Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
окислительную стабиль ность в минутах. Характер кривых показан на рисун ке 47.
Моющие свойства — экс плуатационный показа тель, характеризующий способность масла удержи вать во взвешенном состоя нии образующиеся продук ты окисления. Чем выше моющие свойства масла,
|
|
|
|
|
тем меньше лако- и нагаро- |
||
|
|
|
|
Щ wo I'Mirn |
отложетшй |
накапливается |
|
О |
20 |
40 |
ВО |
на горячих деталях порт- |
|||
[Терттслиттит ста- д |
невой |
группы двигателя, |
|||||
|
бцльностнмин) |
|
тем |
больше |
взвешенных |
||
Рис. |
47 |
Графическоеоиределе- |
углеродистых частиц может |
||||
ние термоокислителыюй стабиль- |
находиться в масле. Про- |
||||||
|
|
H0CTI1, |
|
дукты окисления циркули |
|||
не осаждаются |
на |
|
руют |
вместе |
с маслом, а |
||
нагретых деталях двигателя. В послед |
|||||||
ние |
годы с ростом теплонапряженности двигателей внут |
реннего сгорания моющие свойства масел имеют исклю чительно важное значение.
Моющие свойства свежих масел зависят от их химичес кого состава, способов получения и очистки; для масел различных марок они меняются в небольших пределах. Эти свойства не обеспечивают необходимой чистоты дета лей современных двигателей, поэтому для улучшения мою щих свойств в масло вводят специальные присадки. Чем форсированней и теплонапряженней двигатели, тем эф фективнее должны быть присадки и тем в больших коли чествах их добавляют в масла.
О п р е д е л е н и е м о ю щ и х с в о й с т в . Оцен ка моющих свойств моторных масел с присадками произ водится на лабораторной установке ПЗВ (по методу Па пок, Зарубина и Виппера) ГОСТ 5726—53. Сущность метода заключается в испытании масла на установке,
имитирующей малолитражный одноцилиндровый двигатель, и последующей оценке образовавшегося на боковой поверх
ности поршня лака по цветной эталонной шкале в баллах. Установка ПЗВ (рис. 48) состоит из поршневой группы двигателя 2, оборудованного электрообогревом. Поршень
222
Рис. 48. Схема установки ПЗВ:
1 — электродвигатель; 2 — двигатель; з — электронагреватель ные элементы; 4 — масло.
приводится в движение электродвигателем 1 с частотой вращения 2500+50 об/мин. Заданный температурный ре жим двигателя и масла 4 осуществляется электронагрева тельными элементами 3. Во время испытания поддержи ваются следующие температуры: головки цилиндра — 300+2°, середины цилиндра — 225+1°, масла в карте ре — 125+1°, воздуха на всасывании — 220+20°. Коли чество испытуемого масла 250 мл, продолжительность ис пытания 2 ч. После испытания двигатель разбирают и по интенсивности лакообразования на стенках поршня судят о моющих свойствах масла.
Совершенно чистый поршень без лаковых отложений оценивается в ноль баллов. При наличии лаковых отло жений на боковой поверхности поршня или кольцах коли чество баллов увеличивается.
Хотя условия испытаний в установке ПЗВ значительно отличаются от реальной работы двигателей, метод позво ляет с достаточной достоверностью судить о моющих свой ствах масел в условиях эксплуатации.
Впоследние годы для оценки моющих свойств масел
сприсадками стандартизирован модод определения мою-
223
щего потенциала (ГОСТ 10734—64). Для определения мою щего потенциала в специальном лакообразователе испы туемое масло окисляют (в толстом слое) при температуре 250° в течение 30 мии. Масло окисляют в присутствии эталонного вещества, которое в данных условиях обра зует дисперсную фазу; после окисления отфильтровывают образовавшийся осадок. Фильтруемость оценивается вре менем фильтрации образца: до 2 мин — хорошая, от 2 до 5 мин — удовлетворительная, более 5 мин — неудовлет ворительная.
