Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
вязкое нефтяное дистиллятное масло сернокислотной очи стки с 2—3% растительного масла (сурепного или горчич ного). Растительные масла добавляют для улучшения сма зочных свойств. Сепараторные масла выпускаются двух марок: Л — легкое с вязкостью при 50° около 10 сСт и Т — тяжелое, вязкость около 15 сСт. Эти масла имеют довольно высокое содержание органических кислот (до 0,35 мг/г) и высокую температуру застывания (—5°).
Предназначены для смазки подшипников сепараторов и центрифуг.
Наиболее распространены средние индустриальные масла, выпускаемые пяти марок: 12, 20, 30, 45, 50 разных способов очистки. Выбор определяется условиями работы механизмов (частота вращения, нагрузка). Чем выше CKO-
Марка
масла
А
ИН
сси1 с
прикость кинематическая50°,
Показатели качества
103 |
|
|
|
Ом |
|
|
|
о 3 |
температу |
содержаниеводораст кислотворимых, ще воды,лочейи механи примесейческих |
|
я; сС |
|||
кислотноечисло, КОНнамг,лее 1: |
,вспышкине ни же |
застывания, вышене |
|
В S |
ра, |
град |
|
Т а б л и ц а 31
Назначение
ИС-12 |
10—14 |
0,05 |
165 |
—30 |
Отсут |
Подшипники |
маломощ |
|||||
|
|
|
|
|
ствуют |
ных |
электродвигате |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
лей, механизмы с час |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
тотой |
вращения |
от |
|||
ИС-20 |
17—23 |
0,05 |
180 |
—15 |
То же |
1500 |
до |
5000 |
об/мии |
|||
Подшипники вентилято |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ров, насосов, свер |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
лильных станков; ско |
|||||
ИС-30 |
27—33 |
0,05 |
190 |
—15 |
|
|
рости до 1500 |
об/мин |
||||
» |
» |
Токарные, |
|
фрезерные |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
станки; |
скорости |
до |
|||
ИС-45 |
38—52 |
0,05 |
200 |
—10 |
» |
» |
1000 об/мин |
|
|
|
||
Тяжело |
|
нагруженные |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
механизмы |
с |
неболь |
|||
ИС-50 |
42—58 |
0,05 |
210 |
—20 |
» |
» |
шими скоростями |
|
||||
Тяжелые механизмы при |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
больших |
нагрузках и |
||||
|
|
|
|
|
|
|
малых скоростях, дви |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
гатели легковых авто |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
мобилей |
|
|
|
|
307
рости, тем ниже вязкость, чем больше нагрузка, тем выше вязкость. Основные показатели качества и назначение ин дустриальных масел селективной очистки, используемых в сельском хозяйстве, приведены в таблице 31.
Все индустриальные масла селективной очистки имеют улучшенный индекс вязкости (не менее 85) и низкую золь ность (не более 0,005%). Масла сернокислотной очистки имеют ту же вязкость, но индекс вязкости у них ниже (45—60), повышено содержание органических кислот. Гидрированные масла ИГ-20, ИГ-30 и другие имеют ту же вязкость, лучший цвет, содержат меньше серы, коксуе мость их ниже.
Все индустриальные масла одинаковой вязкости взаи мозаменяемы, хотя эксплуатационные свойства их неоди наковы и зависят от вида сырья и способов его очистки.
§ 3. Масла дли холодильных установок
Развитие холодильных машин потребовало выпуска большего ассортимента масел. ГОСТ 5546—66 предусмат ривает выпуск масел для компрессоров, работающих на аммиаке, углекислоте и фреонах.
Особенностью работы масел этой группы является их не прерывный контакт с холодильным агентом, а также ме няющиеся температуры и давления среды. Масла для хо лодильных машин не должны вступать в реакцию с хладоагентом, их смесь не должна обладать повышенными кор розийными свойствами по отношению металлов, а также должны иметь низкие температуры застывания и более по логую вязкостно-температурную кривую. В большинстве случаев это нефтяные маловязкие дистиллятные масла или смеси дистиллятных и остаточных масел, к которым добав лены депрессор и антиокислительная присадка.
Для компрессоров, работающих на аммиаке или угле кислоте, применяют ХА (фригус) — дистиллятное масло с добавлением депрессора; ХА-23 и ХА-30 — смеси ди стиллятного и остаточного масел. Для компрессоров, ра ботающих на фреонах, выпускают масла: нефтяное с до бавлением антиокислительных присадок ХФ 12-18, за гущенное нефтяное ХФ 22-24 и синтетическое с антиокислительной присадкой ХФ 22с—16.
