Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 17. Системы грунтового трюма

Грунтовой трюм современного землесоса оборудуется различными системами, обеспечивающими максимальное использование его емкос­ ти и грузоподъемности, равномерное распределение грунта по длине трюма и забор грунта из трюма при выгрузке регулированием.

Грунтонасосная установка землесоса подает в грунтовой трюм пуль­ пу, содержащую 3—30 % частиц грунта. Если заполнить этой пуль­ пой грунтовой трюм и идти на свалку, то землесос перевезет лишь не­ большое количество грунта. Было замечено, что при уменьшении ско­ рости поступающей в трюм пульпы из нее начинают выпадать и осаж­ даться частицы грунта. Таким образом, в нижней части грунтового трюма скапливаются частицы грунта, а в верхней — вода с небольшим содержанием легких частиц грунта, так называемая осветленная пульпа. Если продолжать заполнение грунтового трюма пульпой, то она будет вытеснять осветленную пульпу за борт, а трюм постепен­ но заполнится грунтом. Такой способ заполнения грунтового трюма получил название работы с переливом.

Для уменьшения скорости поступающей в грунтовой трюм пульпы применяют различные способы — системы успокоения пульпы.

На рис. 36 показаны системы грунтового трюма землесоса с распо­ ложением грунтозаборного устройства в миделевой прорези. Грунтовой насос 6 судовым всасывающим грунтопроводом 7 соединен с грунтозаборным устройством. Во избежание попадания воды в корпус судна при разборке грунтового насоса на всасывающем грунтопроводе ус­ тановлена клинкетная задвижка 13, для открывания и закрывания ко­ торой на ней установлен гидравлический привод.

При всасывании через колосниковую решетку грунтоприемника с грунтом могут попадать различные твердые предметы и вызывать за­ клинивание рабочего колеса, поэтому на всасывающем грунтопроводе установлен камнеуловитель 12. Он представляет собою цистерну, со­ единяемую трубопроводом 9 через днище с забортной водой; на трубо­ проводе установлен клинкет 8. При движении пульпы по всасывающе­ му грунтопроводу, благодаря значительной емкости камнеуловителя, скорость пульпы снижается и в камнеуловитель выпадают наиболее тяжелые предметы. Периодически на свалке открывают клинкет 8 и, находящиеся в камнеуловителе предметы выпадают. Для осмотра и очистки на камнеуловителе установлены лючки с быстрозакрывающимися крышками.

Пульпа грунтовым насосом по двум напорным грунтопроводам 2, проложенным вдоль грунтового трюма, подается в трюм. Для уменьше­ ния скорости пульпы, поступающей в трюм, на выходе ее предусмотре­ ны несколько патрубков /, заканчивающихся расширяющимися на­ садками. На каждом патрубке установлен клинкет. Багермейстер, от­ крывая или закрывая клинкеты, может регулировать равномерность заполнения грунтового трюма по длине и по бортам.

Пульпа, выходя из насадок, поступает на стальной лист 10 с отвер­ стиями, через которые вытекает в трюм с еще меньшей скоростью.

60


61

После запуска грунтового насоса и до соприкосновения грунто­ приемника с грунтом в грунтовой трюм поступает вода. Вода или пуль­ па с небольшим содержанием грунта поступает в трюм и во время грунтозабора, когда грунтоприемник по какой-либо причине отрывается от грунта (яма, подъем корпуса землесоса на волне и др.). Во избежа­ ние этого на напорном грунтопроводе устанавливается автосброс жид-

Рис. 37.

Автосброс жидкой

Вход пульпы

пульпы

кой пульпы 5, соединенный с напорным грунтопроводом, идущим в

грунтовой трюм, и с трубопроводом

отводящим воду за

борт.

Автосброс жидкой пульпы (рис. 37) состоит из корпуса 2,

в котором

вращается перекидной клапан 5. В зависимости от положения клапа­ на пульпа направляется в трюм или за борт. С осью клапана соединен рычаг 4, который тягой 3 связан с гидроприводом / . Управление кла­

паном автоматизировано.

