Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работы, выполненные налги по изучению стабильности карбюраторных топлив, показывают, что основное влияние на накопление смол оказывает температура (см. табл. 8).

Кроме температуры и действия световых лучей, на ин­ тенсивность образования смол большое влияние оказы­ вает заполнение емкости. Так, у автомобильного бензина, хранившегося в полной бочке (заполнение 93%), через 6 месяцев содержание фактических смол возросло с 12 до 49 мг/100 мл, а при хранении в бочке, заполненной на 50°/о, возросло до 152 мг/100 мл.

Наличие в резервуарах, бочках и баках старых про­ дуктов окисления, воды, механических примесей, окалины еще более интенсифицирует процесс окисления. Так, за 6 месяцев хранения бензина в таре, заполненной на 50%, на дне которой имелись осадки и вода, содержание факти­ ческих смол повысилось с 12 до 192 мг/100 мл (топливо хранилось в закрытом сарае в весенне-летний период).

§ 7 , Коррозийные свойства топлив

Коррозию резервуаров, цистерн, топливных баков, трубопроводов, деталей топливоподающей аппаратуры вызывают активные сернистые соединения, водораство­ римые (минеральные) кислоты или щелочи, вода, органи­

ческие кислоты. Углеводороды

топлива коррозии метал­

лов не вызывают.

 

Конечными продуктами окисления топлива будут С 02

(от сгорания углерода), II20

(от сгорания водорода) и

S03 (от сгорания серы). В каких бы соединениях (актив­ ных или неактивных) ни находилась сера в топливе, при ее сгорании всегда образуются коррозийно-активные кис­ лотные окислы серы. Поэтому коррозия деталей двигате­ ля (камеры сгорания, верхних компрессионных колец, выхлопной системы и др.) в основном зависит от количест­ ва сернистых соединений, содержащихся в топливе.

Основная масса сернистых соединений при получении топлив перегоняется с углеводородами, выкипающими при t выше 200°, следовательно находится в дистиллятах, идущих на получение керосинов и дизельных топлив. Количество сернистых соединений в бензинах не превыша­ ет 0,10—0,15%, а в керосинах — 1%.

Наиболее вредны и опасны в коррозийном отношении активные сернистые соединения, водорастворимые кисло­ ты и щелочи, а также вода; они в топливах не допускаются.

90


Вода, находящаяся в топливе как в растворенном со­ стоянии, так и в свободном (эмульсия, механические взвеси) вызывает сильную коррозию топливоподающей аппара­ туры.

В бензинах в растворенном состоянии количество воды не превышает тысячных долей процента. Гигроско­ пичность топлива зависит от фракционного состава (тя­ желые углеводороды поглощают несколько больше во­ ды), влажности окружающего воздуха (при повышенной влажности гигроскопичность выше) и химического состава топлива, она повышается с увеличением температуры. Бо­ лее гигроскопичны ароматические углеводороды (бензол и его производные), менее — парафиновые; нафтеновые и непредельные углеводороды занимают промежуточное положение.

Основную массу кислых соединений составляют наф­ теновые кислоты R — СООН и фенолы, чаще С6Н 6ОН. Органические кислоты обладают меньшим корродирую­ щим действием, чем минеральные. Они энергично вступа­ ют в реакцию с цветными металлами, особенно со свинцом и цинком, на черные металлы действуют очень слабо. Наиболее коррозийно-активны низкомолекулярные ор­ ганические кислоты (особенно в присутствии воды). С по­ вышением температуры действие кислот возрастает, а с увеличением молекулярной массы снижается.

При длительном хранении бензинов, особенно с низким индукционным периодом, содержание кислых органиче­ ских соединений увеличивается в результате окисления топлива, и его коррозийные свойства возрастают.

