Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вязкое нефтяное дистиллятное масло сернокислотной очи­ стки с 2—3% растительного масла (сурепного или горчич­ ного). Растительные масла добавляют для улучшения сма­ зочных свойств. Сепараторные масла выпускаются двух марок: Л — легкое с вязкостью при 50° около 10 сСт и Т — тяжелое, вязкость около 15 сСт. Эти масла имеют довольно высокое содержание органических кислот (до 0,35 мг/г) и высокую температуру застывания (—5°).

Предназначены для смазки подшипников сепараторов и центрифуг.

Наиболее распространены средние индустриальные масла, выпускаемые пяти марок: 12, 20, 30, 45, 50 разных способов очистки. Выбор определяется условиями работы механизмов (частота вращения, нагрузка). Чем выше CKO-

Марка

масла

А

ИН

сси1 с

прикость кинематическая50°,

Показатели качества

103

 

 

­

Ом

 

 

о 3

температу­

содержаниеводораст­ кислотворимых, ще­ воды,лочейи механи примесейческих

я; сС

кислотноечисло, КОНнамг,лее 1:

,вспышкине ни­ же

застывания, вышене

В S

ра,

град

 

Т а б л и ц а 31

Назначение

ИС-12

10—14

0,05

165

—30

Отсут­

Подшипники

маломощ­

 

 

 

 

 

ствуют

ных

электродвигате­

 

 

 

 

 

 

 

лей, механизмы с час­

 

 

 

 

 

 

 

тотой

вращения

от

ИС-20

17—23

0,05

180

—15

То же

1500

до

5000

об/мии

Подшипники вентилято­

 

 

 

 

 

 

 

ров, насосов, свер­

 

 

 

 

 

 

 

лильных станков; ско­

ИС-30

27—33

0,05

190

—15

 

 

рости до 1500

об/мин

»

»

Токарные,

 

фрезерные

 

 

 

 

 

 

 

станки;

скорости

до

ИС-45

38—52

0,05

200

—10

»

»

1000 об/мин

 

 

 

Тяжело

 

нагруженные

 

 

 

 

 

 

 

механизмы

с

неболь­

ИС-50

42—58

0,05

210

—20

»

»

шими скоростями

 

Тяжелые механизмы при

 

 

 

 

 

 

 

больших

нагрузках и

 

 

 

 

 

 

 

малых скоростях, дви­

 

 

 

 

 

 

 

гатели легковых авто­

 

 

 

 

 

 

 

мобилей

 

 

 

 

307


рости, тем ниже вязкость, чем больше нагрузка, тем выше вязкость. Основные показатели качества и назначение ин­ дустриальных масел селективной очистки, используемых в сельском хозяйстве, приведены в таблице 31.

Все индустриальные масла селективной очистки имеют улучшенный индекс вязкости (не менее 85) и низкую золь­ ность (не более 0,005%). Масла сернокислотной очистки имеют ту же вязкость, но индекс вязкости у них ниже (45—60), повышено содержание органических кислот. Гидрированные масла ИГ-20, ИГ-30 и другие имеют ту же вязкость, лучший цвет, содержат меньше серы, коксуе­ мость их ниже.

Все индустриальные масла одинаковой вязкости взаи­ мозаменяемы, хотя эксплуатационные свойства их неоди­ наковы и зависят от вида сырья и способов его очистки.

§ 3. Масла дли холодильных установок

Развитие холодильных машин потребовало выпуска большего ассортимента масел. ГОСТ 5546—66 предусмат­ ривает выпуск масел для компрессоров, работающих на аммиаке, углекислоте и фреонах.

Особенностью работы масел этой группы является их не­ прерывный контакт с холодильным агентом, а также ме­ няющиеся температуры и давления среды. Масла для хо­ лодильных машин не должны вступать в реакцию с хладоагентом, их смесь не должна обладать повышенными кор­ розийными свойствами по отношению металлов, а также должны иметь низкие температуры застывания и более по­ логую вязкостно-температурную кривую. В большинстве случаев это нефтяные маловязкие дистиллятные масла или смеси дистиллятных и остаточных масел, к которым добав­ лены депрессор и антиокислительная присадка.

Для компрессоров, работающих на аммиаке или угле­ кислоте, применяют ХА (фригус) — дистиллятное масло с добавлением депрессора; ХА-23 и ХА-30 — смеси ди­ стиллятного и остаточного масел. Для компрессоров, ра­ ботающих на фреонах, выпускают масла: нефтяное с до­ бавлением антиокислительных присадок ХФ 12-18, за­ гущенное нефтяное ХФ 22-24 и синтетическое с антиокислительной присадкой ХФ 22с—16.

