Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лив характерными точками фракционного состава счи­ тают температуры начала кипения, выкипания 10, 50, 90% объема и конца кипения. Общий вид стандартного прибора для определения фракционного состава показан на рисунке 18. Градуированным цилиндром (приемни­ ком) отмеряют точно 100 мл испытуемого топлива (по верхнему мениску) и осторожно заливают его в колбу 6. Держать колбу нужно наклонно, чтобы топливо не попало в отводную трубку 4. В жидкость опускают 2—3 кусочка пористого вещества (пемза, шамот). При нагревании из пористого вещества выделяется воздух, которым переме­ шивается топливо и достигается равномерное кипение.

В шейку колбы 6 на корковой пробке устанавливают термометр 5 так, чтобы верхний конец ртутного шарика был на уровне нижнего конца трубки 4 (термометр палоч­ ного типа до 360° с ценой деления 1,0°). Колбу с топливом помещают на кольцо футляра 7 и корковой пробкой, на­ детой на отводную трубку, плотно соединяют с холодиль­ ником 3.

При разгоне высококипящих (дизельных) топлив свер­ ху колбу закрывают футляром. Под дно колбы ставят газовую горелку 8 или другой нагревательный прибор. Величину пламени нужно установить так, чтобы первая капля с конца трубки 2 холодильника 3 упала в приемник 1 не ранее 5 и не позднее 10 мин после начала нагревания.

Температуру, при которой падает первая капля в ци­ линдр-приемник 1, считают началом кипения топлива. Скорость перегонки поддерживают постоянной, в минуту должно отгоняться 4—5 мл топлива; постепенно, по мере выкипания более тяжелых углеводородов, увеличивают нагрев. Через каящые 10 мл полученного в цилиндре 1 продукта отмечают температуру. Нагревают и записывают температуру до тех пор, пока не перегонится основная масса топлива. Когда со дна колбы 6 испаряются послед­ ние капли жидкости, в шейке колбы появляется обильный белый пар, записывают температуру и быстро прекращают нагревание, это будет температура конца кипения топлива. Записав конечную температуру и потушив горелку, запи­ сывают объем топлива, собранного в цилиндре; обычно отгоняется около 97% топлива. В отдельных случаях тем­ пература начинает снижаться до появления белого пара, а па дне колбы не видно жидкости, это такиш служит ука­ занием конца перегонки, записывают температуру перед падением.

64


Окончив перегонку, в течение 5—7 мин дают остыть прибору, затем снимают колбу и в цилиндр 9 выливают сконденсировавшуюся из пара жидкость — остаток после разгонки. Количество остатка прибавляют к объему топ­ лива, собранного в приемнике 1. Вычитая из 100 мл сумму отогнанных фракций и остатка, определяют потери при перегонке. Чем больше потерь, тем больше в топливе со­ держится легкоиспаряющихся, растворенных в жидкой части газообразных углеводородов.

По данным, полученным во время опыта, строят кри­ вую разгонки топлива. Но оси абсцисс наносят температу­ ры кипения (от падения первой капли до конца кипения), а по оси ординат — объемы фракций, отогнанных при дан­ ных температурах. Построив кривую разгонки, дают ха­ рактеристику исследуемому образцу (анализ кривой раз­ гонки).

§ 9. Определение фактических смол

Смолистые соединения в топливах находятся в раство­ ренном состоянии; чем больше растворено смол, тем интен­ сивнее окрашено топливо (в желтый и даже коричневый цвета). Основная масса смолистых соединений не сгорает в двигателях, а осаждается на его горячих деталях и уча­ ствует в образовании нагара.

Фактические — это те смолы, которые содержатся в топливе в момент определения. По ГОСТ фактические смолы оцениваются количеством смол в мг, содержащихся в 100 мл топлива.

На рисунке 19 показана установка для определения фактических смол.

На аналитических весах точностью до 0,0002 г взвеши­ вают сухой и чистый стаканчик. Отмеряют пипеткой 20— 25 мл топлива и выливают его в стаканчик, который по­ мещают в карман масляной ванны. Предварительно ванну нагревают при исследовании бензинов до 150°, кероси­ нов до 180°, а дизельных топлив до 250о±2°. Температура во время опыта поддерживается при помощи контактного термометра 3. Внутри масляной ванны 5 находится изо­ гнутая в виде змеевика трубка, по которой проходит воз­ дух, поступающий из воздуходувки. Воздух, проходя по змеевику, нагревается до заданной температуры.

