, залитое в картер, разбрыз­ гивается в виде капель по движущимся деталям и попадает к тру­ щимся поверхностям.

При смазке под давлением масло подводится к трущимся по­ верхностям под давлением, создаваемым специальным насосом.

При комбинированной смазке наиболее нагруженные детали (шейки коленчатых валов и их подшипники) смазываются под дав­ лением, а детали менее нагруженные, пли детали, к которым пода­ ча масла под давлением затруднена (например, к зеркалу цилинд­ ра), смазываются разбрызгиванием.

В основном в тракторных двигателях применяется комбиниро­ ванная система смазки.

Система охлаждения

Назначение системы охлаждения — предохранять двигатель ог перегрева, так как вследствие выгорания масла снижается мощ­ ность двигателя, ухудшается смазка трущихся поверхностей.

Различают воздушную и жидкостную системы охлаждения

(рис. 9).

В процессе жидкостного охлаждения жидкость (вода) подводит­ ся к нагретым деталям двигателя непрерывно и передает восприня­ тое тепло воздуху. Если подвести охлаждающую воду к нагретым деталям (например, к поршню) невозможно, усиливают охлажде­ ние соседних деталей. Для этого в головках и цилиндрах двигателя устраивают вторую стенку (рубашку) и пространство между ними заполняют водой.

Тепло от воды воздуху передается через радиатор 1. Для уси­ ления теплопередачи радиаторы обдувают потоком воздуха, кото­ рый засасывается вентилятором 7.

26


Непрерывное охлаждение детален обеспечивается циркуляцией воды между рубашкой двигателя 5 и радиатором, для чего радиа­ тор связывают с рубашкой двигателя трубопроводами 4 и 6.

Циркуляция воды происходит вследствие разности удельного веса холодной и нагретой воды — термосифонная или под действи­ ем насоса — принудительная.

Рис. 9. Схемы действия различных систем охлаждения:

а — с термосифонной циркуляцией воды, 6 — с принудительной циркуляцией воды, в —с принудительной циркуляцией воды и дополнительными устройствами, г —с принудительной

подачей

охлаждающего

воздуха; / — радиатор,

2 — заливная

горловина, 3 — контрольная

трубка,

'/ — отводящий

трубопровод, 5 —водяная

рубашка

двигателя,

6 — подводящий тру­

бопровод,

7 — вентилятор,

8 — пробка сливного

отверстия,

9 — водяной насос, 10 — трубка

радиатора,

// —шторка,

12 — паровоздушный клапан,

13 — термостат,

/4 —термометр, 15

датчик

термометра, 16 — водораспределительная

труба,

17 — патрубок,

18 — разогреватель-

ное устройство, 19— патрубок,

подводящий воду к разогрсвательному устройству, 20 — водо­

отводная трубка термостата,

21 — головка цилиндра,

22 — дефлекторы, 23 — охлаждающие

 

 

 

 

 

ребра, 24 — цилиндр

 

 

 

При термосифонной системе охлаждения

вода

в рубашке (во

время работы двигателя) нагревается, удельный вес ее становится меньше удельного веса воды в радиаторе. Вследствие этого вода из радиатора вытесняет нагретую воду из рубашки в радиатор, где она отдает тепло атмосферному воздуху, температура ее понижа­ ется и она снова начинает вытеснять воду, нагретую в рубашке.

Но термосифонный напор недостаточен, и для интенсивной цир­ куляции воды применяется принудительная система охлаждения, при которой интенсивность циркуляции создает водяной насос

(рис. 9, б ).

Принудительная система охлаждения имеется у многих трак­ торных двигателей, в том числе у двигателей Д-48А1 (Л), СМД-14,

Д-54А.

27


Принудительная система охлаждения может быть открытой и закрытой.

Открытой системой называют систему, при которой верхний ре­ зервуар радиатора сообщается с атмосферой через контрольную трубку 3.

Закрытая система охлаждения непосредственно с атмосферой не сообщается.