Из масел первой группы наиболее распространен ХА (фригус), его кинематическая вязкость 11— 14 сСт при 50°, кислотное число до 0,1 мг/г, температура вспышки выше

308

160°, а застывания ниже — 40°. Более вязкие масла ХА23 и ХА-30 (цифры указывают среднее значение их вязко­ сти при 50° в сСт) имеют примерно такую же температуру застывания, как и масло фригус, но более высокие темпе­ ратуры вспышки (175 и 185° соответственно).

Все масла, выпускаемые для компрессоров, работаю­ щих на фреоне, имеют лучшую стабильность и более низ­ кие температуры застывания, синтетическое масло за­ стывает при температуре около минус 60°. Вязкость этих масел при 50° не ниже 16 сСт. Масло ХФ 22-24 более вяз­ кое (25—28 сСт), чем ХФ 12-18, однако первое более под­ вижно при низких температурах, застывают эти масла при —55° и —40° соответственно.

Все масла для холодильных машин должны выдержи­ вать испытания на коррозию и не содержать воды, меха­ нических примесей, водорастворимых (минеральных) ки­ слот и щелочей.

Масла, используемые для смазки домашних холодиль­ ников, высокостабильны, так как в этом герметическом неразборном узле исключена возможность смены масла и наблюдения за ним.

§ 4. Компрессорные, цилиндровые и турбинные масла

Эти масла условно отнесены в одну группу, так как в процессе работы подвергаются действию высоких темпера­ тур (220—250°), а также соприкасаются с водой, горячим воздухом и паром. Они имеют более высокие эксплуата­ ционные свойства, чем индустриальные, к ним предъяв­ ляются повышенные требования. Масла должны обладать не только химической, но и термической стабильностью, не должны содержать коррозионно-активных веществ и ме­ ханических примесей, должны иметь оптимальную вяз­ кость и высокую деэмульгирующую способность, т. е. не давать с водой стойких эмульсий, а быстро и полностью отделяться от воды, попадающей в систему смазки и сме­ шивающейся с маслом (это требование не относится к ци­ линдровым маслам).

Компрессорные масла применяют для смазывания ци­ линдров, клапанов и других деталей поршневых компрес­ соров и воздуходувок, а также ротационных компрессо­ ров. Масло в процессе работы соприкасается с горячим, находящимся под давлением воздухом или газом. Для

309



обеспечения удовлетворительной смазки в этих тяжелых условиях работы масло должно обладать высокой тер­ мической стабильностью, чтобы не вызывать образования нагара на горячих частях цилиндро-поршневой группы (температура воздуха иди газа на выходе из компрессора

иногда доходит до 200°, давление в низкой

ступени 5—

6 кгс/см2, в высокой до 200 кгс/см2), должно

иметь опти­

мальную вязкость и стойкость к агрессивному действию горячих газов.

Компрессорные масла получают из малосмолистых, ма­ лосернистых и сернистых нефтей, подвергая их глубокой очистке от всех малостабильных соединений. Для односту­ пенчатых компрессоров низкого давления выпускаются компаундированные масла (дистиллятные в смеси с оста­ точными), а для многоступенчатых компрессоров высоко­

го давления в основном высоковязкие остаточные масла.

Наиболее распространены следующие масла: компрес­ сорное 12 (М), компрессорное из сернистых нефтей с при­ садкой КСп-12, компрессорное 19 (Т) и компрессорное из сернистых нефтей КС-19. Компрессорное 12 (М) рекомен­ дуется для более легких условий работы, а все остальные — для тяжелых многоступенчатых компрессоров. Цифра в марке показывает среднее значение кинематической вяз­ кости при 100°. Все масла имеют высокую температуру вспышки: 216, 220, 240 и 270° соответственно, высокий ин­ декс вязкости (85) и очень небольшое содержание органи­ ческих кислот (0,02 мг/г). Вода, водорастворимые кислоты и щелочи в маслах не допускаются.

Цилиндровые масла предназначены для смазывания го­ рячих частей различных паровых машин и выпускаются двух видов: для машин, работающих на насыщенном и пе­ регретом паре. Масла должны хорошо распыляться, равномерно распределяться по трущимся поверхностям, не образовывать нагароотложепий, не вызывать коррозии нагретых металлических поверхностей и должны обладать текучестью при отрицательных температурах. Условия работы масел в машинах, работающих перегретым паром, значительно тяжелее, так как они соприкасаются с паром, перегретым до 350—400°, в этом случае требуются масла глубокой очистки, с высокой вязкостью и температурой вспышки, типа цилиндрового 52 (вапор). Условия работы масел в машинах, работающих насыщенным паром, легче; здесь температуры доходят до 200°, а давление — до

310


16 кгс/см2, используются менее вязкие масла: цилиндро­ вое 11 (цилиндровое 2) и цилиндровое 24 (вискозин).

