Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
1шх центров, вызывающих самоускорение реакций. Таким образом, согласно перекисной теории, детонация возникает в результате образования, а затем распада нестойких кисло родсодержащих веществ в последней фазе горения топлива. Следовательно, на возникновение детонации главным об разом влияет химический состав топлива. Если детонаци онная стойкость топлива низкая, то процесс образования перекисей и гидроперекисей протекает очень интенсивно
ивозникает детонация. Если в топливе много аромати ческих и изопарафиновых углеводородов, обладающих высокой детонационной стойкостью, образование кисло родсодержащих веществ идет очень медленно, и к моменту сгорания последней части циклового заряда их недостаточ но для возникновения детонации.
Кроме химического состава топлива, степени сжатия
иконструктивных особенностей двигателя на возникно вение детонации влияют условия эксплуатации. Наиболее благоприятны условия возникновения детонации, если горючая смесь близка к нормальной. Обогащение и обед нение смеси снижают детонацию, так как в первом случае уменьшается активность горючей смеси из-за недостатка кислорода, меньше образуется кислородсодержащих ве ществ, а во втором — смесь разбавляется большим коли чеством избыточного воздуха, что снижает температуру и
давление процесса, уменьшает скорость распространения пламени.
Для снижения детонации обычно уменьшают угол опе режения зажигания или увеличивают частоту вращения. Как в первом, так и во втором случае сокращается время на подготовку горючей смеси к воспламенению, сгоранию и образованию продуктов окисления топлива. Прикрывая дроссельную заслонку, уменьшают порцию горючей сме си, что также ослабляет детонацию. Снижается склонность
кдетонации при лучшем охлаждении двигателя и в хо лодное время года, когда в двигатель поступает холодный воздух. Температура засасываемого воздуха летом зна чительно выше, что повышает температуру и давление горючей смеси, а следовательно, увеличивает склонность
кдетонации. При повышенной влажности воздуха коли чество тепла, идущее на испарение воды, увеличивается, что снижает склонность к возникновению детонации.
Изменением условий эксплуатации можно в какой-то степени ослабить детонацию, но полностью исключить ее нельзя. Основным является правильный подбор топлива
70
для данного типа двигателя. Детонационная стойкость топлива — способность противостоять детонации оце нивается октановым числом.
§ 4. Октановое число
Детонационная стойкость как индивидуальных угле водородов, так и нефтяных топлив неодинаково проявляет ся на бедных и богатых горючих смесях. При избытке кис лорода (бедные смеси) высокую детонационную стойкость имеют изомеры парафиновых углеводородов. При недостат ке кислорода (богатые смеси) более стойки ароматические углеводороды. При любых составах рабочих смесей наи меньшую детонационную стойкость имеют парафиновые углеводороды нормального строения. Нафтеновые и непре дельные углеводороды занимают промежуточное поло
жение.
Поскольку углеводороды, обладающие высокой дето национной стойкостью (изопарафины, ароматики), неоди наково ведут себя на различных смесях, для более полной характеристики высокооктановых топлив их детонацион ную стойкость оценивают при работе двигателя на бедной и богатой смесях. Работой двигателя на бедных смесях оценивается октановое число, а на богатых — сортность топлива. Октановое число устанавливается для всех бен зинов (автомобильные, авиационные), а сортность — толь ко для авиационных.
Октановое число бензина устанавливают методом его сравнения с эталонным топливом на специальной одно цилиндровой установке. Эталонное топливо составляют из двух индивидуальных углеводородов: изооктана (вы сокая детонационная стойкость) и н-гептана (низкая дето национная стойкость). Физические свойства этих углево дородов близки, но строение различно, чем и объясняется их разная детонационная стойкость.
Изооктан С8Н18 — один из изомеров октана, а именно 2, 2,4-триметилпентан, его строение
СИ» |
сИ з |
! |
I |
СН3— С—СН2—сн—сн3
СН3
Условно детонационная стойкость изооктана принята за 100 единиц. Он не детонирует в двигателях до степени сжа
80
тия s —8,15 8,3. Н-гептаи С7Н 1в имеет цепочное строение СЫз СН2 СН2 — СН2 — СН2 — СН2 — СН3, его де тонационная стойкость принята за нуль, он мог бы рабо тать в двигателях со степенью сжатия е=3,5. Следова тельно, смешивая в определенных объемах эти углеводо
роды, можно получить детонационную стойкость от 0 до 100 единиц.
Наиболее распространенным и общепринятым показа телем детонационной стойкости является октановое число, определяемое моторным методом. Для этой цели у нас в Советском Союзе и в некоторых демократических странах используется одноцилиндровая установка ИТ9-2М, поз воляющая проводить испытания с переменной степенью сжатия (е от 4—10 единиц).
При строго определенных условиях двигатель работа ет на топливе, октановое число которого нужно установить. Постепенно увеличивают степень сжатия, пока двигатель не начнет детонировать. Интенсивность детонации фикси руется приборами. Затем при данной степени сжатия дви гатель работает на эталонной смеси, состав которой под бирают так, чтобы интенсивность детонации была одина ковой с испытуемым топливом. Количество изооктана в эталонной смеси и показывает октановое число топлива.
Итак, октановое число — это условная единица измерения детонационной стойкости топлив, которая показывает процентное содержание (по объему) изооктана в искусст венно приготовленной смеси, состоящей из изооктана и гептана, .по своей детонационной стойкости равноценной испытуемому топливу. Например, в бензине марки А-76 цифра показывает, что его детонационная стойкость та кая же, как и у смеси — 76% изооктана и 24% гептана.
