Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
некоторые сернистые соединения образуют мыла и другие вещества и удаляются из очищаемого нефтепродукта.
После обработки продукт промывают водой для уда ления остатков щелочи и некоторых солей, а затем про сушивают перегретым паром. В очищенном продукте не должно оставаться ни кислоты, ни щелочи (реакция вод ной вытяжки должна быть нейтральной).
О ч и с т к а о т б е л и в а ю щ и м и з е м л я м и ( а д с о р б е н т а м и ) основана на их способности задер живать своей пористой поверхностью полярно-активные соединения. Для очистки используют природные отбели вающие земли (гумбрин, зикеевская земля и др.) и искус ственно приготовленные — силикагель. Качество очистки зависит от активности земли, количества и состава за грязняющих примесей в очищаемом продукте и условий ведения процесса.
Для очистки пары топлива пропускают через слой отбе ливающей земли, более тяжелые дистилляты перемеши вают с адсорбентом при нагревании до 220—250°, затем фильтруют очищенный продукт. Расход земли при очистке топлив составляет 1—2%, дистиллятных масел — 8— 10%, а для остаточных масел может доходить до 25% от массы очищаемого продукта. Обычно очистка масел отбе
ливающими землями дополняет |
сернокислотную. |
Г и д р о о ч и с т к а — один |
из наиболее новых и |
перспективных способов очистки нефтепродуктов от сер нистых соединений. Метод позволяет глубоко удалить сернистые соединения, связывая их в сероводород (112S). Попутно продукт освобождается от кислородных и азо тистых органических соединений, а ненасыщенные (не предельные) углеводороды переводятся в стойкие алкано вые.
Схематически процесс гидроочистки газойле-соляро- вых дистиллятов сводится к следующему. Сырье для очи стки и водород в трубчатой печи нагреваются до 400—430°, смесь поступает в реактор, заполненный алюмокобалътомолибденовым катализатором (используются и другие ката лизаторы), и под давлением до 50—60 кгс/см2 происходит гидрирование. Образовавшиеся сернистые и другие газо образные продукты удаляют, а очищенную жидкую часть используют для получения товарных продуктов.
^ становки для гидроочистки сложны, расход водорода велик («1,0% от сырья), тем не менее процесс экономиче ски выгоден, так как качество очищенного продукта и его
26
выход очень велики. Так, после очистки дизельных топлив с начальным содержанием серы 1 —1,3% се количество не превышает 0,02—0,06%, а выход топлива — 97—98%. Це лесообразно строить заводы по гидроочистке там, где имеется дешевый водород. Например, совмещают сооруже ние установок каталитического риформинга и гидроочист ки в схеме одного завода, так как при риформинге в каче стве побочного продукта выделяется большое количество водорода [4].
С е л е к т и в н а я о ч и с т к а — один из наиболее распространенных способов очистки моторных масел. Он основан на использовании реагентов, обладающих различ ной растворяющей способностью по отношению к загряз няющим примесям и углеводородам масла. Существует два способа селективной очистки: 1) растворяется нежела тельная примесь, а углеводородный состав масла остается без изменения; 2) извлекается основная часть масла, а примеси, ухудшающие качество масел, не растворяются. После разделения полученных слоев растворитель отго няется от примеси (при первом способе) или от очищенного масла (при втором способе) и используется повторно.
В качестве избирательных растворителей применяют многие органические вещества: жидкий пропан (С3П8), фенол (СвН 6ОЫ), нитробензол (CeH 6N 02), фурфурол (С«Н3ОСОН) и др.
Если в масляном сырье содержится много смолисто асфальтовых веществ, то удалять их серной кислотой или селективной очисткой по первому способу экономически невыгодно. В этих случаях проводят предварительную деасфальтизацию масел — удаляют основную массу смо листо-асфальтовых веществ. Для этого сырье растворяют
влегком бензине или жидком пропане, малорастворимые
вэтих растворителях смолисто-асфальтовые соединения выпадают в осадок. Осадок удаляют, а от масла отгоняют растворитель. Затем масло поступает на дальнейшую очистку одним из рассмотренных выше способов.
Если нужно получить зимние сорта масел с низкими температурами застывания, масляный продукт после се лективной очистки дополнительно подвергают депарафи низации (удаляют из масла твердые углеводороды с высо кими температурами плавления). Масло обрабатывают растворителем с низкой температурой застывания (аце тон, жидкий пропан, дихлорэтан и др.) Полученный ра створ охлаждают до желаемой температуры застывания
27
масла (минус 25—40°) и подвергают центрифугированию или фильтрации. Таким образом удаляют из раствора застывшие твердые углеводороды, а из масла отгоняют растворитель. Смесь выделенных твердых парафинов, со держащих примеси и небольшое количество масла, назы вается петролатумом.