§ 8. Ассортимент топлив для карбюраторных двигателей

а) Автомобильные бензины. Получаемые в настоящее время автомобильные бензины представляют собой слож­ ную смесь различных компонентов. Базовым бензином служит бензин прямой перегонки или каталитического крекинга. В зависимости от марки получаемого бензина к базовому добавляют различные компоненты: для полу­ чения высокооктановых — ароматические углеводороды, алкилбензин; для низкооктановых — продукты термичес­ кого крекинга, полимербензины, а также легкие компонен­ ты, получаемые при переработке углеводородных газов. Во многие бензины добавляют антидетонаторы.

91

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

 

 

 

 

 

 

Марка

бензина

 

 

Показатели качества

 

А-66

А-72

А-7 6

API93

АИ-98

«Экст­

 

 

 

 

 

ра»

Октановое число:

 

 

66

72

76

85

89

 

по моторному методу,

 

не менее

 

 

 

Не иормир;/■ется

93

98

95

по исследовательскому,

не менее

 

 

 

0,6

Отсут­

0,41

0,82

0,82

Отсут­

Содержание ТЭС, г/кг, не

более

 

 

 

 

 

ствует

 

 

 

ствует

Фракционный состав:

для

 

 

 

 

 

 

н. к. t a,

не ниже,

 

 

 

 

 

 

бензина:

 

 

 

35

35

35

35

35

30

летнего

 

 

 

зимнего

выше, для

Не гормир:/ется

 

 

 

10% t a,

не

 

 

 

 

 

 

бензина:

 

 

 

79

70

70

70

70

68

летнего

 

 

 

зимнего

 

 

для

65

55

55

55

 

 

50% t Q,

не выше,

 

 

 

 

 

 

бензина:

 

 

 

125

115

115

115

115

115

летнего

 

 

 

зимнего

выше,

для

115

100

100

100

 

 

90% t a,

не

 

 

 

 

 

 

бензина:

 

 

 

195

180

180

180

180

140

летнего

 

 

 

зимнего

выше,

для

160

160

160

160

 

 

к. к. t°,

не

 

 

 

 

 

 

бензина:

 

 

 

205

195

195

195

195

185

летнего

 

 

 

зимнего

 

%,

не

185

185

185

185

Остаток и потери,

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,5

более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давление насыщенных па­

 

 

 

 

 

 

ров, мм рт. ст.,

 

 

 

 

 

 

 

 

не более, для бензина:

500

500

500

500

500

Не ме­

летнего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нее

зимнего

 

 

 

500— 500—

500— 500—

400

Кислотность, мг КОН/ЮОмл,

700

700

700

700

3,0

2,0

3,0

3,0

3,0

3,0

но более

фактических

15,0

10,0

10,0

7,0

7,0

3,0

Содержание

смол, мг/TOO мл,

не более

450

600

900

900

900

600

Индукционный

 

период,

мин, не более

 

 

0,15

0,12

0,10

0,10

0,10

 

Содержание серы,%,не более

 

Водорастворимые

кислоты

 

 

Отсутствуют

 

 

и щелочи,

вода и механи­

 

 

 

 

 

 

ческие примеси

медную

 

 

Выдерживает

 

 

Испытание

на

 

 

 

 

пластинку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

92


В соответствии с ГОСТ 2084—67 вырабатывается пять марок автомобильных бензинов (A-G6, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98) и по ВТУ 67-60 — бензин «Экстра». Все бензины, кроме АИ-98 и «Экстра», делятся на летние и зимние сорта. Летние должны использоваться во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля по 1 ок­ тября; в южных районах летние бензины можно приме­ нять весь год. Зимние в северных и северо-восточных райо­ нах используются круглый год, а в остальных районах — с 1 октября по 1 апреля.

Основные физико-химические показатели качества бен­ зинов приведены в таблице 9. Кроме указанных марок, в небольших количествах вырабатывается летний бензин марки А-76 (ГОСТ 5268—69) с улучшенными физико-хи­ мическими показателями. Так, в нем снижено до 1 мг/ 100 мл содержание органических кислот, до 8 мг/100 мл фактических смол, до 0,02% серы, индукционный период увеличен до 1200 мин. Бензину присвоен Государственный знак качества.