 

Система судового грунтопровода может предусматривать разгрузку

трюма грунтовым насосом за борт

или в береговой грунтопровод.

Для этого (см. рис. 31) в продольной

балке вдоль трюма проложен

всасывающий грунтопровод, соединенный с всасывающим грунтопро­ водом грунтового насоса. Грунтопровод соединяется патрубками с клинкетными задвижками с грунтовым трюмом. Забортная вода для образования в трюме пульпы и разрыхления грунта подводится по 62

трубопроводу 16 (см. рис. 36) с клинкетной задвижкой через днище.

Пульпа из трюма подается в напорный

грунтопровод

к шаровому со­

единению 4 и от него по грунтопроводу

3 на берег или за борт.

При работе с переливом для отвода

осветленной

пульпы за борт

в грунтовом трюме устанавливают переливные карманы

14, которые от­

ливными каналами 15 соединены с забортным пространством. Отливные каналы располагаются под углом, чтобы облегчить сток пульпы и пред­ отвратить скапливание частиц грунта. Переливные карманы устанав­ ливаются в районе носовой или кормовой поперечных переборок трюма или у комингса трюма вдали от мест поступления пульпы в трюм. На карманах по высоте имеются отверстия (на рисунке не показаны), за­ крываемые крышками. Открыванием той или иной крышки можно ус­ тановить желаемый уровень перелива. Отверстия на переливных кар­ манах можно использовать для частичной разгрузки грунтового трю­ ма (до 30—40% емкости) при работе на мелководных свалках.

Системы грунтового трюма землесоса с бортовым расположением грунтозаборных устройств (землесос типа «Черное море») показана на рис. 38.

Грунтозаборное устройство 10 каждого борта соединено со всасы­ вающим корпусным грунтопроводом 11 своего грунтового насоса 12. Пульпа грунтовыми насосами по напорному грунтопроводу 3 подает­ ся в бункер 2, установленный посредине верхней части грунтового трюма. Для уменьшения скорости пульпы, поступающей в бункер, площадь поперечного сечения напорного грунтопровода постепенно увеличивается в сторону бункера и из круглой формы переходит в прямоугольную 9. В нижней части бункера имеются несколько рядов прямоугольных отверстий, к которым прикреплены расширяющиеся насадки / . Таким образом пульпа, выходя из бункера, разделяется и поступает в трюм со значительно уменьшенной скоростью.

Для разгрузки грунтового трюма грунтовыми насосами предусма­ тривается специальная система, состоящая из двух всасывающих кана­ лов 7, расположенных вдоль продольной балки трюма. Каналы грунто­ проводами 6 соединены с всасывающим грунтопроводом грунтового насоса правого борта.

Всасывающий канал 5 (см. рис. 32) образуется установкой вдоль продольной стенки / листа 6. Другими стенками канала являются: сбоку — продольная стенка /, сверху — лист 2, а снизу—дверца 12. Лист 2 равномерно по длине трюма имеет отверстия, закрываемые снизу крышками 3. Каждая крышка тягами 4 соединена со своим приводом.

При разгрузке трюма через днищевые разгрузочные отверстия

крышки 3

находятся в открытом

положении (см. пунктир), а при

разгрузке

грунтовыми насосами

крышки вначале закрыты, а во вре­

мя разгрузки

багермейстер их

открывает, следя за равномерным

забором грунта

из трюма.

 

Для образования пульпы всасывающие каналы соединены с днище­ выми кингстонами 8 (см. рис. 38). Перед пуском грунтового насоса (правого борта) открываются кингстоны и вода поступает в свободные от грунта всасывающие каналы; только после этого постепенно откры-

63


вают крышки на всасывающих каналах и туда начинает поступать грунт.

Грунтовой насос правого борта по напорному грунтопроводу 14 подает пульпу во всасывающий грунтопровод грунтового насоса лево­ го борта. От этого насоса пульпа по напорному грунтопроводу посту­ пает в патрубок 5 и через него в береговой грунтопровод.

