Файл: Итинская, Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
Опыт состоит из двух периодов: подготовительного и основного. В подготовительный период устанавливают температуру горячей воды такой, чтобы поправка на ра диацию (теплообмен между прибором и окружающим воз духом) была близка к нулю, а это будет, если комнатная температура равна среднеарифметической между темпера турами холодной и горячей воды, т. е.
J |
^ХОЛ-1~^гор |
* |
^воз — |
2 |
Определив температуру воздуха и холодной воды, под считывают желаемую температуру горячей воды, а затем разжигают примус, подвешивают его па весы и с помощью крана 3 устанавливают желаемую температуру.
Установив температуру (+1)0—1,5°) и убедившись, что начал капать конденсат, приступают к основному опы ту. С помощью разновесов уравновешивают примус и в тот момент, когда стрелка находится на нулевом делении, начинают опыт. Поворачивают трубку 8 и собирают воду, через минуту отмечают температуру холодной, горячей воды и отходящих газов. В цилиндр 11 собирают конден сат. Обычно сжигают 10 г топлива. Измерив количество воды, конденсата и подсчитав средние значения темпера тур, определяют теплоту сгорания. Для этого сначала под считывают поправку на отклонение температуры отходя щих газов от температуры воздуха:
ф = 0,0012 ( С газ—*вов), |
(12) |
где £от.газ — средняя температура отходящих газов, град; £В03 — температура окружающего воздуха, град.
Тогда теплота сгорания (ккал/кг) будет равна:
|
|
Q ™ = |
■>(1 + ф), |
(13) |
|
где |
А — |
масса воды, собранной за опыт, кг; |
|
||
|
£гор — |
средняя температура горячей воды, |
град; |
||
|
•ср |
средняя температура холодной воды, |
град; |
||
|
£хол — |
||||
|
а — масса |
сожженного |
топлива, кг. |
|
|
|
|
<?низ = <2выс —600д |
ккал/кг, |
(14) |
|
где |
600 — теплота |
парообразования, ккал/кг. |
|
||
|
Подсчитав величины QBUCи (?низ в ккал/кг, пересчиты |
||||
вают их значения в кДж/кг. |
|
|
48
Общий вид калориметрической установки показан на рисунке 15. Заправленную кислородом бомбу осторожно опускают в ведро с водой, находящееся внутри калоримет ра 1. Затем в воду опускают мешалку 6, к электродам при соединяют провода, закрывают калориметр крышками и устанавливают термометр 4. Термометр специальный, с помощью которого измеряется относительное повышение температуры воды за период опыта. Вся шкала разбита на 5° с ценой деления 0,01°; с помощью лупы 3 отсчет темпе ратуры ведут до 0,001°.
Собрав прибор, включают моторчик мешалки, в тече ние пяти минут перемешивают воду, устанавливая реоста том скорость подъема мешалки 40—45 в минуту. После подготовительных работ приступают к проведению опыта, который делится на три периода: начальный, главный и конечный. Начальный и конечный периоды служат для определения поправки на радиацию (теплообмен между водой и окружающей средой), а в главном происходит сжигание топлива.
В начальный период через каждую минуту (5 раз) за писывают температуру с точностью до 0,001° (с помощью короткофокусной лупы 3, перемещаемой по штати ву 2).
С пятым отсчетом сжигают запальную проволочку, для этого на щите 8 включают кнопку. От искры загорается топливо, а тепло через стенки бомбы передается воде. Часть тепла расходуется на нагревание бомбы, оно учи тывается водяным (тепловым) эквивалентом В (определяет ся заранее). Отсчеты температур ведут через 0,5 мин. Вначале (2—3 отсчета) происходит быстрый подъем темпе ратуры (отсчет ведут без лупы), затем он замедляется, и температуру отсчитывают с помощью лупы. Главный пе риод продолжают до тех пор, пока 2—3 отсчета не будут одинаковыми, или до первого падения температуры. Затем записывают пять значений температур через 1 мин (ко нечный период) и опыт заканчивают.
Проделав опыт, выключают мешалку, снимают термо метр, отсоединяют провода. Ведро, бомбу, мешалку и другие металлические части калориметра тщательно выти рают. На электроде 2 открывают вентиль, выпускают про дукты сгорания топлива и избыточный кислород. Отвин чивают кольцо и снимают крышку бомбы. Если опыт про веден правильно, то топливо сгорает полностью, в тигле нет налетов. Внутренняя сторона крышки бомбы после
51
опыта покрыта каплями воды, образующейся при сгорании
водорода топлива.
На дне бомбы вместо воды будут находиться растворы кислот (серная, азотная). Если необходимо, то проводят анализ кислот и определяют содержание серы и азота в топливе, о чем будет сказано ниже. Содержимое бомбы выливают, тщательно промывают электроды и бомбу дис тиллированной водой, насухо вытирают и приступают к расчету.
Поправку на радиацию, град, определяют по формуле;
At = nV + |
(m -f 2г), |
(15) |
|
где п — общее число интервалов температур |
главного |
||
периода, |
полминуты; |
|
|
V — среднее |
изменение |
температуры в начальный |
|
период за минуту, град; |
|
||
Fx — среднее изменение температуры в конечном пе- |
|||
периоде |
за минуту, |
град; |
|
т— число интервалов отсчета температур главного периода с быстрым подъемом (более 0,3° в пол минуты) ;
г— число интервалов отсчета температур главного периода с медленным подъемом в полминуты
(г—п —то).
