Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
электрическую прочность имеет масло Т-750 (ТУ 8-1- 96—67).
Для поддержания высокой диэлектрической прочно сти масла в процессе работы нужно следить за его чистотой (недопустимы даже следы воды и механических примесей). Масло должно обладать высокой химической стабильно стью, чтобы в процессе эксплуатации возможно более дли тельное время (часто до нескольких лет) оно не меняло своих начальных показателей. В сердечниках трансфор маторов и других аппаратах масло нагревается до 75— 85°, поэтому оно должно быть устойчивым к окислению и при повышенных температурах.
Масло, используемое в масляных выключателях, также предназначается для гашения дуги, возникающей при вы ключении тока. В этом случае кратковременно развивается высокая температура, вызывающая изменения качества масла вплоть до образования твердых углеродистых продуктов, что быстро ухудшает диэлектрические свойства. Здесь срок смены зависит от частоты включе ний.
Все масла даже глубокой очистки с малым начальным содержанием органических кислот и высокой стабильно стью постепенно начинают окисляться и ухудшают свои начальные свойства. Интенсивность окисления в очень большой степени зависит от условий эксплуатации. Срок службы масла увеличивает использование фильтров, очи щающих масло во время работы, установка кислородопо глощающих фильтров; заполнение системы инертными га зами, исключающими доступ кислорода, и др.
Браковочные признаки, указывающие на необходи мость замены трансформаторного масла: повышение вяз кости иа 10%, кислотного числа выше 0,6 мг/г, появление кислой реакции водной вытяжки масла, накопление взве шенных углеродистых частиц и воды.
Кабельное масло служит как пропиточная и изолирую щая среда в маслонаполненных кабелях. Масла должны обладать высокой диэлектрической прочностью и стабиль ностью против окисления. Выпускается пять марок ма сел: одно синтетическое (октол) и четыре нефтяных раз ной вязкости — от маловязких до густых продуктов. Все масла имеют высокую диэлектрическую прочность, вы сокие температуры вспышки от 135° (маловязкие) до 200°, температуры застывания от — 5 до —45°. Эти масла не имеют заменителей.
313
Конденсаторные масла применяют для заливки и про питки изоляции бумажно-масляных конденсаторов, ис пользуемых в электро- и радиотехнике. Вырабатываются двух марок из малосернистых и сернистых нефтей (ГОСТ 5775—68). Вязкость этих масел при 50° от 9 до 12 сСт и 30—45 сСт при 20°, кислотное число 0,02 мг/г, температура вспышки 135—150°, температура застывания — 45°. По диэлектрическим свойствам они выше, чем трансформатор ные масла.
§ 6. Консервационные масла
За последние годы для защиты металлических поверх ностей от атмосферной коррозии все больше применяют консервационные масла. Раньше для этой цели в основном использовали пластичные смазки.
Жидкие консервационные масла содержат одну или несколько присадок, которые и придают способность пре дохранять металлические поверхности от коррозии. Плен ки этих масел обладают повышенной стабильностью против окисления, они не адсорбируют влагу, т. е. негигроскопич ны. Повышенная адгезия консервационных масел, вызы ваемая силами молекулярного сцепления, обусловливает длительную сохранность пленки масла на поверхности металла.
Жидкие масла по сравнению с пластичными смазками имеют ряд существенных преимуществ: часто они обладают лучшим защитным действием, на металлические поверхно сти наносятся без предварительного подогрева, можно на носить масло на внутренние, трудно доступные для смазок поверхности. После консервации машины детали можно вводить в эксплуатацию без какой-либо дополнительной обработки; в первые моменты работы слои консервационного масла предохраняют поверхности трения от износа.
В настоящее время выпускается более 12 марок жидких консервационных смазок; наиболее часто в состав жидких смазок входит маловязкое масло (индустриальное, транс форматорное), растворы сульфоната кальция, окислен ный петролатум, иногда дифениламин, могут быть и дру гие компоненты.
Для длительной консервации машин (5 лет и более) хорошие результаты дает масло К-17 (ГОСТ 10877—64), оно имеет вязкость 15—22 с-Ст при 100°, температуру за стывания минус 20°, зольность 1,3—2,5%, содержание
314
свободных органических кислот до 1,0%. Данное масло можно применять для консервации машин и механизмов как из черных, так и из цветных металлов. Если консер вируют двигатели внутреннего сгорания, то не нужно их разбирать, а просто слить рабочее масло и вместо него про качать консервационное. Для ввода двигателя в эксплу атацию залить нужное для работы масло.
Широко применяют масло консервационное НГ-203 (ГОСТ 12328—66), выпускаемое трех марок: НГ-203А, НГ203Б, НГ-203В.
