Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§

6. Моторные масла, используемые

в

сельском хозяйстве

Авиационные масла. Они имеют иную классификацию, чем масла для карбюраторных и дизельных двигателей. Авиационные масла по внешнему виду густые, в проходя­ щем свете прозрачные, маслянистые жидкости желтова­ то-красного цвета. Это высококачественные и термически устойчивые масла, предназначенные для поршневых авиа­ ционных двигателей. В сельскохозяйственном производ­ стве используются для смазывания некоторых дизельных двигателей иностранных марок (Д-б, В-2), передвижных электрических дизельных станций ПДЭС-63 и в сельско­ хозяйственной авиации. Выпускаются следующие марки: МК-22, МС-20, МС-14. Первое масло кислотно-контактной очистки, остальные — селективной. Цифра показывает ми­ нимальное значение кинематической вязкости в сСт при 100°. Температура застывания масла МС-14 очень низка (—30° и ниже), у МК-22 она не выше —14°. Наибольшей термической и коррозийной устойчивостью обладает ма­ сло МК-22.

Масла для карбюраторных двигателей. Для автомобиль­ ных, тракторных, мотоциклетных карбюраторных двигате­ лей широко используют масла с кинематической вязко­ стью 6, 8 и 10 сСт при 100°. Эти же масла применяют и для газовых двигателей. Для улучшения эксплуатацион­ ных свойств в них вводят многофункциональные присад­ ки ВНИИНП-360, ДФ-1, СБ-3, СК-3, АзНИИ-8у. К зим­ ним сортам масел добавляют депрессор. Масла для карбю­ раторных и газовых двигателей получают в основном

фенольной селективной очисткой из восточных

сернистых

нефтей. Зимние масла — дистиллятные, а

летние

и

всесезонные — смесь дистиллятных и остаточных

ма­

сел.

 

 

Для зимней эксплуатации автомобилей чаще пользу­ ются маслом АС-6 (М6Б). Марка расшифровывается так: автомобильное, селективной очистки, кинематическая вяз­ кость при 100° не менее 6 сСт, а в скобках — моторное, вязкость и группа. Это дистиллятное масло фенольной селективной очистки, вырабатывается из восточных сер­ нистых нефтей, в своем составе содержит 3,5% присадки ВНИИНП-360, которая повышает антиокислительные, ан­ тикоррозийные и моющие свойства и 1,0% депрессора АзНИИ-ЦИАТИМ-1 или АФК, понижающего температуру

278


застывания. Масло предназначено для автомобильных дви­ гателей ГАЗ-51, ЗИЛ-164 и других данного класса.

В летнее время для этих двигателей рекомендуется масло АС-10 (М10Б). Это более вязкое масло получают сме­ шением дистиллятных и остаточных компонентов перера­ ботки восточных сернистых нефтей. Масло проходит феноль­ ную селективную очистку, к нему добавляют 3,5% присад­ ки ВНИИНП-360.

Для более форсированных двигателей типа ЗИЛ-130, ЗИЛ-123ф, ЗИЛ-175 и ГАЗ-53 используют всесезонное ма-

Показатели качества

 

 

 

Т а б л и ц а 26

1

 

АС-8 (М8Б)

 

 

АС-6 (М6Б) с пр] садкой ВНИИНП-360 и депрессором

с присадкой ВНИИНП-360 и депрессором

с присадкой ДФ-1

с присадками СБ-3, Д Ф -11 и депрессором

АС-10 (М10Б) е присадкой ВНИИНП-360

1

 

 

 

 

Вязкость, сСт:

 

 

Не менее 8,0 ±0,5 8,0±0,5

8,0±0,5 10,0± 0,5

при 100°

 

 

при 0°,

но

более

6,0

1200

1200

1200

2000

1000

Зольность

масла,

%:

0,005

0,005

0,005

0,005

0,005

без присадки,

не

более

 

 

не

0,45

0,45

0,30

0,50

0,45

с присадкой,

менее

град.,

190

200

200

200

200

Температура,

вспышки (в откры­

 

 

 

 

 

том тигле), не ниже

—30

—25

—25

—25

—15

Застывания, не выше

Моющие свойства по

1,0

1 ,0

1,0

0,5

1,5

ПЗВ, баллы, не

 

 

 

 

 

более

 

 

 

0,890

0,895

0,895

0,895

0,890

Плотность

п р и

20°,

г/см3, не более

 

8

8

5

5

5

Коррозийность, г/м2,

не более

 

 

 

0,10

0,15

0,15

0,15

0,25

Коксуемость (до до-

бавления

присад­

 

 

 

 

 

ки), %, не более

 

 

 

 

 

Содержание, %,

не

 

 

 

 

 

менее:

 

 

 

0,27

0,27

0,12

0,13

0,27

бария

 

 

 

фосфора

 

 

0,026

0,026

0,050

0,09

0,026

цинка

 

 

 

0,02

0,02

Не нор-

0,09

0,02

 

 

 

 

 

 

мируется

 

 

279



ело АС-8 (М8Б). Это также масло фенольной селективной очистки, смесь дистиллятных и остаточных компонентов восточных сернистых нефтей. Эксплуатационные свойства этого масла несколько выше за счет лучшего качества сы­ рья и более эффективных присадок.

