Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь, у печи, почти около каждого рабочего мастера-стекло­ дува, стоит егце «кукушка». Это газовая горелка, огражденная со всех сторон кирпичами и листами металла, так что получается железный домик, в котором и сидит «кукушка». Когда выдувается и формуется стекло с налепами, раскатывается край изделия или создается стеклян­ ная скульптура, бывает необходимо разогреть еще раз все изделие или какую-то его деталь. Только горячее стекло «живет» — легко меняет

форму, припаивается к другому стеклу.

Это и делают в «кукушке».

От печи по транспортерам изделия,

еще не успевшие остыть, на­

правляются в отжиг, к лерам. Если выдутому из раскаленного стекла изделию дать спокойно остыть до комнатной температуры, то оно бу­ дет чрезвычайно хрупким. Большей частью оно лопается от возникших в толще стекла внутренних напряжений во время остывания. Чтобы этого не произошло, стекло «отжигают», то есть снижают температуру раскаленного стекла очень медленно и постепенно. Раньше это произ­ водилось в специальных печах — «опечках», где в горячий песок уста­ навливались изделия. Теперь применяют леры. Это особой конструк­ ции туннельные печи. В середине по всей длине «туннеля» медленно движется беспрерывная металлическая сетка, а по бокам расположены газовые горелки. Их количество и интенсивность горения постепенно снижаются. Находясь несколько часов в лере, изделие остывает до та­ кой степени, что его уже можно брать в руки.

Но режим леров рассчитан на отжиг изделий небольшого и сред­ него размера, то есть массовой продукции завода. Для отжига так на­ зываемой «крупнины» — экспериментальных изделий, новых работ ху­ дожников, выставочных образцов — имеется электроопечек. Недавно начальник электроцеха Семен Финогенович Кузьмин усовершенство­ вал этот опечек, работающий теперь по принципу программного управления.

От леров вещи транспортируются в сортировку и в отрезку. Ведь из формы выходит обычно только своего рода заготовка будущего бокала или вазы. Верх изделия, который был припаян к стеклодувной трубке и через который происходило само выдувание, выглядит как некий пузырь над вещью и называется «колпачок». В отрезке кол­ пачки срезают, и они идут на переплав, а бокал теперь уже выглядит

бокалом: его верх, или

«пойло», раскрыто, внизу приделана ножка,

а к ножке — основание,

называемое «денежка». Н о бокал пока не свер­

кает, ножка его толстая, обрезанный край нельзя поднести к губам — он еще острый.

Отрезка долгое время велась проволокой: изделие обматывали на нужной высоте куском проволоки, подключали ток, проволока накаля­ лась, и на стекле от резкого перепада температур образовывалась коль­ цевая трещина. Это занимало много времени, и нередко получался брак. Теперь отрезку производят огнем. По кругу делается насечка

9 1


алмазом, а затем на вращающееся изделие по высоте насечки направ­ ляется тонкое и острое пламя газовой горелки, — колпачок откалы­ вается ровно и быстро. У тонкостенных изделий еще производится обработка края, чтобы он не был острым.

Многие крупные изделия

после отрезки колпачков отправляются

в обработку на шайбе. Здесь

работают коммунисты Г. 3. Гулый и

В. С. Иванов. Оба они — отличные производственники, ударники ком­ мунистического труда. Под их руководством осваивает профессию шлифовки изделий молодежь, готовящаяся сменить у станков ветеранов труда завода.

На шайбах шлифуют широкую грань. Если из формы благодаря ее вращению выходит толстостенная круглая ваза, то здесь она стано­ вится шестигранной или восьмигранной — в зависимости от замысла художника. Шайбы — это большие горизонтальные вращающиеся круги. На них кладут изделие и прижимают его специальным устрой­ ством. Первая шайба — чугунная — шлифует основную грань. На сле­ дующей шайбе изделие «дистируют», у него образуется более гладкая поверхность. Наконец, третья шайба — деревянная или войлочная. Она полирует изделие. Войлок смачивают особым полирующим составом с окисью церия, а дерево — мелкой пемзой с водой.

* * *

По плану реконструкции одним из первых вступил в строй корпус, где расположены вспомогательные цехи — столярный, механический, электроцех. Раньше все они размещались в разных концах завода, и это создавало неудобства в работе. Сейчас все службы главного механика сосредоточены в одном здании. Это — один из первых объ­ ектов реконструкции, сданный в эксплуатацию в 1965 году. Самый большой цех здесь — ремонтно-механический. Почти двадцать лет руководит им коммунист Иван Федорович Федоров. Казалось бы, не главный цех на стекольном заводе — механический, но от его работы зависит очень многое на основном производстве — в стекольном и шли­ фовальном цехах.

