Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
§ |
6. Моторные масла, используемые |
в |
сельском хозяйстве |
Авиационные масла. Они имеют иную классификацию, чем масла для карбюраторных и дизельных двигателей. Авиационные масла по внешнему виду густые, в проходя щем свете прозрачные, маслянистые жидкости желтова то-красного цвета. Это высококачественные и термически устойчивые масла, предназначенные для поршневых авиа ционных двигателей. В сельскохозяйственном производ стве используются для смазывания некоторых дизельных двигателей иностранных марок (Д-б, В-2), передвижных электрических дизельных станций ПДЭС-63 и в сельско хозяйственной авиации. Выпускаются следующие марки: МК-22, МС-20, МС-14. Первое масло кислотно-контактной очистки, остальные — селективной. Цифра показывает ми нимальное значение кинематической вязкости в сСт при 100°. Температура застывания масла МС-14 очень низка (—30° и ниже), у МК-22 она не выше —14°. Наибольшей термической и коррозийной устойчивостью обладает ма сло МК-22.
Масла для карбюраторных двигателей. Для автомобиль ных, тракторных, мотоциклетных карбюраторных двигате лей широко используют масла с кинематической вязко стью 6, 8 и 10 сСт при 100°. Эти же масла применяют и для газовых двигателей. Для улучшения эксплуатацион ных свойств в них вводят многофункциональные присад ки ВНИИНП-360, ДФ-1, СБ-3, СК-3, АзНИИ-8у. К зим ним сортам масел добавляют депрессор. Масла для карбю раторных и газовых двигателей получают в основном
фенольной селективной очисткой из восточных |
сернистых |
|
нефтей. Зимние масла — дистиллятные, а |
летние |
и |
всесезонные — смесь дистиллятных и остаточных |
ма |
|
сел. |
|
|
Для зимней эксплуатации автомобилей чаще пользу ются маслом АС-6 (М6Б). Марка расшифровывается так: автомобильное, селективной очистки, кинематическая вяз кость при 100° не менее 6 сСт, а в скобках — моторное, вязкость и группа. Это дистиллятное масло фенольной селективной очистки, вырабатывается из восточных сер нистых нефтей, в своем составе содержит 3,5% присадки ВНИИНП-360, которая повышает антиокислительные, ан тикоррозийные и моющие свойства и 1,0% депрессора АзНИИ-ЦИАТИМ-1 или АФК, понижающего температуру
278
застывания. Масло предназначено для автомобильных дви гателей ГАЗ-51, ЗИЛ-164 и других данного класса.
В летнее время для этих двигателей рекомендуется масло АС-10 (М10Б). Это более вязкое масло получают сме шением дистиллятных и остаточных компонентов перера ботки восточных сернистых нефтей. Масло проходит феноль ную селективную очистку, к нему добавляют 3,5% присад ки ВНИИНП-360.
