Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чения, по остойчивости он удовлетворяет I I категории, а непотопляе­ мость обеспечена при затоплении одного любого отсека в корпусе.

 

Главные

размерения

землесоса

Длина

м:

 

 

наибольшая

 

82

расчетная

 

70

Ширина

расчетная, м

 

13

Высота

борта, м

 

4,5

Осадка с полными запасами, м

2,9

Водоизмещение порожнем,

г

163о'

Судно однопалубное, двухвинтовое с избыточным надводным бортом и рубками в средней части.

Рис. 41. Якорный землесос «50 лет Советскому Азербайджану»

Корпус 13 шестью водонепроницаемыми переборками разделен на семь отсеков: форпик — цепной ящик и шкиперская кладовая, отсек вспомогательных помещений (провизионная кладовая, прачечная, кла­ довые белья и др.), машинное отделение, насосное отделение, отделе­ ние холодильных машин на правом борту; мастерская и кладовые на левом борту; отделение гребных двигателей и ахтерпик — румпельные

икладовые.

Врулевой рубке 9 установлены посты управления движением судна

инавигационные приборы.

Вкормовой части шлюпочной палубы расположена багермейстерская рубка 6, имеющая круговой обзор и застекленные до палубы стены. В ней размещены контрольно-измерительные приборы и пульты дистан­ ционного управления работой грунтозаборного устройства, рабочих лебедок, свайного устройства и грунтовых насосов.

Корпус землесоса изготовлен из углеродистой судостроительной стали Ст. 4С, рубки — из стали Ст. 3. Корпус — цельносварной, име­ ет поперечную систему набора, настил главной палубы выполнен по продольной системе набора. Большинство переборок гофрированные. Толщина обшивки: днища и бортов 10—14 мм, палубы 10—12 мм.

Запасы топлива, масла и воды — на 25 суток. Штат команды со­ стоит из 40 человек.

Энергетическая установка 15 для обеспечения загрузки главных двигателей на всех режимах работы землесоса дизель-электрическая.

70


Вкачестве главных двигателей установлены три дизель-генератора

сдвигателями 5Д50 мощностью по 1000 л. с. при 740 об!шин с генерато­ рами постоянного тока ГПМ 84/44-8 мощностью 740 кет и напряжением 460 в.

При переходах два дизель-генератора работают на два гребных элек­

тродвигателя мощностью по 640 кет, обеспечивая землесосу

скорость

хода около

10 узлов.

 

 

При грунтозаборе

работают три дизель-генератора: два на грунто­

вые насосы,

один — на электродвигатель разрыхлительного

устрой­

ства. Для снабжения

электроэнергией некоторых вспомогательных

механизмов

от третьего дизель-генератора на нем навешен

генера­

тор мощностью 160 кет.

 

Для снабжения судна электроэнергией установлены также два вспо­ могательных дизель-генератора переменного тока типа ДГР-300/1 мощ­

ностью по 300 кет и напряжением 400 в.

 

Для обслуживания системы кондиционирования

воздуха и отопле­

ния установлен автоматизированный водогрейный

котел КОАВ-200

и два утилизационных котла.

 

Судно оснащено противошумовым комплексом, снижающим уровень шума в помещениях до санитарных норм.

Рабочее устройство землесоса позволяет осуществлять грунтозабор с глубины до 10 м и рефулировать извлекаемый грунт либо по плаву­ чему грунтопроводу на расстояние 500 м и высоту 4 м, либо погружать его в грунтоотвозные шаланды.

Установленные в насосном отделении 16 два грунтовых насоса име­ ют производительность каждый по 9600 м3и развивают напор по 16 м вод. ст.

Сосуновая труба 20 диаметром 900 мм соединена с корпусным вса­ сывающим грунтопроводом 17 гибким резиновым патрубком 19. Диа­ метр напорного грунтопровода 800 мм.

При рефулировании грунта на дальние свалки грунтовые

насосы

работают последовательно, а при рефулировании на ближние

свалки

и при загрузке шаланд — параллельно. С последовательной на парал­

лельную работу насосы переключают при помощи диафрагм. Землесос снабжен плавучим грунтопроводом, состоящим из 50 про­

межуточных, трех свайных и одного свайно-якорного понтонов, а так­ же береговым грунтопроводом общей длиной 200 м.

