Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
§ 17. Системы грунтового трюма
Грунтовой трюм современного землесоса оборудуется различными системами, обеспечивающими максимальное использование его емкос ти и грузоподъемности, равномерное распределение грунта по длине трюма и забор грунта из трюма при выгрузке регулированием.
Грунтонасосная установка землесоса подает в грунтовой трюм пуль пу, содержащую 3—30 % частиц грунта. Если заполнить этой пуль пой грунтовой трюм и идти на свалку, то землесос перевезет лишь не большое количество грунта. Было замечено, что при уменьшении ско рости поступающей в трюм пульпы из нее начинают выпадать и осаж даться частицы грунта. Таким образом, в нижней части грунтового трюма скапливаются частицы грунта, а в верхней — вода с небольшим содержанием легких частиц грунта, так называемая осветленная пульпа. Если продолжать заполнение грунтового трюма пульпой, то она будет вытеснять осветленную пульпу за борт, а трюм постепен но заполнится грунтом. Такой способ заполнения грунтового трюма получил название работы с переливом.
Для уменьшения скорости поступающей в грунтовой трюм пульпы применяют различные способы — системы успокоения пульпы.
На рис. 36 показаны системы грунтового трюма землесоса с распо ложением грунтозаборного устройства в миделевой прорези. Грунтовой насос 6 судовым всасывающим грунтопроводом 7 соединен с грунтозаборным устройством. Во избежание попадания воды в корпус судна при разборке грунтового насоса на всасывающем грунтопроводе ус тановлена клинкетная задвижка 13, для открывания и закрывания ко торой на ней установлен гидравлический привод.
При всасывании через колосниковую решетку грунтоприемника с грунтом могут попадать различные твердые предметы и вызывать за клинивание рабочего колеса, поэтому на всасывающем грунтопроводе установлен камнеуловитель 12. Он представляет собою цистерну, со единяемую трубопроводом 9 через днище с забортной водой; на трубо проводе установлен клинкет 8. При движении пульпы по всасывающе му грунтопроводу, благодаря значительной емкости камнеуловителя, скорость пульпы снижается и в камнеуловитель выпадают наиболее тяжелые предметы. Периодически на свалке открывают клинкет 8 и, находящиеся в камнеуловителе предметы выпадают. Для осмотра и очистки на камнеуловителе установлены лючки с быстрозакрывающимися крышками.
Пульпа грунтовым насосом по двум напорным грунтопроводам 2, проложенным вдоль грунтового трюма, подается в трюм. Для уменьше ния скорости пульпы, поступающей в трюм, на выходе ее предусмотре ны несколько патрубков /, заканчивающихся расширяющимися на садками. На каждом патрубке установлен клинкет. Багермейстер, от крывая или закрывая клинкеты, может регулировать равномерность заполнения грунтового трюма по длине и по бортам.
Пульпа, выходя из насадок, поступает на стальной лист 10 с отвер стиями, через которые вытекает в трюм с еще меньшей скоростью.
60
61
После запуска грунтового насоса и до соприкосновения грунто приемника с грунтом в грунтовой трюм поступает вода. Вода или пуль па с небольшим содержанием грунта поступает в трюм и во время грунтозабора, когда грунтоприемник по какой-либо причине отрывается от грунта (яма, подъем корпуса землесоса на волне и др.). Во избежа ние этого на напорном грунтопроводе устанавливается автосброс жид-
Рис. 37. |
Автосброс жидкой |
Вход пульпы |
пульпы |
кой пульпы 5, соединенный с напорным грунтопроводом, идущим в
грунтовой трюм, и с трубопроводом |
отводящим воду за |
борт. |
Автосброс жидкой пульпы (рис. 37) состоит из корпуса 2, |
в котором |
вращается перекидной клапан 5. В зависимости от положения клапа на пульпа направляется в трюм или за борт. С осью клапана соединен рычаг 4, который тягой 3 связан с гидроприводом / . Управление кла
паном автоматизировано. |
|
Система судового грунтопровода может предусматривать разгрузку |
|
трюма грунтовым насосом за борт |
или в береговой грунтопровод. |
Для этого (см. рис. 31) в продольной |
балке вдоль трюма проложен |
всасывающий грунтопровод, соединенный с всасывающим грунтопро водом грунтового насоса. Грунтопровод соединяется патрубками с клинкетными задвижками с грунтовым трюмом. Забортная вода для образования в трюме пульпы и разрыхления грунта подводится по 62
трубопроводу 16 (см. рис. 36) с клинкетной задвижкой через днище.