В города и районы (например, Москва и Московская область), где запрещено применение этилированного бен­ зина, поставляются только неэтилированные бензины этих же марок, основная же масса бензина в стране выраба­ тывается этилированным. Неэтилированные только А-72 и «Экстра». Во все этилированные бензины добавляют красители для предупреждения об их ядовитости. Этили­ рованные бензины должны быть использованы только по прямому назначению — для сжигания в двигателях авто­ мобилей. Бензин А-66 — в двигателях автомобилей старых марок с низкой степенью сжатия, не более 6,0. К бензину добавляется до 0,6 г/кг ТЭС и жирорастворимый темно­ красный краситель для окрашивания бензина в оранже­ вый цвет.

Бензин А-72 неэтилированный, он рекомендуется для сжигания в двигателях автомобилей «Волга» М-21, «По­ беда» ГАЗ-20, «Москвич-407», УАЗ-451, РАФ-977 и других этого класса со степенями сжатия 6,0—7,0, а также для использования в пусковых и мотоциклетных двигателях и обеспечения различных производственных нужд (па­ яльные лампы, бензиновые горелки, промывка деталей и др.).

Бензин А-76 — основной в настоящее время для боль­ шинства современных двигателей грузовых автомобилей, например ЗИЛ-130, ГАЗ-53, а также для двигателей ГАЗ-

93

21, «Москвич-408», ГАЗ-09 и др., имеющих повышенные степени сжатия (7,0—7,8). Содержание ТЭС до 0,41 г/кг, бензин окрашивают в зеленый цвет.

Бензин АИ-93 имеет октановое число по исследователь­ скому методу не менее 93 единиц, а по моторному — 85, рекомендуется для применения в форсированных дви­ гателях легковых автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2103, МЗМА-412, «Волга» ГАЗ-24 и других этого класса. Бензин этилированный, количество ТЭС не более 0,82 г/кг, окра­ шивают в синий цвет.

Бензин АИ-98, октановое число по исследовательскому методу не менее 98, моторному — 89 единиц, рекоменду­ ется для применения в двигателях автомобилей высоко­ го класса ЗИЛ-Til, ЗИЛ-114 и иностранных моделей та­ кого же класса. Бензин этилированный, ТЭС не более 0,82 г/кг, окрашивают в ярко-желтый цвет.

Бензин «Экстра» неэтилированный, по физико-хими­ ческим показателям близок в бензину АИ-98, рекомендует­ ся для двигателей автомобилей «Чайка» и других этого класса.

б) Авиационные бензины и бензины-растворители. Авиационный бензин Б-70 используется в сельскохозяй­ ственной авиации. Кроме того, его применяют при ремонте автомобильных покрышек и камер, пользуются как раство­ рителем при производстве воска, при ремонте электрообо­ рудования ит. д. Б-70 — бесцветная прозрачная жидкость, температура начала кипения не ниже 40°, конец кипения не выше 180°. Кислотность до 1,0 мг/100 мл, содержание фактических смол до 2,0 мг/100 мл, температура засты­ вания ниже минус 60°. Бензин пеэтилированный.

Кроме бензина Б-70, выпускаются авиационные бензи­ ны: Б-100/130, Б-95/130 и Б-91/115; все они этилированы и сильно ядовиты, так как содержат ТЭС в 4—5 раз больше, чем автомобильные бензины. Окрашены в ярко-оранжевый, желтый и зеленый цвета. Числитель в марке бензина показывает октановое число, а знаменатель — сортность. Физико-химические показатели бензинов, за исключением детонационной стойкости, близки к бензину Б-70. В сель­ ском хозяйстве имеют ограниченное распространение.

Некоторое применение в сельском хозяйстве имеют бен­ зины-растворители, которые широко используют для вул­ канизации резины, в резиновой промышленности, для эк­ страгирования масла из семян и жмыхов, для получения красок и лаков и других промышленных и технических

94


нужд. Отличительная особенность бензинов-растворите­ лей — узкий фракционный состав; так, бензин «галоша» для резиновой промышленности выкипает в пределах 80— 110°, экстракционный — 70—95°, для лакокрасочной про­ мышленности уайт-спирит — 165—200°.