Грунтозаборное устройство землесоса расположено в кормовой прорези 18 корпуса. Грунт перед всасыванием разрыхляется сменными фрезами 24 механического разрыхлителя, смонтированного на раме 21. Для улучшения всасывания зев грунтоприемника 23 входит внутрь фрезы. Фрезы приводятся во вращение электродвигателем мощностью 370 кет при 500 об/мин через двухступенчатый редуктор.

Рамоподъемное устройство состоит из четырехкратного полис­ паста 1, подвешенного к концу рамы и копру 2, и рамоподъемной лебед­ ки 4 грузоподъемностью 20 тс.

Рабочие перемещения землесоса во время грунтозабора могут быть осуществлены двумя способами — тросовым и свайным папильонированием.

71


Для тросового папильонирования установлены шесть рабочих ле­ бедок 5: авантовая, становая и четыре папильонажные (две передние и две задние).

Папильонажные, авантовая и задняя становая лебедки одинаковые, номинальное тяговое усилие —18 т с . Длина авантового и заднего ста­ нового канатов — 1500 м, папильонажных —600 ж.

Для того чтобы канаты не наматывались на гребные винты грунтоотвозных шаланд, имеются приспособления для их заглубления.

Для свайного папильонирования в носовой части судна установле­ ны две сваи 14 весом по 18 т , диаметром по 800 мм при толщине стенки 30 мм. Их поднимают и опускают задними папильонажными лебедками.

Управление перемещением землесоса при свайном и тросовом папильонировании осуществляется дистанционно из багермейстерской рубки.

Судовой напорный грунтопровод 10 предусматривает возможность погружать пульпу в грунтоотвозные шаланды по погрузочному грун­ топроводу 7. При необходимости грунтопровод 10 соединяется с плаву­ чим грунтопроводом вертикальным сальниковым шарниром 12.

Рабочие якоря поднимают на палубу землесоса краном 3 грузоподъ­ емностью 10 тс и грузовым устройством / / грузоподъемностью 2 тс.

Кроме рабочих устройств, на землесосе, как и на морском судне, установлены общесудовые устройства: якорное, рулевое, швартовное, шлюпочное и общесудовые системы: вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, горячего и холодного водоснабжения, освещения и другие.

Землесос оснащен современными контрольно-измерительными при­ борами и автоматическими устройствами.

Все жилые, общественно-бытовые, санитарные и служебные по­ мещения расположены в двухъярусной рубке 8 и связаны внутренними

ходами и трапами.

 

Комсостав размещается в одноместных каютах,

рядовой состав —

в двухместных. Имеются удобные кают-компания,

столовая и крас­

ный уголок. Камбуз электрифицирован.

 

§ 21. Технические характеристики и классификация

1. Производительность по

грунту Q r p

3!ч) — основная произ­

водственная характеристика.

Она зависит

от рода разрабатываемого

грунта, глубины всасывания, дальности и высоты рефулирования. В за­ висимости от производительности землесосы классифицируются на

землесосы малой производительности — до 100—150 м3/ч,

средней —

до 750—800 м3и большой — свыше 1000 м3/ч.

 

2. Глубина всасывания Нвс (м) определяет величину

погружения

грунтоприемника в воду. Максимальная глубина всасывания 15—20 м; у землесосов, работающих на гидротехническом строительстве, 40— 45 м.

3. Длина рефулирования Ьреф

(м) характеризует достижимую даль­

ность отвода грунта от места его

извлечения. Дальность рефулирова-

72


ния может колебаться в широких пределах: до 50 м у малых землесосов, до 500—1000 ж у морских и до нескольких тысяч метров у землесосов,

применяемых в гидротехническом

строительстве.

4. Высота рефулирования Я р Р ф

(м) определяет подъем пульпы над

уровнем воды. При дноуглублении морских каналов она равна 3—4 м, а в гидротехническом строительстве доходит до 10 м.

Характеристики якорных землесосов, используемых при дноуглуб­ лении морских каналов, приведены в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 1

 

 

 

 

 

 

 

Землесос

 

 

 

Характеристика

 

 

 

«50 лет Со­

 

 

 

«Сормовский

«Урал 1»

ветскому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15»

Азербайджа­

 

 

 

 

 

 

 

 

ну »

Главные

размерения,

м

 

 

4 0 , 0 x 9 , 2 х

5 0 , 0 х 9 , 2 х

7 0 x 1 3 , 0 х

Осадка,

 

м

 

 

 

Х2,85

Х2,8

Х 4 , 5

 

 

 

ма/ч .