§ 6. Синтетические масла
Быстрое развитие техники, сопровождающееся повы шением рабочих скоростей, удельных нагрузок, темпера тур узлов трения машин и механизмов, предъявляет новые и более высокие требования к качеству смазочных мате риалов. Масла, получаемые при переработке нефти, далеко не всегда отвечают тем требованиям, которые предъяв ляет современная и тем более перспективная техника. Поэтому необходимо синтезирование новых масел с улучшенными эксплуатационными свойствами. Многие синтетические масла по ряду показателей значительно пре восходят нефтяные. Для сельскохозяйственной техники синтетические масла пока не применяются, по в ряде от раслей народного хозяйства они уже теперь используются довольно широко.
В качестве специальных масел и технических жидкостей широко применяются полисилоксановые масла, называе мые также силиконами. Это полимерные кремнийорганические соединения, основу которых составляют чередую щиеся атомы кремния и кислорода, а именно
—Si —О —Si —О —Si —О—Si — .
I I I I
К атомам кремния в этих цепях могут быть присое динены углеводородные и другие органические радикалы различной длины и строения.
Силиконы — бесцветные прозрачные маслянистые жид кости, хорошо растворимые в различных углеводородах и нерастворимые в спиртах. Вырабатываются они от легко подвижных маловязких жидкостей до вязких с высокой молекулярной массой и большим количеством атомов кремния в молекуле. Это трудно испаряющиеся жидкости с высокими температурами вспышки, обладающие высокой устойчивостью к действию температур.
Полисилоксановые масла имеют очень низкие температуры застывания, сравнительно мало изменяют вязкость
28
при колеоагщях температуры, обладают высокой термиче ской устойчивостью и не вызывают коррозии многих цвет
ных и черных металлов, но их смазочная способность хуже, чем нефтяных масел.
Все большее распространение получают синтетические масла на основе полиалкиленгликолей. Это продукты конденсации двухатомных спиртов (гликолей). По хи мической структуре полиалкиденгликоли (полигликоли) представляют простые полиэфиры с длинными цепями,
молекула которых содержит две свободные гидроксильные группы [3].
Полиалкиленгликолевые масла обладают высокой устой чивостью к образованию смолистых отложений на горячих деталях, небольшой испаряемостью, хорошей смазываю щей способностью и вязкостными свойствами, небольшой коррозийной активностью, низкой температурой засты вания (до —65°). Широкое распространение этих и других синтетических масел ограничено сравнительно высокой стоимостью, поэтому их применяют в тех случаях, когда нельзя использовать нефтяные масла.
В смазочной технике довольно широкое применение находят масла, полученные на основе сложных эфиров, особенно диэфиров изомерного строения (сложные эфиры получают взаимодействием карбоновых кислот со спир тами). Данные масла имеют хорошие смазывающие свой ства, низкие температуры застывания, небольшую испа ряемость, мало меняют вязкость при изменении темпераТУРЫ! но обладают небольшой вязкостью при повышенных температурах (3—5 сСт при 100°).
Особую группу синтетических масел представляют фтор углеродные и хлорфторуглеродные масла, отличающиеся устойчивостью к действию очень высоких температур, способные длительное время работать в агрессивных сре дах. Существенный недостаток этих соединений — плохие вязкостно-температурные свойства: вязкость резко воз растает при понижении температуры. Фторуглеродные масла получают заменой в углеводороде водорода на фтор. Хлорфторуглероды получают заменой всех атомов водо рода в углеводороде частично фтором, а частично хлором. Фторированию и хлорированию подвергают углеводороды различных классов: парафиновые, нафтеновые, аромати ческие, а также смешанного строения.
По внешнему виду фторуглеродные и хлорфторугле родные масла прозрачные, бесцветные или желтоватые, не
воспламеняющиеся жидкости, без запаха, различной вяз кости. Они хорошо растворяются в углеводородах и во многих органических растворителях, не растворяются в спиртах, бензоле, воде. Их используют при производстве специальных пластических смазок и жидкостей для за полнения гидросистем, а также в ракетной технике, атом ной энергетике и т. д.
Вопросы для повторения
1.Каковы основные физические свойства нефтей?
2.Какие основные классы углеводородов входят в состав нефтей?
3.Как влияет строение углеводородов на свойства получаемых топлив (карбюраторных п дизельных)?
4.Как зависят свойства масел от углеводородного состава?
5.Как влияют на свойства нефтепродуктов непредельные угле водороды?
6. Почему нежелательно наличие кислородных соединений
в нефтепродуктах?
7.Как влияют активные п неактивные сернистые соединения на свойства нефтепродуктов?
