Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 кг жидкого или твердого топлива. Если расход воздуха определять-не в кг, а в м3, то в формуле (19) знаменатель нужно умножить на 1,293 (масса 1 м3 воздуха), т. е.

т

2,67 С —f-81-1-)- S— О

 

2,07С + 811

+ S— О

 

Ьтсор

--------- Щ й .2 9 3 -----

=

----------- 30-----------

(2°)

Достичь полного сгорания топлива с теоретически не­ обходимым количеством воздуха можно только при идеаль­ ном смесеобразовании, когда каждая молекула подавае­ мого кислорода воздуха будет вступать в реакцию с каж­ дой молекулой сжигаемого топлива. В реальных условиях воздуха подается несколько больше, это будет действи­ тельно израсходованное количество (Ьдейств).

Отношение действительно израсходованного количе­ ства воздуха к теоретически необходимому носит название коэффициента избытка воздуха (а), т. е.

^действ

„ г

т

,,

СС

j

, О Т С Ю Д а

-^/действ — СС-^теор1

(21)

 

теор

 

 

 

В производственных условиях обычно не измеряют £ действ (хотя это можно сделать с помощью различных счетчи­ ков, диафрагм, сопл), а отбирают пробу продуктов сгора­ ния, исследуют ее и определяют а.

§ 6. Исследование продуктов сгорания

Качество горения контролируется по анализу продук­ тов сгорания. Для этой цели существуют различные газо­ анализаторы: химические, электрические, магнитные, меха­ нические. Более точны химические, более удобны автомати­ ческие, электрические. Наиболее широко распространены простейшие химические газоанализаторы, которые поз­ воляют в исследуемой пробе определить содержание угле­ кислого газа, кислорода и окиси углерода. Схема такого газоанализатора дана на рисунке 16. Градуированная бю­ ретка 9 емкостью 100 мл соединяется с тремя поглотитель­ ными сосудами 4, 5 ж6 при помощи гребенки 7. На гре­ бенке имеются три трехходовых крана 3, а также треххо­ довой кран 1, с помощью которого бюретка сообщается с воздухом и исследуемым газом. Трехходовые краны 3 соеди­ няют бюретку с сосудами, в которых находятся растворы, поглощающие отдельные компоненты исследуемого газа. Поставив трехходовые краны в положение, показанное на рисунке 16, бюретку соединяют с окружающим воздухом.

55


1 2 3

4 - 2 3

Рис. 1G. Схема газоанализатора:

1 , 3 — трехходовые краны; 2 , 8 — метки; 4 , 6 , 6 — поглотительные сосуды;

7 — гребенка; 9 — бюретка;

10 — стеклянный кожух; 11 — уравнительный

сосуд;

12 — стеклянные трубки.

Уровень газа и жидкости в бюретке 9 изменяют с по­ мощью уравнительного сосуда 11, наполненного подкра­ шенной водой. Бюретка помещена в стеклянный кожух 10 с водой. Каждый из поглотительных сосудов состоит из двух сообщающихся емкостей. Первая заканчивается капиллярной трубкой, на которой имеется метка. Стек­ лянные трубки 12 внутри емкости служат для увеличения поверхности поглощения. Перед началом опыта растворы в поглотительных сосудах поднимают до меток 2, а бюретку заполняют водой до метки 8.

В первом от бюретки поглотительном сосуде 6 находит­ ся раствор едкого калия (КОН), который поглощает угле­ кислый газ (С02) — продукт полного сгорания углерода топлива. Второй сосуд 5 заполнен щелочным раствором пирогаллола С6Н3 (ОН)3 для растворения кислорода. Этот раствор поглощает и углекислый газ, поэтому при иссле­ довании необходимо, чтобы произошло полное удаление СО2 в первом сосуде, и только затем проводят поглощение кислорода. В сосуде 4 находится аммиачный раствор одно­ хлористой меди (CuCl) для поглощения окиси углерода (СО) — продукта неполного сгорания топлива. Этот ра­ створ также задерживает С02 и 0 2, поэтому поглощение осуществляют последовательно.

56

Подготовка прибора к исследованию. Чтобы довести растворы в поглотительных сосудах до меток, нужно за­ полнить бюретку водой и проверить герметичность (т. е. устойчивость всех уровней). Для доведения растворов до меток краны 1 и 3 ставят так, как указано на рисунке 16, т. е. бюретку сообщают с атмосферой. Затем, медленно поднимая уравнительный сосуд 11, заполняют бюретку водой и, поворачивая край 1 на 180°, закрывают. Повора­ чивают кран 3 к поглотительному сосуду 6 на 90° и сооб­ щают сосуд с бюреткой. Очень медленно опускают склян­ ку 11, при этом в бюретке будет создаваться вакуум, а раствор в поглотителе будет подниматься вверх. Осто­ рожно доводят раствор до метки 2 и поворачивают кран 3 на 90°, т. е. возвращают его в первоначальное положение. Так же доводят растворы до меток в двух других сосудах. Сообщив кран 1 с атмосферой и вытеснив весь газ из бюрет­ ки водой, доводят ее уровень до метки 8 и закрывают кран.