Для устранения конденсации пара в радиаторе при охлаждении двигателя в случае закрытой системы охлаждения, что приводит к порче Трубок, радиатор снабжают паровоздушным клапаном 12, который монтируется в отдельном корпусе (дизель КДМ-100) пли в крышке горловины радиатора.

Схема системы охлаждения с принудительной подачей охлаж­ денного воздуха показана на рис. 9, г.

Система с принудительной подачей охлажденного воздуха име­ ет меньший вес, проста в обслуживании, не грозит разморажива­ нием блок-картера в случае замерзания охлажденной воды в сис­ теме, упрощает пуск в холодное время. Однако при пей плохо ох­ лаждаются многие детали, находящиеся внутри двигателя, дополнительно расходуется мощность на привод вентилятора. Что­ бы устранить этот недостаток, в наружной поверхности цилиндров и головок делают ребра 23.

Вентилятор при скорости вращения 4800—5200 об/мин нагнета­ ет захватываемый воздух под кожух, создавая под ним значитель­ ное давление. Благодаря этому воздух поступает в межреберпое пространство цилиндров и головок, обдувая которые отбирает от них тепло. Дефлекторы 22 направляют потоки воздуха так, чтобы они обдували цилиндры и головки со всех сторон.

Системы зажигания и электрооборудования

Воспламенение рабочей смеси. Воспламенение рабочей смеси происходит по-разному и зависит от типа двигателей и вида топ­ лива.

В дизельных двигателях рабочая смесь воспламеняется внутри цилиндра при вспрыске от тепла сжатого воздуха, нагретого до 700° С, в карбюраторных и газовых двигателях — от электрической искры, образующейся между электродами свечи.

Для получения электрической искры в цилиндре со сжатой ра­ бочей смесью необходим электрический ток высокого напряжения, который вырабатывается в системе динамобатарейного зажигания (в автомобильных двигателях) или от магнето (в тракторных дви­ гателях) .

В с и с т е м у д и н а м о б а т а р е й н о г о з а ж и г а и и я вхо­ дят:

аккумуляторная батарея, питающая током низкого напряжения систему зажигания в период пуска двигателя;

динамомашина (генератор) постоянного тока, которая питает

28


систему зажигания, зарядку аккумуляторной батареи, сигнализа­

цию и освещение; реле-регулятор, направляющий электроток в систему зажига­

ния; индукционная катушка (бобина), которая преобразовывает ток

низкого напряжения, вырабатываемый аккумулятором или генера­ тором, в ток высокого напряжения для образования искры между электродами запальной свечи;

Рак. 10. Схема магнето:

/ — боковая стоика

магнитной

системы, 2 — вращающийся

магнит,

3 —неподвижный

кон­

такт

прерывателя,

-/ — кулачок

прерывателя,

5 — подвижный

контакт

прерывателя, 6 — кон­

такт

диска распределителя. 7 — скользящая

щетка распределителя,

8 —диск распределите­

ля,

9 — центральный угольный

контакт. 10 —крышка распределителя,

П —провода,

}2

свечи зажигания,

13 — конденсатор, 14 — искровой предохранительный

зазор, '15 — первич­

ная

обмотка, 10 —вторичная обмотка, /7 — выключатель магнето, 18 — сердечник катушки

 

прерыватель-распределитель,

заключающий в себе прерыватель

тока низкого напряжения, конденсатор, распределитель тока высо­ кого напряжения, центробежный и вакуумный регулятор угла опережения зажигания и октаи-корректор;

запальные свечи, назначение которых создавать электрическую искру для воспламенения рабочей смеси;

замок зажигания для включения и выключения тока в цепи пер­ вичной обмотки индукционной катушки и в цепи контрольно-изме­ рительных приборов.

В тракторных двигателях используют с и с т е м у з а ж и г а н и я от ма г н е т о . Магнето (рис. 10) представляет собой прибор, вы­ рабатывающий ток низкого напряжения, а затем преобразующий его в ток высокого напряжения и распределяющий по свечам зажи­ гания в соответствии с порядком работы двигателя.

29