Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ский способ переработки нефти. Ее можно осуществлять
как п о с т е п е н н ы м |
н а г р е в а н и е м |
и последо |
вательным выделением |
составных частей (фракций), так |
|
и о д н о к р а т н ы м |
н а г р е в а н и е м |
с последую |
щим разделением образующихся паров. При прямой пере гонке нефти обычно получают следующие дистилляты: легкий бензиновый (петролейный эфир) с температурами
кипения 30—90°; |
бензиновый —40—200°, |
лигроино- |
вый — 110—230°, |
керосиновый — 140—300°, |
газойле- |
вый —230—330°, |
соляровый —280—380°. После отгона |
топливных фракций остается мазут, используемый для получения масел и крекинг-бензпнов.
Принципиальная схема установки с однократным испа рением показана на рисунке 1. Основные части установ ки — трубчатая печь 6 для нагревания нефти и ректифика ционная колонна 7, где происходит разделение углеводо родов на фракции. Кроме этого, имеется большое количе ство вспомогательного оборудования: теплообменники, отстойники, насосы, холодильники и др.
Переработка идет по следующей схеме. Сырая нефть насосом 1 прокачивается через теплообменник 2 и посту пает в грязеотделитель 3, затем проходит мазутные тепло обменники 4 и поступает в трубчатую печь. При выходе из печи перегретую нефть направляют в нижнюю часть ректификационной колонны 7, где она разделяется на две части: парообразную (смесь углеводородов топлив) и жидкую (мазут).
Рис. 1. Принципиальная схема уста |
|
||||
новки для |
прямой перегонки нефти |
|
|||
|
с однократным испарением: |
|
|||
1 — центробежный насос; |
2 — теплообмен |
|
|||
ник; |
3 — грязеотделитель; |
|
4 — мазутный |
|
|
теплообменник; |
5 — насос; |
|
6 — трубчатая |
лигроин |
|
печь; |
7 — ректификационная |
колонна; S — |
|||
газосепаратор; |
9 — приемник |
бензина; 10 — |
ж |
||
|
выносная отпарная |
секция. |
керосин |
газойль
сырая
20
соляровый
дистиллят
машинный дистиллят . цилиндровый дистиллят
гудрон
Рис. 2. Схема вакуумной установки:
1 -— насос; 2 — теплообменник; 3 — вакуумная трубчатая печь; 4 — вакуум ная ректификационная колонна.
По высоте колонны имеется ряд перегородок (тарелок) с насадками. Пары поднимаются вверх, постепенно охлаж даются и конденсируются на тарелках. Иа каждой тарелке собирается сравнительно однородная жидкость (дистил лят), состоящая из смеси углеводородов с близкими тем пературами кипения. С верха колонны отбирают бензино вый дистиллят, а с отпарных секций 10 лигроииовый, керо синовый и газойлевый дистиллят, которые используют для получения различных видов жидких топлив.
Мазут с низа ректификационной колонны насосом 5 прокачивается через теплообменники 4 и поступает в приемник. Мазут можно использовать для производства смазочных масел, как сырье для получения бензина де структивным разложением или сжигать как котельное топливо. Температуры кипения углеводородов, входящих в состав мазута, выше температуры его разложения (кре кинга), поэтому разгонку мазута иа масла ведут под ва куумом и в присутствии перегретого пара.
Принципиальная схема установки для получения сма зочных масел показана на рисунке 2. Насосом 1 мазут прокачивается через теплообменник 2, где подогревается за счет охлаждения получаемых продуктов. Подогретый мазут прокачивается через трубчатую печь 5, работающую под вакуумом, где нагревается до 415—420°, и поступает в вакуумную ректификационную колонну 4. Здесь происхо дит разделение мазута на отдельные фракции, а с низа колонны отбираются гудрон или полугудрон. Полугудрон
21
используют для получения высоковязких остаточных ма сел (типа авиационных), а гудрон — для дорожных покры тий. Масляные дистилляты (соляровый, веретенный, ци линдровый) используют для производства различных дис тиллятных масел.