в) Керосины. Керосины выпускаются тракторный (ГОСТ 1842—52), осветительные (ГОСТ 4753—68) и для технических целей (ТУ38-1-100-67). Тракторный керосин применяется очень ограниченно (в тракторах старых ма­ рок, для обеспечения производственных нужд, иногда до­ бавляют зимой в летнее дизельное топливо). Октановое число тракторного керосина не ниже 40 единиц, темпера­ тура кипения в пределах ПО—300°, температура вспышки не ниже 28°, содержание серы не более 1,0%, кислотность 4,5 мг/100 мл, вода, механические примеси, водораство­ римые кислоты и щелочи отсутствуют.

Керосин для технических целей получают прямой пе­ регонкой нефти. В сельском хозяйстве его можно исполь­ зовать как промышленное топливо, для промывки дета­ лей и других нужд. По физико-химическим показателям близок к тракторному керосину, но у него не нормируется октановое число.

Керосин осветительный выпускается четырех марок: КО-ЗО, КО-25, КО-22 и КО-20. Цифра в марке показывает минимальную высоту некоптящего пламени в мм, которое должно быть белым и ровным, сгорать керосин должен без нагара и копоти, все это зависит от химического соста­ ва углеводородов. Осветительные керосины применяют для сжигания в обычных и калильных лампах, в керосинорезках, как бытовое топливо в керогазах, примусах

ит. д. По физико-химическим показателям керосины ос­ ветительные резко отличаются от тракторных: содержание серы не более 0,1%, продукты сгорания не должны со­ держать вредных для человека сернистых газов, темпера­ тура вспышки не ниже 40—48° (в целях снижения пожар­ ной опасности), температура помутнения минус 12—15°. По фракционному составу более тяжелые, чем трактор­ ный, меньше содержат легких фракций, очистка более глубокая, что нормируется высотой некоптящего пламени

ицветом, низкая кислотность, не выше 1,3 мг/100 мл. Ос­ ветительный керосин нельзя применять для разбавления летнего дизельного топлива, так как у них примерно оди­

наковы высокие температуры помутнения и застыва­ ния.

95

§ 9. Изменение свойств топлив при транспортировке и хранении

Механизированное сельское хозяйство — одно из наи­ более крупных потребителей нефтепродуктов, вырабаты­ ваемых в стране. Оно ежегодно расходует свыше 40 млн. т нефтепродуктов. Из общего количества потребляемых в стране бензинов на долю сельского хозяйства приходит­ ся 35%, причем потребление топлива ежегодно увели­

чивается. Нефтепродукты

с момента их производства

до применения в тракторах,

автомобилях, комбайнах про­

ходят длинный путь, связанный с многочисленными пере­ качками, наполнением и переливанием их в различные емкости. На всех стадиях транспортировки, хранения, за­ правки и применения нефтепродуктов наблюдаются их

потери.

Потери нефтепродуктов могут быть количественные и качественные. Если количественные потери приводят к увеличению расхода, то качественные снижают надеж­ ность, долговечность, эффективность использования меха­ низмов и машин. На величину потерь влияют многие факторы, и в первую очередь техническое оснащение транспортных средств и резервуаров, оборудования, ис­ пользуемого при приемно-отпускных операциях, условия хранения, квалификации обслуживающего персонала, качество самих нефтепродуктов, техническое состояние машин, регулировка систем питания, качество очистки топлив, масел и многое другое. По данным ГОСНИТИ, снижение потерь топлив в сельском хозяйстве только на 1,0% позволит сэкономить свыше 15 млн. рублей в год.

