Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
Г л а в а X!
ТРАНСМИССИОННЫЕ, ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ
МАСЛА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
§ 1. Трансмиссионные масла
Трансмиссионные масла применяют для смазывания агрегатов трансмиссий: коробок передач, ведущих мостов, бортовых передач, раздаточных коробок, механизмов рулевого управления автомобилей, тракторов, самоход ных шасси, комбайнов и других машин. Назначение транс миссионных масел — снизить износ зубчатых зацеплений, предотвратить действие ударных нагрузок, предохранить детали от коррозии, отвести тепло от трущихся поверхно стей, уменьшить шум и вибрацию шестерен, снизить поте ри мощности на трение. В настоящее время все шире при меняются гидротрапсмиссии, где масло является рабочим телом, которое передает крутящий момент двигателя на
ведущий аппарат трактора, а также заполняет регулирую щие системы.
Трущиеся поверхности деталей зубчатых передач под вергаются действию высоких удельных нагрузок. Удель ные давления в обычных зубчатых передачах (шестерен чатые, червячные, конические) достигают 15 000—20 000 кгс/см2, а в гипоидных — 30 000—40 000 кгс/см2. Гипоидные зацепления шестерен используются в картерах задних мо стов легковых и грузовых автомобилей, «Москвич» раз ных марок, «Волга», «Чайка», ЗИЛ-111, ГАЗ-53 и др.
Если по удельным нагрузкам трансмиссионные масла работают в сравнительно тяжелых условиях, то по скоро стям скольжения и рабочим температурам режимы зна чительно легче. Так, обычно в атомобилях и тракторах скорости скольжения шестерен постоянного зацепления коробки передач редко превышают 2,5 м/с, а конических передач заднего моста — 3 м/с. Рабочие температуры транс миссионного масла в объеме также сравнительно невы соки, обычно до 100°. Следовательно, если по назначению масла, используемые для смазки деталей двигателя и агрегатов трансмиссий, примерно одинаковы, то по ус ловиям работы резко отличаются, поэтому и требования,
300
предъявляемые к качеству смазочных материалов, раз личны. Основное требование — трансмиссионные масла должны обладать высокими смазывающими свойствами.
Создание новых моделей автомобилей и тракторов по вышенной грузоподъемности и мощности, работающих на высоких рабочих скоростях, более жесткие условия эк сплуатации машинно-тракторных агрегатов предъявляют повышенные требования к качеству трансмиссионных ма сел. Так, повышение рабочих температур в силовых пере дачах требует значительного улучшения стабильности трансмиссионных масел. Широко используемые ранее не очищенные трансмиссионные масла (нигролы) непригодны для современной техники.
Длительное время считалось, что высокая вязкость масла способствует образованию на поверхности зуба ше стерни более надежной масляной пленки. Исследования опровергают такие высказывания. При вращении шестерен высоковязкое масло не поступает в промежутки между зубь ями, а захватывается их краями и обволакивает шестерни снаружи, так что рабочие участки остаются без смазки. Износ зубьев шестерен возрастает. Кроме этого, увели чиваются затраты энергии па преодоление внутреннего трения в масле, особенно при трогании машины с места в холодное время года. Несмотря на то, что внешние темпе ратурные условия существенно не влияют на рабочую температуру масла в трансмиссии, они очень сильно ска зываются в периоды пуска и прогрева машины, особенно после длительной стоянки. В начальный период пуска тем пературы масла и окружающего воздуха равны, прохо дит значительное время, пока масло прогреется до средней температуры эксплуатации, причем чем выше вязкость масла, тем более длительное время неоправданно затрачи вается энергия на преодоление внутреннего трения.
Исследования, выполненные нами по изучению рабо тоспособности высоковязких и маловязких масел в транс миссиях дизельных тракторов, показывают значительные преимущества использования маловязких масел. На ри сунке 62 приведены линии износа шестерен коробки пе редач при испытании товарных масел различной вязко сти на специальном стенде. Если принять износ деталей на нигроле за 100%, то износ на масле ТАп-15 составляет 64,8%, а на дизельном масле — только 55%.
Двухгодичные полевые испытания дизельных трак торов (ДТ-54, «Беларусь» различных модификаций,
301
Рис. 62. Износ шестерен коробок передач при использовании различных масел.
Т-74, ДТ-75) выявили, что значительно лучшие показатели работы имеют маловязкие дизельные масла. Высоковяз кое трансмиссионное масло марки Л, имеющее 30—32 сСт при 100°, показало особенно плохие эксплуатационные свойства: повышенный износ, очень плохую стабильность, потерю мощности.