8.Какие дистилляты получают при прямой перегонке нефти?
9.В чем существенная разница в свойствах бензинов прямой и деструктивной переработки?
10.В чем заключается разница между дистиллятными н остаточны ми маслами?
11.Какова цель очистки нефтепродуктов?
12.Перечислите основные способы очистки топлив.
13.Перечислите основные способы очистки масел.
14.Синтетические масла, их свойства и применение.
Г л а в а II
ОБЩИЕ СВОЙСТВА ЖИДКИХ ТОПЛИВ
ИМЕТОДЫ ИХ ОЦЕНКИ
§1. Понятие об отборе средних проб жидких топлив
Одной из трудоемких, ио очень важных операций является отбор средней пробы на анализ. От тщательности и правильности выполнения этих работ будет зависеть достоверность последующих исследований. Легче всего отбирать пробы газообразных продуктов, затем маловяз ких жидких топлив, труднее вязких нефтепродуктов и твердых.
Промышленность вырабатывает нефтепродукты в со ответствии с государственными стандартами или техниче скими условиями. По в практике при транспортировке и хранении качество нефтепродуктов нередко ухудшается, поэтому в нефтехозяйствах периодически нужно отбирать пробы для анализа. Нефтепродукты, в которых имеются отклонения от требований стандарта, должны быть ис правлены (отстой, фильтрация) или приняты меры к их замене.
Проба может быть индивидуальной, характеризующей качество продукта в одном тарном месте; средней, отра жающей качество определенной партии, и контрольной — часть средней пли индивидуальной. Средняя проба со ставляется смешением нескольких индивидуальных проб, количество которых зависит от объема, формы и числа ре зервуаров. Для отбора проб жидких нефтепродуктов су ществуют специальные пробоотборники, которые имеются во всех ручных лабораториях на нефтескладах колхозов, совхозов и отделений «Сельхозтехники». Назначение такой лаборатории — отбор проб нефтепродуктов и проверка их качества простейшими методами. Общий вид ручной лабо ратории «РЛ» показан на рисунке 3.
Из вертикалышх и горизонтальных резервуаров сред нюю пробу составляют смешением индивидуальных, ото бранных с трех уровней: верхнего — на расстоянии 200 мм от поверхности нефтепродукта (одну часть), среднего — в середине высоты налива (три части), нижнего — на
31
ределения сводится к сравнению вязкости исследуемого продукта с вязкостью масел в эталонных трубках. В вис козиметре имеется пять эталонных образцов масел (про бирки 1). В каждой пробирке находится стальной шарик и оставлен пузырек воздуха. Пробирки закреплены в ме таллической оправе 4 и плотно завинчены пробками. Внизу
на оправе стоят цифры 1, 2, |
3, 4, |
5. Последняя пробирка |
2 с шариком предназначена |
для |
исследуемого продукта; |
в верхней части этой пробирки нанесены две риски: до ниж ней наливают испытуемый продукт, а до верхней встав ляют резиновую пробку, которую завинчивают металли ческой пробкой 3 с флажком.
Вязкость масел в эталонных трубках дана в сантистоксах (сСт) при 100° (сСт — единица измерения кинематиче ской вязкости). В пяти пробирках находятся эталонные масла с вязкостью 1—4, 2—6, 3—10, 4—16, 5—22 сСт.
Вязкость обычно определяют при температуре окру жающего воздуха. Отвинчивают пробку с флажком и про бирку 2 заполняют испытуемым маслом. Между уровнем масла и пробкой оставляют пузырек воздуха такой же величины, как и в эталонных образцах. Вискозиметр дер жат строго вертикально и ждут, когда все шарики будут находиться внизу. Затем быстро переворачивают прибор на 180°, наблюдая за падением шариков, определяют, ка кому маслу в эталонных трубках ближе всего вязкость исследуемого продукта. Опыт повторяют 2—3 раза. Если во время опыта повернуть прибор на 90° (в горизонтальное положение), движение шариков прекратится, и можно бо лее точно определить их расположение. Предположим, в исследуемом масле скорость падения шарика соответство вала пробирке № 4. Тогда по вязкости оно соответствует маслу, которое при 100° имеет вязкость 16 сСт.
§ 3. Определение элементарного состава
Под элементарным составом подразумевается определе ние элементов— углерода (С), водорода (II), серы (S), азота (N) и кислорода (О), образующих органическую часть любого нефтепродукта. Несмотря на то, что по эле ментарному составу жидкие топлива незначительно отли чаются друг от друга, это определение широко распростра нено, так как от содержания углерода и водорода за висит тепловая ценность, а от количества серы — кор розийные свойства топлив.
39