Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
при стенании с рукавов и кранов. Обычны потери при хра нении из-за плохой герметичности сальников, задвижек, вентилей, кранов, фланцевых соединений трубопрово дов, сварных швов резервуаров и др.
На всем пути следования от завода-изготовителя до бака автомобиля бензин подвергается окислению кисло родом окружающего воздуха. Чем длиннее путь, больше перевалочных пунктов и чем дольше хранится бензин, тем большая возможность окисления. Как указывалось выше, окисление сопровождается образованием смоли стых веществ и различных кислых соединений (органи ческие кислоты, оксикислотьт). Основная часть этих про дуктов находится в бензине в растворенном состоянии, но частично они выпадают в осадки. Особенно много продук тов окисления образуется в бензинах, в составе которых содержатся непредельные или другие малостабильные углеводороды.
Скорость окисления резко увеличивается с возраста нием температуры, под действием солнечных лучей, света, с повышением концентрации кислорода в газовом прост ранстве, при большой поверхности контакта бензина с кислородом воздуха. Хорошими катализаторами (уско рителями) процессов окисления являются различные от стой и осадки, накапливающиеся в резервуарах, а также некоторые металлы (медь, свинец). При хранении бензи нов, кроме процессов окисления, могут происходить слож ные внутренние изменения углеводородов, их полимери зация и конденсация. При этих превращениях малостой кие легкие углеводороды, главным образом с открытыми двойными цепями, вступают в соединения друг с другом, образуя высокомолекулярные соединения, которые обыч но не растворяются в бензине, а выпадают в осадки. Эти полимерные соединения увеличивают общее количество осадков, накапливающихся в емкостях.
Чем выше индукционный период бензина, тем лучше его стабильность и тем более длительное время он может храниться без заметного окисления. Это справедливо для хороших условий хранения. Наличие в емкостях воды, окалины, минеральных и органических примесей, смешан ных с ранее образовавшимися продуктами окисления и по лимеризации, инициирует окисление вновь залитых бен зинов и резко ухудшает их качество. Особенно ускоря ются эти процессы при хранении бензинов в жаркое время года. Исследования показывают, что повышение темпе
99
ратуры на каждые 10° почти в 2 раза ускоряет процесс окисления. Следовательно, сохранение качественных по казателей и уменьшение количественных потерь во мно гом зависят от самих механизаторов. Нельзя транспорти ровать и хранить нефтепродукты в плохо оборудованных, грязных цистернах и резервуарах.
Из всех видов нефтепродуктов автомобильные бензины в своем составе содержат наибольшее количество легкокипящих углеводородов, поэтому основные потери здесь на испарение. Эти потери могут происходить как в результа те малых дыханий, которые обусловливаются суточными изменениями температур окружающей среды и газового пространства резервуара, так и больших дыханий, когда паровоздушные смеси вытесняются при наполнении и опо рожнении резервуара. Большие потери наблюдаются при вентиляции газового пространства (истечение паровоздуш ной смеси через имеющиеся неплотности в кровле резер вуара),
§ 10. Меры борьбы с потерями
Особенностью нефтехозяйств колхозов и совхозов яв ляется сравнительно небольшой общий объем резервуар ного парка, хранение и перевозки нефтепродуктов в не больших емкостях, широкое использование горизонталь ных резервуаров с большим зеркалом испарения. Хранят нефтепродукты главным образом в наземных резервуарах. Нефтесклады иногда удалены от магистральных дорог на значительное расстояние, в подавляющем большинстве построены не по типовым проектам, очень часто оборудо вание, организация и эксплуатация нефтехозяйств не от вечают современным требованиям. Все это увеличивает качественные и количественные потери нефтепродуктов.
Кроме этого, если в нефтяной промышленности вопро сам перевозок, хранения, приему и отпуску нефтепродук тов уделяется должное внимание, то в сельском хозяйстве почти нет исследований и работ, направленных на сниже ние потерь, улучшение оборудования, рациональной ор ганизации и эксплуатации нефтехозяйств, а те разработки, которые имеются в данном направлении, внедряются в практику чрезвычайно медленно. Нефтехозяйства про должают оставаться наиболее отсталым участком в меха низированном сельскохозяйственном производстве. Не обходимо повысить квалификацию обслуживающего пер-
100
соиала. Все это приводит к тому, что в сельском хозяйстве потери нефтепродуктов во много раз превышают допусти мые.