Основные показатели качества масел приведены в таб­ лице 26.

Кислотное число масел без присадок не более 0,02 мг/г, содержание серы в маслах без присадок не более 1,0%. Механические примеси в маслах без присадок отсутствуют, а с присадками не более 0,012%. Воды— следы.

Для автомобилей ВАЗ-2101 («Жигули») выпускают специальные высококачественные масла. Это высокоин­ дексные масла нормированного состава с комплексом при­ садок (алкилсалицилатных, сульфонатных и др.). В соответ­ ствии с требованием ТУ-38-1-267—69 выпускают трн марки масел: М-12Г, М8Г и М10Г3. Первое летнее, второе зимнее, а последнеее всесезонное. Лучшими эксплуата­ ционными свойствами обладает всесезонное масло М10Г3. оно имеет высокий индекс вязкости 125 (у первых около 100), высокое щелочное число 11,0 мг/г (у первых 8,5 мг/г), что обеспечивает хорошие моющие и антикоррозийные свойства.

Кроме указанных, для карбюраторных и газовых дви­ гателей выпускается ряд масел под общим названием «ав­ тотракторные». Это нефтяные дистиллятные масла, полу­ чаемые из малосернистых нефтей, они проходят фурфурольную селективную или сернокислотную очистку. Ко всем зимним маслам для понижения температуры застывания добавляют небольшое количество депрессора. В некото­ рые масла добавляют присадки, улучшающие моющие и противоизносные свойства, например АзНИИ-8У, СК-3, СБ-3. Г1о эксплуатационным свойствам эти масла хуже, чем описанные выше, выпуск их постепенно уменьшается, их заменяют маслами, выпускаемыми в соответствии с тре­ бованиями новой классификации.

Масла для дизельных двигателей. В настоящее время выпускается большое количество марок масел для дизель­ ных двигателей; в основном это масла с присадками и с высокоэффективными композициями присадок. В зависи­ мости от конструкции двигателей, степени их форсировки, качества сжигаемого топлива подбирают масло той или иной группы. Технология получения масел различна и зависит от химического состава и свойств исходной неф­

280

ти. Вырабатывают масла из сернистых и малосерпистых нефтей как глубокой очисткой дистиллятных масел, так и смешением дистиллятных и остаточных компонентов.

Из масел группы А, которые вырабатывают без при­ садок или с небольшим количеством малоэффективных присадок, в сельскохозяйственном производстве исполь­ зуют следующие: масло дизельное моторное (без присадок) и то же масло с 3,0% присадки ЦИАТИМ-339. Эти масла имеют кинематическую вязкость при 50° от 62 до 68 cCTf

Дс-8 (М8Б)

садкой

о

Показатели качества со со

S

ьч

Н

<

К

1=Г

с при­

вниинп-зоо

Т а б л и ц а

27

До- l l

(M lОБ)

с

присадкой

 

ЦИАТИМ-339

ВНИИНП-360

 

Вязкость, сСт:

 

8 ,0± 0,5

8,0±0,5

И ,0±0,5 И ,0± 0,5

при 100°

 

 

при 0°,

не более

1200

1200

2500

2500

Индекс вязкости,

не менее

83

83

83

83

Коксуемость без присадки,

0,15

0,15

0,30

0,30

%, не более

 

 

0,02

0,02

0,02

0,02

Кислотное число, мг/г, не

более

 

%:

 

 

 

 

 

 

Зольность,

 

 

0,005

0,005

0,005

0,005

без присадки, не более

с присадкой,

не менее

0,42

0,80

0,42

0,80

Температура,

град:

190

190

200

200

вспышки,

не ниже

застывания, ие выше

—25

—25

—15

—15

Коррозийиость, г/м2, не

10

8

10

8

более

 

 

 

 

1,0

0,5

1,0

0,5

Моющие свойства по ПЗВ,

баллы, не более

 

0,895

0,895

0,905

0,905

Плотность при 20°, г/см3,

не более

водораствори­

 

Щелочна;I

реакция

 

Содержание

 

1

мых

кислот

и

щелочей

 

1

 

Содержание воды

 

 

Следы

 

Механические примеси, %,

 

 

 

 

не более:

 

 

 

 

Отсутствуют

 

без

присадки

 

0,015

0,015

с присадкой

 

0,015 |

0,015

281


температуру вспышки не ниже 205°, коксуемость не более 0,4%, зольность масла без присадки не более 0,04%, а с присадкой не менее 0,22%. Эксплуатационные свойства масла с присадкой несколько выше. Они предназначены для тихоходных стационарных и судовых дизелей типа

Д-16, 4Д36/50 и др.