Для более форсированных двигателей типа ЗИЛ-130, ЗИЛ-123ф, ЗИЛ-175 и ГАЗ-53 используют всесезонное ма-
Показатели качества
|
|
|
Т а б л и ц а 26 |
|
1 |
|
АС-8 (М8Б) |
|
|
АС-6 (М6Б) с пр] садкой ВНИИНП-360 и депрессором |
с присадкой ВНИИНП-360 и депрессором |
с присадкой ДФ-1 |
с присадками СБ-3, Д Ф -11 и депрессором |
АС-10 (М10Б) е присадкой ВНИИНП-360 |
1 |
|
|
|
|
Вязкость, сСт: |
|
|
Не менее 8,0 ±0,5 8,0±0,5 |
8,0±0,5 10,0± 0,5 |
||||
при 100° |
|
|
||||||
при 0°, |
но |
более |
6,0 |
1200 |
1200 |
1200 |
2000 |
|
1000 |
||||||||
Зольность |
масла, |
%: |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
|
без присадки, |
не |
|||||||
более |
|
|
не |
0,45 |
0,45 |
0,30 |
0,50 |
0,45 |
с присадкой, |
||||||||
менее |
град., |
190 |
200 |
200 |
200 |
200 |
||
Температура, |
||||||||
вспышки (в откры |
|
|
|
|
|
|||
том тигле), не ниже |
—30 |
—25 |
—25 |
—25 |
—15 |
|||
Застывания, не выше |
||||||||
Моющие свойства по |
1,0 |
1 ,0 |
1,0 |
0,5 |
1,5 |
|||
ПЗВ, баллы, не |
|
|
|
|
|
|||
более |
|
|
|
0,890 |
0,895 |
0,895 |
0,895 |
0,890 |
Плотность |
п р и |
20°, |
||||||
г/см3, не более |
|
8 |
8 |
5 |
5 |
5 |
||
Коррозийность, г/м2, |
||||||||
не более |
|
|
|
0,10 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,25 |
Коксуемость (до до- |
||||||||
бавления |
присад |
|
|
|
|
|
||
ки), %, не более |
|
|
|
|
|
|||
Содержание, %, |
не |
|
|
|
|
|
||
менее: |
|
|
|
0,27 |
0,27 |
0,12 |
0,13 |
0,27 |
бария |
|
|
|
|||||
фосфора |
|
|
0,026 |
0,026 |
0,050 |
0,09 |
0,026 |
|
цинка |
|
|
|
0,02 |
0,02 |
Не нор- |
0,09 |
0,02 |
|
|
|
|
|
|
мируется |
|
|
279
ело АС-8 (М8Б). Это также масло фенольной селективной очистки, смесь дистиллятных и остаточных компонентов восточных сернистых нефтей. Эксплуатационные свойства этого масла несколько выше за счет лучшего качества сы рья и более эффективных присадок.
Основные показатели качества масел приведены в таб лице 26.
Кислотное число масел без присадок не более 0,02 мг/г, содержание серы в маслах без присадок не более 1,0%. Механические примеси в маслах без присадок отсутствуют, а с присадками не более 0,012%. Воды— следы.
Для автомобилей ВАЗ-2101 («Жигули») выпускают специальные высококачественные масла. Это высокоин дексные масла нормированного состава с комплексом при садок (алкилсалицилатных, сульфонатных и др.). В соответ ствии с требованием ТУ-38-1-267—69 выпускают трн марки масел: М-12Г, М8Г и М10Г3. Первое летнее, второе зимнее, а последнеее всесезонное. Лучшими эксплуата ционными свойствами обладает всесезонное масло М10Г3. оно имеет высокий индекс вязкости 125 (у первых около 100), высокое щелочное число 11,0 мг/г (у первых 8,5 мг/г), что обеспечивает хорошие моющие и антикоррозийные свойства.
Кроме указанных, для карбюраторных и газовых дви гателей выпускается ряд масел под общим названием «ав тотракторные». Это нефтяные дистиллятные масла, полу чаемые из малосернистых нефтей, они проходят фурфурольную селективную или сернокислотную очистку. Ко всем зимним маслам для понижения температуры застывания добавляют небольшое количество депрессора. В некото рые масла добавляют присадки, улучшающие моющие и противоизносные свойства, например АзНИИ-8У, СК-3, СБ-3. Г1о эксплуатационным свойствам эти масла хуже, чем описанные выше, выпуск их постепенно уменьшается, их заменяют маслами, выпускаемыми в соответствии с тре бованиями новой классификации.
Масла для дизельных двигателей. В настоящее время выпускается большое количество марок масел для дизель ных двигателей; в основном это масла с присадками и с высокоэффективными композициями присадок. В зависи мости от конструкции двигателей, степени их форсировки, качества сжигаемого топлива подбирают масло той или иной группы. Технология получения масел различна и зависит от химического состава и свойств исходной неф
280
ти. Вырабатывают масла из сернистых и малосерпистых нефтей как глубокой очисткой дистиллятных масел, так и смешением дистиллятных и остаточных компонентов.