Во многих капиталистических странах, а за последние годы и у нас в СССР детонационная стойкость, кроме мо торного, определяется и по исследовательскому методу на установке ИТ9-6. Испытания бензина проводятся в ре жиме работы двигателя легкового автомобиля при его езде в условиях города (ограниченные мощности, частые остановки, пониженный тепловой режим). Если октановое число определено по исследовательскому методу, то это указывается в марке бензина. Например, АИ-98 — автомо бильный бензин, октановое число по исследовательскому методу равно 98 единицам.
Режим работы двигателя при определении октанового чхгсла по моторному методу более форсирован, характери-
81
Зуется большей тепловой напряженностью, он соответст вует длительной работе груженого автомобиля при его движении по загородным маршрутам.
В таблице 5 приведены условия испытания автомобиль ных бензинов при определении октановых чисел по мотор ному и исследовательскому методам [10].
|
Т а б л и ц а 5 |
|
Метод |
Показатели |
исследовательский |
моторный |
Установка для испытаний |
ИТ9-2М или |
|
ИТ9-6 пли |
||||||
Двигатель |
|
|
УИТ-65 |
|
УИТ-65 |
||||
|
|
Одноцилиндровый с переменной |
|||||||
Размеры двигателя, мм: |
|
степенью |
сжатия |
|
|||||
85 |
|
|
|
85 |
|
||||
диаметр цилиндра |
|
|
|
|
|||||
ход поршня |
вала, |
115 |
±10 |
|
115 |
±10 |
|||
Частота |
вращения |
900 |
|
600 |
|||||
об/мин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура, град.: |
|
100 |
±2 |
|
100 |
±2 |
|||
в системе охлаждения |
|
||||||||
воздуха |
|
40—50 |
Не |
|
52 |
±2 |
|||
смеси |
в картере |
|
140 |
±1 |
подогревается |
||||
масла |
зажи- |
50—75 |
|
13° |
50—75 |
||||
Угол |
опережения |
26° до ВМТ при |
|
до ВМТ |
|||||
гания |
|
|
е = 5,0 |
и 19° |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
До ВМТ при |
|
|
|
|
|
Состав смеси |
|
е = 7,0 |
|
|
|
|
|||
|
Соответствует максимуму детонации |
||||||||
Установки ИТ9-2М, ИТ9-6 и УИТ-65 имеют однотип |
|||||||||
ные |
одноцилиндровые |
двигатели, агрегаты |
и |
приборы, |
но условия испытаний на них разные. На установке УИТ65 можно определять октановые числа как по моторному, так и по исследовательскому методу.
По моторному методу лучше оценивать детонационную стойкость топлив, применяемых в нижнеклапанных дви гателях с небольшой степенью сжатия, а по исследова тельскому — в высокофорсированных двигателях с верх ним расположением клапанов. Разницу в октановых чис лах, определенных по моторному и исследовательскому методам, называют чувствительностью топлива.
Сортность авиационных бензинов определяют на бога той смеси на установке ИТ9-1 с наддувом, которая но кон
82
струкции и режиму работы заметно отличается от установ ки ИТ9-2 [8]. Если определена сортность, то в марке бензи на указывают две цифры. Например, Б95/130—бензин авиа ционный, цифра в числителе указывает октановое число, определенное по моторному методу, в знаменателе — сорт ность (цифра 130 показывает, что двигатель при работе на богатой смеси развивает мощность на 30% выше, чем изооктан).
Некоторые углеводороды имеют октановые числа выше, чем изооктан (толуол 103, триптан 104, м-ксилол 103), другие — ниже, чем н-гептан (н-октан минус 20, н-декан минус 53), следовательно первые углеводороды по детона ционной стойкости выше изооктана, а вторые — ниже н-гептана.
Для сравнения в таблице 6 приведены октановые числа некоторых углеводородов, содержащих в молекуле по шесть углеродных атомов.
|
|
|
Т а б л и ц а 6 |
|
Наименование |
Формула |
Класс углеводородов |
Октановое |
|
углеводорода |
число |
|||
Н-гексан |
с.н14 |
Метановый (Н-алкан) |
25 |
|
Изогексан (2,2-ди- |
CeHl4 |
Метановый (изоалкан) |
93 |
|
метялбутан) |
Г-е И-и |
Олефиновый |
(непредель |
69 |
Гексеп-1 |
||||
Гексадиен-1,3 |
|
ный, одна двойная связь) |
|
|
ЦИц) |
Диолефпновый |
(непредель |
79 |
|
Циклогексан |
ИбИха |
ный, две двойные связи) |
|
|
Нафтеновый (диклан) |
78 |
|||
Бензол |
с«н. |
Ароматический (арен) |
106 |
§ 5. Антидетонаторы
Для современных двигателей требуются бензины с вы сокой детонационной стойкостью. Такие бензины можно получить подбором сырья, технологией переработки, до бавлением высокооктановых компонентов. Очень часто октановое число повышают, вводя в бензин антидетона торы — вещества, добавляемые к топливу в небольших количествах для повышения его детонационной стой кости.
В настоящее время в качестве антидетонатора ис пользуют тетраэтилсвинец (ТЭС) РЬ(С2Н 6)4 — густую бес-
83