Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Здесь, у печи, почти около каждого рабочего мастера-стекло дува, стоит егце «кукушка». Это газовая горелка, огражденная со всех сторон кирпичами и листами металла, так что получается железный домик, в котором и сидит «кукушка». Когда выдувается и формуется стекло с налепами, раскатывается край изделия или создается стеклян ная скульптура, бывает необходимо разогреть еще раз все изделие или какую-то его деталь. Только горячее стекло «живет» — легко меняет
форму, припаивается к другому стеклу. |
Это и делают в «кукушке». |
От печи по транспортерам изделия, |
еще не успевшие остыть, на |
правляются в отжиг, к лерам. Если выдутому из раскаленного стекла изделию дать спокойно остыть до комнатной температуры, то оно бу дет чрезвычайно хрупким. Большей частью оно лопается от возникших в толще стекла внутренних напряжений во время остывания. Чтобы этого не произошло, стекло «отжигают», то есть снижают температуру раскаленного стекла очень медленно и постепенно. Раньше это произ водилось в специальных печах — «опечках», где в горячий песок уста навливались изделия. Теперь применяют леры. Это особой конструк ции туннельные печи. В середине по всей длине «туннеля» медленно движется беспрерывная металлическая сетка, а по бокам расположены газовые горелки. Их количество и интенсивность горения постепенно снижаются. Находясь несколько часов в лере, изделие остывает до та кой степени, что его уже можно брать в руки.
Но режим леров рассчитан на отжиг изделий небольшого и сред него размера, то есть массовой продукции завода. Для отжига так на зываемой «крупнины» — экспериментальных изделий, новых работ ху дожников, выставочных образцов — имеется электроопечек. Недавно начальник электроцеха Семен Финогенович Кузьмин усовершенство вал этот опечек, работающий теперь по принципу программного управления.
От леров вещи транспортируются в сортировку и в отрезку. Ведь из формы выходит обычно только своего рода заготовка будущего бокала или вазы. Верх изделия, который был припаян к стеклодувной трубке и через который происходило само выдувание, выглядит как некий пузырь над вещью и называется «колпачок». В отрезке кол пачки срезают, и они идут на переплав, а бокал теперь уже выглядит
бокалом: его верх, или |
«пойло», раскрыто, внизу приделана ножка, |
а к ножке — основание, |
называемое «денежка». Н о бокал пока не свер |
кает, ножка его толстая, обрезанный край нельзя поднести к губам — он еще острый.
Отрезка долгое время велась проволокой: изделие обматывали на нужной высоте куском проволоки, подключали ток, проволока накаля лась, и на стекле от резкого перепада температур образовывалась коль цевая трещина. Это занимало много времени, и нередко получался брак. Теперь отрезку производят огнем. По кругу делается насечка
9 1
алмазом, а затем на вращающееся изделие по высоте насечки направ ляется тонкое и острое пламя газовой горелки, — колпачок откалы вается ровно и быстро. У тонкостенных изделий еще производится обработка края, чтобы он не был острым.
Многие крупные изделия |
после отрезки колпачков отправляются |
в обработку на шайбе. Здесь |
работают коммунисты Г. 3. Гулый и |
В. С. Иванов. Оба они — отличные производственники, ударники ком мунистического труда. Под их руководством осваивает профессию шлифовки изделий молодежь, готовящаяся сменить у станков ветеранов труда завода.
На шайбах шлифуют широкую грань. Если из формы благодаря ее вращению выходит толстостенная круглая ваза, то здесь она стано вится шестигранной или восьмигранной — в зависимости от замысла художника. Шайбы — это большие горизонтальные вращающиеся круги. На них кладут изделие и прижимают его специальным устрой ством. Первая шайба — чугунная — шлифует основную грань. На сле дующей шайбе изделие «дистируют», у него образуется более гладкая поверхность. Наконец, третья шайба — деревянная или войлочная. Она полирует изделие. Войлок смачивают особым полирующим составом с окисью церия, а дерево — мелкой пемзой с водой.
* * *
По плану реконструкции одним из первых вступил в строй корпус, где расположены вспомогательные цехи — столярный, механический, электроцех. Раньше все они размещались в разных концах завода, и это создавало неудобства в работе. Сейчас все службы главного механика сосредоточены в одном здании. Это — один из первых объ ектов реконструкции, сданный в эксплуатацию в 1965 году. Самый большой цех здесь — ремонтно-механический. Почти двадцать лет руководит им коммунист Иван Федорович Федоров. Казалось бы, не главный цех на стекольном заводе — механический, но от его работы зависит очень многое на основном производстве — в стекольном и шли фовальном цехах.