Приняты четыре степени загрязнения фильтра по эта лонной шкале: 1 — фильтр белый или светло-серый; II — серый или светло-коричневый без видимого осадка; III — темный или коричневый с видимым осадком; IV — фильтр черного цвета с осадком. Определение моющего потенциа ла складывается из трех последовательных операций: про верки чистоты исходного масла до окисления, качественно го и количественного определения моющего потенциала.
Моющий потенциал численно равен максимальному содержанию в испытуемом масле эталонного вещества, при котором сохраняется его агрегатная устойчивость. В ка честве эталонного вещества применяется эталон Б — 5%- ный раствор присадки ВР1ИИ НП-353 в базовом масле Дс-11.
Максимальная концентрация в процентах эталона Б, при которой после окисления масла фильтруемость рас
твора хорошая или удовлетворительная, а состояние фильт ра характеризуется I и II степенью загрязнения, прини мается за показатель моющего потенциала. Например, после испытания масла с 65% эталона Б фильтруемость раствора удовлетворительная, а степень загрязнения фильтра II, моющий потенциал равен 65. Чем выше это число, тем лучше моющие свойства масла. Следовательно, моющий потенциал дает количественную оценку способ ности моющей присадки обеспечивать высокую дисперс ность частиц как тех, которые появляются в результате
окисления масла, так и тех, которые попадают в масло из камеры сгорания двигателя.
§ 6. Противоизносные свойства
Основное назначение масел — снижение износа трущих ся поверхностей, повышение долговечности и надежности работы деталей машин при их эксплуатации, снижение
224
затрат энергии на преодоление трения. Трение — это слож
ный физический процесс, |
виды которого могут |
меняться |
в зависимости от внешних |
условий, действующих на пере |
|
мещающиеся поверхности |
(качество металлов |
и чистота |
их обработки, нагрузки, скорости, температуры, свойства применяемых смазочных материалов).
При сравнительно небольших нагрузках, высоких ско ростях, правильных геометрических формах и хорошей чистоте обработки трущихся поверхностей относительный сдвиг между ними происходит в масляном слое, т. е. тре ние между металлом заменяется трением между части цами масла. В этом случае несущая способность подшип ника или другой трущейся пары будет зависеть от дина мической вязкости смазочного материала. Здесь расче
ты проводятся на основании гидродинамической теории смазки.
При больших удельных нагрузках, относительно ма лых скоростях, изменении геометрических форм и разме ров, неустановившихся режимах работы и во всех дру гих случаях, когда невозможно осуществить жидкостное трение, происходит непосредственный контакт между выс тупами микронеровностей трущихся поверхностей, сопро вождающийся большим выделением тепла и пластической деформацией металла. В таком случае могут происходить схватывание, задиры трущихся поверхностей, их разру шение или высокий износ. Следовательно, при режимах полужидкостного и граничного трения необходим опре деленный химический состав масел, наличие в масле по лярно-активных молекул, добавление специальных при садок, т. е. выполнение всех тех мер, которые улучшают смазочные свойства масел. Чем лучше смазочные свойства, тем меньше износ и потери на трение, детали более надеж но защищаются от схватывания и заедания.
Итак, противоизносные свойства масел зависят от вязкости, изменения вязкости при изменении температур (индекса вязкости), смазывающей способности, химическо го состава, и, конечно, чистоты самого масла. Необходимо помнить, что масло, содержащее абразивные механические примеси, к эксплуатации непригодно. Его можно исполь зовать по назначению только после удаления абразива фильтрацией, отстоем или центрифугированием.
Быстрое развитие техники (повышение удельных на грузок, скоростей, рабочих температур) предъявляет по вышенные требования к качеству смазочных масел. Неф-
8 Н. и. Итинская |
>225 |
тяпой промышленностью создаются высококачественные масла, надежно обеспечивающие возросшие требования техники. Несмотря на то, что стоимость современных ма сел с присадками значительно выше, чем масел без при садок, их применение экономически оправдано, так как повышается долговечность машин, увеличиваются их меж ремонтные пробеги, снижаются затраты на запасные части.