Воду из пульпы с малым насыщением грунта сбрасывают за борт по трубопроводам 13.

Для переключения грунтопровода с одного режима работы на дру­ гой на нем установлены клинкетные задвижки 4 с гидравлическим при­ водом.

Грунт (песок) в грунтовом трюме при транспортировании к месту свалки уплотняется настолько, что при открывании разгрузочных две­ рец он вываливается медленно. Для ускорения этой операции и очистки трюма от оставшегося грунта в трюме устанавливается система гидрав­ лического размыва грунта. Она состоит из двух — четырех гидромони-

Рис. 38. Системы грунтового трюма землесоса с бор

64

торов, установленных на фундаментах над трюмом, в которые специаль­ ными насосами подается вода под давлением 4—6 атм.

Для улучшения разгрузки трюма в продольной балке иногда про­ кладывают напорный трубопровод, от которого вода через сопла по­ ступает в трюм, разрыхляя и смывая грунт со стенок балки.

§ 18. Система гидравлики самоотвозного землесоса

На современном самоотвозном землесосе гидравлический привод используется для привода устройств, закрывающих разгрузочные от­ верстия в грунтовом трюме, для привода клинкетных задвижек, авто­ сброса и других механизмов. Управление перечисленными устройства­ ми производится из одного пульта, устанавливаемого в багермейстерской рубке. Гидравлический привод надежен, прост, компактен и уни­ версален.

Работу и управление гидравлическими приводами обеспечивает система гидравлики.

На рис. 39 показана упрощенная схема системы гидравлики само­ отвозного землесоса. Из сливного бака 3 рабочая жидкость по трубо­ проводу 2 засасывается двумя электроприводными насосами /, кото-

товым расположением грунтозаборных устройств

3 Зак. 175

65


I J I I f r j H b - H j i t -

th-j-tl

H i

Ibpl—ItjJI—^—ihfн-

>

 

i -V—• T->-1~ "i—r4

A—Н^тЗ-т

 

.

HUD

i

Л—«нЛнЛ*-—|Дн1

44|4UUUU-

HI

±->

HI v

 

Ai

 

—Л

• -НИН • Hiill—IrHhHrifi Al—IAHI

 

 

Рис.

39. Система гидравлики землесоса

рые через невозвратные клапаны 5 нагнетают ее в напорный трубопро­ вод 4. Как правило, один из насосов резервный.

В качестве аварийного используется насос с ручным приводом 6, ко­ торый трубопроводом соединен с баком 5 и напорным трубопроводом 4. С трубопроводом 4 для улучшения работы системы соединены аккуму­ ляторы 8. При необходимости их можно отключить клапаном 7.

Далее напорный трубопровод разделяется на трубопровод высокого давления для привода цилиндрических затворов и трубопровод сред-

66

него давления / / , обслуживающий все другие приводы. Такое разде­ ление вызвано тем, что для подъема цилиндрических затворов (удер­ жания в закрытом положении разгрузочных дверец) требуется прило­

жить большое усилие

(т.

е. необходимо

высокое

давление

рабочей

жидкости), а для приводов

клинкетов большого усилия прилагать не

требуется.

 

 

 

 

клапан 9

Для снижения давления устанавливается редукционный

и манометр 10, контролирующий давление в трубопроводе 11.

По трубопроводу

высокого давления

рабочая

жидкость

подается

к золотникам 14 и 15, установленным вблизи приводов цилиндрических затворов. От золотников жидкость подается к клапанной коробке 13, соединяемой непосредственно с гидропрессом 12 привода затвора. Зо­ лотник 14 предназначен для дистанционного управления приводом, с этой целью он оборудован электромагнитным приводом. Золотник 15 имеет ручное управление и применяется для местного подъема и опускания затвора или при выходе из строя золотника 14. Клапанная коробка 13 включает в действие тот или иной золотник.

Приводы клинкетов 16 и 17 управляются только золотниками 14 дистанционно.

