Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
делываемы будут, оставляя по одному экземпляру каждой вещи. Тако вое собрание образцов, заслуживающих внимания, показывая посте пенный ход искусства, разнообразие форм и украшений, послужит сверх того полным руководством для мастеров и будет способствовать к облегчению соображений заводского начальства при изобретении новых родов вещей».
Директором завода в середине столетия был коллежский советник Демин. Впоследствии одна из улиц, примыкающая к территории за вода, называлась Деминской, возможно, это название связано с фами лией директора.
В 1850-х годах на заводе вновь ведется крупное строительство и проводится ряд технических преобразований. В июле 1857 года при ступили к устройству трех стеклоплавильных печей. Две из них пред назначались для варки стекла и хрусталя, а третью оставили «в запас», чтобы использовать во время ремонта основных печей. Главный мастер завода внес некоторые усовершенствования в конструкцию печей, и первые же пробные варки показали, что в новых печах стекломасса варится быстрее, получается она лучшего качества, а топлива при этом требуется значительно меньше. Более экономичной оказалась и про тяжная печь для отжига изделий, построенная в это же время по типу печей, действовавших на фабриках Клиши и Баккара во Франции.
Была установлена новая паровая машина в 25 лошадиных сил вместо прежней машины механика Смита, которая требовала огром ного количества дров. Новая машина обслуживала шлифовальную и резную мастерские, мозаичное отделение и скульптурную мастерскую. Она действовала на каменном угле. Наконец, был устроен водопровод от Невы и до шлифовальной мастерской длиной в 110 сажен (около 235 метров), который снабдил мастерскую и машину чистой невской водой вместо гнилой и болотистой воды из Озерков.
Эти нововведения вполне оправдали себя. Исследователь русского стекла В. В. Шмидт, посетивший завод через несколько лет, писал в своем обзоре, что новые печи отличаются «большой прочностью — печь для варки хрусталя действует непрерывно в течение двух лет, маленькая печь для плавки эмалей служит уже четыре года. Горшки из смеси андомской и голландской глины могут иногда простоять без повреждений до 4-х месяцев».
Вместе с тем финансовое положение завода было довольно тяже лым. Продажная цена изделий была непомерно высока, и завод не вы держивал конкуренции с частными предприятиями. Управляющий делами казенных заводов Л. А. Перовский писал: «М ноголетний опыт показал, что фарфоровый и стеклянный заводы не в состоянии содер жать себя собственными средствами, ибо они не могут выносить соперничества частных фабрикантов по причине здешней дорого визны работы и топлива. Между тем сохраняется ошибочное мнение,
19
основанное на неточном предположении, что заводы сии содержатся будто бы своими средствами, тогда как они существуют единственно подношениями к высочайшему двору, изделиями, за которыя Кабинет платит сумму, нужную на покрытие заводских расходов. Очевидно, что при таком порядке не может быть правильной расценки изделий, ибо в расчет принимается не действительная стоимость вещей, а необ ходимость выручить высокими ценами сумму, потребную на уплату мастеровым и за поставленные заводам материалы. От несоразмерно высокой оценки произведения не сбываются в частные руки, и заводы, не имея возможности облегчить сим способом свои обороты, входят в долги. Заведения, которые, как Императорский фарфоровый и стек лянный заводы, производят почти исключительно предметы роскоши, надлежит необходимо поддерживать средствами правительства».
Художественное направление Императорского стеклянного завода во второй четверти и середине XIX века определялось изготовлением декоративных предметов внутреннего убранства — ваз, люстр, канде лябров, фонтанов. В создании крупных монументальных произведений завод занимал ведущее место в мировом художественном стеклоделии, не имея себе конкурентов. В северной столице были изготовлены са мые большие в мире канделябры (высотой в пять аршин) для Эрми тажа. Для подарка персидскому шаху была выполнена хрустальная кровать, окруженная девятью фонтанами в форме ваз. Для другого восточного властелина был сделан огромный сборный хрустальный фонтан. Здесь изготовлялись также большие декоративные вазы из бесцветного и цветного хрусталя.
Но достижения Императорского стеклянного завода в области тех нологии и отдельные творческие удачи не могли изменить картины общего снижения уровня отечественного стеклоделия. В производстве художественного стекла в целом в середине XIX века тяжелое поло жение сложилось из-за ряда обстоятельств, связанных с особенностями развития этой отрасли промышленности. Дело в том, что всю первую половину XIX века русское стеклоделие развивалось под охраной запретительной таможенной политики. Ввоз зеркал был совершенно запрещен, а пошлины на хрусталь и стекло были чрезвычайно высоки и составляли от 250 до 500 процентов стоимости изделий. Огражден ные от конкурентной борьбы с такими первоклассными фирмами, как, например, «Сен-Гобен» или «Баккара», отечественные заводчики не стремились к нововведениям, к улучшению технических и художе ственных качеств стекла.