В сельском хозяйстве чаще применяется масло цилинд­ ровое И. Это дистиллятное нефтяное масло сернокислот­ ной очистки, его называют легким цилиндровым. Кинема­ тическая вязкость при 100° от 9 до 13 сСт, коксуемость до­ ходит до 0,8%, кислотное число — до 0,3 мг/г, температура вспышки не ниже 215°, температура застывания около 0°. Вода, механические примеси, водорастворимые кисло­ ты и щелочи в масле не допускаются. Кроме паровых машин, работающих насыщенным паром, этим маслом сма­ зываются различные механизмы, подвергающиеся дейст­ вию высоких нагрузок и невысоких скоростей, например тяжелые центрифуги, червячные зубчатые передачи тяже­ лых металлообрабатывающих станков и др.

Турбинные масла — высокоочищенные дистиллятные нефтяные масла. Они предназначены для смазывания и охлаждения подшипников и вспомогательных частей во­ дяных и паровых турбин, газовых турбин, турбонасосов, турбокомпрессорных машин, а также генераторов электри­ ческого тока. Основные требования, предъявляемые к ма­ слам,— высокие устойчивость к окислению и деэмульги­ рующая способность.

По уровню вязкости выпускается четыре типа турбин­ ных масел: 22, 30, 46, 57 (цифры показывают среднее зна­ чение кинематической вязкости при 50° в сСт). В зависи­ мости от вида сырья, способов и глубины очистки, а также от композиций введенных присадок масло одной вязкости может иметь разные эксплуатационные свойства, а следо­ вательно, и марки. Например: турбинное 22 выпускается шести марок, турбинное 30 — двух. Наиболее современ­ ные масла ТСКп-22 и ТКп-22 (ТУ 38-1-2—66) с компози­ циями присадок. Они предназначены для смазки подшип­ ников и вспомогательных механизмов паровых турбин независимо от мощности и скорости вращения. Присадки обеспечивают высокие деэмульгирующие, противокорро­ зийные и антиокислительные свойства. В сельском хо­ зяйстве турбинные масла имеют ограниченное применение.

§ 5. Электроизоляционные масла

Это трансформаторные, кабельные и конденсаторные масла. Первые два широко распространены в электротех­ нической промышленности, последнее — ограниченно.

311

Трансформаторные масла применяют в различных элект^ роаппаратах, используемых в сельскохозяйственном про­ изводстве. Электроизолядионые масла служат изолиру­ ющей и теплоотводящей средой. Кроме того, они способст­ вуют быстрому гашению электрической дуги в масляных выключателях.

Трансформаторные масла используют в сердечниках трансформаторов, реостатах, масляных выключателях и других аппаратах и приборах, а также в различных уста­ новках, где требуются маловязкие, низкозастывающие масла, например в амортизаторах.

В настоящее время выпускается семь марок трансфор­ маторных масел, отличающихся видом сырья, технологией его переработки и очистки, а также наличием антиокисли-

тельнои присадки.

Трансформаторные масла — это дистиллятные продук­ ты переработки высококачественных, малосмолистых, беспарафинистых нефтей. Все масла проходят глубокую очи­ стку серной кислотой, фенольную с последующей низко­ температурной депарафинизацией или адсорбционную. Глубокая очистка нужна для получения высоких диэлек­ трических свойств товарных масел. В настоящее время выпускают масла для трансформаторов и вводов напря­ жением до 750 кВ.

Наиболее важные свойства трансформаторных масел — окислительная устойчивость, небольшая вязкость (хоро­ ший отвод тепла), низкие температуры застывания, обеспе­ чивающие подвижность при отрицательных температурах, а главное, высокая диэлектрическая прочность или высокое пробивное напряжение. Наличие в масле растворимых ве­ ществ (органические кислоты, смолисто-асфальтовые сое­ динения) и взвешенных частиц (вода, механические при­ меси) резко снижает диэлектрическую прочность и делает масло непригодным к использованию.

Кинематическая вязкость выпускаемых трансформатор­ ных масел при 50° около 9,0 сСт, а при 20° примерно 30 сСт. Кислотное число свежих масел не превышает 0,01 — 0,05 мг/г, температура вспышки 135—150°, а температура застывания минус45—65°. Наиболее распространены транс­ форматорные масла (ГОСТ 982—68), получаемые из мало­ сернистых беспарафинистых нефтей кислотно-щелочной очистки. Они выпускаются двух марок — ТКп и ТК. Первое содержит антиокислительную присадку, его свойства значительно лучше. Наиболее высокую ди­

312