Полученные прямой перегонкой нефти или мазута дис тилляты — это не готовая товарная продукция, а только сырье для производства топлив и масел. Дистилляты под вергают дополнительной перегонке, очистке и после этого получают товарные образцы.
б) Получение бензина деструктивной переработкой. Т мическое расщепление углеводородных молекул получило название трекинг», сущность которого заключается в превращении тяжелых молекул в легкие. Принципиально процесс происходит по следующей схеме:
СгДПгг+ г ►СпН2п +2Т CttH2n.
Широко распространенные процессы химической пере работки можно разделить на две группы — термические и каталитические: в первых используются более высокие температуры и давления, во вторых температуры и давле ния ниже, но процесс ведется в присутствии катализаторов. При каталитическом крекинге получают бензины с более высокой детонационной стойкостью. Реакции, протекаю щие при этих процессах, очень разнообразны и сложны. Здесь параллельно с распадом молекул происходят кон денсация и полимеризация, отчего при крекинге всегда образуются тяжелые остатки и кокс.
Скорость и глубина распада углеводородов зависит от их химического строения. Легче всего подвергаются рас щеплению н-парафины. Чем крупнее молекула, тем быстрее она разрушается. Примерная схема распада н-алканового углеводорода следующая:
СзаПоб ►Ч]вН34-|-С1вНза
C8Hi8 + C8IIle
1
ШН10-f- с4н8
Следовательно, тяжелая молекула (например, мазута) распадается па две с одинаковым числом углеродных ато мов, одна из которых нормального строения (алкан), а другая непредельная (алкен). При дальнейшем ведении
22
процесса опять происходит разрушение алканового угле водорода. Как видно из приведенной схемы, при этом обра зуется большое количество непредельных (ненасыщенных) углеводородов, что ухудшает стабильность получаемых бензинов.
Наиболее устойчивы ароматические углеводороды, наф теновые разрушаются несколько легче. Устойчивость наф тено-ароматических и других углеводородов циклического строения зависит от длины и строения боковых цепей, которые разрушаются в первую очередь. В присутствии катализаторов или под действием высокой температуры нафтеновые углеводороды подвергаются реакции дегидро генизации, т. е. теряют атомы водорода и переходят в аро матические. Реакциям полимеризации больше всего под вержены непредельные углеводороды, образующиеся при распаде нормальных парафинов.
Количество и качество продуктов крекинга в очень большой степени зависят от свойств сырья и условий ве дения процесса. Сильное влияние оказывает температура. Например, если при 400° для получения 30% бензина тре буется 12 ч, то при 450°— только 20 мин, а при 500° — всего 30 с при прочих равных условиях. Нише 400° про цессы распада идут очень медленно. Чем сложнее молекула и выше ее молекулярная масса, тем, как правило, больше выход бензина. В этом случае образуется и большее количество кокса.
Существует много разновидностей установок терми ческого крекинга для получения автомобильных бензинов. Наиболее распространен глубокий крекинг газойле-соля- рового сырья. Этот процесс ведут при температурах 500— 520° и давлении 30—40 кгс/см2, выход бензина составляет 45—50% от массы сырья. Бензины термического крекинга требуют глубокой очистки от смол и смолообразующих со единений, а также добавления к готовой продукции анти окислителей (стабилизаторов). Однако и после этого при длительном хранении бензинов наблюдается их осмоление.
Широкое промышленное распространение имеют раз личные виды каталитического крекинга. В этих процессах распад углеводородов осуществляется в присутствии ката лизаторов, например алюмосиликатов, содержащих около 75% Si02 и около 20% А120 3, иногда для интенсификации процесса к ним добавляют окислы меди, железа, никеля. Процесс ведут при температуре, близкой к 500°, и обычно
23
при нормальном давлении. В среднем при каталитическом крекинге выход бензина составляет 50—55%, газа — около 5%, остаток — крекинг газойль (компоненты, до бавляемые в дизельное топливо). Антидетонациошше свой ства бензина значительно выше, чем при термическом крекинге, так как в его составе содержится до 85—90% изо-парафиновых и ароматических углеводородов. В бен зинах каталитического крекинга содержится очень мало непредельных углеводородов, поэтому они высокоста
бильны.