На конец змеевика, находящегося в центре масляной ванны, надевают «паук» 4 с числом отводных трубок, рав-

3 н . И. Итинская

65

пый холодильник). На закрытой электроплитке 1 спирт до­ водят до кипения, чтобы удалить растворенную углекисло­ ту. В кипящий спирт добавляют 50 мл исследуемого топ­ лива. Полученную смесь закрывают воздушным холодиль­ ником и кипятят 5 мин, внимательно следя за тем, чтобы не было паров на верху трубки 3. При кипячении органи­ ческие кислоты, содержащиеся в топливе, извлекаются (растворяются) спиртом. В горячую смесь добавляют 5—6 капель 1 % -ного спиртового раствора фенолфталеина (в кислой среде фенолфталеин бесцветен, в нейтральной имеет слабо-розовое окрашивание, а в щелочной — малиновое).

Горячий раствор нейтрализуют 0,05 N спиртовым рас­ твором едкого калия (КОН), который по каплям вливают из бюретки 4, непрерывно перемешивая содержимое кол­ бы. Титрование ведут до появления неисчезающего розово­ го окрашивания, которое должно сохраняться не менее 1 мин. Количество раствора щелочи п, пошедшей на тит­ рование, отсчитывают по бюретке и определяют содержа­ ние кислот по формуле:

 

 

К = п т т

'

(25)

 

 

V

 

где

п — количество раствора

КОН, пошедшего на тит­

 

рование, мл;

 

 

Т — титр (концентрация)

раствора КОН, мг/мл;

V — объем исследуемого топлива, мл.

 

б)

Определение

минеральных (водорастворимых) ки­

слот.

В связи с тем,

что минеральные кислоты и щелочи

вызывают очень сильную коррозию и не допускаются в нефтепродуктах, их количество не определяют, а каче­ ственной пробой проверяют только наличие. Если они со­ держатся, то продукт к применению непригоден.

В делительную воронку на глаз наливают 20—30 мл исследуемого топлива, а сверху примерно такое же коли­ чество горячей дистиллированной воды (минеральные кис­ лоты и щелочи хорошо растворяются в воде). Несколько минут перемешивают содержимое воронки и дают отстоять­ ся нижнему водному слою. Затем в две сухие пробирки наливают по 3—4 мл водного слоя.

В одну пробирку добавляют 2 капли метилоранжа; при наличии кислоты вода окрашивается в розовый цвет. ^ ДРУГУЮ пробирку добавляют 2 капли фенолфталеина;

если есть щелочь, то вода окрашивается в красновато-ма­ линовый цвет.

68


§ 11. Методические указания к выполнению

лабораторных работ и типовые задачи

По материалу, изложенному во II главе, предусматри­ вается выполнение двух лабораторных работ.

Лабораторная работа № 1. И с с л е д о в а н и е н е ф ­ т е п р о д у к т о в п р о с т е й ш и м и м е т о д а м и . Студенты знакомятся с оборудованием ручной лаборато­ рии. Внимательно изучают устройство пробоотборников. Записывают результаты внешнего осмотра исследуемых образцов топлива и масла (цвет, прозрачность, наличие воды и механических примесей). Проверяют плотность маловязкого и Густого нефтепродукта, вносят необходи­ мые поправки. Методом отстоя в топливе определяют со­ держание воды и механических примесей. Пробой на по­ трескивание и истирание определяют наличие воды и ме­ ханических примесей в густом нефтепродукте. Пользуясь полевым вискозиметром, проверяют вязкость. Опреде­ ляют наличие непредельных углеводородов и смолистых веществ в топливе.

Для выполнения работы требуется 2 ч, описание рабо­ ты дано в § 1 и 2 данной главы.

Лабораторная работа № 2

. О п р е д е л е н и е т е п ­

л о т ы с г о р а н и я т о п

л и в а . В зависимости от

того, какие калориметры имеются в лаборатории, можно определить теплоту сгорания бензина или дизельного топлива (§ 4, пункт в). В первом случае непосредственно опытом определяют ()выс и Qm3, во втором — опытом находят (?выс, а (?шз определяют расчетом, для чего дает­ ся содержание водорода и влаги в исследуемом топливе. Опытом теплоту сгорания получают в ккал/кг, ее нужно перевести в кДж/кг. При выполнении данной работы жела­ тельно дать элементарный состав топлива, чтобы студен­ ты подсчитали (?выс и QHa3 расчетным методом (§ 4, пункт б), а также определили расчетное количество воз­ духа, необходимое для полного сгорания данного топлива (§5). Для выполнения работы требуется 2 ч.

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1

При сжигании 1 кг топлива получено 10 300 ккал тепла и 1,3 кг паров воды. Определить максимально возможное количество тепла (в кДж), полученное при сгорании (<?выс), и количество водорода, содержащегося в топливе.

