Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ский способ переработки нефти. Ее можно осуществлять

как п о с т е п е н н ы м

н а г р е в а н и е м

и последо­

вательным выделением

составных частей (фракций), так

и о д н о к р а т н ы м

н а г р е в а н и е м

с последую­

щим разделением образующихся паров. При прямой пере­ гонке нефти обычно получают следующие дистилляты: легкий бензиновый (петролейный эфир) с температурами

кипения 30—90°;

бензиновый —40—200°,

лигроино-

вый — 110—230°,

керосиновый — 140—300°,

газойле-

вый —230—330°,

соляровый —280—380°. После отгона

топливных фракций остается мазут, используемый для получения масел и крекинг-бензпнов.

Принципиальная схема установки с однократным испа­ рением показана на рисунке 1. Основные части установ­ ки — трубчатая печь 6 для нагревания нефти и ректифика­ ционная колонна 7, где происходит разделение углеводо­ родов на фракции. Кроме этого, имеется большое количе­ ство вспомогательного оборудования: теплообменники, отстойники, насосы, холодильники и др.

Переработка идет по следующей схеме. Сырая нефть насосом 1 прокачивается через теплообменник 2 и посту­ пает в грязеотделитель 3, затем проходит мазутные тепло­ обменники 4 и поступает в трубчатую печь. При выходе из печи перегретую нефть направляют в нижнюю часть ректификационной колонны 7, где она разделяется на две части: парообразную (смесь углеводородов топлив) и жидкую (мазут).

Рис. 1. Принципиальная схема уста­

 

новки для

прямой перегонки нефти

 

 

с однократным испарением:

 

1 — центробежный насос;

2 — теплообмен­

 

ник;

3 — грязеотделитель;

 

4 — мазутный

 

теплообменник;

5 — насос;

 

6 — трубчатая

лигроин

печь;

7 — ректификационная

колонна; S

газосепаратор;

9 — приемник

бензина; 10

ж

 

выносная отпарная

секция.

керосин

газойль

сырая

20


соляровый

дистиллят

машинный дистиллят . цилиндровый дистиллят

гудрон

Рис. 2. Схема вакуумной установки:

1 -— насос; 2 — теплообменник; 3 — вакуумная трубчатая печь; 4 — вакуум­ ная ректификационная колонна.

По высоте колонны имеется ряд перегородок (тарелок) с насадками. Пары поднимаются вверх, постепенно охлаж­ даются и конденсируются на тарелках. Иа каждой тарелке собирается сравнительно однородная жидкость (дистил­ лят), состоящая из смеси углеводородов с близкими тем­ пературами кипения. С верха колонны отбирают бензино­ вый дистиллят, а с отпарных секций 10 лигроииовый, керо­ синовый и газойлевый дистиллят, которые используют для получения различных видов жидких топлив.

Мазут с низа ректификационной колонны насосом 5 прокачивается через теплообменники 4 и поступает в приемник. Мазут можно использовать для производства смазочных масел, как сырье для получения бензина де­ структивным разложением или сжигать как котельное топливо. Температуры кипения углеводородов, входящих в состав мазута, выше температуры его разложения (кре­ кинга), поэтому разгонку мазута иа масла ведут под ва­ куумом и в присутствии перегретого пара.

Принципиальная схема установки для получения сма­ зочных масел показана на рисунке 2. Насосом 1 мазут прокачивается через теплообменник 2, где подогревается за счет охлаждения получаемых продуктов. Подогретый мазут прокачивается через трубчатую печь 5, работающую под вакуумом, где нагревается до 415—420°, и поступает в вакуумную ректификационную колонну 4. Здесь происхо­ дит разделение мазута на отдельные фракции, а с низа колонны отбираются гудрон или полугудрон. Полугудрон

21

используют для получения высоковязких остаточных ма­ сел (типа авиационных), а гудрон — для дорожных покры­ тий. Масляные дистилляты (соляровый, веретенный, ци­ линдровый) используют для производства различных дис­ тиллятных масел.