Иван Федорович умелый руководитель, знающий специалист. Во­ время он поддержит новое начинание, изобретение, рационализацию. На его собственном счету множество рационализаторских предложе­ ний, — только за последние несколько лет их внедрено восемь, что дало экономию шесть тысяч рублей.

В механическом цехе станки расставлены достаточно свободно, удобно, под углом к свету, покрашены в зеленый цвет, причем не оди­ наковый на каждом станке. Было замечено, что если все серые станки перекрасить в один и тот же зеленый, то этим не избежать однообра­ зия. Действительно, в природе, которая в этом случае взята за образец,

92


нет одинакового и однотонного зеленого цвета: рядом с нежным изу­ мрудом берез соседствует темная, бархатистая зелень елей и сосен.

В новом здании расположилась и котельная. Почти бесшумно рабо­ тают компрессоры. Внутри здания — сложная система труб. Все управ­ ление осуществляется с пульта. Завод потребляет очень много воды, причем теплой и горячей, — ведь к каждой форме у печи, к каждому алмазному станку, к каждой шайбе подведена вода, которая все время обмывает изделие во время обработки. В стекольном производстве вода часто является как бы смазкой, вместе с тем ее поток уносит с со­ бой крупинки срезанного алмазным кругом хрусталя, частицы пемзы, песка, абразивных материалов. В воде промываются изделия и после химической полировки. С использованной водой уходит и какое-то количество ядовитых кислот. Вода, смачивающая круги гранильных и шлифовальных станков, частично гасит и шум от резания стекла.

В последние годы заметно расширилась служба КИП . Это служба контрольно-измерительных приборов. Раньше, когда варили хрусталь, температуру определяли «на глазок» благодаря десятилетиями выра­ батывавшейся у мастеров особой интуиции. Теперь на каждом шагу внедряются точные приборы, облегчающие работу, позволяющие по­ строить непрерывные процессы без участия человека. Механизация и автоматизация все шире внедряется в производство стекла v хрусталя, а вместе с тем усложняется и служба КИП.

Здесь работает мастером недавно демобилизовавшийся из Советской Армии Виктор Алексеев — секретарь комитета ВЛКСМ завода. На многих участках и в цехах в основном трудится молодежь. Почти цели­ ком молодежный цех обработки. Комсомольцы вместе с профсоюзной организацией провели несколько конкурсов профессионально-техниче­ ского мастерства, а также активно участвуют в соревновании на звание «лучший по профессии». Победителями этих конкурсов стали комсо­ мольцы Ю рий Кромин — алмазчик, секретарь цехового бюро ВЛКСМ, Михаил Горсков — выдувальщик, член комитета комсомола завода.

Комсомольцы — активные общественники. Ася Калинина и Ю рий Кромин, например, отвечают за шефскую работу в школе № 527. Они проводят пионерские слеты, туристские вылазки и, конечно, зна­ комят ребят с заводом, показывают им великолепные изделия из стекла, собранные в заводском музее.

Многие учатся в вечерних школах, техникумах и вузах. Секретарь комитета ВЛКСМ Виктор Алексеев занимается на вечернем отделении Ленинградского института точной механики и оптики. И закономерно, что вслед за такими рационализаторами, как Ф. С. Родин, С, Ф. Кузь­ мин, И. Ф. Федоров, А. М. Стрельцов — представителями старшего по­ коления, теперь выступает молодежь, научно и теоретически подго­ товленная, владеющая современной техникой.

94


Цех обработки — это почти половина завода. Именно здесь стеклу придается его художественная законченность. За общим названием «об­ работка» скрываются самые разнообразные приемы — алмазное гране­ ние, гравировка, пескоструйная обработка и еще многое другое.

В цехе в основном работает молодежь. Но есть немало и ветеранов, лучших мастеров завода, удостоенных правительственных наград. П о­ этому сильнее всего преемственность поколений, преемственность тра­ диций завода ощущается именно в этом цехе.

Общая площадь цеха — более пяти тысяч квадратных метров. Между ним и административным корпусом сооружен пешеходный переход, что облегчает рабочим сообщение со всеми административными служ­ бами завода.

Двухэтажный корпус нового цеха — один из лучших производствен­ ных объектов завода. Здесь много света и воздуха.