Наибольшее распространение процессы каталитическо го крекинга получили при производстве авиационных
бензинов.
В настоящее время применяются различные способы деструктивной переработки — риформинг, алкилирование, гидрирование и т. д.
§ 5. Очистка нефтепродуктов
В состав продуктов, полученных при переработке нефти, кроме сложной смеси различных углеводородов, входят смолисто-асфальтовые вещества, органические кислоты, различные сернистые соединения и другие примеси. Не только указанные вещества, но и многие углеводороды (непредельные, полициклические и др.) ухудшают каче ство нефтепродуктов. Сернистые соединения (особенно в топливах) и органические кислоты повышают корроди рующие свойства, смолисто-асфальтовые вещества увели чивают нагаро- и лакообразование на горячих деталях, непредельные углеводороды ухудшают химическую ста бильность, твердые парафиновые углеводороды повышают температуру застывания. Полициклические углеводороды, особенно с короткими боковыми цепями, не только уве личивают нагарообразование, но и ухудшают вязкостнотемпературные свойства. Для получения необходимых то варных качеств все эти нежелательные соединения должны быть удалены при очистке нефтепродуктов. Методы и глу бина очистки зависят от качества сырья, способа производ ства нефтепродукта и условий его использования.
Все существующие методы очистки нефтепродуктов можно разделить на химические и физические. В первом случае соединения, находящиеся в очищаемом нефтепро дукте, вступают в химические реакции с реагентом, во втором — очистка основана на физических процессах) (рас
24
творение нежелательной примеси, адсорбция ненужных соединений на поверхностно-активных веществах и др.).
Распространенные способы химической очистки — обра ботка серной кислотой, щелочами, плгомбитами и хлори дами металлов, физической — очистка адсорбентами и селективными растворителями. Остановимся кратко на рассмотрении перечисленных способов.
О ч и с т к а |
с е р н о й к и с л о т о й — один из наи |
более старых, |
распространенных и дорогих способов, |
применяемых для очистки топлив и смазочных масел. Сущность метода заключается в том, что серная кислота по-разному взаимодействует с углеводородами и примеся ми, находящимися в очищаемом продукте. Наиболее энер гично она реагирует с непредельными углеводородами и смолисто-асфальтовыми веществами. При нормальной тем пературе серная кислота не вступает в соединения с алка новыми и циклановыми углеводородами, но при повышен ной — взаимодействует и с ними: частично растворяет аро матические углеводороды, а частично образует с ними сульфосоединения.
Очистку серной кислотой желательно вести при воз можно меньшей температуре, с тем чтобы не разрушать полезные углеводороды; это осуществимо только для топ лив. При очистке же масел их приходится предварительно нагревать, чтобы уменьшить вязкость и улучшить пере мешивание с серной кислотой. Наиболее густые авиацион ные масла подогревают до 80°, а менее вязкие — до 30— 50°. Качество очистки зависит от химического состава очищаемого продукта, количества имеющихся примесей, концентрации кислоты и ее расхода, времени реагирова ния с кислотой и температуры ведения процесса.
Для очистки нефтепродуктов обычно берут 96%-ную серную кислоту, так как дымящаяся кислота разрушает полезные углеводороды. Расход кислоты для топлив со ставляет 0,2—0,8%, а для масел — от 5—6 до 30% (при очистке остаточных масел) от массы очищаемого продукта.
О ч и с т к а щ е л о ч ь ю обычно дополняет серно кислотную; цель ее — нейтрализация кислых соединений, образовавшихся в результате обработки серной кислотой, а также содержащихся в очищаемом продукте. Иногда применяют только одну щелочную очистку.
Для щелочной очистки используют 10%-ный водный раствор едкого натра. Очищаемый продукт промывают раствором щелочи, при этом фенолы, нафтеновые кислоты,
25