Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
горшков. Имя его занесено в заводскую Книгу почета. Дважды коллек тив выдвигал его в депутаты районного Совета.
Николай Павлович ведет нас в другой конец гончарного цеха, по казывает многотонную мощную металлическую камеру, выдержива ющую колоссальное давление. Здесь производится гидравлическое прессование. В 1967 году инженеры и конструкторы завода А. А. Кирьенен, А. М. Стрельцов и Г. Н. Орлова ознакомились с этим способом на одном из ленинградских предприятий и, переработав установку, приспособили ее к условиям завода. Производительность по сравнению с пневматическим трамбованием возросла почти в 2,5 раза. Теперь два человека, обслуживающих установку, прессуют шесть, а то и семь двухсотлитровых горшков в смену, то есть рабо
тают |
в 12—14 раз |
производительнее, чем при ручном формовании. |
В |
новом корпусе, |
стены которого возвышаются над улицей П роф ес |
сора Качалова, построены новая ванная печь непрерывного действия для варки хрусталя и шестнадцатигоршковая печь, где можно варить хрусталь разных цветов. Работу бригад на этом участке контролирует сменный мастер коммунист Ю рий Иванович Котов. Он пришел на завод в 1949 году после окончания Гусевского ремесленного училища. Начал работать мастером-отдельщиком, вскоре возглавил бригаду, ко торой одной из первых на заводе было присвоено звание бригады коммунистического труда. Затем Котов окончил вечернюю школу рабочей молодежи и без отрыва от производства — Всесоюзный заоч ный индустриальный техникум по специальности технология сили катов.
Так Ю рий Иванович стал мастером высокой квалификации на одном из основных участков производства.
Печное хозяйство — сложное. При смене горшков каждый раз при ходится разбирать часть печи, и рабочие баграми вытаскивают оттуда еще не остывшие горшки. А печь за эти годы все расширялась. Михаил Александрович Хохряков, ушедший на пенсию в 1967 году после 20-летней работы на заводе, все время совершенствовал конструкцию. В 1950-х годах он увеличил ее вместимость с 8 горшков до 16. Сейчас хрусталь варится в новой большой круглой печи. По окружности ее — небольшие окошки над горшками. Через них стеклодувы просовывают трубку и берут набор стекломассы. Ослепителен красно-оранжевый цвет окошечек. Такого же цвета и расплавленное стекло.
Вот закончилась смена горшков, засыпана шихта. Окошки при крыли задвижками, повысили температуру. Теперь стекло варится. Внимательно следят стекловары по показаниям приборов за режимом огня. А когда стекло сварилось, они уступают место стеклодувам.
85
Самое интересное место на заводе, конечно, там, где можно уви деть, как рождается произведение. Комочек плавящейся в печи стеклян ной массы, тягучей, как мед, поддетый стеклодувом на конец длинной трубки, на глазах приобретает вид знакомой вещи — бокала, например. Ловкие движения рук, точный расчет — сколько накачать воздуха, — и буквально через считанные секунды вы уже видите пойло (так на про фессиональном языке у бокала называется емкость). А вот и ножка, на конец которой берется немного горячей массы, тут же формирую щейся в денежку — круглое основание. Вокал вчерне готов. Теперь им займутся другие: нанесут на гладкие стенки тонкий рисунок, заста вят играть гранями, искриться всеми цветами радуги, как и положено хрусталю.
Перед печью — небольшое возвышение по всему ее периметру. Здесь стоят и особые металлические рамные конструкции с сиденья ми, на них иногда кладут стеклодувы трубки с изделиями, катают по раме, когда нужно чуть остудить или же изменить конфигурацию вы дутого шара или капли под действием центробежной силы. Здесь же лежат их нехитрые приспособления — гтонтий (железный стержень, на который иногда пересаживают изделия, отрезая его от трубки), нож ницы, щипцы.
Обычно с каждым стеклодувом работает на верстаке еще помощ ник. Он перехватывает изделия на понтий, подает инструменты, отно сит готовую вещь для отжига в опечки или леры.
У этой основной печи выдувание происходит в металлические формы. Формы расположены ниже возвышения, окружающего печь, на уровне пола. Раньше мастер, раздув до нужных размеров «баночку», подходил к краю возвышения, помощник раскрывал форму, смачивал ее, мастер вставлял туда горячую сверкающую каплю стекла и начи нал быстро вращать трубку, чтобы изделие не припеклось к форме. Каждое движение было экономно, строго рассчитано и доведено почти до автоматизма.
И в этом деле не обошлось без рационализаторской мысли Федора Степановича Родина. Он приспособил к формам специальный пружин ный механизм с педалью. Подходя к краю «арены», мастер наступает на эту педаль, и форма автоматически раскрывается. Затем Родин подвел к формам трубки с водой. Так получилась форма-«самомочка»: она орошается водой автоматически, как стакан в автомате с газиро ванной водой. Наконец, Родин заставил форму вращаться. Теперь не стеклодуву нужно крутить трубку в форме, а форма автоматически начинает вращаться после того, как мастер снимает ногу с педали и форма захлопнется. Снова давление на педаль — форма остановилась, раскрылась: вынимай готовое изделие. Впоследствии конструкторами завода был создан универсальный формодержатель с гидроприводом, который демонстрировался в 1962 году на ВДНХ.