Из масел группы А, которые вырабатывают без при садок или с небольшим количеством малоэффективных присадок, в сельскохозяйственном производстве исполь зуют следующие: масло дизельное моторное (без присадок) и то же масло с 3,0% присадки ЦИАТИМ-339. Эти масла имеют кинематическую вязкость при 50° от 62 до 68 cCTf
Дс-8 (М8Б)
садкой
о
Показатели качества со со
S
ьч
Н
<
К
1=Г
с при
вниинп-зоо
Т а б л и ц а |
27 |
|
До- l l |
(M lОБ) |
с |
присадкой |
|
|
ЦИАТИМ-339 |
ВНИИНП-360 |
|
Вязкость, сСт: |
|
8 ,0± 0,5 |
8,0±0,5 |
И ,0±0,5 И ,0± 0,5 |
||||
при 100° |
|
|
||||||
при 0°, |
не более |
1200 |
1200 |
2500 |
2500 |
|||
Индекс вязкости, |
не менее |
83 |
83 |
83 |
83 |
|||
Коксуемость без присадки, |
0,15 |
0,15 |
0,30 |
0,30 |
||||
%, не более |
|
|
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
||
Кислотное число, мг/г, не |
||||||||
более |
|
%: |
|
|
|
|
|
|
Зольность, |
|
|
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
||
без присадки, не более |
||||||||
с присадкой, |
не менее |
0,42 |
0,80 |
0,42 |
0,80 |
|||
Температура, |
град: |
190 |
190 |
200 |
200 |
|||
вспышки, |
не ниже |
|||||||
застывания, ие выше |
—25 |
—25 |
—15 |
—15 |
||||
Коррозийиость, г/м2, не |
10 |
8 |
10 |
8 |
||||
более |
|
|
|
|
1,0 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
Моющие свойства по ПЗВ, |
||||||||
баллы, не более |
|
0,895 |
0,895 |
0,905 |
0,905 |
|||
Плотность при 20°, г/см3, |
||||||||
не более |
водораствори |
|
Щелочна;I |
реакция |
|
|||
Содержание |
|
1 |
||||||
мых |
кислот |
и |
щелочей |
|
1 |
|
||
Содержание воды |
|
|
Следы |
|
||||
Механические примеси, %, |
|
|
|
|
||||
не более: |
|
|
|
|
Отсутствуют |
|
||
без |
присадки |
|
0,015 |
0,015 |
||||
с присадкой |
|
0,015 | |
0,015 |
281
температуру вспышки не ниже 205°, коксуемость не более 0,4%, зольность масла без присадки не более 0,04%, а с присадкой не менее 0,22%. Эксплуатационные свойства масла с присадкой несколько выше. Они предназначены для тихоходных стационарных и судовых дизелей типа
Д-16, 4Д36/50 и др.
Большее распространение получили масла группы Б, изготовленные на базе дистиллятных и остаточных компо нентов восточных сернистых нефтей (ГОСТ 8581—63). Для зимней эксплуатации выпускается масло Дс-8 (М8Б). Оно содержит 3% присадки ЦИАТИМ-339 и 2% АФБ (алкилфенолят бария), или 5,0% ЦИАТИМ-339, или 6,0% ВНИИНП-360 и 1,0% депрессора. Для летней эксплуа тации используют масло Дс-11 (М10Б) (те же присадки, но без депрессора). Эти масла удовлетворительно работа ют в малофорсированных дизелях.
Масла, содержащие присадку ВНИИНП-360, обладают большим запасом моющих и нейтрализующих свойств. Основные показатели качества этих масел приведены в таблице 27.
Масла группы В, получаемые из сернистых нефтей, предназначены для быстроходных автотракторных дизе лей средней форсировки. К ним добавляют 7—8% ком позиции присадок.
Масла готовят на базе дистиллятных и остаточных ком понентов селективной очистки.