1,2

1,36

2,9

Производительность по грунту,

600

1000

1500

Максимальная глубина

всасывания, м

11

7

10

Длина

рефулирования,

м

 

400

500

600

Диаметр

нагнетательного грунтопро­

 

 

 

вода, м

 

 

 

 

 

0,5

0,7

0,8

Число

и мощность

двигателей

грун-

1X350

1x800

2x900

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дизельная

Дизельная

Дизель-

 

 

 

 

 

 

 

 

электриче­

 

 

 

 

 

 

«Красное

«Чешская

ская

 

 

 

 

 

 

Им. Вано

 

 

 

 

 

 

Сормово»

Лоденица»

Стуруа

 

 

 

 

 

 

 

ЧССР

 

Якорные землесосы классифицируются по следующим основным признакам.

1. По расположению относительно корпуса грунтозаборное устрой­ ство может быть в кормовой или носовой прорези, а также в торцевой (транцевой) части корпуса. На морских землесосах наибольшее распро­ странение находит расположение грунтозаборных устройств в проре­ зи, причем у самоходных — в кормовой; у землесосов, используемых

вгидротехническом строительстве, в торцевой части корпуса.

2.По роду энергетической установки различают землесосы с па­ ровой, дизельной, дизель-электрической и электрической установками.

Паровые энергетические установки имеют землесосы старой по­ стройки. На современных землесосах наибольшее распространение на­ ходят дизельные и дизель-электрические установки, а на землесосах, ис­ пользуемых в гидротехническом строительстве, — электрические.

3. По способу перехода с участка на участок работ различают земле­ сосы самоходные и несамоходные. Самоходные, как правило, имеют производительность свыше 1000 м3/ч.

73


4. По способу перемещений при грунтозаборе землесосы делятся на траншейные и папильонажные (см. гл. X X ) .

5. По способу транспортирования грунта на свалку раличают шаландовые, рефулерные и комбинированные (шаландо-рефулерные) землесосы.

При шаландовом способе извлекаемый землесосом грунт погру­ жается в грунтовой трюм шаланды, пришвартованной к землесосу. После загрузки шаланда следует к месту свалки, а землесос загружа­ ет грунтовой трюм другой шаланды.

При рефулерном способе пульпа грунтонасосной установки земле­ соса подается в плавучий грунтопровод и отводится по нему на подвод­ ную свалку или на береговую по береговому грунтопроводу, соединен­

ному с плавучим.

 

Шаландовый

способ применяется при

транспортировании грунта

к месту свалки

на большие расстояния и

при работе на незащищен­

ных от волн участках.

6. По типу разрыхлителя грунта землесосы бывают с механическим или гидравлическим разрыхлителем грунта. Механические разрыхлите­ ли применяются при разработке тяжелых, а гидравлические •— легких и средних грунтов.

§ 22. Грунтозаборное устройство

Грунтозаборное устройство якорного землесоса работает по тому же принципу, что и самоотвозного землесоса. Отличительной особенно­ стью грунтозаборного устройства якорного землесоса является на­ личие мощной рамы, на которой установлен механический разрыхли­ тель.

На рис. 42 показано грунтозаборное устройство якорного земле­ соса с механическим разрыхлителем грунта. Всасывание грунта осу­ ществляет грунтоприемник 23, зев которого расположен внутри фре­ зы разрыхлителя 1 . Грунтоприемник соединен с сосуном 22, который с помощью хомутов 21 подвешивается к раме разрыхлителя 19.

Сосун с судовым всасывающим грунтопроводом соединен гибким ре- зино-тканевым рукавом 17. На некоторых землесосах сосун соединен с корпусным грунтопроводом с помощью шарового соединения. С ра­ мой разрыхлителя соединены подшипники 16, в которые входят цапфы, укрепленные на вертикальных стенках прорези корпуса судна. Бла­ годаря такому соединению рамы с корпусом она может вращаться во­ круг цапфы для установки грунтоприемника на необходимую глуби­ ну всасывания. Максимальный угол наклона сосуна к горизонту не превышает 45°.

На раме установлен механический разрыхлитель, состоящий из фрезы 1 , концевого подшипника 3, концевого вала 2, промежуточных валов 9 и 12, соединительных муфт 8, опорных подшипников 7 и 20, упорно-опорного подшипника / / , редуктора 13 и электродвигателя 15.

В зависимости от длины валопровода разрыхлительного устройства он может состоять из двух (концевого и промежуточного), трех и бо­ лее частей. Валы между собой соединены муфтами 8.

74