Основные мероприятия, направленные на снижение потерь бензинов от испарения, могут быть следующими:
сокращение газового пространства резервуаров; уменьшение амплитуды колебаний температур паровоз
душного пространства резервуаров; транспорт и хранение бензинов должно быть под дав
лением, т. е. в емкости с исправными, правильно работаю щими дыхательными клапанами;
улавливание паров бензина; правильная рациональная организация эксплуатации
нефтескладского оборудования.
Для уменьшения газового пространства хранить бензин следует в резервуарах, заполненных на 90% объема. Удобным способом сокращения потерь бензина (распро странен за рубежом) является покрытие поверхности неф тепродукта специальными веществами или эмульсиями с плотностью, меньшей, чем у бензина. Такие вещества не должны растворяться в бензине, а их стабильность долж на быть достаточно высокой, чтобы длительное время они удерживались на поверхности и предохраняли бензин от испарения. В последние годы находят применение защит ные покрытия нефтепродуктов микрополыми шариками, которые получают на основе фенольной и карбидной смол, заполненных азотом.
Уменьшить температурные колебания резервуаров мож но многими способами. Наиболее простые их них — зате нение резервуаров лиственными породами деревьев с ши рокой кроной, окраска поверхности резервуаров светлыми красками, повышающими отражательную способность. Лучшая краска белая, затем розовая, светло-голубая. Ши роко распространенная алюминиевая окраска увеличива ет потери на испарение по сравнению с белой примерно в 2 раза. Кроме этого, с течением времени лучеотражательная способность алюминиевой краски значительно уменьшается.
Резко снижает температуру газового пространства, а следовательно, и потери орошение резервуаров водой. Как известно, вода имеет высокую скрытую теплоту па рообразования. При орошении испаряющиеся капли воды отбирают тепло с поверхности резервуара, за счет чего понижается температура внутри резервуара.
101
Хорошим средством борьбы с потерями бензина яв ляется хранение его в подземных или полуподземных ре зервуарах, в которых отсутствуют или резко сокращены (полуподземные) суточные колебания температур. Но в сельском хозяйстве эти способы хранения пока составля ют менее 20%.
Установка дыхательных клапанов, которые должны обеспечивать герметичное хранение бензина в заданных пределах давления и разряжения, значительно снижает потери бензина от испарения. К сожалению, с работой дыхательных клапанов положение крайне неблагополуч ное. Работниками ГОСНИТИ было проведено обследова ние ряда резервуаров для хранения топлив в нефтехозяйствах колхозов и совхозов в разных районах страны. Все
211 |
обследованных резервуаров |
оказались негерметичны |
||
ми, |
работоспособных дыхательных клапанов было |
только |
||
2%, 76% — неработоспособных или |
не соответствующих |
|||
технической характеристике, |
22% |
резервуаров |
вообще |
|
не имело клапанов. |
|
|
|
В настоящее время на большинстве резервуаров уста новлен дыхательный клапан ДК-50, более новая модель ДК-ТМЗ. Эти серийные клапаны не обеспечивают герме тизации нефтепродуктов в резервуарах, кроме этого, их конструкция такова, что при обслуживании их и проверке клапана его нужно снимать с резервуара. Пропускная спо собность серийных клапанов в 1,5—2 раза ниже произ водительности топливных насосов, что мешает внедрению более прогрессивного нижнего налива топлив. Обычно ре зервуары заполняют открытой струей через наливную тру бу или через рукав автоцистерны, опущенный в резерву ар через открытую горловину. И в первом, и во втором слу чая наблюдаются большие потери и загрязнение бензина. В ГОСНИТИ разработана и проверена новая конструкция дыхательного клапана повышенной производительности, позволяющего проводить регулировку и проверку кла пана без его демонтажа, т. е. без разгерметизации резер вуара. Оборудование резервуаров такими клапанами поз волит осуществлять нижний налив бензина, что резко сни жает потери и уменьшает загрязнение.
Потери бензина от утечек (подкапывание, просачива ние, подтекание) и разлива следует прежде всего снижать за счет совершенствования оборудования, используемого при транспорте, хранении, приеме и отпуске нефтепро дуктов. В сельском хозяйстве еще имеются случаи
102
заправки бензина ведрами, перевозки и хранения в боч ках.