Для зимней эксплуатации выпускается масло М8В (ГОСТ 8581—63). Оно содержит 5% присадки ВНИИНП-370 (улучшает моющие и антикоррозийные свойства), 2% ПМС (улучшает моющие свойства), 0,5% JI3-23K (улуч шает противозадирные и противоизносные свойства), 0,005% ПМС-200А (антипенная) и 1,0% депрессора ВНИИНП-167.
Для летней эксплуатации выпускают масла М10В (ТУ 38-1-21—68), их вырабатывают двух видов с композиция ми присадок на основе ВНИИНП-360 или ЦИАТИМ-339. В первом случае композиция присадок состоит из 4%
ВНИИНП-360, 2,0% ПМС, 1,5% ВНИИНП-354 или 0,9%
ДФ-11 и 0,003% ПМС-200А. Во втором случае — из 4,0%
ЦИАТИМ-339, 2,0% ПМС, 2,0% ВНИИНП-354 или 1,2%
ДФ-11 и 0,003% ПМС-200А. Основные показатели каче ства этих масел приведены в таблице 28.
Масла группы Г содержат большие количества компо зиций моющих и нейтрализующих присадок (11—12%).
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 28 |
|
|
|
М8В с ком- |
ш ов |
|
Показатели качества |
|
на основе |
на основе |
||
|
позицие!! |
||||
|
|
|
присадок |
присадки |
присадки |
|
|
|
|
ВНИИНП-360 |
ЦИАТИМ-339 |
Вязкость, сСт: |
|
|
8,0 + 0,5 |
И ,0+ 0,5 |
11,0 + 0,5 |
при 100° |
|
|
|||
при 0°, не более |
|
1200 |
— |
— |
|
Индекс вязкости, не менее |
83 |
83 |
83 |
||
Щелочное число, мг/г, не |
— |
3,5 |
3,0 |
||
менее |
|
|
|
|
|
Зольность, %: |
|
|
0,005 |
|
|
без присадки, не более |
0,9 (суль- |
0,8 (суль- |
|||
с присадкой, не менее |
0,7 |
||||
Коррозийность, г/м2, |
не |
5,0 |
фатная) |
фатная) |
|
10,0 |
10,0 |
||||
более |
|
|
0,5 |
1,0 |
1,0 |
Моющие свойства по ПЗВ, |
|||||
баллы, не более |
ста- |
_ |
80 |
80 |
|
Термоокислительная |
|||||
бильность при 250°, |
мин |
|
|
|
|
Механические |
примеси, %, |
|
|
|
|
не более: |
|
|
|
Отсутствуют |
|
без присадки |
|
0,020 |
|||
с присадкой |
|
0,015 |
0,015 |
||
Температура, |
град.: |
|
190 |
200 |
200 |
вспышки, |
не ниже |
|
|||
застывания, не выше |
—25 |
—15 |
—15 |
Вырабатывают из сернистых нефтей на базе дистиллят ных и остаточных компонентов селективной очистки.
Масла предназначены для быстроходных форсирован ных дизельных двигателей с наддувом типа ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240, Д-230 и др. Все более широкое использование в сельском хозяйстве мощных тракторов с форсированными двигателями увеличивает потребность в маслах группы Г.
Для летней эксплуатации тракторов выпускают масло
М10Г (ТУ 38-1-211—68) с 6% присадки |
ВНИИНП-360, |
||
3,5% |
ПМС, 0,8% ВНИИНП-354 или 0,5 |
ДФ-11 и 0,003% |
|
ПМС |
200А. В зимнее время используют |
масло М-8Г |
|
(ТУ |
38-1-01-46—70), в котором содержится |
6% присадки |
ВНИИНП-360,3,5% ПМС, 0,5% ДФ-11 (0,8% ВНИИНП-354), 1—1,5% депрессора АФК и 0,003% ПМС-200А. Основные показатели качества этих масел приведены в таблице 29.
Возможные заменители. Все моторные масла одной группы взаимозаменяемы с сохранением установленного
283