Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
повышению износа. Нагары и лаки имеют очень плохую теплопроводность, что способствует сильному перегреву деталей.
Все это заставляет очень внимательно подбирать ма сла для быстроходных дизельных двигателей и использо вать только те, в которых содеря;атся композиции высо коэффективных присадок.
§ 4. Изменение свойств масел в процессе работы
Интенсивность процессов старения и загрязнения ма сел в двигателях зависит от очень многих факторов, и в первую очередь, от конструктивных особенностей двига теля и вида сжигаемого топлива. Ранее было сказано, что наиболее глубокие изменения претерпевают масла в фор сированных быстроходных дизельных двигателях. Если сравнивать 4- и 2-тактные дизели одной мощности, то условия работы масла в 2-тактпых двигателях значитель но тяжелее; требования к качеству смазочных масел в этом случае повышены.
Большое влияние на изменение свойств масел оказы вает техническое состояние двигателя. В изношенных и отремонтированных двигателях скорость и глубина окис ления масел выше, чем в новых из-за большего прорыва газов из камеры сгорания в картер и более высокой темпе ратуры деталей поршневой группы. На химические про цессы, происходящие в масле, сильно влияет степень загрузки двигателя, особенно перегрузка и работа с неустановившимися переменными режимами. Увеличение содержания серы в топливе не только повышает корро зийный износ деталей, но и существенно влияет на по вышение шламообразования в масле и нагарообразования на деталях поршневой группы.
Сейчас во все моторные масла добавляют многофунк циональные присадки или их композиции, причем часто в значительных количествах (около 10%).
В процессе работы масла в двигателе любая присадка, выполняя свои функции, срабатывается и ее концентрация понижается. Интенсивность изменения начальной концент рации присадок зависит от их количества и эффективности, теплопапряженности двигателя, его технического состоя ния, условий эксплуатации (нагрузка, скорость, темпера тура), качества сжигаемого топлива и др.
269
Определить содержание присадки в работавшем масле значительно труднее, чем в свежем. По золе работавшего масла нельзя судить о количестве присадки, так как со держание золы уменьшается по мере срабатывания при садки, но увеличивается за счет накопления в масле меха нических примесей (металлов, кварцитов, глинозема и др.). Поэтому зольность работавших масел может умень шаться, оставаться без изменений или увеличиваться в зависимости от того, какие процессы и с какой скоростью происходят в масле.
Нельзя также судить об изменении концентрации при
садки по количеству серы в масле, так |
как оно уменьша |
|
ется по |
мере срабатывания присадки, |
но увеличивается |
за счет |
накопления сернистых соединений, попадающих |
вмасло с продуктами сгорания топлива. Количество серы
вработавших маслах остается примерно на одном уровне.
Осрабатываемости присадки можно судить по изме нению щелочного числа, но этот метод пригоден только для присадок, в состав которых входят соединения, обуслов ливающие щелочную среду раствора. Работавшее масло отфильтровывают от осадков, а затем определяют щелочное число. Чем больший период работало масло в двигателе, тем ниже будет его щелочное число. Существует мнение, что если щелочное число равно нулю, то активной части присадки уже нет и масло к дальнейшему использованию непригодно. Нам кажется, что в таком масле израсходо
ваны нейтрализующие функции, а по ряду показателей оно еще пригодно к эксплуатации.
Точнее о количестве присадки в работавшем масле мо жно судить по содержанию ее основного компонента (на пример, бария), концентрация которого не зависит ни от накопления механических примесей, ни от качества сжига емого топлива. Определив в золе масла содержание бария, можно судить о количестве присадки. Но в этом общем ко личестве часть присадки, иногда значительная, уже сра боталась (разложилась) и находится в масле в неактивной форме.Чтобы судить об эксплуатационных свойствах масла, нужно знать содержание активной части присадки. Обычно считают, что активная часть присадки находится в масле в растворенном состоянии, а в осадках и на отложениях находится неактивная (сработавшая) часть. Поэтому для
определения активной части присадки нужно исследовать золу фильтрованного масла.
270
Как показывают наши исследования, наиболее интен сивно присадка срабатывается в первые 60—80 ч работы масла в двигателе, затем концентрация бария меняется незначительно. По-видимому, в начальный период наиболее интенсивно окисляются малостабильные углеводороды масла и на взаимодействие с продуктами окисления расхо дуется основная масса присадки. Расчет баланса присадки по барию показывает, что из общего количества присадки, внесенной с маслом (100%), основная часть ее (60—70%) удерживается маслофильтрующими элементами, около 20% теряется вместе с выгорающим маслом, 5—20% находится в масле в растворенном состоянии (активная часть), а остальное количество входит в состав различных осадков и отложений на деталях двигателя.