Из масел первой группы наиболее распространен ХА (фригус), его кинематическая вязкость 11— 14 сСт при 50°, кислотное число до 0,1 мг/г, температура вспышки выше
308
160°, а застывания ниже — 40°. Более вязкие масла ХА23 и ХА-30 (цифры указывают среднее значение их вязко сти при 50° в сСт) имеют примерно такую же температуру застывания, как и масло фригус, но более высокие темпе ратуры вспышки (175 и 185° соответственно).
Все масла, выпускаемые для компрессоров, работаю щих на фреоне, имеют лучшую стабильность и более низ кие температуры застывания, синтетическое масло за стывает при температуре около минус 60°. Вязкость этих масел при 50° не ниже 16 сСт. Масло ХФ 22-24 более вяз кое (25—28 сСт), чем ХФ 12-18, однако первое более под вижно при низких температурах, застывают эти масла при —55° и —40° соответственно.
Все масла для холодильных машин должны выдержи вать испытания на коррозию и не содержать воды, меха нических примесей, водорастворимых (минеральных) ки слот и щелочей.
Масла, используемые для смазки домашних холодиль ников, высокостабильны, так как в этом герметическом неразборном узле исключена возможность смены масла и наблюдения за ним.
§ 4. Компрессорные, цилиндровые и турбинные масла
Эти масла условно отнесены в одну группу, так как в процессе работы подвергаются действию высоких темпера тур (220—250°), а также соприкасаются с водой, горячим воздухом и паром. Они имеют более высокие эксплуата ционные свойства, чем индустриальные, к ним предъяв ляются повышенные требования. Масла должны обладать не только химической, но и термической стабильностью, не должны содержать коррозионно-активных веществ и ме ханических примесей, должны иметь оптимальную вяз кость и высокую деэмульгирующую способность, т. е. не давать с водой стойких эмульсий, а быстро и полностью отделяться от воды, попадающей в систему смазки и сме шивающейся с маслом (это требование не относится к ци линдровым маслам).
Компрессорные масла применяют для смазывания ци линдров, клапанов и других деталей поршневых компрес соров и воздуходувок, а также ротационных компрессо ров. Масло в процессе работы соприкасается с горячим, находящимся под давлением воздухом или газом. Для
309
обеспечения удовлетворительной смазки в этих тяжелых условиях работы масло должно обладать высокой тер мической стабильностью, чтобы не вызывать образования нагара на горячих частях цилиндро-поршневой группы (температура воздуха иди газа на выходе из компрессора
иногда доходит до 200°, давление в низкой |
ступени 5— |
6 кгс/см2, в высокой до 200 кгс/см2), должно |
иметь опти |
мальную вязкость и стойкость к агрессивному действию горячих газов.
Компрессорные масла получают из малосмолистых, ма лосернистых и сернистых нефтей, подвергая их глубокой очистке от всех малостабильных соединений. Для односту пенчатых компрессоров низкого давления выпускаются компаундированные масла (дистиллятные в смеси с оста точными), а для многоступенчатых компрессоров высоко
го давления в основном высоковязкие остаточные масла.
Наиболее распространены следующие масла: компрес сорное 12 (М), компрессорное из сернистых нефтей с при садкой КСп-12, компрессорное 19 (Т) и компрессорное из сернистых нефтей КС-19. Компрессорное 12 (М) рекомен дуется для более легких условий работы, а все остальные — для тяжелых многоступенчатых компрессоров. Цифра в марке показывает среднее значение кинематической вяз кости при 100°. Все масла имеют высокую температуру вспышки: 216, 220, 240 и 270° соответственно, высокий ин декс вязкости (85) и очень небольшое содержание органи ческих кислот (0,02 мг/г). Вода, водорастворимые кислоты и щелочи в маслах не допускаются.
Цилиндровые масла предназначены для смазывания го рячих частей различных паровых машин и выпускаются двух видов: для машин, работающих на насыщенном и пе регретом паре. Масла должны хорошо распыляться, равномерно распределяться по трущимся поверхностям, не образовывать нагароотложепий, не вызывать коррозии нагретых металлических поверхностей и должны обладать текучестью при отрицательных температурах. Условия работы масел в машинах, работающих перегретым паром, значительно тяжелее, так как они соприкасаются с паром, перегретым до 350—400°, в этом случае требуются масла глубокой очистки, с высокой вязкостью и температурой вспышки, типа цилиндрового 52 (вапор). Условия работы масел в машинах, работающих насыщенным паром, легче; здесь температуры доходят до 200°, а давление — до
310
16 кгс/см2, используются менее вязкие масла: цилиндро вое 11 (цилиндровое 2) и цилиндровое 24 (вискозин).