8 6
Здесь же, у печи, используется сейчас пневматическая стеклодувная трубка — еще одно важное изобретение, созданное Ф. С. Родиным в содружестве со старейшим мастером-стеклодувом завода, недавно ушедшим на пенсию Борисом Алексеевичем Ереминым.
К концу 1950-х годов все мелкие и средние изделия на заводе выду вались при помощи трубки-самодувки, изобретенной в 1939 году и освоенной еще на зеркальной фабрике. Однако крупные изделия этой трубкой выдуть невозможно, и их выдували по старинке — ртом и воз духом из легких.
Много лет не давала покоя Федору Степановичу мысль о том, как облегчить условия работы стеклодувов. Он внимательно изучил все, что было сделано до него, — трубку-самодувку и трубку инженера Л. А. Волкова, где давление воздуха регулировалось довольно сложной системой клапанов. Вместе с опытнейшим мастером-выдувальщиком Б. А. Ереминым Федор Степанович детально проанализировал все опе рации, выполняемые рабочими при выдувании, а также особенности «поведения» горячего стекла. Успех пришел лишь в конце 1950-х годов. Сконструированный прибор освобождал мастера от самого напряжен ного и тяжелого в работе выдувальщика процесса — дутья. Это была следующая после изобретения трубки-самодувки крупная победа в стеклоделии. .
Стеклодувный прибор Родина и Еремина демонстрировался в I960 го ду на ВДНХ, его авторы были награждены медалями выставки. В дальнейшем конструкторы завода внесли в прибор ряд усовершен ствований, особенно в устройство для подачи сжатого воздуха. Чер тежи усовершенствованного стеклодувного прибора были разосланы на многие отечественные стеклозаводы и предприятия социалистиче ских стран.
Печь излучает жар, и работать на верстаке нелегко. Поэтому около печи — металлические серебристые экранирующие щиты, и к каждому рабочему месту подведена вентиляция. Здесь же, в стекольном цехе, установлены пневматические прессы. Выпуск прессованных изделий к концу пятилетки достигнет миллиона штук в год.
Резкий рост выпуска прессованной посуды — наиболее технологич ной и экономичной — станет возможным благодаря использованию стальных пресс-форм вместо чугунных. Еще нигде в стране не приме нялись стальные формы, изготовленные методом точного литья по вы плавляемым моделям и обработанные алмазными пастами. Эти формы, как показали эксперименты, дают точный и красивый рисунок декора на изделии, не нуждающийся в дополнительной обработке. Н есо мненно, что прессование хрусталя в стальных формах получит в даль нейшем распространение и на других заводах.
87
В 1950—1951 годах Николай Андреевич был в Ленинграде на курсах профсоюзных работников. Тогда он и увидел впервые наш прекрасный город. Побывал на заводе художественного стекла. Вернувшись на «Красный гигант», Гущарев одним из первых откликнулся на призыв помочь Ленинградскому заводу, и вскоре Николай Андреевич уже воз главил бригаду стеклодувов на ЛЗХС.
Обладая природными педагогическими способностями, Гущарев сразу же начал учить молодежь и подготовил уже более двадцати стеклодувов. А вся его бригада сегодня — это его ученики. Более пят надцати лет работают с ним мастера его «первого выпуска» — Виктор Новиков, Ю рий Яковлев, Алексей Хоботов. А вместе с ними и те, кто лишь недавно прошел школу Гущарева, — комсомолец Виктор Кристиничев, член завкома Николай Мартемьянов. Работу «грелыцицы» вы полняет Валентина Маркина.
Бригада Гущарева обычно выдувает наиболее ответственные и сложные изделия заводского ассортимента — кувшины, графины, вазы на ножке, изделия с цветными пятнами.
В 1967 году Николай Андреевич ездил в Болгарию для внедрения на одном из стеклозаводов трубки-самодувки. Бригаде Н. А. Гущарева было присвоено звание бригады коммунистического труда имени 50-летия Октября.
Членов этой бригады связывает не только общий труд, но и много летняя дружба.
Так складывается преемственность мастерства: Вертузаев — Гуща рев — Новиков — Кристиничев... Николай Андреевич передал своим ученикам не только высокое мастерство — он привил им добросовест ное отношение к труду, любовь к своему делу и чувство рабочей гор дости.
Вторая печь на заводе стояла в бывшем экспериментальном цехе. В 1950 году в ней было два горшка и несколько тиглей для цветного стекла.■Через семь лет в печи было уже восемь горшков, а затем де сять. С января 1973 года стеклодувы экспериментального цеха рабо тают у новой печи. Руководит ими один из лучших мастеров завода коммунист Виктор Александрович Ефимов, ученик Б. А. Еремина. Вместе с Ефимовым у печи можно увидеть художника Бориса Але ксандровича Смирнова. Он выполняет свои вещи к Всероссийской выставке стекла. Виктор Ефимов выдувает плоскодонную вазу, а Бо рис Александрович делает на ней налепы из горячего стекла, уклады вает их, обрезает. Затем Ефимов покрывает это новым слоем стекла — и потом мы увидим в толще тулова вазы словно застывших на бегу стеклянных человечков.
7 А л м а з н а я г р а н ь |
89 |