Подготовив прибор и убедившись в его герметичности, приступают к проверке работы прибора. Для этого прово­ дят анализ воздуха. Известно, что в воздухе по объему сумма кислорода и углекислого газа составляет 21%, а остальное азот (причем С02 только сотые, реже десятые доли процента). Если такие результаты будут получены при анализе лабораторного воздуха, то прибор пригоден для дальнейшей работы.

А н а л и з в о з д у х а . Повернув крап 1 на 180°, сообщают прибор с атмосферой, медленно опускают склян­ ку 11 и забирают воздух в бюретку. Устанавливают уровни воды в бюретке и склянке на одной высоте, а нижний ме­ ниск на цифре 0 и быстро закрывают кран 1 (поворачивая на 180°); в таком положении в бюретке будет 100 мл воз­ духа.

Взятую пробу воздуха медленно переводят в поглоти­ тельный сосуд 6 с щелочью и обратно в бюретку, делают та­ кие перекачивания 5—6 раз, доводят раствор щелочи до метки, закрывают кран 3 и смотрят, изменился ли объем в бюретке (максимально уровень воды может измениться на 0,1—0,2%). Проверив содержание С02, приступают к поглощению кислорода. Открывают кран 3 па втором со­ суде 5 и перекачивают воздух в этот поглотитель и обрат­ но. Кислорода в воздухе много, поэтому на полное погло­ щение потребуется 4—5 мин. После поглощения раствор пирогаллола доводят до метки, закрывают кран и обяза­ тельно устанавливают уровни воды в бюретке и склянке.

57


Количество поглощенного кислорода отсчитывают по делениям на бюретке. Записав показания, делают кон­ трольное перекачивание. При правильной работе прибора и хорошем растворе уровень воды в бюретке должен под­ няться на 21 деление, что соответствует 21%.

Если кислород поглощается очень медленно или его поглотилось меньше 21 %, то раствор пирогаллола нужно заменить, а если больше 21%, то исследуемый воздух где-то сообщается с атмосферой; нужно найти неисправ­ ность и устранить ее.

Окиси углерода в воздухе нет, поэтому достаточно сде­ лать 2—3 перекачки воздуха через сосуд 4, уровень воды в бюретке изменяться не должен. Проверив правильность работы прибора, приступают к исследованию продуктов сгорания топлива.

А н а л и з п р о д у к т о в с г о р а н и я . Незави­ симо от вида топлива и типа установки, где оно сжигается, продуктами полного сгорания будут углекислый газ, пары воды и окислы серы, а при неполном сгорании — угарный газ и др.

Для сжигания целесообразно использовать небольшие одноцилиндровые бензиновые или дизельные двигатели, так как в этом случае продукты сгорания можно отбирать при различных режимах работы двигателя и следить за изменением коэффициента избытка воздуха а. Если нет двигателя, можно использовать примус от калориметриче­ ской установки. Продукты сгорания вначале собирают в газометры, газовые бюретки, аспираторы или другие емко­ сти, и уже из них газ поступает на анализ. Установка для исследования продуктов сгорания показана на рисун­ ке 17.

Заведя двигатель 4 и установив заданный режим, при­ ступают к отбору пробы газа. Из выхлопной трубы двига­ теля газ по шлангу 3 поступает в аспиратор 1, заполнен­ ный насыщенным раствором поваренной соли. Первая бу­ тыль аспиратора заполняется продуктами сгорания топли­ ва, а раствор соли вытесняется ими во вторую бутыль. Аспи­ ратор с помощью трехходового крана и толстостенных ка­ учуковых трубок соединяется с газоанализатором. Прежде чем приступить к анализу, нужно промыть установку, т. е. все вредные пространства — каучуковые и стеклянные трубки — заполнить исследуемым газом. Для этого не­ сколько раз забирают в бюретку газ из аспиратора и через кран 2 выпускают его в окружающую атмосферу. Подго-

58


ограниченным уровнем, установившимся после поглоще­ ния СО, и суммарным объемом С02 и 0 2.

Содержание азота (N2) % в продуктах сгорания под­ считывают по разности:

N2 = 100 —(С02 + 0 2 + СО).

Выполнив анализ, подсчитывают коэффициент избыт­ ка воздуха по одной из следующих формул:

1

(22)

3,67 (0 2 — 0,5СО) ’

 

21

 

(22,а)

21 — 2 i. 79 ’

N2

где 0 2, СО, N2 — содержание кислорода, окиси углерода и азота в продуктах сгорания, %.

Если в продуктах сгорания содержится СО, то поль­ зуются формулой (22), а если окиси углерода нет, то фор­ мулой (22,а).