По внешнему виду это маслянистые жидкости корич невого, а иногда и черного цвета, в тонком слое прозрач ны. Наиболее вязкая НГ-203А, у нее при 100° вязкость от 25 до 50 сСт, у НГ-203Б — 10—15 сСт, а у ПГ-203 В вяз кость нормируется уже при 50° и составляет всего 25— 30 сСт. Температура вспышки этих масел 180, 170 и 150°, а зольность 3,0; 2,0; 1,5%. Указанные масла обеспечива ют сравнительно кратковременную консервацию (около года).
Выпускаются две марки масел Нефтегаз-204 (МРТУ 12Н № 69—63): НГ-204 и НГ-204У. Это вязкие маслянистые жидкости темно-коричневого или черного цвета, вязкость при 100° у первой 80—160, а у второй — 15—50 сСт, тем пература вспышки 140°, содержат до 0,1% механических примесей. Поскольку состав смазок строго не регламен тируется, защитное действие отдельных партий масел отличается друг от друга. По своим свойствам эти масла уступают названным ранее.
§ 7. Регенерация масел
Регенерация масел — восстановление первоначальных свойств отработавших масел с целью повторного их исполь зования. Регенерация может быть полной, когда восстанав ливаются все первоначальные свойства, и частичной — восстанавливаются только некоторые показатели качества масла.
Очистку масла в двигателях внутреннего сгорания мо жно рассматривать как частичную регенерцию. Циркули рующее по системе смазки масло в маслоочистительных устройствах (фильтрах, центрифугах) освобождается от накопившихся в масле взвешенных частиц продуктов ста рения, загрязнения и износа. Чем качественнее очистка масла в двигателе или другой установке, тем более дли
315
тельное время может работать масло без смены и тем мень ше износ трущихся пар.
В настоящее время в колхозах, совхозах, отделениях «Сельхозтехника» и на других предприятиях сельского хозяйства только очищают масло. Полную регенерацию проводят на предприятиях нефтяной промышленности. В обязанности работников сельскохозяйственного про изводства входят: организация и сбор отработавших ма сел, их хранение и сдача на специальные пункты для даль нейшей регенерации. Взамен сданных отработавших масел на нефтебазах Гзавнефтеснаба выдают определенное ко личество свежих или восстановленных масел.
Для того чтобы после регенерации получить масло, по эксплуатационным свойствам не уступающее свежему, ну жно правильно организовывать сбор и хранение отработав ших масел. Масло следует собирать раздельно не только по сортам, но и по маркам. Работавшие масла необходимо сливать в чистую и сухую тару. Хранить в чистых исправ ных бочках с завинчивающимися пробками (чтобы исклю чить дальнейшее обводнение и загрязнение); на бочках масляной краской нужно писать марки масел. Если при сборе смешали масла различных марок, то и после восста новления будет получено смешанное масло. Ни в коем слу чае нельзя допускать смешения любых отработавших ма сел с трансмиссионными маслами и пластичными смазками. Как правило, первые содержат повышенное количество смолистых соединений, а вторые — мыла. Эти компоненты значительно усложняют, а иногда и исключают возмож ность дальнейшей регенерации.
Различные сорта и марки отработавших масел требуют индивидуальных методов, приемов и установок для их регенерации. Наиболее сложна полная регенерация мотор ных масел, легче — трансформаторных и других масел, работавших при повышенных температурах, проще всего восстанавливать индустриальные масла. Методы регене рации и сущность процесса зависят от глубины измене ния первоначальных свойств и количества накопившихся примесей. В зависимости от сорта масла и тех установок, где оно использовалось, выход регенерированного масла составляет 70—90 и даже 95% от количества отработавше го, следовательно регенерация — один из эффективных путей экономии масел.
Полная регенерация отработавших масел, сильно из менивших свои первоначальные свойства, включает сле
316
дующие операции: предварительный нагрев и отстой ма сла, отгон попавшего топлива, обработку отбеливающей землей и фильтрацию восстановленного масла. Если масла в процессе работы не подвергались действию высоких тем ператур, проводят только отстой и фильтрацию или отстой и центрифугирование.
Отстой масел необходим для удаления основной массы взвешенных в нем частиц (механических примесей воды), его проводят при температуре 75—80°. При более низкой температуре вязкость масла препятствует осаждению ча стиц, отстой происходит медленно, при более высокой тем пературе начинает испаряться вода, масло взмучивается и отстой нарушается. Время отстоя в зависимости от вязкости и загрязненности масла составляет 10—40 ч.
Отгон горючего необходим для моторных масел. Если масла использовались в бензиновых двигателях, их на гревают до 200—210°, а если в дизельных — до 300—320°, выше этой температуры нагревать не рекомендуется, так как масло начинает разлагаться.
Отбеливающей землей нагретое масло обрабатывают в специальных мешалках после отстоя и освобождения его от горючего. При контактировании масла с отбеливающей землей удаляются (адсорбируются) растворенные продук ты окисления (смолистые вещества, органические кислоты). Температура процесса, время контактирования, расход земли (6—8% от массы масла) зависят от активности ад сорбента и глубины процессов старения работавших ма сел.