В силу специфических свойств нефтепродуктов часть потерь неизбежна. На естественные потери при хранении, приеме, отпуске и транспортировке установлены нормы. В сельском хозяйстве они введены в действие с 1/1 1965 г. Величина этих потерь невелика и различна для разных нефтепродуктов. Реальные фактические потери нефтепро­ дуктов значительно превышают утвержденные нормы.

Потери нефтепродуктов разнообразны. Основные, на­ блюдаемые при транспортировке, хранении и применении, условно называют эксплуатационными. Кроме них, могут быть и аварийные. Потери происходят как в газообразном состоянии, так и в жидком. Бывают смешанные потери (количественные и качественные), когда одновременно те­ ряется количество и это ведет к ухудшению качества, но

96


Рис. 27. Классификация потерь нефтепродуктов.

могут быть только количественные или качественные по­ тери. Обычно рассматриваются количественные потери, но очень часто невидимые и неучитываемые потери качест­ ва приносят значительно больший вред, чем простой пе­ рерасход нефтепродукта. Схема наиболее часто встречаю­ щихся потерь показана на рисунке 27. Основные потери — от испарения, утечек, обводнения и загрязнения нефте­ продуктов.

При транспортировке и хранении бензинов происхо­ дят как качественные, так и количественные потери. Наи­ более распространенных! вид транспортировки бензинов — перевозка их в автоцистернах, в которых обычно перево­ зят и другие вид1д топлив (дизельное, керосин, а нередко и воду). При опоражнивании автоцистерны в ней всегда остается 20—30 кг топлива, которое при следуюхцем за­ полнении смешивается с новым продуктом. Если в бензин попадает дизельное топливо, то это приводит к повышению содержания смолистых веществ, утяжелению фракцион

4 В. и. Итинская

97

ного состава. Если

попадает

вода — повышается

корро­

дирующее действие

бензина.

транспортировке,

заливе

При заполнении

цистерны,

резервуара, отпускных операциях из бензина испаряются наиболее легколетучие углеводороды. Это ведет к утяжеле­ нию фракционного состава, ухудшает пусковые свойства, способствует накоплению фактических смол, которые по­ вышают нагарообразование на клапанах и других деталях двигателя, увеличивают неполноту сгорания бензина. Кроме этого, потеря легких фракций снижает октановое число бензина, ухудшая его детонационную стойкость.

Смешивание летних и зимних сортов бензинов, исполь­ зование зимних сортов в жаркое время года приводят к большим потерям на испарение, снижают коэффициент наполнения цилиндра двигателя, что вызывает его пере­ грев и снижение мощности, способствует образованию га­ зовых пробок в топливоподающей системе, что также нару­ шает нормальную работу двигателя.

Кроме испарения, большие потери бензина происхо­ дят при его утечке. Бензин — легкоподвижная, маловяз­ кая жидкость — просачивается по таким тончайшим ка­ налам и порам, через которые не в состоянии проникнуть не только вода, но даже керосин. Допустим, что через ка­ кую-то неплотность просачивается только одна капля бен­ зина в секунду. Казалось бы, это небольшие потери и на них можно не обращать внимания. Это не так. Масса од­ ной капли бензина составляет 35—45 мг, тогда за сутки будет теряться в среднем 3,5 кг бензина.

Наблюдения, проведенные нами во многих нефтехозяйствах колхозов и совхозов, показывают, что в подав­ ляющем большинстве из-за различных подтеканий теря­ ются значительные количества бензина. Приведем один пример. В резервуаре с этилированным бензином А-76 емкостью 10 м3 было неисправно запорное устройство. В минуту терялось 125—135 капель. Следовательно, за сутки — до 10 кг, а за год — 3,6 т ядовитого горючего уходило в землю и окружающую атмосферу. Это уже зна­ чительные потери.

Из всех видов нефтепродуктов именно для бензина по­ тери от различных утечек наиболее высокие, поэтому несо­ вершенство оборудования, используемого при транспор­ те, приемо-отпускных операциях и хранении, здесь особен­ но нежелательно. Потери бензина часто наблюдаются при сливо-наливных операциях, когда переполняется емкость,

98