Иван Федорович умелый руководитель, знающий специалист. Во время он поддержит новое начинание, изобретение, рационализацию. На его собственном счету множество рационализаторских предложе ний, — только за последние несколько лет их внедрено восемь, что дало экономию шесть тысяч рублей.
В механическом цехе станки расставлены достаточно свободно, удобно, под углом к свету, покрашены в зеленый цвет, причем не оди наковый на каждом станке. Было замечено, что если все серые станки перекрасить в один и тот же зеленый, то этим не избежать однообра зия. Действительно, в природе, которая в этом случае взята за образец,
92
нет одинакового и однотонного зеленого цвета: рядом с нежным изу мрудом берез соседствует темная, бархатистая зелень елей и сосен.
В новом здании расположилась и котельная. Почти бесшумно рабо тают компрессоры. Внутри здания — сложная система труб. Все управ ление осуществляется с пульта. Завод потребляет очень много воды, причем теплой и горячей, — ведь к каждой форме у печи, к каждому алмазному станку, к каждой шайбе подведена вода, которая все время обмывает изделие во время обработки. В стекольном производстве вода часто является как бы смазкой, вместе с тем ее поток уносит с со бой крупинки срезанного алмазным кругом хрусталя, частицы пемзы, песка, абразивных материалов. В воде промываются изделия и после химической полировки. С использованной водой уходит и какое-то количество ядовитых кислот. Вода, смачивающая круги гранильных и шлифовальных станков, частично гасит и шум от резания стекла.
В последние годы заметно расширилась служба КИП . Это служба контрольно-измерительных приборов. Раньше, когда варили хрусталь, температуру определяли «на глазок» благодаря десятилетиями выра батывавшейся у мастеров особой интуиции. Теперь на каждом шагу внедряются точные приборы, облегчающие работу, позволяющие по строить непрерывные процессы без участия человека. Механизация и автоматизация все шире внедряется в производство стекла v хрусталя, а вместе с тем усложняется и служба КИП.
Здесь работает мастером недавно демобилизовавшийся из Советской Армии Виктор Алексеев — секретарь комитета ВЛКСМ завода. На многих участках и в цехах в основном трудится молодежь. Почти цели ком молодежный цех обработки. Комсомольцы вместе с профсоюзной организацией провели несколько конкурсов профессионально-техниче ского мастерства, а также активно участвуют в соревновании на звание «лучший по профессии». Победителями этих конкурсов стали комсо мольцы Ю рий Кромин — алмазчик, секретарь цехового бюро ВЛКСМ, Михаил Горсков — выдувальщик, член комитета комсомола завода.
Комсомольцы — активные общественники. Ася Калинина и Ю рий Кромин, например, отвечают за шефскую работу в школе № 527. Они проводят пионерские слеты, туристские вылазки и, конечно, зна комят ребят с заводом, показывают им великолепные изделия из стекла, собранные в заводском музее.
Многие учатся в вечерних школах, техникумах и вузах. Секретарь комитета ВЛКСМ Виктор Алексеев занимается на вечернем отделении Ленинградского института точной механики и оптики. И закономерно, что вслед за такими рационализаторами, как Ф. С. Родин, С, Ф. Кузь мин, И. Ф. Федоров, А. М. Стрельцов — представителями старшего по коления, теперь выступает молодежь, научно и теоретически подго товленная, владеющая современной техникой.
94
Цех обработки — это почти половина завода. Именно здесь стеклу придается его художественная законченность. За общим названием «об работка» скрываются самые разнообразные приемы — алмазное гране ние, гравировка, пескоструйная обработка и еще многое другое.
В цехе в основном работает молодежь. Но есть немало и ветеранов, лучших мастеров завода, удостоенных правительственных наград. П о этому сильнее всего преемственность поколений, преемственность тра диций завода ощущается именно в этом цехе.
Общая площадь цеха — более пяти тысяч квадратных метров. Между ним и административным корпусом сооружен пешеходный переход, что облегчает рабочим сообщение со всеми административными служ бами завода.
Двухэтажный корпус нового цеха — один из лучших производствен ных объектов завода. Здесь много света и воздуха.