Кроме того, существовал целый ряд других социально-экономиче ских факторов, которые тормозили развитие русской промышленности вообще и стекольной в частности. В. В. Шмидт называл следующие
20
причины: «...недостаток в путях сообщения при огромных расстояниях, недостаток в деньгах и кредите, неправильное движение нашей тор говли и еще разные другие причины, о которых здесь не место гово рить, но которые довольно известны всему нашему промышленному миру...» Речь шла о крепостном праве, сдерживающем приток свобод ной рабочей силы на заводы и фабрики.
Наряду с экономическими причинами нельзя, конечно, преумень шать влияние стилистического разнобоя и смешения разных стилей и манер, господствовавших в России во второй половине XIX века во всей художественной промышленности и отразившихся также на про изводстве стекла и хрусталя. Об этом ярко говорит описание выставок того времени. Так, например, на Петербургской промышленной вы ставке 1858 года Императорский стеклянный завод был представлен двумя вазами бирюзового цвета «в византийском вкусе», двумя канде лябрами на пьедесталах из черного стекла с вазами из синего непро зрачного стекла с позолотой и бронзой, двумя гранеными лампами в помпейском стиле и другими изделиями.
Такого же рода экспонаты послал завод и на Петербургскую ману фактурную выставку в мае 1861 года. Сюда были направлены среди прочих предметов двадцать пар цветных ваз с орнаментами в различ ных стилях, маленький мозаичный стол с рисунком из цветов и не сколько картин, написанных на стекле.
В середине и второй половине XIX века изготовляется немало посуды в стиле «второго рококо», псевдоготики и особенно в стиле «рюс». Эти изделия подражают резным деревянным и металлическим формам посуды XVII века, а еще чаще — позднейшим стилизациям под эти формы. Предметы изготовляются из глухого непрозрачного стекла и украшаются сухими эмалевыми орнаментальными композициями. Выделывается немало сосудов и в восточном стиле, а также таких не обычных для стекла предметов, как, например, хрустальные кальяны, и других изделий.
Эклектика была характерна тогда для всего мирового декоративно прикладного искусства и архитектуры. Современники воспринимали ее как вполне оправданную и восхищались тонкостью исполнения и виртуозностью стилизации. О той же Петербургской выставке 1861 года специальные эксперты, назначенные для оценки изделий Им ператорских фарфорового и стеклянного заводов и мозаичного заве дения, писали, что «произведения означенных заводов решительно превосходили все того же рода произведения частных заводов как по превосходному качеству приготовленного для них состава массы, так равно по тщательности отделки, разнообразию и изящности форм и украшений... изделия Стеклянного завода, отличающиеся богатством и изящностью отделки и роскошью художественных украшений, ставятся наравне с произведениями первоклассных заводов в Европе».
21
Такой знаток производства и экономики стекольной промышлен ности, как В. В. Шмидт, так же высоко оценивал произведения Импе раторского стеклянного завода.
«Н а Императорском заводе, — писал он, — делают почти только на стоящий (свинцовый) хрусталь, и по чистоте и по блеску он стоит выше хрусталя всех прочих заводов. Приготовляют также цинковый хрусталь с примесью борной кислоты, отличающийся особенною про зрачностью; материалы на Императорском заводе употребляются в са мом чистом виде».
Высоким качеством стекла и хрусталя завод был обязан трудам химиков братьев Ю стиниана и Леопольда Бонафеде и технолога Павла Михайлова. Ю стиниан Бонафеде заведовал художественным и техни ческим отделениями мозаичного заведения, одновременно являясь также главным химиком завода. Он оставил после себя коллекции об разцов цветных смальт, неоднократно демонстрировавшихся на вы ставках и вызывавших заслуженное восхищение богатством и разно образием оттенков. Леопольд Бонафеде был помощником своего брата, а после его смерти — главным химиком завода.
Павел Михайлов окончил Технологический институт и работал технологом в мозаичном заведении, а затем химиком завода. Неодно кратно во время отсутствия Бонафеде заведовал всей технической частью завода. Он вел подробные записи о способах и условиях про изводства всех колеров эмалей. Эти записи, оставшиеся на заводе, являлись драгоценным технологическим документом.
Большая заслуга в достижении отличного качества изделий принад лежит лаборанту Александру Павлову. Документы отмечают его от личные знания и опытность в производстве состава стеклянных масс. Мастер обжига Иван Карамышев тщательно изучил способ обжигания живописных вещей в муфелях. По-видимому, это последний из рабо чей династии Карамышевых, поскольку позже эта фамилия в заводских документах не встречается.
Упомянуты еще замечательные мастера обработки хрусталя Але ксандр Никитин и Николай Соболев. Первый из них в совершен стве овладел искусством гранения и шлифования стеклянных вещей. Алмазчик Николай Соболев выполнял наиболее тонкую художествен ную работу.
Известными выдувальщиками и формовщиками были Андрей М ар тынов и подмастерье Илья Богачев. Оба мастера характеризуются как опытные выдувальщики и формовщики больших и самых трудных в исполнении вещей, в частности тех самых огромных сборных ваз, торшеров и канделябров, которые делались для Зимнего дворца.
Работы всех этих мастеров, демонстрировавшиеся на различных отечественных и международных выставках, были отмечены специаль ными наградами,
22