В стандартах па подавляющее большинство смазочных материалов механические примеси не допускаются, толь ко в маслах с присадками допускается до 0,01 % неабра зивных механических примесей. Следовательно, отсут ствие абразивных примесей — первое условие предохра нения деталей от повышенного износа. В то же время проведенная нами в 1969—1970 гг. проверка качества дизельных масел, используемых в совхозах и колхозах, по казывает, что очень часто в моторных маслах содержатся абразивные механические примеси, иногда в значительных количествах (до 0,25—0,35%). Если в масле находится 0,1% механических примесей, то с каждым килограммом масла вводится 1 г абразива. Чем больше емкость масля ной системы, тем большее количество механических'при месей должны удалить маслоочистительные устройства двигателей (фильтры, центрифуги). Царапины, риски, ко торые часто можно видеть на трущихся деталях, появля ются в результате действия абразива, попавшего в масло
при неправильной транспортировке, хранении и приме нении.
При смазывании деталей маслом, не содержащим аб разивных примесей, на интенсивность износа существенно влияют его вязкостные свойства. Долгое время считалось, что работа двигателей на более вязких маслах снижает износ. Это неверно, так как очень часто при использова нии более вязких масел наблюдаются повышенные износы. Различными экспериментальными исследованиями уста новлено, что 40—50% износа приходится на периоды пуска и прогрева двигателей, особенно в холодное время года. Причем чем ниже температура окружающего воздуха, тем больше нужно затратить энергии на преодоление внутрен него трения масла, тем более длительное время не обес печивается полная подача масла к трущимся деталям.
При использовании масел с меньшей вязкостью зна чительно облегчаются условия пуска и прогрева двига теля, быстрее устанавливается режимная работа (жид костное трение) — все это способствует уменьшению
226
износа. Вязкость можно снижать до определенного пре дела так, чтобы обеспечивалось жидкостное трение при установившейся работе подшипника (несущая способность масляного слоя должна быть больше действующей на грузки). Следовательно, нужны масла, обеспечивающие легкий пуск двигателя и его режимную работу. Такими свойствами обладают загущенные масла. Загущенные мас ла получают, добавляя к маловязкому маслу с хорошими низкотемпературными свойствами и пологой кривой вяз кости высокомолекулярные соединения, которые позво ляют поддерживать нужный уровень вязкости при рабо чих температурах. Более подробно об этих маслах будет сказано ниже.
Большое влияние на уменьшение износа трущихся де талей оказывает смазывающая способность масел, зави сящая от химического состава последних. Прочность мас ляной пленки оценивается удельной нагрузкой, которую она может выдержать без разрушения.
Прочная пленка образуется в результате взаимодейст вия молекул смазывающего вещества с поверхностью ме талла. Основная роль здесь принадлежит тем молекулам масла, в состав которых входят активные группы: кар боксильная, гидроксильная, сульфогруппа и др. Установ лено, что лучшие смазочные свойства имеют пленки, обла дающие высоким межмолекулярным притяжением, а так же пленки с высокой температурой плавления и неболь шим сопротивлением сдвигу. Бее эти свойства присущи пленкам металлических мыл, образующихся при взаимо действии жирных органических кислот с металлом.
В процессе работы в любом узле трения масло в зави симости от внешних факторов (температуры, давления, скорости, агрессивности среды) изменяет свои первона чальные свойства. Прежде всего в нем накапливаются различные металлы, снимаемые с трущихся поверхностей, а также песчинки, пылинки, попадающие при заправке, через различные неплотности, вместе с продуктами сгорания топлива. В подавляющем большинстве продукты загрязне ния масел — абразивные примеси, увеличивающие износ трущихся пар. Они должны быть удалены маслоочистителышми устройствами двигателя. Под действием высокой температуры в масле накапливаются продукты его окис ления (различные углеродистые соединения), которые на ходятся в масле как в растворенном состоянии (смолы, фенолы, органические кислоты), так и во взвешенном (ла
8 |
227 |
кообразующие вещества, асфальтены, карбены, карбоиды).