Большее распространение получили масла группы Б, изготовленные на базе дистиллятных и остаточных компо­ нентов восточных сернистых нефтей (ГОСТ 8581—63). Для зимней эксплуатации выпускается масло Дс-8 (М8Б). Оно содержит 3% присадки ЦИАТИМ-339 и 2% АФБ (алкилфенолят бария), или 5,0% ЦИАТИМ-339, или 6,0% ВНИИНП-360 и 1,0% депрессора. Для летней эксплуа­ тации используют масло Дс-11 (М10Б) (те же присадки, но без депрессора). Эти масла удовлетворительно работа­ ют в малофорсированных дизелях.

Масла, содержащие присадку ВНИИНП-360, обладают большим запасом моющих и нейтрализующих свойств. Основные показатели качества этих масел приведены в таблице 27.

Масла группы В, получаемые из сернистых нефтей, предназначены для быстроходных автотракторных дизе­ лей средней форсировки. К ним добавляют 7—8% ком­ позиции присадок.

Масла готовят на базе дистиллятных и остаточных ком­ понентов селективной очистки.

Для зимней эксплуатации выпускается масло М8В (ГОСТ 8581—63). Оно содержит 5% присадки ВНИИНП-370 (улучшает моющие и антикоррозийные свойства), 2% ПМС (улучшает моющие свойства), 0,5% JI3-23K (улуч­ шает противозадирные и противоизносные свойства), 0,005% ПМС-200А (антипенная) и 1,0% депрессора ВНИИНП-167.

Для летней эксплуатации выпускают масла М10В (ТУ 38-1-21—68), их вырабатывают двух видов с композиция­ ми присадок на основе ВНИИНП-360 или ЦИАТИМ-339. В первом случае композиция присадок состоит из 4%

ВНИИНП-360, 2,0% ПМС, 1,5% ВНИИНП-354 или 0,9%

ДФ-11 и 0,003% ПМС-200А. Во втором случае — из 4,0%

ЦИАТИМ-339, 2,0% ПМС, 2,0% ВНИИНП-354 или 1,2%

ДФ-11 и 0,003% ПМС-200А. Основные показатели каче­ ства этих масел приведены в таблице 28.

Масла группы Г содержат большие количества компо­ зиций моющих и нейтрализующих присадок (11—12%).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 28

 

 

 

М8В с ком-

ш ов

Показатели качества

 

на основе

на основе

 

позицие!!

 

 

 

присадок

присадки

присадки

 

 

 

 

ВНИИНП-360

ЦИАТИМ-339

Вязкость, сСт:

 

 

8,0 + 0,5

И ,0+ 0,5

11,0 + 0,5

при 100°

 

 

при 0°, не более

 

1200

Индекс вязкости, не менее

83

83

83

Щелочное число, мг/г, не

3,5

3,0

менее

 

 

 

 

 

Зольность, %:

 

 

0,005

 

 

без присадки, не более

0,9 (суль-

0,8 (суль-

с присадкой, не менее

0,7

Коррозийность, г/м2,

не

5,0

фатная)

фатная)

10,0

10,0

более

 

 

0,5

1,0

1,0

Моющие свойства по ПЗВ,

баллы, не более

ста-

_

80

80

Термоокислительная

бильность при 250°,

мин

 

 

 

Механические

примеси, %,

 

 

 

не более:

 

 

 

Отсутствуют

без присадки

 

0,020

с присадкой

 

0,015

0,015

Температура,

град.:

 

190

200

200

вспышки,

не ниже

 

застывания, не выше

—25

—15

—15

Вырабатывают из сернистых нефтей на базе дистиллят­ ных и остаточных компонентов селективной очистки.

Масла предназначены для быстроходных форсирован­ ных дизельных двигателей с наддувом типа ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240, Д-230 и др. Все более широкое использование в сельском хозяйстве мощных тракторов с форсированными двигателями увеличивает потребность в маслах группы Г.

Для летней эксплуатации тракторов выпускают масло

М10Г (ТУ 38-1-211—68) с 6% присадки

ВНИИНП-360,

3,5%

ПМС, 0,8% ВНИИНП-354 или 0,5

ДФ-11 и 0,003%

ПМС

200А. В зимнее время используют

масло М-8Г

(ТУ

38-1-01-46—70), в котором содержится

6% присадки

ВНИИНП-360,3,5% ПМС, 0,5% ДФ-11 (0,8% ВНИИНП-354), 1—1,5% депрессора АФК и 0,003% ПМС-200А. Основные показатели качества этих масел приведены в таблице 29.

Возможные заменители. Все моторные масла одной группы взаимозаменяемы с сохранением установленного

283