Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Фильтр томкой очистки топлива 12 предназначен для очистки
топлива от более мелких механических частиц.
В карбюраторных двигателях топливная система не имеет тру щихся деталей, поэтому высокая степень очистки топлива не тре
буется, тем более что его вязкость невелика.
Дизельные двигатели работают па более вязком топливе. Оно требует дополнительной очистки, для которой служат фильтры с фильтрующими элементами из хлопчатобумажной ткани.
Работа двигателя зависит от процесса смесеобразования и сле дующего за ним процесса сгорания. Качество же смесеобразования зависит от давления впрыска, конструкции распылителя форсунки
и вязкости топлива.
Для прокачивания дизельного топлива через фильтры и для по дачи его под повышенным давлением к насосу в дизелях служат подкачивающие помпы плунжерного или шестеренчатого типа. Подкачивающую помпу применяют на большинстве дизельных дви гателей, она крепится к корпусу топливного насоса.
Топливный насос подает топливо в форсунки, которые обеспе чивают тонкий распыл топлива в виде конуса.
Насос подает топливо в установленные моменты, определяемые числом оборотов коленчатого вала двигателя и порядком работы цилиндров.
На дизельных тракторных двигателях используются многоплунжериые и одноплунжерные топливные насосы. Многоплунжерные иасосы бывают секционные, у которых каждый насосный элемент смонтирован в отдельном корпусе (дизель КДМ-ЮО), и несекцион ные, у которых все насосные элементы заключены в одной головке насоса (Д-54А, СМД-15, Д-37М и др.).
В одноплунжерных насосах используется только одна секция, для этого она имеет специальный привод и распределительную головку (дизель Д-40М (Л), Д-54А, СМД и др.).
Регуляторы тракторных двигателей. Во время работы двигате ли подвергаются переменной нагрузке, что приводит к изменению числа оборотов коленчатого вала. При увеличении нагрузки число оборотов, а следовательно, и скорость движения, уменьшаются, при снижении — возрастают.
Число оборотов коленчатого вала в карбюраторных двигателях увеличивается открытием дроссельной заслонки, а в дизельных — перемещением рейки топливного иасоса. Лучше всего двигатель работает при постоянном числе оборотов коленчатого вала; это достигается изменением подачи рабочей смеси или топлива в ци линдры с одновременным изменением нагрузки.
Режим работы тракторных двигателей регулируется специаль ными всережимнымн центробежными регуляторами, с помощью которых можно поддерживать постоянным любое заданное число оборотов вала двигателя. При изменении нагрузки регулятора ав томатически поддерживается нормальное число оборотов коленча того вала для заданного режима работы двигателя.
25
Система смазки
Назначение системы смазки — непрерывная подача масла к тру щимся поверхностям в целях охлаждения их и отвода тепла. В качестве смазочных материалов применяются разные масла. Зи мой тракторные двигатели смазывают менее вязким автолом 10 (АК-10), летом более вязким автолом (АК-15). Дизельные двигатели смазывают дизельным маслом с присадкой (комплекс ные добавки, улучшающие смазочные свойства).
Подшипники вентилятора и натяжного ролика ремней вентиля тора смазывают солидолом, а трущиеся части консистентной смаз кой или костным маслом.
К любым видам смазочных масел предъявляют следующие тре бования: сохранение определенной вязкости, отсутствие механиче ских примесей, воды, кислот, щелочей; масла не должны разлагать ся под действием высоких температур, не должны образовывать смол, нагара, золы в больших количествах.
В зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхно стям деталей различают системы смазки разбрызгиванием, под давлением и комбинированную.
При смазке разбрызгиванием масло, залитое в картер, разбрыз гивается в виде капель по движущимся деталям и попадает к тру щимся поверхностям.
При смазке под давлением масло подводится к трущимся по верхностям под давлением, создаваемым специальным насосом.