Широко используемая трубопроводная арматура обыч но дает количественные потери (иногда подтекание, обыч но просачивание), арматура громоздка, имеет сложное устройство, неудобна при обслуживании; установка ша ровых кранов исключает эти недостатки. Обычны большие потери нефтепродуктов через сальники, фланцевые соеди нения. Изготовление сальников и прокладок из совре менных синтетических материалов (капрон, фторопласт), способных надежно работать при отрицательных и поло жительных температурах и не растворяющихся в нефте продуктах и органических растворителях, позволит резко снизить количественные потери.
Очень часто наблюдаются потери бензина за счет пе реполнения баков автомобилей, поэтому нужно устанав ливать краны с автоматическим отключением топлива. Оборудование приемо-раздаточных стояков противокапельными устройствами, внедрение быстроразъемных гер метизирующих муфт позволят резко снизить потери неф тепродуктов. В настоящее время большие потери бензинов в сельском хозяйстве в значительной степени происходят из-за несовершенных методов и средств учета, недопусти мого бесхозяйственного отношения ко многим мероприя тиям, которые необходимы при транспорте, хранении, при еме и отпуске автомобильных бензинов.
§ 11. Меры предосторожности при использовании бензина
Бензины, как и другие нефтепродукты, относятся к ядовитым токсичным веществам. Но какой бы большой ни была ядовитость, опасности для здоровья не будет, если знать свойства, соблюдать меры предосторожности и технику безопасности при обращении с топливами. В ор ганизм человека токсичное вещество может попадать через дыхательные пути, пищевой тракт, сквозь поры кожи, яд может действовать и на слизистые оболочки. Чаще всего отравление происходит через дыхательные органы. Отравления могут быть сстрыми при высоких концентрациях яда, часто имеющими летальный исход (заканчивающимися смертью), и хроническими, когда в течение длительного времени или периодически на орга низм действуют малые концентрации ядовитых веществ.
103
Хронические отравления могут приводить к трудноизле чимым заболеваниям.
Отравляющее действие токсичных веществ зависит от многих факторов: свойства вещества, его концентрации, физического состояния (газ, жидкость, твердое тело), условий работы (температура, давление, влажность сре ды), сопротивляемости организма. Чем выше температу ра, тем сильнее действие ядов.
Действие яда не всегда вызывает отравления, так как вступают защитные силы организма, кроме того, яд вы водится через дыхательные органы, желудочно-пищевые пути. Отравление наступает в тех случаях, когда кон центрация ядовитых веществ, попавших в организм че ловека, выше, чем защитная реакция его организма. В за висимости от свойств ядовитых соединений при повторных попаданиях в организм они могут накапливаться в крови и приводить к тяжелым последствиям (например, накоп ление свинца при небрежном обращении с этилированным бензином, допустимая концентрация тетраэтилсвинца в воздухе миллионные доли, мг/л).
Как было рассмотрено выше, современные автомобиль ные и авиационные бензины являются сложной смесью, состоящей из базового бензина, различных высокоокта новых компонентов, а часто и антидетонаторов. В за висимости от составляющих веществ будет меняться и ядовитость бензина.
Чаще всего отравления наблюдаются при вдыхании воздуха, в котором содержатся пары бензина, поэтому чем больше испаряемость бензина, его летучесть, выше уп ругость паров, тем больше опасность отравления. Авто мобильные бензины содержат больше легколетучих уг леводородов, чем авиационные, упругость их паров также выше, поэтому они опаснее для здоровья человека.
С повышением температуры окружающей среды уве личиваются испаряемость бензина и опасность превыше ния допустимой концентрации его паров в воздухе.
По данным К. К. Папок, воздух считается безопасным для здоровья человека, если содержание паров бензина в нем не превышает 0,3 мг/л. Более высокие концентрации могут вызвать отравления. Даже при недолгом вдыхании воздуха с содержанием паров бензина 6—8 мг/л появ ляется головная боль, раздражение слизистых оболочек глаз, носоглотки, сухой кашель, может появиться воз буждение и головокружение, аналогичное опьянению.