Полученные прямой перегонкой нефти или мазута дис­ тилляты — это не готовая товарная продукция, а только сырье для производства топлив и масел. Дистилляты под­ вергают дополнительной перегонке, очистке и после этого получают товарные образцы.

б) Получение бензина деструктивной переработкой. Т мическое расщепление углеводородных молекул получило название трекинг», сущность которого заключается в превращении тяжелых молекул в легкие. Принципиально процесс происходит по следующей схеме:

СгДПгг+ г ►СпН2п +2Т CttH2n.

Широко распространенные процессы химической пере­ работки можно разделить на две группы — термические и каталитические: в первых используются более высокие температуры и давления, во вторых температуры и давле­ ния ниже, но процесс ведется в присутствии катализаторов. При каталитическом крекинге получают бензины с более высокой детонационной стойкостью. Реакции, протекаю­ щие при этих процессах, очень разнообразны и сложны. Здесь параллельно с распадом молекул происходят кон­ денсация и полимеризация, отчего при крекинге всегда образуются тяжелые остатки и кокс.

Скорость и глубина распада углеводородов зависит от их химического строения. Легче всего подвергаются рас­ щеплению н-парафины. Чем крупнее молекула, тем быстрее она разрушается. Примерная схема распада н-алканового углеводорода следующая:

СзаПоб ►Ч]вН34-|-С1вНза

C8Hi8 + C8IIle

1

ШН10-f- с4н8

Следовательно, тяжелая молекула (например, мазута) распадается па две с одинаковым числом углеродных ато­ мов, одна из которых нормального строения (алкан), а другая непредельная (алкен). При дальнейшем ведении

22


процесса опять происходит разрушение алканового угле­ водорода. Как видно из приведенной схемы, при этом обра­ зуется большое количество непредельных (ненасыщенных) углеводородов, что ухудшает стабильность получаемых бензинов.

Наиболее устойчивы ароматические углеводороды, наф­ теновые разрушаются несколько легче. Устойчивость наф­ тено-ароматических и других углеводородов циклического строения зависит от длины и строения боковых цепей, которые разрушаются в первую очередь. В присутствии катализаторов или под действием высокой температуры нафтеновые углеводороды подвергаются реакции дегидро­ генизации, т. е. теряют атомы водорода и переходят в аро­ матические. Реакциям полимеризации больше всего под­ вержены непредельные углеводороды, образующиеся при распаде нормальных парафинов.

Количество и качество продуктов крекинга в очень большой степени зависят от свойств сырья и условий ве­ дения процесса. Сильное влияние оказывает температура. Например, если при 400° для получения 30% бензина тре­ буется 12 ч, то при 450°— только 20 мин, а при 500° — всего 30 с при прочих равных условиях. Нише 400° про­ цессы распада идут очень медленно. Чем сложнее молекула и выше ее молекулярная масса, тем, как правило, больше выход бензина. В этом случае образуется и большее количество кокса.

Существует много разновидностей установок терми­ ческого крекинга для получения автомобильных бензинов. Наиболее распространен глубокий крекинг газойле-соля- рового сырья. Этот процесс ведут при температурах 500— 520° и давлении 30—40 кгс/см2, выход бензина составляет 45—50% от массы сырья. Бензины термического крекинга требуют глубокой очистки от смол и смолообразующих со­ единений, а также добавления к готовой продукции анти­ окислителей (стабилизаторов). Однако и после этого при длительном хранении бензинов наблюдается их осмоление.

Широкое промышленное распространение имеют раз­ личные виды каталитического крекинга. В этих процессах распад углеводородов осуществляется в присутствии ката­ лизаторов, например алюмосиликатов, содержащих около 75% Si02 и около 20% А120 3, иногда для интенсификации процесса к ним добавляют окислы меди, железа, никеля. Процесс ведут при температуре, близкой к 500°, и обычно

23

при нормальном давлении. В среднем при каталитическом крекинге выход бензина составляет 50—55%, газа — около 5%, остаток — крекинг газойль (компоненты, до­ бавляемые в дизельное топливо). Антидетонациошше свой­ ства бензина значительно выше, чем при термическом крекинге, так как в его составе содержится до 85—90% изо-парафиновых и ароматических углеводородов. В бен­ зинах каталитического крекинга содержится очень мало непредельных углеводородов, поэтому они высокоста­

бильны.