Продукты окисления масел по-разному действуют на изменение противоизносных свойств: смолистые соедине ния, органические кислоты, асфальтены, оксикислоты, яв ляющиеся электрополярными соединениями,— улучшают смазывающие свойства масел, способствуют созданию на поверхностях трения более устойчивых масляных пле нок, но в то же время повышают количество высокотемпе ратурных отложений на горячих деталях, поэтому жела тельно удалять их из масла. Продукты более глубокого окисления (карбены, карбоиды), имеющие кристалличес кое строение, обладают высокой прочностью и могут дей ствовать как абразивные примеси, поэтому они должны удаляться из масла в процессе его работы.
§ 7. Определение содержания железа в маслах
Металл, снимаемый с поверхностей трения, накаплива ется в масле, а также в отложениях, задерживаемых маслоочистителышми элементами. Если определить коли чество металла, снятого за определенное время работы установки или двигателя, то это позволит оценить ин тенсивность износа трущихся деталей. Подавляющее боль шинство деталей двигателя, а также других узлов тре ния машин и механизмов выполнено из стали, поэтому чаще всего определяют содержание железа.
Существуют различные методы определения железа в маслах и отложениях: спектральный, полярографичес кий, колориметрический, весовой, объемный. Наиболее распространен колориметрический метод, он достаточно точен и не требует сложного, дорогого оборудования.
Высокочувствительные фотоэлектрические колориметРы это универсальные приборы, на которых можно оп ределять концентрации окрашенных растворов, исследо вать эмульсии, коллоидные растворы, находить количест во взвесей. Все эти определения можно выполнить двумя способами: сравнением интенсивности потоков света, про ходящих через эталонную и испытуемую жидкость, и пред
варительной градуировкой прибора по эталонам. Ниже* дается описание второго метода.
Из химически чистого железа готовят основной 1/10 N раствор, который содержит 0,005584 г железа в 1 мл. Раз бавляя основной раствор, получают 6 - 8 образцов с раз
228
ной концентрацией. Эталонные (образцовые) растворы го товят следующим образом: в мерную колбу емкостью 100 мл микробюреткой отмеряют определенное расчетом ко личество 1/10 N раствора железа, для получения щелочной среды добавляют 2 мл 25%-ного раствора аммиака, затем 2 мл сульфосалициловой кислоты, в присутствии которой растворы железа приобретают окраску от желтого до красно-коричневого цвета. Чем выше содержание железа, тем интенсивнее окраска.
Подобрав соответствующие светофильтр и кювету, оп ределяют оптические плотности образцовых растворов. По полученным данным строят градуировочную кривую, откладывая по оси абсцисс концентрацию железа в образ цовых растворах, а по оси ординат соответствующие им значения оптической плотности. При данном методе опре деления железа наиболее трудной и ответственной частью является построение градуировочного графика, имея ко торый уже просто определить концентрацию испытуемого раствора.
Порядок определения железа в масле и отложениях следующий. Среднюю пробу масла и отложений в коли честве 20—25 г озоляют. Затем золу обрабатывают концент рированной соляной кислотой, солянокислый раствор под вергают медленному нагреванию до полного растворения железа. Содержимое тигля (количественно) переносят в мерную колбу, в которую добавляют аммиак до щелочной реакции и 2—3 мл сульфосалициловой кислоты. Содер жимое колбы до метки разбавляют дистиллированной во дой, затем раствор тщательно перемешивают, и в течение суток он отстаивается (в осадке кварц, компоненты при садок). Чем больше железа содержится в масле, тем ин тенсивнее окрашен раствор.
Приготовив испытуемый раствор, приступают к колориметрированию. Кювету и светофильтр применяют те же, что и при установлении оптической плотности эталонных растворов. Общий вид колориметра ФЭКН-57 показан на рисунке 49. В правый 1 и левый 2 пучки света помеща ют кюветы с дистиллированной водой. Индекс правого барабана 3 устанавливают на нулевое деление шкалы оп тической плотности 4. Щелевая диафрагма при этом имеет минимальную ширину. Вращением круговых фотометри ческих клиньев 5 ж 6 устанавливают стрелку гальвано метра 7 на нуль. Затем в правый пучок света 1 вводят кювету с исследуемым раствором. Стрелка гальванометра
229