Завод обратился в училище имени В. И. Мухиной с предложением взять для дипломного проектирования разработку витража — перего­ родки для нового цеха. Витраж был спроектирован в виде огромного цветущего дерева с яркими золотисто-желтыми листьями и круглыми, искрящимися серебристыми цветами на ветках. Когда проект витража обсуждался на заводе, возникло предложение использовать его как своеобразную «Доску почета» мастеров-алмазчиков, поручив лучшим из них выполнить хрустальные блюда, изображающие цветы огромного дерева. М астера с большой ответственностью отнеслись к этой работе. В результате этого творческого соревнования в композицию витража оказались включенными работы мастеров Р. П. Антоненко, А. П. Бо­ рисова, В. Б. Еремина, В. И. Ковалева, М. Н. Кондратьевой, М. Г. Кон­ дратьева, А. П. Коршунова, Г. Н. Неустроева, В. И. Тумского.

Витраж весь сверкает, он словно гимн хрусталю. Произведение монументально-декоративного искусства органически вошло в архитек­ туру помещения.

Четкими рядами стоят станки. Это САГи — новейшие отечествен­ ные машины. Основная работающая часть такого станка — враща­ ющийся абразивный круг. Каждый круг имеет по-разному заточен­ ный край, или жало. Касаясь жалом поверхности хрусталя, на нем по­ лучают клиновидную бороздку определенной глубины и наклона гра­ ней. В этих бороздках алмазной грани и отражается свет, придавая изделию вид сверкающей драгоценности.

Постоянно совершенствуется абразивный инструмент. С конца 1960-х годов над этой проблемой работала инженер-технолог лабора­ тории Людмила Александровна Рубан. Она прошла нелегкий путь от рядового гравера до инженера, окончив без отрыва от производ­ ства Ленинградский технологический институт имени Ленсовета.

В цехе внедрены для обработки хрусталя круги, в состав которых входит синтетический алмаз. Изучение возможности применения

95


алмазного инструмента для нанесения резьбы на изделия из хрусталя началось еще в 1963 году. Было выяснено, что алмазные круги не только пригодны для обработки хрусталя, но и имеют ряд преимуществ по сравнению с абразивным инструментом — улучшается качество грани, точно выдерживается угол гранения, уменьшается количество силикатной пыли, значительно более длитель­ ным становится срок работы круга, уменьшаются затраты времени на его заточку. Гранение хрусталя на заводе стало теперь действительно «алмазным», не только образно говоря, но и по существу, так как осу­ ществляется оно алмазным инструментом.

В цехе обработки производится и гравировка изделий. Принцип ее тот же — изображение наносится быстро вращающимся кругом, мед­ ным или абразивным, небольшого диаметра. Гравировка по хрусталю требует большого внимания и незаурядных творческих способностей. Недаром обучали гравировке многих рабочих завода не только мастер Петр Порохов, но и художницы Л. О. Ю рген и X. М. Пыльд, превос­ ходно владеющие этим искусством. Лучший гравер завода — ученик Г1. А. Порохова Анатолий Николаевич Соловьев. За высокое мастер­ ство художественный совет Главстекла М инистерства промышленности строительных материалов РСФСР присвоил ему звание «мастер-худож­ ник», а Президиум Верховного Совета СССР наградил орденом «Знак Почета».

В цехе обработки началась трудовая биография Сергея Павловича Кожевникова. В 1952 году семнадцатилетним юношей пришел он сюда после окончания художественного ремесленного училища. Это было не первое его знакомство с заводом. Еще раньше, учась в ремесленном училище, он проходил здесь практику и приобрел специальность алмазчика по обработке стекла. Здесь же впервые он увидел работу замеча­ тельного гравера Петра Порохова и понял, что может сделать человек, обладая таким мастерством, как Петр Александрович.

Сергей становится учеником Порохова и с его помощью осваивает интересную и трудную профессию гравера.

Активно участвует Сергей Кожевников и в жизни комсомольской организации завода.

В 1966 году Сергей Кожевников вступает в партию. Вскоре коллек­ тив избирает его председателем заводского комитета профсоюза. На этом посту проявились незаурядные организаторские способности молодого коммуниста, умеющего сплотить коллектив и нацелить его на решение ответственных производственных заданий.

Несмотря на большую общественную работу, которую проводит Сергей Кожевников, он продолжает свое образование на технологиче­ ском отделении индустриального техникума. Его дипломная работа была посвящена вопросам реконструкции завода и изучению эконо­ мической и производственной деятельности предприятия.

96