Пульпа из трюма подается в напорный |
грунтопровод |
к шаровому со |
единению 4 и от него по грунтопроводу |
3 на берег или за борт. |
|
При работе с переливом для отвода |
осветленной |
пульпы за борт |
в грунтовом трюме устанавливают переливные карманы |
14, которые от |
ливными каналами 15 соединены с забортным пространством. Отливные каналы располагаются под углом, чтобы облегчить сток пульпы и пред отвратить скапливание частиц грунта. Переливные карманы устанав ливаются в районе носовой или кормовой поперечных переборок трюма или у комингса трюма вдали от мест поступления пульпы в трюм. На карманах по высоте имеются отверстия (на рисунке не показаны), за крываемые крышками. Открыванием той или иной крышки можно ус тановить желаемый уровень перелива. Отверстия на переливных кар манах можно использовать для частичной разгрузки грунтового трю ма (до 30—40% емкости) при работе на мелководных свалках.
Системы грунтового трюма землесоса с бортовым расположением грунтозаборных устройств (землесос типа «Черное море») показана на рис. 38.
Грунтозаборное устройство 10 каждого борта соединено со всасы вающим корпусным грунтопроводом 11 своего грунтового насоса 12. Пульпа грунтовыми насосами по напорному грунтопроводу 3 подает ся в бункер 2, установленный посредине верхней части грунтового трюма. Для уменьшения скорости пульпы, поступающей в бункер, площадь поперечного сечения напорного грунтопровода постепенно увеличивается в сторону бункера и из круглой формы переходит в прямоугольную 9. В нижней части бункера имеются несколько рядов прямоугольных отверстий, к которым прикреплены расширяющиеся насадки / . Таким образом пульпа, выходя из бункера, разделяется и поступает в трюм со значительно уменьшенной скоростью.
Для разгрузки грунтового трюма грунтовыми насосами предусма тривается специальная система, состоящая из двух всасывающих кана лов 7, расположенных вдоль продольной балки трюма. Каналы грунто проводами 6 соединены с всасывающим грунтопроводом грунтового насоса правого борта.
Всасывающий канал 5 (см. рис. 32) образуется установкой вдоль продольной стенки / листа 6. Другими стенками канала являются: сбоку — продольная стенка /, сверху — лист 2, а снизу—дверца 12. Лист 2 равномерно по длине трюма имеет отверстия, закрываемые снизу крышками 3. Каждая крышка тягами 4 соединена со своим приводом.
При разгрузке трюма через днищевые разгрузочные отверстия
крышки 3 |
находятся в открытом |
положении (см. пунктир), а при |
|
разгрузке |
грунтовыми насосами |
крышки вначале закрыты, а во вре |
|
мя разгрузки |
багермейстер их |
открывает, следя за равномерным |
|
забором грунта |
из трюма. |
|
Для образования пульпы всасывающие каналы соединены с днище выми кингстонами 8 (см. рис. 38). Перед пуском грунтового насоса (правого борта) открываются кингстоны и вода поступает в свободные от грунта всасывающие каналы; только после этого постепенно откры-
63
вают крышки на всасывающих каналах и туда начинает поступать грунт.
Грунтовой насос правого борта по напорному грунтопроводу 14 подает пульпу во всасывающий грунтопровод грунтового насоса лево го борта. От этого насоса пульпа по напорному грунтопроводу посту пает в патрубок 5 и через него в береговой грунтопровод.