104
Длительное преоывание в такой атмосфере может вызвать острые отравления с тяжелыми исходами. При острых отравлениях парами бензина появляется вялость, мы шечная слабость, чувствуется озноб, понижаются темпе ратура и кровяное давление. При быстром удалении че ловека из такой атмосферы все эти явления постепенно проходят.
По данным К. К. Папок и И. Г. Барон, концентрация бензина в воздухе 35—40 мг/л опасна для жизни, если дышать таким воздухом 5—10 мин. При более высоких концентрациях происходит очень быстрое отравление, потеря сознания и смерть.
Из всех видов работ, связанных с использованием бен зина, наиболее опасными являются зачистка резервуаров и удаление из них остатков бензина. Здесь часто рабочим приходится работать в атмосфере, опасной для жизни. Эти работы обязательно проводятся бригадой в специаль ной защитной одежде и маске, соединенной длинным шлан гом с чистым атмосферным воздухом. Нужно работать с изолирующим кислородным противогазом; в этом слу чае дышат не воздухом, а кислородом, который находится в аппарате. Пользоваться обычными фильтрующими про тивогазами нельзя, так как они пригодны для работы толь ко в такой атмосфере, где имеется достаточное количество кислорода. Перед ремонтом резервуара, цистерны или их зачисткой прежде всего необходимо полностью слить топ ливо, затем наполнить емкость водой и слить ее вместе с всплывшими остатками топлива, открыть все люки и лазы и хорошо проветрить емкость. Только после этого можно приступать к работам.
Случаи отравления парами бензина во время слива и налива продукта, при отборе проб, замерах объема, рабо тах в тарных хранилищах, разливочных, лабораториях более редки, чем при зачистке резервуаров. При выполне нии этих работ чаще наблюдается хроническое отравление организма. Признак хронического отравления: прогрес сирующее малокровие, вялость, головная боль, бессон ница или сонливость, потеря веса, воспаление слизистых оболочек, заболевание органов дыхания.
В настоящее время широко применяются этилирован ные бензины, содержащие в своем составе ядовитый тет раэтилсвинец. Действие паров обычного и этилированного горючего практически одинаково, так как испаряются уг леводороды бензина, а более тяжелый с высокой темпера
105
турой кипения тетраэтилсвинец находится в бензине в растворенном состоянии. Отравления жидким бензином, попавшим в желудочно-кишечный тракт, значительно сильнее от этилированного бензина. 1акже сильнее дей ствует этилированный бензин при проникновении в кровь через поры кожи, особенно при наличии поврежденной кожи (царапины, порезы).
Основные правила обращения с этилированным бен зином сводятся к следующему. Ремонт и зачистку резер вуаров и емкостей, в которых хранился бензин, обязатель но проводить в защитной одежде и маске с подачей чисто го воздуха. Осторожно обращаться при перекачках и наливе бензина, не допуская его разлива, особенно в за крытых помещениях.
Работать с этилированным бензином нужно в спец одежде, которую снимают после работы. Если на одежду попал бензин, ее проветривают до исчезновения запаха и стирают в горячей воде с мылом.
Категорически запрещается продувать ртом систему питания двигателя, работающего как на этилированном, так и на неэтилированном бензине. При необходимости исправления дефектов в пути нужно работать в резиновых перчатках и стараться, чтобы бензин не попал на одежду, а особенно на тело. Если этилированное топливо попало на кожу, снять его тампоном ваты, смоченной в керосине или чистом бензине, а затем обмыть пораженное место го рячей водой с мылом. Нельзя принимать пищу или курить, не вымыв руки.
Нельзя применять этилированные бензины для мытья
деталей, рук, чистки |
одежды, сжигания в примусах |
||
и паяльных |
лампах. |
Использовать этилированный |
бен |
зин только |
строго по назначению — для работы двига |
||
телей. При |
ремонте |
двигателя, работавшего на |
эти |
лированном бензине, нужно обезвредить детали, удалить с них нагары и другие осадки, в которых содержится свинец, с помощью органических растворителей. Рабо тать в резиновых перчатках, защитной одежде и маске.
Люди, работающие в атмосфере с большими концент рациями паров бензина, должны периодически проходить медицинские осмотры. Особенно осторожным нужно быть при работе двигателей иа холостом ходу в закрытых поме щениях (гаражи, мастерские), так как в воздухе могут быстро накопиться окись углерода, соединения свинца,
106