Выпускаемые в настоящее время трансмиссионные ма сла по условиям применения можно разделить на четыре группы: I — масла без присадок для цилиндрических и конических коробок передач, а также других агрегатов трансмиссий тракторов и автомобилей (бортовые передачи, задние мосты и др.), работающих при умеренных удельных нагрузках; II — масла, содержащие противоизносные при садки типа ЭФО, ДФ-11, предназначены для автомобилей с коробками передач Ярославского завода, рекомендуются для конических зубчатых передач, работающих при боль ших удельных нагрузках; III — масла с противозадирны ми присадками рекомендуются для спирально-конических передач большегрузных автомобилей, форсированных ко робок передач и других агрегатов трансмиссий автомоби лей, работающих в тяжелых условиях (скорости, нагруз ки, температуры); во всех случаях, когда основным видом повреждений является задир рабочих поверхностей зубьев; IV — масла для гипоидных передач универсального на значения (для легковых и грузовых автомобилей). В этих передачах высокие относительные скорости скольжения профилей зубьев и большие удельные давления создают
302.
тяжелые условия работы трущихся пар, чтобы уменьшить износ, нужны масла с высокоэффективными противозадир ными присадками. Масла для гипоидных передач можно использовать в коробках перемены передач и других узлах трансмиссии автомобилей.
В настоящее время выпускается более 20 марок различ ных трансмиссионных масел: летние, зимние, северные, арктические с присадками и без присадок. Большой ас сортимент масел создает трудности при их использовании, поэтому ведутся работы по унификации масел и выпуску единого всесезонного сорта. Всесезонное масло должно иметь вязкость 14—15 сСт при 100°, температуру за стывания минус 25° и содержать нротивоизносные или противозадирные присадки. Краткие сведения о маслах, наиболее широко используемых в сельском хозяйстве, приводятся ниже.
Масло трансмиссионное автотракторное (нигрол) ГОСТ 542—50. Выпускается зимнее с вязкостью 18—23 сСт при 100° и летнее 28—32 сСт температуры застывания —20° и —5° соответственно. Это неочищенный остаток после пе регонки малопарафинистой нефти, содержит значительное количество смол, асфальтовых соединений, имеет плохую стабильность, низкие противоизносные свойства. Ис пользуется для смазки зубчатых передач тракторов, сель скохозяйственных и дорожных машин. Масло низкого качества, не отвечающее более жестким требованиям со временных транспортных машин; область применения со кращается.
Масло трансмиссионное тракторное (МВТУ 38-1-264—- 68) выпускается зимнее типа АК-10 и летнее АК-15. Это дистиллятные масла кислотно-контактной очистки, выра батываются из малосернистых, малопарафинистых неф тей. Цифра в марке показывает значение кинематической вязкости при 100°. Для понижения температуры застыва ния добавляют депрессор. Зимнее масло имеет темпера туры застывания — 25° и вспышки 200°, а летнее —15° и 220° соответственно. Масла по эксплуатационным свойст вам лучше иигролов, широко используются в трансмис сиях тракторов и сельскохозяйственных машин.
Масло трансмиссионное тракторное с присадкой ЭФО (ТЭ-15-ЭФО) в соответствии с ТУ 38-1-189—68 получают на базе экстрактов фенольной селективной очистки остаточ ных масел, которые разбавляют индустриальными дистил лятными маслами. Оно содержит не менее 5% противоиз*
303
носной фосфорсодержащей присадки и 1 % депрессора. Это всесезонное тракторное масло рекомендуется для всех районов с умеренным климатом. Вязкость при 100° около 15 сСт, а при — 15 не более 2000 сСт, температура засты вания не выше —18°, вспышки не ниже 180°. С этими же присадками выпускается масло под названием «северное» (ТС-Ю-ЭФО). Оно обеспечивает нормальную работу агре гатов трансмиссий тракторов до — 50°. У него вязкость при 100° не менее 10,0 сСт, а при—35° не более 3 000 сСт, индекс вязкости не менее 85, температура застывания ни же — 40.
Масло трансмиссионное автомобильное ТАп-15В, МВТУ 38-1-185—65, получается из сернистых нефтей на базе остаточного экстракта, разбавленного дистиллятным индустриальным маслом. Содержит около 6% противо задирных присадок и 1 % депрессора. Обладает хорошими противозадирными свойствами, рекомендуется для вы соконапряженных спирально-конических трансмиссий ав томобилей. Это единое всесезонное масло для районов с умеренным климатом, вязкость 15 сСт при 100°, при —20° не более 3000 сСт, температура застывания ниже — 20°, вспышки около 180°. Для смазки агрегатов трансмиссий современных марок выпускается автомобильное масло ТСп-14 (ТУ 38-1-Г-3—68). Оно такяш содержит противоза дирную присадку и депрессор, но его эксплуатационные свойства лучше: выше стабильность, хорошая вязкостно-• температурная характеристика. Масло обеспечивает нор мальную эксплуатацию автомобилей до —40°.
Для смазки гипоидных передач грузовых автомобилей выпускается масло ТС-14 ТИП (ТУ 38-1-186—68). Это смесь остаточного и дистиллятного масел фенольной селек тивной очистки, вязкость при 100° около 15 сСт, индекс вязкости более 85, обладает высокой стабильностью и низкой температурой застывания (ниже — 30°). Содержит 2% высокоэффективной, хлорфосфорсодержащей противо задирной присадки Хлорэф-40 и 1,5% депрессора.
