Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
Электродвигатель привода разрыхлителя имеет значительно боль шую частоту вращения, чем фреза, поэтому между ним и валопроводом фрезы устанавливают редуктор с передаточным отношением
* = |
^ . |
(41) |
|
Яфр |
|
где п д в — частота вращения двигателя |
разрыхлителя. |
|
В разрыхлительном устройстве |
применяют электродвигатели с ча |
стотой вращения 500—1500 об/мин.
Рис. 47. Муфта предохранительная
Количество зубчатых пар в редукторе и, следовательно, к. п. д. ре дуктора зависят от передаточного отношения. Считается нормальным, если в редукторе имеется 3—4 зубчатых пары; в этом случае его к. п. д. равен 0,79—0,83.
Привод разрыхлителя должен обеспечивать возможность изменения скорости фрезы в 1,5—2 раза по сравнению с номинальной. Это необ ходимо для установления оптимального режима работы разрыхли теля в зависимости от разрабатываемого грунта, толщины срезки и ско рости подачи (папильонирования).
При электродвигателе привода на постоянном токе для изменения числа оборотов применяют систему генератор — двигатель, а при перемен ном токе устанавливают многоскоростные двигатели.
Иногда применяют гидравлический привод разрыхлительного ус тройства, который благодаря малым габаритам и герметичности может быть установлен под водой на нижнем конце разрыхлительной рамы. Такое расположение привода сокращает длину валопровода, а следо вательно, вес вращающихся и неподвижных частей разрыхлительной установки.
Гидропривод позволяет плавно изменять число оборотов фрезы в широком диапазоне, причем при уменьшении числа оборотов возраста ет вращающий фрезу момент, что необходимо при разработке тяжелых грунтов или при большой толщине снимаемого грунта.
83
§ 25. Гидравлические разрыхлители грунта
Для повышения производительности землесосов, работающих тран шейным способом на песчаных грунтах, применяют гидравлические разрыхлители грунта.
Гидравлический разрыхлитель грунта (рис. 48), установленный на щелевидном грунтоприемнике 2, состоит из коллектора 4 с соплами 3. По трубопроводу 5 в коллектор специальным насосом, установленным на землесосе, нагнетается забортная вода, которая выходит из сопел
5
Рис. 48. Схема устройства и действия гидроразрыхлителя
с большой скоростью и размывает грунт; образующаяся при этом пуль па засасывается грунтоприемником и входит в сосун / .
Коллектор разрыхлителя представляет собой трубу, концы кото рой заглушены. В средней части трубы вварен патрубок, которым он соединяется с трубопроводом, подающим в нее воду. На трубе имеют
ся |
отверстия, к которым |
приварены втулки с внутренней резьбой. |
Во |
втулки ввертываются |
сопла. |
Вытекающая из сопла струя воды постепенно расширяется и на не котором расстоянии s от сопла пересекается со струями соседних сопел, образуя фронт сплошного размыва (ФСР). Так как сопла располагают ся по всей ширине грунтоприемника, то ширина ФСР В равна ширине грунтоприемника.
Расстояние s (глубина ФСР) обычно не превышает 0,5—0,8 м. При меньшей глубине струи гидроразрыхлителя мешают всасыванию грун та, а при большей — размытый водой грунт рассеивается в стороны и значительная часть его не попадает в зев грунтоприемника.
84
На расстоянии s от сопел струя |
гидроразрыхлителя, вытекающая |
из сопла диаметром d0, постепенно |
увеличивается до диаметра ds, а |
скорость струи соответственно снижается от v0 до vs.
Если пренебречь потерями на трение и считать давление в расширя ющейся струе постоянным, то из равенства кинетической энергии у вы хода из сопла и на фронте сплошного размыва можно написать
nds
(42)
откуда d0v0 = dsvs.
В этой формуле скорость vs должна быть достаточной для размыва разрабатываемого грунта. Если же она будет меньше, то землесос, перемещаясь вперед, будет остав лять за собой неразработанные участки.
Размывная скорость для ила составляет 0,1 м/сек, для песка— 0,6 м/сек и для гравия — 1,2 м/сек. При расчете гидроразрыхлителя принимают vs = 1,5 м/сек.
На рис. 49 показан выход воды из сопла. Для установления зави симости между углом а, характе
ризующим конусность струи, и диаметром струи в различных сече- ниях из треугольника aob найдем, чему равен тангенс угла у
ds — d0
, a. ab
откуда
-d0
а
2 t g y
Обозначим через m выражение |
тогда |
2tg-
s---.-m{ds-d0). (43)
Результаты опытов, проведенных в СССР и США, показали, что угол а, характеризующий конусность струи, не зависит от давления при истечении из сопел и их диаметров. Он изменяется в небольших пределах от 14 до 19°, 5. Обычно в расчетах принимают а = 19°. Поэ тому величина m получается равной:
m -- |
3. |
(44) |
2 tg •19° |
|
|
2tg- |
|
85
Количество сопел, необходимых для установки, можно определить
по формуле |
|
i=j-. |
(45) |
|
ds |
Известно, что грунт по краям щелевидного грунтоприемника за сасывается слабо. Для устранения этого недостатка П. П. Пухов пред ложил по ширине грунтоприемника устанавливать сопла различного диаметра, увеличивающегося от середины грунтоприемника к его кра ям. Такие разрыхлители называются гидравлическими разрыхлителя ми с криволинейным фронтом размыва.