Воду из пульпы с малым насыщением грунта сбрасывают за борт по трубопроводам 13.
Для переключения грунтопровода с одного режима работы на дру гой на нем установлены клинкетные задвижки 4 с гидравлическим при водом.
Грунт (песок) в грунтовом трюме при транспортировании к месту свалки уплотняется настолько, что при открывании разгрузочных две рец он вываливается медленно. Для ускорения этой операции и очистки трюма от оставшегося грунта в трюме устанавливается система гидрав лического размыва грунта. Она состоит из двух — четырех гидромони-
Рис. 38. Системы грунтового трюма землесоса с бор
64
торов, установленных на фундаментах над трюмом, в которые специаль ными насосами подается вода под давлением 4—6 атм.
Для улучшения разгрузки трюма в продольной балке иногда про кладывают напорный трубопровод, от которого вода через сопла по ступает в трюм, разрыхляя и смывая грунт со стенок балки.
§ 18. Система гидравлики самоотвозного землесоса
На современном самоотвозном землесосе гидравлический привод используется для привода устройств, закрывающих разгрузочные от верстия в грунтовом трюме, для привода клинкетных задвижек, авто сброса и других механизмов. Управление перечисленными устройства ми производится из одного пульта, устанавливаемого в багермейстерской рубке. Гидравлический привод надежен, прост, компактен и уни версален.
Работу и управление гидравлическими приводами обеспечивает система гидравлики.
На рис. 39 показана упрощенная схема системы гидравлики само отвозного землесоса. Из сливного бака 3 рабочая жидкость по трубо проводу 2 засасывается двумя электроприводными насосами /, кото-
товым расположением грунтозаборных устройств
3 Зак. 175 |
65 |
I J I I — f r j H b - H j i t - |
th-j-tl |
H i |
Ibpl—ItjJI—^—ihfн- |
> |
|
—i -V—• T->-1~ "i—r4 |
|
A—Н^тЗ-т |
|
.
HUD
i
Л—«нЛнЛ*-—|Дн1 |
44|4UUUU- |
||
HI |
±-> |
HI v |
|
Ai |
|
—Л |
• -НИН • Hiill—IrHhHrifi Al—IAHI |
|
|
Рис. |
39. Система гидравлики землесоса |
рые через невозвратные клапаны 5 нагнетают ее в напорный трубопро вод 4. Как правило, один из насосов резервный.
В качестве аварийного используется насос с ручным приводом 6, ко торый трубопроводом соединен с баком 5 и напорным трубопроводом 4. С трубопроводом 4 для улучшения работы системы соединены аккуму ляторы 8. При необходимости их можно отключить клапаном 7.
Далее напорный трубопровод разделяется на трубопровод высокого давления для привода цилиндрических затворов и трубопровод сред-
66
него давления / / , обслуживающий все другие приводы. Такое разде ление вызвано тем, что для подъема цилиндрических затворов (удер жания в закрытом положении разгрузочных дверец) требуется прило
жить большое усилие |
(т. |
е. необходимо |
высокое |
давление |
рабочей |
жидкости), а для приводов |
клинкетов большого усилия прилагать не |
||||
требуется. |
|
|
|
|
клапан 9 |
Для снижения давления устанавливается редукционный |
|||||
и манометр 10, контролирующий давление в трубопроводе 11. |
|||||
По трубопроводу |
высокого давления |
рабочая |
жидкость |
подается |
к золотникам 14 и 15, установленным вблизи приводов цилиндрических затворов. От золотников жидкость подается к клапанной коробке 13, соединяемой непосредственно с гидропрессом 12 привода затвора. Зо лотник 14 предназначен для дистанционного управления приводом, с этой целью он оборудован электромагнитным приводом. Золотник 15 имеет ручное управление и применяется для местного подъема и опускания затвора или при выходе из строя золотника 14. Клапанная коробка 13 включает в действие тот или иной золотник.
Приводы клинкетов 16 и 17 управляются только золотниками 14 дистанционно.