Завод обратился в училище имени В. И. Мухиной с предложением взять для дипломного проектирования разработку витража — перего родки для нового цеха. Витраж был спроектирован в виде огромного цветущего дерева с яркими золотисто-желтыми листьями и круглыми, искрящимися серебристыми цветами на ветках. Когда проект витража обсуждался на заводе, возникло предложение использовать его как своеобразную «Доску почета» мастеров-алмазчиков, поручив лучшим из них выполнить хрустальные блюда, изображающие цветы огромного дерева. М астера с большой ответственностью отнеслись к этой работе. В результате этого творческого соревнования в композицию витража оказались включенными работы мастеров Р. П. Антоненко, А. П. Бо рисова, В. Б. Еремина, В. И. Ковалева, М. Н. Кондратьевой, М. Г. Кон дратьева, А. П. Коршунова, Г. Н. Неустроева, В. И. Тумского.
Витраж весь сверкает, он словно гимн хрусталю. Произведение монументально-декоративного искусства органически вошло в архитек туру помещения.
Четкими рядами стоят станки. Это САГи — новейшие отечествен ные машины. Основная работающая часть такого станка — враща ющийся абразивный круг. Каждый круг имеет по-разному заточен ный край, или жало. Касаясь жалом поверхности хрусталя, на нем по лучают клиновидную бороздку определенной глубины и наклона гра ней. В этих бороздках алмазной грани и отражается свет, придавая изделию вид сверкающей драгоценности.
Постоянно совершенствуется абразивный инструмент. С конца 1960-х годов над этой проблемой работала инженер-технолог лабора тории Людмила Александровна Рубан. Она прошла нелегкий путь от рядового гравера до инженера, окончив без отрыва от производ ства Ленинградский технологический институт имени Ленсовета.
В цехе внедрены для обработки хрусталя круги, в состав которых входит синтетический алмаз. Изучение возможности применения
95
алмазного инструмента для нанесения резьбы на изделия из хрусталя началось еще в 1963 году. Было выяснено, что алмазные круги не только пригодны для обработки хрусталя, но и имеют ряд преимуществ по сравнению с абразивным инструментом — улучшается качество грани, точно выдерживается угол гранения, уменьшается количество силикатной пыли, значительно более длитель ным становится срок работы круга, уменьшаются затраты времени на его заточку. Гранение хрусталя на заводе стало теперь действительно «алмазным», не только образно говоря, но и по существу, так как осу ществляется оно алмазным инструментом.
В цехе обработки производится и гравировка изделий. Принцип ее тот же — изображение наносится быстро вращающимся кругом, мед ным или абразивным, небольшого диаметра. Гравировка по хрусталю требует большого внимания и незаурядных творческих способностей. Недаром обучали гравировке многих рабочих завода не только мастер Петр Порохов, но и художницы Л. О. Ю рген и X. М. Пыльд, превос ходно владеющие этим искусством. Лучший гравер завода — ученик Г1. А. Порохова Анатолий Николаевич Соловьев. За высокое мастер ство художественный совет Главстекла М инистерства промышленности строительных материалов РСФСР присвоил ему звание «мастер-худож ник», а Президиум Верховного Совета СССР наградил орденом «Знак Почета».
В цехе обработки началась трудовая биография Сергея Павловича Кожевникова. В 1952 году семнадцатилетним юношей пришел он сюда после окончания художественного ремесленного училища. Это было не первое его знакомство с заводом. Еще раньше, учась в ремесленном училище, он проходил здесь практику и приобрел специальность алмазчика по обработке стекла. Здесь же впервые он увидел работу замеча тельного гравера Петра Порохова и понял, что может сделать человек, обладая таким мастерством, как Петр Александрович.
Сергей становится учеником Порохова и с его помощью осваивает интересную и трудную профессию гравера.
Активно участвует Сергей Кожевников и в жизни комсомольской организации завода.
В 1966 году Сергей Кожевников вступает в партию. Вскоре коллек тив избирает его председателем заводского комитета профсоюза. На этом посту проявились незаурядные организаторские способности молодого коммуниста, умеющего сплотить коллектив и нацелить его на решение ответственных производственных заданий.
Несмотря на большую общественную работу, которую проводит Сергей Кожевников, он продолжает свое образование на технологиче ском отделении индустриального техникума. Его дипломная работа была посвящена вопросам реконструкции завода и изучению эконо мической и производственной деятельности предприятия.
96