При комбинированной смазке наиболее нагруженные детали (шейки коленчатых валов и их подшипники) смазываются под дав лением, а детали менее нагруженные, пли детали, к которым пода ча масла под давлением затруднена (например, к зеркалу цилинд ра), смазываются разбрызгиванием.
В основном в тракторных двигателях применяется комбиниро ванная система смазки.
Система охлаждения
Назначение системы охлаждения — предохранять двигатель ог перегрева, так как вследствие выгорания масла снижается мощ ность двигателя, ухудшается смазка трущихся поверхностей.
Различают воздушную и жидкостную системы охлаждения
(рис. 9).
В процессе жидкостного охлаждения жидкость (вода) подводит ся к нагретым деталям двигателя непрерывно и передает восприня тое тепло воздуху. Если подвести охлаждающую воду к нагретым деталям (например, к поршню) невозможно, усиливают охлажде ние соседних деталей. Для этого в головках и цилиндрах двигателя устраивают вторую стенку (рубашку) и пространство между ними заполняют водой.
Тепло от воды воздуху передается через радиатор 1. Для уси ления теплопередачи радиаторы обдувают потоком воздуха, кото рый засасывается вентилятором 7.
26
Непрерывное охлаждение детален обеспечивается циркуляцией воды между рубашкой двигателя 5 и радиатором, для чего радиа тор связывают с рубашкой двигателя трубопроводами 4 и 6.
Циркуляция воды происходит вследствие разности удельного веса холодной и нагретой воды — термосифонная или под действи ем насоса — принудительная.
Рис. 9. Схемы действия различных систем охлаждения:
а — с термосифонной циркуляцией воды, 6 — с принудительной циркуляцией воды, в —с принудительной циркуляцией воды и дополнительными устройствами, г —с принудительной
подачей |
охлаждающего |
воздуха; / — радиатор, |
2 — заливная |
горловина, 3 — контрольная |
||||||
трубка, |
'/ — отводящий |
трубопровод, 5 —водяная |
рубашка |
двигателя, |
6 — подводящий тру |
|||||
бопровод, |
7 — вентилятор, |
8 — пробка сливного |
отверстия, |
9 — водяной насос, 10 — трубка |
||||||
радиатора, |
// —шторка, |
12 — паровоздушный клапан, |
13 — термостат, |
/4 —термометр, 15 — |
||||||
датчик |
термометра, 16 — водораспределительная |
труба, |
17 — патрубок, |
18 — разогреватель- |
||||||
ное устройство, 19— патрубок, |
подводящий воду к разогрсвательному устройству, 20 — водо |
|||||||||
отводная трубка термостата, |
21 — головка цилиндра, |
22 — дефлекторы, 23 — охлаждающие |
||||||||
|
|
|
|
|
ребра, 24 — цилиндр |
|
|
|
||
При термосифонной системе охлаждения |
вода |
в рубашке (во |
время работы двигателя) нагревается, удельный вес ее становится меньше удельного веса воды в радиаторе. Вследствие этого вода из радиатора вытесняет нагретую воду из рубашки в радиатор, где она отдает тепло атмосферному воздуху, температура ее понижа ется и она снова начинает вытеснять воду, нагретую в рубашке.
Но термосифонный напор недостаточен, и для интенсивной цир куляции воды применяется принудительная система охлаждения, при которой интенсивность циркуляции создает водяной насос
(рис. 9, б ).
Принудительная система охлаждения имеется у многих трак торных двигателей, в том числе у двигателей Д-48А1 (Л), СМД-14,
Д-54А.
27
Принудительная система охлаждения может быть открытой и закрытой.
Открытой системой называют систему, при которой верхний ре зервуар радиатора сообщается с атмосферой через контрольную трубку 3.
Закрытая система охлаждения непосредственно с атмосферой не сообщается.
Для устранения конденсации пара в радиаторе при охлаждении двигателя в случае закрытой системы охлаждения, что приводит к порче Трубок, радиатор снабжают паровоздушным клапаном 12, который монтируется в отдельном корпусе (дизель КДМ-100) пли в крышке горловины радиатора.