Рабочая жидкость в сливной бак поступает по трубопроводу 18. На трубопроводах высокого и среднего давления установлены предо хранительные клапаны 19.
В зависимости от усилий, которые необходимо создать в приводах, применяют насосы с давлением 100—300 кгс/см2. Давление рабочей жидкости в приводах клинкетов не превышает 40—60 кгс/см2.
В качестве рабочей жидкости применяют различные сорта техничес ких масел или другие жидкости, не замерзающие и не густеющие при температуре наружного воздуха до — 20° С.
§ 19. Самоотвозные землесосы с подвесным грунтопроводом
К недостаткам самоотвозного землесоса, снижающим его экономи ческие показатели, следует отнести большую затрату времени на транс портировку извлекаемого грунта к месту свалки и возвращение его к участку работ после разгрузки грунтового трюма. В связи с этим само отвозные землесосы стали снабжать подвесным грунтопроводом, что бы при грунтозаборе извлекаемый грунт выбрасывался за бровки ка нала. Проведенные опыты показали, что возвращающаяся в канал часть извлеченного грунта, хотя и уменьшает производительность землесоса,
но в меньшей степени, чем при работе землесоса с |
переливом. |
Осо |
|||
бенно большой эффект |
получается при |
наличии |
в |
канале течения, |
|
способствующего выносу частиц грунта |
в открытое море. |
|
|||
На рис. 40 показан |
общий вид современного самоотвозного |
земле |
|||
соса с подвесным грунтопроводом «Мак Фарленд» (США). |
|
||||
Этот землесос имеет длину 91,4 м, ширину 22,5 м, осадку в грузу |
|||||
6,7 ж; водоизмещение — 9600 т. Ходовая силовая |
|
установка состоит |
|||
из четырех дизелей, каждая пара которых через |
редуктор приводит |
3* |
67 |
производящей все процессы дноуглубления, звуковой и световой сиг нализацией при повороте подвесного грунтопровода.
На землесосе установлено носовое подруливающее устройство с тя гой 5900 кгс, используемое при швартовках и развороте в узких уча стках.
На землесосе могут размещаться 79 человек экипажа, на нем имеется система кондиционирования воздуха и посадочная площадка для вер толета.
Более мощные землесосы с подвесным грунтопроводом «Зулия» и «Айкоа» были построены в Японии.
Г л а в а III
ЯКОРНЫЕ ЗЕМЛЕСОСЫ
§ 20. Устройство
Якорные землесосы — наиболее распространенный тип земснаря да, применяемого в СССР. Особенно широкое распространение они находят при производстве дноуглубительных работ в речных условиях, при гидротехническом строительстве, при добыче полезных иско паемых.
В морском дноуглублении якорные землесосы применяются в ос новном в защищенных от волн каналах и акваториях портов при извле чении грунтов I — V I групп по трудности разработки с транспорти ровкой грунта на свалку по грунтопроводу или в грунтоотвозных ша ландах.
Имеются якорные землесосы для разработки грунтов до V I I груп пы и даже скальных.
Большинство якорных землесосов — несамоходные. Корпуса этих снарядов понтонного типа с прямостенными бортами, часто без подворотов и скуловых закруглений.
Самоходные снаряды имеют корпуса с обводами, обеспечивающими мореходность, остойчивость и устойчивость, необходимые для предпо лагаемых районов плавания.
Якорные землесосы, как и самоотвозные, строятся по Правилам и под наблюдением Регистра Союза ССР.
Рабочие перемещения землесосов осуществляются при помощи якор ных и свайно-якорных устройств.
Современный морской самоходный якорный землесос «50 лет Советскому Азербайджану» (рис. 41) построен для морского дноуглу бительного флота СССР. Это дизель-электрический свайно-папиль- онажный шаландо-рефулерный землесос с механическим разрыхлите лем. Он предназначен для производства дноуглубительных работ на каналах Каспийского моря на грунтах I I — I V групп по трудности раз работки. Землесос может плавать по Каспийскому морю без ограни-
69