Фильтрацией обычно заканчивается процесс регенера ции. При фильтрации масло освобождается от механичес ких примесей, которые остались после отстоя, и частиц отбеливающей земли, если ею обрабатывалось масло. Ино гда фильтрация бывает основной частью регенерации. Качество фильтрации зависит от величины пор материала фильтра и физико-химических свойств очищаемого масла. Выпускается большое количество фильтровальных уста новок различных кострукций и видов используемых фильт рующих материалов. Для фильтрации широко используют
различные |
металлические |
сетки, |
бумагу, картон, мно |
гие ткани |
(шелк, полотно, |
сукно), |
некоторые нетканые |
материалы, фетр и др. Одни установки работают при атмо сферном давлении, другие — под вакуумом, распростране ны различные фильтр-прессы, в которых масло фильтру ется под давлением.
317
В процессе работы фильтрующей установки за чисто той масла следят по пробе его на стекло. Капля масла, нанесенная на чистое, сухое и бесцветное стекло, в про ходящем свете должна быть прозрачна и однородна (мут ное масло указывает на наличие в нем воды) и не должна содержать темных вкраплений или подтеков (наличие ме ханических примесей).
Моторные масла содержат композиции присадок. Ос новная масса присадок срабатывается в процессе работы масла в двигателе, поэтому эти масла даже после хоро шей и полной регенерации не восстанавливают перво начальных свойств. После регенерации в такие масла должны быть введены присадки. Без присадок их можно использовать только в менее ответственных узлах трения.
§8. Пластичные смазки
Ксмазочным материалам, кроме жидких масел, обла дающих текучестью при обычных условиях, относится обширная группа мазеобразных веществ, называемых пластичными (консистентными) смазками. Это сложные коллоидные системы, в состав которых входят нефтяное масло (основа), загуститель, иногда наполнитель и ста билизатор. Основа большинства пластичных смазок — ма ловязкое минеральное масло, которое занимает 80—90% объема. В последние годы в качестве жидкой основы все больше используют кремнийоргаиические жидкости
(силиконы), иногда сложные эфиры (в некоторых специ альных смазках). В качестве загустителя применяют различные мыла (соли жирных кислот) или твердые угле водороды. Иногда вводят стабилизатор, например воду, назначение которого — сохранение однородности колло идной системы. В отдельные смазки добавляют наполни тель (канифоль, графит).
Если в качестве основы используется маловязкое ма сло, смазки обладают хорошими противоизносными свой ствами, стабильны против окисления, а главное, работо способны при низких температурах (до —60°), но при повышенных температурах (выше 140°) маловязкое масло испаряется, смазка разрушается. Высоковязкое масло име ет крутую кривую повышения вязкости при понижении температуры, следовательно пластичная смазка будет иметь плохие низкотемпературные свойства. Отсюда мо жно сделать вывод, что смазки на минеральных маслах не
могут работать в широком диапазоне рабочих температур. Несмотря на это, наиболее распространены смазки, у которых основой является маловязкое минеральное масло.
Пластичные смазки, полученные на силиконовой осно ве, обладают хорошими вязкостно-температурными свой ствами, что позволяет использовать их при температурах до минус 65—70°. Они стабильны против окисления, работоспособны при пониженных давлениях и в агрессив ных средах. Плохая испаряемость кремиийорганических жидкостей позволяет использовать смазки на их основе при температурах до 250°. Противоизиосные свойства не достаточно высокие, поэтому их нельзя применять в тя жело нагруженных узлах трения. Применение этих смазок ограничивает высокая стоимость.
Свойства пластичной смазки во многом зависят от свойств применяемого загустителя, в качестве которого широко используют мыла, твердые углеводороды, а иног да неорганические соединения. Соли жирных кислот (мы ла) могут быть получены на основе естественных расти тельных или животных жиров, тогда смазки называются жировыми. Если для производства мыл используют синте тические жирные кислоты (получаемые окислением пара фина, петролатума), то смазки называются синтетически
ми. В настоящее время больше вырабатывается синтети ческих смазок.
В качестве мыльных загустителей применяют кальцие вые мыла, они не растворяются в воде, поэтому смазки, полученные на кальциевых мылах (солидолы), могут ра ботать во влажной среде. Стабилизатором в солидолах служит вода, которая при температурах выше 70—80° ис паряется, смазка разрушается, следовательно солидолы работоспособны при температурах не выше 80° (смазки среднеплавкие).
Если в качестве загустителя используют натриевые мыла, то смазки называются консталинами. Они тугоплав кие и могут работать при сравнительно высоких темпера турах (до 150°), но не влагоустойчивы, так как натриевые мыла легко растворяются в воде. При работе во влажной среде смазка поглощает воду и ухудшает свои свойства, а в контакте с водой вымывается из узла трения.
Пластичные смазки на основе литиевых мыл могут ра ботать в широком диапазоне температур (смазка туго плавкая) и обладают удовлетворительной устойчивостью к воде. Смазки, полученные на алюминиевых мылах, тоже
319