09


Ре ш е н и е

1.Известно, что @низ = (?выс — 600 q ккал/кг, следовательно

<?выс= <?низ +

600 q,

в

нашей

задаче @низ= 10 300 ккал/кг, а

Ч — 1>3 кг,

<?оыс =

Ю 300 +

600 X 1,3 = 11 080 ккал/кг или

<?выс= 11 080

X 4,1868 =

46 389,7 кДж/кг.

2. Напишем реакцию сгорания водорода п подставим молеку­ лярные массы:

21Т2 -f 0 2 — * 211,0,

4 + 32 —+36.

Следовательно, при сгорании 4 кг водорода соединяются с 32 кг

кислорода и образуется 36 кг воды, а при сгорании 1 кг водорода образуется 9 кг воды.

При сгорании нашего топлива выделилось 1,3 кг паров воды. Составим пропорцию и определим, какое количество сгорело водо­

рода (х ):

 

 

1 кг — 9 кг

1,3-1

=0,144 кг.

х —1,3

 

 

По условию данной задачи топлива сгорело 1 кг, а в нем содер­

жалось и сгорело 0,144 кг водорода, следовательно ото составляет 14,4%.

Задача № 2

Определить действительно израсходованное количество воз­ духа ( L действ) в кг и м3 при сгорании 15 кг дизельного топлива сле­ дующего состава: С = 85,2%, Н = 13,7%; S = 0,74%; W = 0,1%, остальное — кислород. Состав выхлопного газа: СО, = 11,2%- 02=4,6%; СО=0,3%; S02=0,5%.

Р с ш е о и е

1. Определим содержание кислорода в дизельном топливе:

О= 100 - (С +II + S+ W) = 100-(85,2 +13,7 + 0,74+ 0,1) = 0,26%.

2. Подсчитаем расчетное количество воздуха, необходимое для полного сгорания 1 кг дизельного топлива (LTcop) в кг и м3:

г2,67C + 8H + S — О

^теор

23 2

кг/кг,

г_2,67-85,2 + 8-13,7+ 0,74 — 0,26

+-еор —'

23~2-----------------

=14,55 кг/кг.

Расход воздуха в м3 будет 14 55 =11,21 ы3/кг.

3- Определим коэффициент избытка воздуха а . В продуктах сгорания содержатся окислы серы (SO,). Их можно прибавить к ко­ личеству углекислого газа (3-атомные газы). Определяем количество азота (Гч 2), содержащегося в выхлопнем газе:

N, = 100— (С02 + S02 + 0 3 СО),

N2 = 100—(11,2 + 0,5 + 4,6 + 0,3) = 84,4%.

ГС


Поскольку в выхлопном газе содержатся кислород и окись углерода, то для подсчета а пользуемся формулой:

1

“ t 3,67 (О,- 0 ,5 СО) ’

1

3,67 (4,6—0,5-0,3) = 1,24.

84,4

4. Подсчитываем Тдейств:

^действ— а ‘ ^теор’

^действ = 1,24-14,55 = 18,04 кг/кг, ^действ = 1,24- И ,24 = 13,94 н»/кг.

Ото для сжигания 1 кг, а для 15 кг в 15 раз больше.

Вопросы для повторения

1. Что называется плотностью нефтепродукта?

2. Какие элементы, входящие в состав топлив, выделяют тепло

исколько?

3.В чем сущность определения элементарного состава?

4.Что такое (?И!П? Напишите формулу для подсчета Q im3 и объяс­ ните ее.

5.

Как

определить

(?выс и

Q }m3 расчетными методами?

6.

Как

определить

Q BMC и

<?низ бензина опытным путем?

7.Как определить теплоту сгорания дизельного топлива опытным путем?

8. Какую теплоту сгорания получают при сжигании топлив

в реальных установках и почему?

9.Как определить количество воздуха, необходимого для полного сгорания топлива?

10.Что показывают числитель и знаменатель в формуле для опре­ деления Ттеор?

И. Что называется коэффициентом избытка воздуха и как он опре­ деляется?

12.Что называется бедной, нормальной и богатой горючей смесью?

13.Какой состав продуктов сгорания при нормальной, бедной и богатой смеси?

14.Что называется теплотой сгорания горючей смеси и как она подсчитывается?

15.Что такое фактические смолы, как они определяются и оцени­ ваются по ГОСТ?

16.Что такое кислотность топлива, как она определяется и оцени­ вается по ГОСТ?

17.Какие кислоты не допускаются в топливах и почему?