Рабочая жидкость в сливной бак поступает по трубопроводу 18. На трубопроводах высокого и среднего давления установлены предо­ хранительные клапаны 19.

В зависимости от усилий, которые необходимо создать в приводах, применяют насосы с давлением 100—300 кгс/см2. Давление рабочей жидкости в приводах клинкетов не превышает 40—60 кгс/см2.

В качестве рабочей жидкости применяют различные сорта техничес­ ких масел или другие жидкости, не замерзающие и не густеющие при температуре наружного воздуха до — 20° С.

§ 19. Самоотвозные землесосы с подвесным грунтопроводом

К недостаткам самоотвозного землесоса, снижающим его экономи­ ческие показатели, следует отнести большую затрату времени на транс­ портировку извлекаемого грунта к месту свалки и возвращение его к участку работ после разгрузки грунтового трюма. В связи с этим само­ отвозные землесосы стали снабжать подвесным грунтопроводом, что­ бы при грунтозаборе извлекаемый грунт выбрасывался за бровки ка­ нала. Проведенные опыты показали, что возвращающаяся в канал часть извлеченного грунта, хотя и уменьшает производительность землесоса,

но в меньшей степени, чем при работе землесоса с

переливом.

Осо­

бенно большой эффект

получается при

наличии

в

канале течения,

способствующего выносу частиц грунта

в открытое море.

 

На рис. 40 показан

общий вид современного самоотвозного

земле­

соса с подвесным грунтопроводом «Мак Фарленд» (США).

 

Этот землесос имеет длину 91,4 м, ширину 22,5 м, осадку в грузу

6,7 ж; водоизмещение — 9600 т. Ходовая силовая

 

установка состоит

из четырех дизелей, каждая пара которых через

редуктор приводит

3*

67


производящей все процессы дноуглубления, звуковой и световой сиг­ нализацией при повороте подвесного грунтопровода.

На землесосе установлено носовое подруливающее устройство с тя­ гой 5900 кгс, используемое при швартовках и развороте в узких уча­ стках.

На землесосе могут размещаться 79 человек экипажа, на нем имеется система кондиционирования воздуха и посадочная площадка для вер­ толета.

Более мощные землесосы с подвесным грунтопроводом «Зулия» и «Айкоа» были построены в Японии.

Г л а в а III

ЯКОРНЫЕ ЗЕМЛЕСОСЫ

§ 20. Устройство

Якорные землесосы — наиболее распространенный тип земснаря­ да, применяемого в СССР. Особенно широкое распространение они находят при производстве дноуглубительных работ в речных условиях, при гидротехническом строительстве, при добыче полезных иско­ паемых.

В морском дноуглублении якорные землесосы применяются в ос­ новном в защищенных от волн каналах и акваториях портов при извле­ чении грунтов I — V I групп по трудности разработки с транспорти­ ровкой грунта на свалку по грунтопроводу или в грунтоотвозных ша­ ландах.

Имеются якорные землесосы для разработки грунтов до V I I груп­ пы и даже скальных.

Большинство якорных землесосов — несамоходные. Корпуса этих снарядов понтонного типа с прямостенными бортами, часто без подворотов и скуловых закруглений.

Самоходные снаряды имеют корпуса с обводами, обеспечивающими мореходность, остойчивость и устойчивость, необходимые для предпо­ лагаемых районов плавания.

Якорные землесосы, как и самоотвозные, строятся по Правилам и под наблюдением Регистра Союза ССР.

Рабочие перемещения землесосов осуществляются при помощи якор­ ных и свайно-якорных устройств.

Современный морской самоходный якорный землесос «50 лет Советскому Азербайджану» (рис. 41) построен для морского дноуглу­ бительного флота СССР. Это дизель-электрический свайно-папиль- онажный шаландо-рефулерный землесос с механическим разрыхлите­ лем. Он предназначен для производства дноуглубительных работ на каналах Каспийского моря на грунтах I I — I V групп по трудности раз­ работки. Землесос может плавать по Каспийскому морю без ограни-

69