В сельском хозяйстве чаще применяется масло цилинд ровое И. Это дистиллятное нефтяное масло сернокислот ной очистки, его называют легким цилиндровым. Кинема тическая вязкость при 100° от 9 до 13 сСт, коксуемость до ходит до 0,8%, кислотное число — до 0,3 мг/г, температура вспышки не ниже 215°, температура застывания около 0°. Вода, механические примеси, водорастворимые кисло ты и щелочи в масле не допускаются. Кроме паровых машин, работающих насыщенным паром, этим маслом сма зываются различные механизмы, подвергающиеся дейст вию высоких нагрузок и невысоких скоростей, например тяжелые центрифуги, червячные зубчатые передачи тяже лых металлообрабатывающих станков и др.
Турбинные масла — высокоочищенные дистиллятные нефтяные масла. Они предназначены для смазывания и охлаждения подшипников и вспомогательных частей во дяных и паровых турбин, газовых турбин, турбонасосов, турбокомпрессорных машин, а также генераторов электри ческого тока. Основные требования, предъявляемые к ма слам,— высокие устойчивость к окислению и деэмульги рующая способность.
По уровню вязкости выпускается четыре типа турбин ных масел: 22, 30, 46, 57 (цифры показывают среднее зна чение кинематической вязкости при 50° в сСт). В зависи мости от вида сырья, способов и глубины очистки, а также от композиций введенных присадок масло одной вязкости может иметь разные эксплуатационные свойства, а следо вательно, и марки. Например: турбинное 22 выпускается шести марок, турбинное 30 — двух. Наиболее современ ные масла ТСКп-22 и ТКп-22 (ТУ 38-1-2—66) с компози циями присадок. Они предназначены для смазки подшип ников и вспомогательных механизмов паровых турбин независимо от мощности и скорости вращения. Присадки обеспечивают высокие деэмульгирующие, противокорро зийные и антиокислительные свойства. В сельском хо зяйстве турбинные масла имеют ограниченное применение.
§ 5. Электроизоляционные масла
Это трансформаторные, кабельные и конденсаторные масла. Первые два широко распространены в электротех нической промышленности, последнее — ограниченно.
311
Трансформаторные масла применяют в различных элект^ роаппаратах, используемых в сельскохозяйственном про изводстве. Электроизолядионые масла служат изолиру ющей и теплоотводящей средой. Кроме того, они способст вуют быстрому гашению электрической дуги в масляных выключателях.
Трансформаторные масла используют в сердечниках трансформаторов, реостатах, масляных выключателях и других аппаратах и приборах, а также в различных уста новках, где требуются маловязкие, низкозастывающие масла, например в амортизаторах.
В настоящее время выпускается семь марок трансфор маторных масел, отличающихся видом сырья, технологией его переработки и очистки, а также наличием антиокисли-
тельнои присадки.
Трансформаторные масла — это дистиллятные продук ты переработки высококачественных, малосмолистых, беспарафинистых нефтей. Все масла проходят глубокую очи стку серной кислотой, фенольную с последующей низко температурной депарафинизацией или адсорбционную. Глубокая очистка нужна для получения высоких диэлек трических свойств товарных масел. В настоящее время выпускают масла для трансформаторов и вводов напря жением до 750 кВ.
Наиболее важные свойства трансформаторных масел — окислительная устойчивость, небольшая вязкость (хоро ший отвод тепла), низкие температуры застывания, обеспе чивающие подвижность при отрицательных температурах, а главное, высокая диэлектрическая прочность или высокое пробивное напряжение. Наличие в масле растворимых ве ществ (органические кислоты, смолисто-асфальтовые сое динения) и взвешенных частиц (вода, механические при меси) резко снижает диэлектрическую прочность и делает масло непригодным к использованию.
Кинематическая вязкость выпускаемых трансформатор ных масел при 50° около 9,0 сСт, а при 20° примерно 30 сСт. Кислотное число свежих масел не превышает 0,01 — 0,05 мг/г, температура вспышки 135—150°, а температура застывания минус45—65°. Наиболее распространены транс форматорные масла (ГОСТ 982—68), получаемые из мало сернистых беспарафинистых нефтей кислотно-щелочной очистки. Они выпускаются двух марок — ТКп и ТК. Первое содержит антиокислительную присадку, его свойства значительно лучше. Наиболее высокую ди
312