В больших количествах выпускается масло для гипо идных передач автомобилей (ГОСТ 4003—53). Это осерненная смесь экстракта после нитробензольной очистки оста точных масел и веретенного дистиллята с добавлением 0,5 % депрессора. Рекомендуется для гипоидных передач легко вых автомобилей «Москвич-408», «Волга», ЗИЛ-110 и др. Кинематическая вязкость при 100° от 20 до 30 сСт, темпера тура застывания — 20°, содержит не менее 1,5% серы.
804
Имеет темно-коричневый цвет. Медная пластинка, погру женная в масло, темнеет, стальная цвет не меняет. Заме нителей у гипоидных масел нет.
Для смазки узлов трансмиссий автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2103 выпускается трансмиссионное масло ТАД-17 (ТУ 38-1-274—69). Его получают па основе масел селектив ной очистки с добавлением нротивоизиосной, противозадир ной, антпокислительной, противопенной и депрессорной присадок. Вязкость 17,5 сСт при 100° и 110—120 сСт при 50°, температура застывания — 25°, вспышки 200°, содер жание серы не менее 1,5%.
§2. Индустриальные масла
Киндустриальным относится обширная группа масел, предназначенных для смазывания подшипников метал лообрабатывающих станков, генераторов, приборов,
электродвигателей и другого промышленного оборудо вания, работающего при сравнительно невысоких рабочих температурах (средние температуры редко превышают 50°). Кроме этого, индустриальные масла используют как рабо чую жидкость в гидросистемах различных механизмов, для технических целей при обработке металлов резанием и давлением, закалке и отпуске деталей.
Наиболее важным показателем, характеризующим эк сплуатационные свойства масел, является вязкость, в за висимости от которой их делят на легкие, средние и тя желые. В легких и средних маслах вязкость нормируется при 50°, а в тяжелых (высоковязких) — при 100°. Это дистиллятные масла, вырабатываемые из сернистых и ма лосернистых нефтей разных способов и степени очистки.
В марке индустриальных масел селективной очистки ставят индекс С (например, ИС-20); полученных методом гидрирования — индекс Г (ИГ-30); прошедшие только ще лочную очистку, имеют индекс В (45В), а масла сернокис лотной очистки — только цифру (20). Цифра показывает среднее значение кинематической вязкости при 50° в сСт. Масла, прошедшие щелочную очистку, можно применять только в проточных системах смазки (однократное исполь зование), а также как смазочно-охлаждающие жидкости. Приведенная маркировка принята для средних индуст риальных масел (которые широко используются в сельском хозяйстве), легкие и тяжелые масла имеют специальные названия.
305
Из легких маловязких масел, рекомендуемых для смаз ки механизмов, работающих с высокими скоростями, а также контрольно-измерительных приборов сельскохо зяйственного назначения, применяются приборные и се параторные масла. Для смазывания приборов и контроль но-измерительной аппаратуры необходимы очищенные масла, обладающие высокой стабильностью и хорошими низкотемпературными свойствами. За последнее время в связи с бурным развитием автоматики и приборостроения повысились требования к маслам и расширился их ассор тимент. В настоящее время выпускаются приборные масла общего назначения, часовые масла обычные и низкотемпе ратурные, масла приборные специальные и приборные на синтетической основе.
Широко распространено масло вазелиновое приборное МВП — это глубокоочищенное дистиллятное масло, по лученное из высококачественных беспарафииистых низкозастывающих нефтей. Его кинематическая вязкость при 50° составляет 6,3—8,5 сСт, а температура застывания минус 60°. Используется для смазки контрольно-измери тельной аппаратуры и приборов, работающих при низких температурах.
За последние годы все большее применение находят приборные масла на синтетической основе. Выпускается ряд масел, получаемых на базе кремнийоргаиических сое динений с различными присадками. Выпускаются масла МП-601, 605, 609, 704 и др. Все они устойчиво работают в широком диапазоне температур от —60° до 150—200°, в зависимости от марки; предназначены для работы в ша рикоподшипниках электромашин, микроэлектродвигателей
идругих механизмов. Это могут быть маловязкие (МП-609)
ивысоковязкие (МП-605) прозрачные жидкости желтого или коричневого цвета с фиолетовой опалесценцией.
Находят применение и кремнийорганические жидкости в смеси с минеральными высокоочищенными маслами, выпускаемые под маркой ОКБ 122-3, ОКБ-122-4 и др. Их отличительная особенность — высокая термическая ста бильность и низкая температура застывания, работоспо собность в широких интервалах температур от —60 до 150°.
Плотность масел (разных марок) |
меняется от 0,92 до |
0,96 г/см3, v60 от 11,0 до 25,0 сСт, |
температура вспышки |
160—170°, а застывания —65°—70°. |
|
В сельском хозяйстве довольно широко применяются сепараторные масла, которые получают, смешивая мало
306