Изучение изменений эксплуатационных свойств рабо тавших масел показывает, что оно остается работоспособ ным длительный период. Чаще всего ухудшение качества происходит из-за накопления различных механических примесей. Количество абразивных примесей обычно воз растает при недостаточно тщательном техническом обслу живании тракторов и автомобилей. Естественно, исполь зовать масло с абразивом для смазки деталей нельзя, но при правильной работе маслоочистительных элементов их легко можно удалить. Неабразивные механические при меси в основном образуются из самого масла в процессе его окисления, а также попадают в масло при неполном сгорании топлива. Эти углеродистые продукты, не увели чивая износа, способствуют повышенному накоплению высокотемпературных отложений. Чем меньше размеры частиц углеродистых соединений, тем труднее они удаля ются маслоочистительными элементами.
Интенсивное окисление масла происходит в первый период его работы, в это же время наблюдается основное срабатывание присадки. Количество продуктов окисления, накопившихся в начальный период, в дальнейшем почти не изменяется, так как малостабильные соединения масла окислились. Кроме того, продукты первичного окисле ния (смолы, органические кислоты) переходят в продукты более глубокого окисления, которые легче задерживаются маслоочистительными элементами (асфальтены, оксикислоты, карбены и др.).
Противоизносные свойства масла, если в нем нет абра зивных примесей, зависят от вязкостных и смазочных свойств. Вязкость также интенсивно повышается в первые
100—120 ч работы, а затем меняется незначительно. Аб солютное увеличение вязкости, обычно составляющее 2—4 сСт при 100°, только способствует образованию масляного клина с более высокой несущей способностью. Смазочные свойства работавших масел повышаются за счет накопления в них полярно-активных соединений (смол, оксикислот, кис лот, асфальтенов). Следовательно, если из масла в процессе его работ],I хорошо удалять накапливающиеся абразив ные примеси, то работавшее масло может обладать повы шенными противоизносными свойствами. Но если накоп ление продуктов окисления не оказывает существенного влияния на изменение противоизносных свойств, то они резко ухудшают моющие свойства, увеличивая количество высокотемпературных отложений, вызывая залегание и пригораниз поршневых колец. Основное действие присадок в моторных маслах направлено на снижение лако- и нагарообразования на нагретых деталях двигателя, а затем снижение коррозийных свойств за счет нейтрализации как продуктов окисления масла, так и окислов серы, об разующихся при сгорании топлива.
Почти всегда в работавшем масле накапливается вода. Основное ее количество образуется от сгорания водорода. Пары воды конденсируются при прорыве газов в картер двигателя. Попадает вода и из окруяшющего воздуха при охлаждении двигателя, особенно в более холодное ночное время суток. Кроме этого, вода может случайно проникать через различные неплотности системы жидкостного охла ждения двигателя, через сапун в дождливое время, при небрежном доливе масла взамен выгоревшего и другими путями. Частично вода испаряется при вентиляции кар тера, а остающаяся в масле повышает коррозийные свой
ства последнего, гидролизует присадку, уменьшая ее ак тивность.
Очень часто в работавшем масле как карбюраторных, так и дизельных двигателей накапливается не полностью сгоревшее топливо. Топливо, попадающее в масло даже в небольших количествах, резко снижает температуру его вспышки, а также уменьшает вязкость. Следовательно, если температура вспышки работавшего масла ниже, чем свежего, то в масле содержится топливо. Чем больше сни
жена температура вспышки, тем выше содержание топ лива в масле
Определение температуры вспышки масел. Прибор для определения температуры показан на рисунке 57. На коль-
272
ется в нижней части ловушки 3 , а растворитель 2 будет сверху. Растворитель, поднявшись до отводной трубки, стекает обратно в колбу 5. Процесс нагревания и перегонки продолжают до тех пор, пока уровень воды 1 в ловушке не перестанет увеличиваться.
Закончив опыт и охладив колбу, определяют количе ство воды в ловушке и подсчитывают ее в процентах от
объема взятого масла. Ловушки градуированы |
на |
10 мл |
(от 0 до 1 мл цена деления 0,05 мл, а от 1 до |
10 |
мл — |
0,2 мл). |
|
|
Чем больше воды в нефтепродуктах, тем осторожнее нужно нагревать колбу, чтобы избежать перебросов содер жимого колбы через холодильник. Количество сильно
обводненных работавших масел для анализа уменьшают до 20—25 мл.
Определение механических примесей методом фильт рации. Пробу отработавшего масла перемешивают 3— 4 мин и в мерный цилиндр наливают 10—20 мл. Наливать масло нужно осторожно, тонкой струей в центр цилиндра. Масло растворяют 7—10-кратным объемом бензина, не содержащего механических примесей. Полученную смесь фильтруют через предварительно взвешенный на анали тических весах беззольный фильтр. После фильтрации осадок на фильтре и мерный цилиндр промывают бензином до полного удаления следов масла на фильтре; должен сте кать бесцветный бензин. Фильтр с осадком высушивают 20—25 мин в сушильном шкафу при температуре 105—110°, затем охлаждают и взвешивают.
Количество механических примесей, в процентах, под
считывают по формуле: |
|
|
||
|
Мех. прим. |
= ----- j ---- %, |
(59) |
|
где а—масса |
сухого осадка с фильтром, |
г; |
||
г — масса |
фильтра, |
г; |
|
|
в — объем |
взятого |
для |
исследования |
масла, мл. |
В состав механических примесей работавших масел входят различные углеродистые соединения, металл, сни маемый с поверхностей трения, различные кварцевые частицы и другие продукты загрязнения. Если сжечь фильтр и прокалить осадок, то все углеродистые продукты сгорят, останется негорючий остаток, состоящий из квар ца и металлов (в основном железа).