§ 7. Теплота сгорания горючей смеси

Горючая смесь в двигателях внутреннего сгорания со­ стоит из смеси топлива с воздухом. Количество тепла, выделяемое 1 кг горючей смеси, зависит от теплоты сгора­ ния топлива и объема воздуха (физическое тепло, вносимое с воздухом, не учитывается). Чем больше тепла выделяет­ ся при сгорании топлива, тем меньше его расходуется на единицу работы, следовательно, объем топливных баков при выполнении одного и того же объема работ может быть снижен; реже придется заправлять машины и т. д.

Не любая смесь паров топлива с воздухом может вос­ пламеняться и сгорать в двигателе. Различают высший и низший пределы воспламеняемости топливовоздушных сме­ сей. Высший предел воспламеняемости будет при таком содержании топлива в воздухе, когда дальнейшее обога­ щение смеси топливом делает ее невоспламеняемой. Низ­ ший предел воспламеняемости будет при недостатке топли­ ва в воздухе, если дальнейшее обеднение смеси делает ее невоспламеняемой. Например, высший предел воспламе­ няемости бензинов будет при а —0,45—0,5, а низший —

60

при 06-^1,35 1,4. При возрастании температуры и дав­

ления пределы воспламеняемости несколько увеличива­ ются.

В таблице 3 приведены пределы воспламеняемости не­

которых видов горючих веществ в воздухе при нормаль­ ном давлении.

 

Т а б л и ц а 3

Пределы воспламеняемости при кон­

центрации топлива в воздухе, % по

Горючий материал

объему

 

нижний

верхний

Бензин

1,7

5,4

Керосин

2,4

6,0

Бензол

1,4

5,7

Метиловый спирт

5,5

21,0

Этиловый спирт

4,0

13,7

Окись углерода

16,4

75,1

Водород

9,4

66,5

Как видно из данных таблицы 3, высокие пределы вос­

пламеняемости

имеют горючие газы — окись

углерода,

водород. Пределы воспламеняемости бензинов, керосинов, реактивных и дизельных топлив между собой отличаются незначительно, разница между верхним и нижним преде­ лом воспламеняемости здесь невелика, топлива горят и взрывоопасны лишь при невысоких концентрациях паров горючего в воздухе. Из жидких топлив, используемых в сельском хозяйстве, наиболее легко воспламеняются и взрываются бензины.

Работа двигателей на смесях, близких к пределам вос­ пламеняемости, экономически невыгодна. Стремятся орга­ низовать процесс так, чтобы происходило полное сгорание топлива с возможно меньшим коэффициентом избытка. В отдельных случаях, когда нужно кратковременно развить максимальную мощность, прибегают к обогащению смеси топливом. В зависимости от соотношения топлива и воз­ духа различают следующие виды горючей смеси. Нормаль­ ная смесь — происходит полное сгорание топлива с рас­ четным теоретически необходимым количеством воздуха (а = 1); обедненная или бедная смесь — воздуха в ней больше, чем требуется по расчету (а>1); обогащенная или богатая смесь — воздуха меньше, чем требуется по расче­

61


ту (а<1). В карбюраторных двигателях сгорание происхо­ дит при небольшом избытке воздуха сс ^ 1,05—1,15, в от­ дельные периоды прибегают к переобогащению а= 0,90— 0,95. В дизельных двигателях коэффициент избытка боль­ ше, у быстроходных а = 1,2—1,4, а у тихоходных а = 1,5— 1,7.

В двигателях внутреннего сгорания обычно сгорает обедненная горючая смесь, теплоту сгорания которой в кДж/кг или ккал/кг можно подсчитать по формуле:

<?гор. смеси =

i +

^ TBeop,

(2 3 )

где(?низ — низшая теплота

сгорания топлива,

кДж/кг

(ккал/кг);

 

 

 

а — коэффициент избытка

воздуха;

 

^теор — расчетное количество воздуха, необходимого для сжигания 1 кг топлива, кг.

По формуле (23) подсчитывают теплоту сгорания горю­ чей смеси, той, которая поступает или образуется в камере сгорания двигателя. Горючая смесь, смешавшаяся с оста­ точными газами (от предыдущего цикла), называется ра­ бочей смесью.

Если нужно определить <?раб. смеси» то вносят поправку на коэффициент остаточных газов. Для практических рас­ четов эти понятия отождествляют. Чем меньше коэффи­ циент избытка воздуха для одного и того же топлива, тем

выше

значение

<?гор. смеси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

 

 

 

Теплота сгорания

 

 

 

Топливо

топлива

горючей смеси

 

Расчетное

 

 

 

 

 

во возду­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ккал/кг

кДж/кг

ккал/кг кДж/кг

ха, кг/кг

 

 

 

Авиабензин

10 600

44 380

666

2788

 

14,9

Автобензин

10 500

43 961

664

2780

 

14)8

Керосин (трактор­

10 250

42 915

661

2767

 

14,5

ный)

 

 

 

 

 

 

 

Дизельное топливо

10 200

42 705

662

2771

 

14,4

Спирт

этиловый

6 200

25 958

660

2763

 

8,4

(96%)

 

 

 

 

 

 

Бензол

 

9 400

39 356

662

2771

 

13,2

62