Сжигая топливо в калориметрической бомбе, опреде ляют высшую теплоту сгорания, так как вода от сгорания топлива находится в капельножидком состоянии.
Теплоту сгорания, кал/г, подсчитывают по формуле;
/-,60м ( А + В) ( Т - ~ t |
х АН—16006 |
> |
/ а &\ |
увью— ~~ |
~ |
v.10; |
где А — общее количество воды (в ведре и бомбе), г;
В— водяной эквивалент — условная величина, по казывающая количество воды, которое по своей теплоемкости равноценно теплоемкости бомбы,
Т |
мешалки и др., г; |
|
— конечная температура главного периода, град; |
||
t |
~ температура |
воды к моменту включения тока, |
At |
град; |
радиацию, град; |
— поправка на |
1600 — количество тепла, получаемое при сжигании в атмосфере кислорода 1 г железной проволочки, кал;
b — масса железной проволочки, г;
а— масса сожженого топлива, г.
Вформуле не учитываются потери тепла на образова ние кислот. Если известно содержание водорода и влаги в топливе, то Qm3, кал/г, или ккал/кг, подсчитывают по
формуле:
в |
= $ ы с -6 (9 Н + В0, |
(17) |
где Н — содержание водорода в топливе, |
%; |
|
W — содержание |
воды в топливе, %. |
|
Полученные величины (<?выс, <?низ) пересчитывают на кДж/кг.
§ 5. Определение количества воздуха, необходимого для горения
Горение — быстро протекающая реакция, которая со провождается выделением тепла и излучением света; наи более часто это окислительный процесс соединения топли ва с кислородом воздуха. Для возникновения реакции горения нужно, чтобы топливо и кислород (или воздух) были нагреты до температуры самовоспламенения топли ва, которая зависит от его химического состава и физиче ских свойств, концентрации кислорода, способов смесе образования, температуры окружающей среды и многого другого.
Процесс горения очень сложен и, несмотря на широкое распространение, еще недостаточно изучен. Большую роль в организации процесса горения играет количество пода ваемого воздуха. Если воздуха подается меньше, чем тре буется по расчету для данного состава топлива, то будут образовываться продукты неполного горения, снижаться температура и скорость горения, образовываться копоть и сажа, заметно уменьшаться количество тепла. Значитель ное увеличение количества подаваемого воздуха также не выгодно: основную массу воздуха по объему (79%) зани мает азот, оставшиеся свободными кислород и большое количество инертного азота забирают часть тепла, выде ляемого топливом (иногда значительную), что также сни жает скорость и температуру горения, вызывает перерас ход топлива. Организовывать процесс горения нужно так, чтобы обеспечить полное горение с возможно меньшим избытком воздуха.
53
Расчетное, теоретически необходимое количество воз духа для сгорания зависит от состава топлива. Чем больше в топливе горючих элементов, и особенно водорода, тем больше требуется воздуха для сжигания единицы массы топлива. Для вывода формулы примем, что имеем 1 кг сухого топлива, состоящего из С г углерода, Н г водорода, S г серы, N г азота, О г кислорода и А г золы. Горючими элементами, требующими для своего сгорания кислород, являются С, II и S. Напишем реакции горения и из соотно шения атомных масс определим количество кислорода, необходимого для полного сгорания того или иного эле мента :
С+ Оа-* С 0 2; 2Н2 + 0 |
2 —►2IIaO; S + 0 ,- + S 0 2; |
||
12-(-32—>44; |
4 + 32 |
—^36; |
32 + 32 —. 64; |
иначе, для сгорания 12 частей углерода требуется 32 части
32
кислорода, а на одну часть ^ = 2,67 части кислорода.
Аналогично для полного сгорания одной части водорода требуется 8 частей кислорода, а для одной части серы — одна часть кислорода.
Кислород, содержащийся в топливе, при сгорании вступит в реакцию в первую очередь, поэтому извне кис лорода потребуется меньше. Общее количество кислорода,
необходимого для |
сгорания 1 кг |
топлива, определится |
сложением количеств кислорода |
для сгорания отдель |
|
ных элементов, т. |
е. |
|
Отеор = 2,670+ 8H + S—О.
Если состав топлива взят в процентах, то найденное выражение примет вид, кг/кг:
n + 6 7 C + 8 H + S—О
Utoop =------------ |
10 0 |
Обычно при сгорании используют не чистый кислород, а воздух. В воздухе по весу содержится 23,2 части кисло рода, остальное азот. Тогда количество воздуха (Атеор), кг, теоретически необходимого для сжигания 1 кг топлива, будет равно:
т |
_ |
(2,67C + 8 H + S —0)100 |
|
2,67C + 8H + S—О |
|
Ь т е о р - |
i O O + 2 |
= |
----------- 2 + ------------ |
• <19) |
По формуле (19) можно подсчитать расчетное количе ство воздуха в кг, необходимого для полного сгорания
54