Схема системы охлаждения с принудительной подачей охлаж денного воздуха показана на рис. 9, г.
Система с принудительной подачей охлажденного воздуха име ет меньший вес, проста в обслуживании, не грозит разморажива нием блок-картера в случае замерзания охлажденной воды в сис теме, упрощает пуск в холодное время. Однако при пей плохо ох лаждаются многие детали, находящиеся внутри двигателя, дополнительно расходуется мощность на привод вентилятора. Что бы устранить этот недостаток, в наружной поверхности цилиндров и головок делают ребра 23.
Вентилятор при скорости вращения 4800—5200 об/мин нагнета ет захватываемый воздух под кожух, создавая под ним значитель ное давление. Благодаря этому воздух поступает в межреберпое пространство цилиндров и головок, обдувая которые отбирает от них тепло. Дефлекторы 22 направляют потоки воздуха так, чтобы они обдували цилиндры и головки со всех сторон.
Системы зажигания и электрооборудования
Воспламенение рабочей смеси. Воспламенение рабочей смеси происходит по-разному и зависит от типа двигателей и вида топ лива.
В дизельных двигателях рабочая смесь воспламеняется внутри цилиндра при вспрыске от тепла сжатого воздуха, нагретого до 700° С, в карбюраторных и газовых двигателях — от электрической искры, образующейся между электродами свечи.
Для получения электрической искры в цилиндре со сжатой ра бочей смесью необходим электрический ток высокого напряжения, который вырабатывается в системе динамобатарейного зажигания (в автомобильных двигателях) или от магнето (в тракторных дви гателях) .
В с и с т е м у д и н а м о б а т а р е й н о г о з а ж и г а и и я вхо дят:
аккумуляторная батарея, питающая током низкого напряжения систему зажигания в период пуска двигателя;
динамомашина (генератор) постоянного тока, которая питает
28
систему зажигания, зарядку аккумуляторной батареи, сигнализа
цию и освещение; реле-регулятор, направляющий электроток в систему зажига
ния; индукционная катушка (бобина), которая преобразовывает ток
низкого напряжения, вырабатываемый аккумулятором или генера тором, в ток высокого напряжения для образования искры между электродами запальной свечи;
Рак. 10. Схема магнето:
/ — боковая стоика |
магнитной |
системы, 2 — вращающийся |
магнит, |
3 —неподвижный |
кон |
|||
такт |
прерывателя, |
-/ — кулачок |
прерывателя, |
5 — подвижный |
контакт |
прерывателя, 6 — кон |
||
такт |
диска распределителя. 7 — скользящая |
щетка распределителя, |
8 —диск распределите |
|||||
ля, |
9 — центральный угольный |
контакт. 10 —крышка распределителя, |
П —провода, |
}2 — |
||||
свечи зажигания, |
13 — конденсатор, 14 — искровой предохранительный |
зазор, '15 — первич |
||||||
ная |
обмотка, 10 —вторичная обмотка, /7 — выключатель магнето, 18 — сердечник катушки |
|||||||
|
прерыватель-распределитель, |
заключающий в себе прерыватель |
тока низкого напряжения, конденсатор, распределитель тока высо кого напряжения, центробежный и вакуумный регулятор угла опережения зажигания и октаи-корректор;
запальные свечи, назначение которых создавать электрическую искру для воспламенения рабочей смеси;
замок зажигания для включения и выключения тока в цепи пер вичной обмотки индукционной катушки и в цепи контрольно-изме рительных приборов.
В тракторных двигателях используют с и с т е м у з а ж и г а н и я от ма г н е т о . Магнето (рис. 10) представляет собой прибор, вы рабатывающий ток низкого напряжения, а затем преобразующий его в ток высокого напряжения и распределяющий по свечам зажи гания в соответствии с порядком работы двигателя.
29