275
§ 5. Новая классификация моторных масел
Минеральные (нефтяные) масла, используемые для смаз ки двигателей внутреннего сгорания, называются мотор ными. По способу получения они могут быть дистиллят ные, остаточные, смешанные (дистиллятные с остаточными) и загущенные (маловязкие масла, загущенные полиме
рами).
Многомарочность масел, вырабатываемых для двига телей внутреннего сгорания, настоятельно требовала соз дания единой классификации. По постановлению госстан дарта 15 января 1972 г. была утверждена новая классифи кация (ГОСТ 17479—72), срок введения которой 1 января 1974 г. С этого периода все выпускаемые и вновь разраба тываемые масла должны соответствовать данной классифи кации, которая распространяется на масла для всех дви гателей широкого назначения, за исключением масел, применяемых в авиационных двигателях.
Моторные масла для двигателей внутреннего сгорания автомобилей, тракторов, комбайнов, речных и морских судов, тепловозов, и т. д. получают селективной очист кой дистиллятов с последующим введением присадок. Делятся они на шесть групп: А, Б, В, Г, Д , Е, которые отличаются количеством и эффективностью введенных при садок. Меньше всего присадок в маслах группы А, в каж дой следующей группе больше, чем в предыдущей, самое высокое содержание в маслах группы Е. Масла группы А предназначены для нефорсированных двигателей. Ма сла группы Б вырабатываются двух видов: Б х и Б», они предназначены для малофорсированных двигателей (Bj— карбюраторных, Б 2— дизельных). Масла групп В и Г также вырабатываются двух видов: Вх и В2 для средне форсированных, Tj и Г2 для высокофорсировапных дви гателей, индекс «1» — для карбюраторных, «2» — дизель ных. Эксплуатационные свойства масел группы Д наибо лее высоки, они предназначены для высокофорсированных дизельных двигателей, работающих в тяжелых усло виях. Масло группы Е в сельском хозяйстве не применя ется, оно предназначено для дизельных малооборотных двигателей, работающих па тяжелом топливе с высоким содержанием серы (3,5%).
Для карбюраторных двигателей выпускаются масла с кинематической вязкостью 6, 8, 10 сСт, а для дизельных—
8, 10, 12, 14, 16, 20 сСт при 100°.
276
В летних маслах класс вязкости указывается одной цифрой, а именно, кинематической вязкостью при 100°, эти масла имеют индекс вязкости не менее 90. В зимних
ивсесезонных сортах масел класс вязкости указывается двумя цифрами (дробью), например 43/10; 43/8; 63/6; 63/10. Цифры 4 и 6 в числителе указывают пределы кинемати ческой вязкости при минус 18° (4— вязкость не менее 1300
ине более 2600 сСт, а 6 — не менее 2600 и не более 10400 сСт).
Уданных масел индекс вязкости не менее 125 еди ниц. Буква «з» показывает, что масло содержит загущаю щие (вязкостные) присадки и предназначено для приме нения зимой или во все сезоны. Цифра в знаменателе так же, как для летних масел, указывает кинематическую вязкость в сСт при 100°.
Вмарке моторного масла условно обозначается класс вязкости, группа эксплуатационных свойств и сезонность применения. Ниже приводятся несколько марок масел:
М8А, М6БЬ М10Б2, М8Г2, М-43/8Вь М-43/10Г2, М-б^бВ*.
Буква М указывает, что масло моторное. Если в марке одна цифра, то она показывает значение вязкости в сСт при 100°, если две цифры, то первая (4 или 6) пределы вяз кости при — 18°, а вторая (6, 8, 10 и т. д.) значение вяз кости при 100°. Индекс «1» — масло для карбюраторных двигателей, «2» — для дизельных двигателей. Буквы Б, В,
Гпоказывают, к какой группе по эксплуатационным свой ствам относится масло и для двигателей какой степени форсировки его можно применять. Буква «з» показывает, что масло с загущающей присадкой (зимнее или всесезон ное).
Следовательно, марка М10В2 читается: масло мотор ное, имеет значение кинематической вязкости 10±1,0 сСт при 100°, предназначено для смазывания среднефорсирован ных дизельных двигателей летом. Марка масла М-43/10Га—
моторное, |
зимнее или |
всесезонное, вязкость |
при —18° |
|
находится в пределах |
1300—2600 сСт, |
а при |
100° 10+ |
|
+ 1,0 сСт, |
предназначено для смазывания |
высокофорсиро |
ванных дизельных двигателей. Марка масла M-Gg/eBj—
моторное, |
зимнее или |
всесезонное, вязкость при — |
18° |
|
находится |
в пределах |
2600—10 400 сСт, |
а при 100° |
6± |
±0,5 сСт, предназначено для смазывания |
среднефорсиро |
|||
ванных карбюраторных двигателей. |
|
|
277