Наибольшее распространение процессы каталитическо­ го крекинга получили при производстве авиационных

бензинов.

В настоящее время применяются различные способы деструктивной переработки — риформинг, алкилирование, гидрирование и т. д.

§ 5. Очистка нефтепродуктов

В состав продуктов, полученных при переработке нефти, кроме сложной смеси различных углеводородов, входят смолисто-асфальтовые вещества, органические кислоты, различные сернистые соединения и другие примеси. Не только указанные вещества, но и многие углеводороды (непредельные, полициклические и др.) ухудшают каче­ ство нефтепродуктов. Сернистые соединения (особенно в топливах) и органические кислоты повышают корроди­ рующие свойства, смолисто-асфальтовые вещества увели­ чивают нагаро- и лакообразование на горячих деталях, непредельные углеводороды ухудшают химическую ста­ бильность, твердые парафиновые углеводороды повышают температуру застывания. Полициклические углеводороды, особенно с короткими боковыми цепями, не только уве­ личивают нагарообразование, но и ухудшают вязкостнотемпературные свойства. Для получения необходимых то­ варных качеств все эти нежелательные соединения должны быть удалены при очистке нефтепродуктов. Методы и глу­ бина очистки зависят от качества сырья, способа производ­ ства нефтепродукта и условий его использования.

Все существующие методы очистки нефтепродуктов можно разделить на химические и физические. В первом случае соединения, находящиеся в очищаемом нефтепро­ дукте, вступают в химические реакции с реагентом, во втором — очистка основана на физических процессах) (рас­

24


творение нежелательной примеси, адсорбция ненужных соединений на поверхностно-активных веществах и др.).

Распространенные способы химической очистки — обра­ ботка серной кислотой, щелочами, плгомбитами и хлори­ дами металлов, физической — очистка адсорбентами и селективными растворителями. Остановимся кратко на рассмотрении перечисленных способов.

О ч и с т к а

с е р н о й к и с л о т о й — один из наи­

более старых,

распространенных и дорогих способов,

применяемых для очистки топлив и смазочных масел. Сущность метода заключается в том, что серная кислота по-разному взаимодействует с углеводородами и примеся­ ми, находящимися в очищаемом продукте. Наиболее энер­ гично она реагирует с непредельными углеводородами и смолисто-асфальтовыми веществами. При нормальной тем­ пературе серная кислота не вступает в соединения с алка­ новыми и циклановыми углеводородами, но при повышен­ ной — взаимодействует и с ними: частично растворяет аро­ матические углеводороды, а частично образует с ними сульфосоединения.

Очистку серной кислотой желательно вести при воз­ можно меньшей температуре, с тем чтобы не разрушать полезные углеводороды; это осуществимо только для топ­ лив. При очистке же масел их приходится предварительно нагревать, чтобы уменьшить вязкость и улучшить пере­ мешивание с серной кислотой. Наиболее густые авиацион­ ные масла подогревают до 80°, а менее вязкие — до 30— 50°. Качество очистки зависит от химического состава очищаемого продукта, количества имеющихся примесей, концентрации кислоты и ее расхода, времени реагирова­ ния с кислотой и температуры ведения процесса.

Для очистки нефтепродуктов обычно берут 96%-ную серную кислоту, так как дымящаяся кислота разрушает полезные углеводороды. Расход кислоты для топлив со­ ставляет 0,2—0,8%, а для масел — от 5—6 до 30% (при очистке остаточных масел) от массы очищаемого продукта.

О ч и с т к а щ е л о ч ь ю обычно дополняет серно­ кислотную; цель ее — нейтрализация кислых соединений, образовавшихся в результате обработки серной кислотой, а также содержащихся в очищаемом продукте. Иногда применяют только одну щелочную очистку.

Для щелочной очистки используют 10%-ный водный раствор едкого натра. Очищаемый продукт промывают раствором щелочи, при этом фенолы, нафтеновые кислоты,

25