Р а с ч е т г и д р а в л и ч е с к о г о р а з р ы х л и т е л я . Он сво дится к выбору диаметра и количества сопел, производительности и на пора гидроразрыхлительного насоса.
Для определения диаметра сопел d0 совместно решим равенства (42)
и (43) и получим формулу |
|
|
|
4 , = |
5 |
г - |
(46) |
|
vs |
J |
|
В этой формуле неизвестной величиной является скорость v0, |
оптималь |
||
ное значение которой определяется |
формулой |
|
|
«о =- Успт - |
» . + Yvl + ZgtfZh, |
(47) |
где 2Л — сумма потерь напора, затрачиваемого на преодоление всех потерь в трубопроводе, подводящем воду к соплам. Обычно, 2/i не пре вышает 20—25 м вод. ст. Напор, необходимый для получения скорости vQ, определяем по формуле
|
vl |
м вод. ст., |
(48) |
|
Н0 = |
||
|
2gq>2 |
|
|
где ф — коэффициент |
истечения, |
принимаемый |
обычно равным 0,94 |
при угле конусности |
сопла не более 13°. |
|
Напор Нг гидроразрыхлительного насоса определяется по выра
жению |
|
//,. //,, : v / ; мвод_ ст. |
(49) |
Производительность гидроразрыхлительного насоса определяется по формуле
Qr = ^ 4l 0 o t 3 6 0 0 мЩ, |
(50) |
где количество сопел i определяется по формуле (45), а диаметр ds, необходимый для определения i, по формуле (43).
В США производительность Qr гидроразрыхлительного насоса определяют в зависимости от производительности Q r p землесоса по грун ту, исходя из выражения
Qr^kQrv, |
(51) |
где k — коэффициент, принимаемый |
часто равным 1. |
86
Необходимая мощность |
гидроразрыхлительного |
насоса опреде |
|
ляется |
по формуле |
|
|
|
лг |
Q r Нг |
|
|
Ы ^ 2 ^ Л - С - ' |
(52) |
|
где г) = |
0,7 — к. п. д. насоса. |
|
§ 26. Авантово-папильонажное устройство
Авантово-папильонажное устройство обеспечивает рабочие пере мещения землесоса во время грунтозабора в заданном направлении (траншейным или папильонажным способом) и с необходимой ско ростью.
Для обеспечения рабочих перемещений на землесосе применяют ра бочие якоря, канаты и оперативные лебедки.
На месте производства дноуглубительных работ рабочие якоря с
прикрепленными |
к ним канатами |
с. помощьк^ специальных |
завозных |
||
кранов завозят |
в |
стороны от |
землесоса и сбрасываются |
на грунт |
|
(см. рис. 51). Якорь 4, завозимый вперед по направлению |
движения |
||||
землесоса, во время |
грунтозабора называется авантовым, а якорь |
/ / , |
|||
завозимый в противоположную |
сторону, — задним становым. |
Яко |
ря, завозимые в сторону от^землесоса, называются папильонажными, причем якоря 5 и 10 называются правыми папильонажными, а 3 и 12—• левыми папильонажными.
Папильонажные якоря завозят за бровки канала и несколько впе ред по ходу работы землесоса.
Свободные концы якорных канатов закрепляют на барабанах опе ративных лебедок; барабаны лебедок и якорные канаты носят название рабочих якорей, с которыми они соединены.
Применяются различные схемы расположения оперативных лебе док на палубе землесоса. При этом должна быть обеспечена хорошая видимость лебедок из поста управления (при централизованном уп равлении), должны отсутствовать крутые изгибы и перекрещивание рабочих канатов, обеспечена свободная площадь вокруг лебедок для их обслуживания и ремонта. На расположение оказывает большое вли яние применение многобарабанных лебедок (двух-, трех- и четырехбарабанных) и наличие центрального поста управления. Для прохождения рабочих канатов без перекрещивания папильонажные лебедки (или папильонажные барабаны у многобарабанных лебедок) устанавливают ближе к бортам, а авантовую и становую — ближе к диаметральной плоскости землесоса.
Авантово-папильонажное устройство самоходного якорного земле соса (рис. 50) характерно тем, что на землесосе установлены однобарабанные электроприводные оперативные лебедки, расположенные таким образом, что из центрального поста управления — багермейстерской рубки — видны все лебедки, за исключением задней становой 7.
Передние 22 и задние 21 папильонажные лебедки расположены по бортам судна, а авантовая 6 — на площадке, соединенной с копром.
87
Рис. 50. Авантово-папильонажное устройство
Передние папильонажные канаты от лебедок проходят через бло ки 23, подвешенные к копру, и далее идут за борт к рабочим якорям.
Авантовый канат |
1 |
проходит через |
блок 2, подвешенный к коп |
|
ру; |
от провисания |
он |
удерживается |
поддерживающими роликами |
4 и |
5. |
|
|
|
Задние папильонажные канаты 15 проходят вдоль продольной стен ки рубки к носовой части судна и через направляющие блоки 12 и 16, установленные у борта на палубе, идут за борт к якорям. Для того чтобы задние папильонажные канаты не терлись о палубу, на ней установлены поддерживающие 19 и направляющие 18 и 17 ролики. Сверху канаты защищены легкосъемными кожухами 20.
Задний становой канат / / от лебедки проходит через клюз 10, уста новленный в носу судна. Клюз состоит из горизонтального или вер тикального основного блока, установленного в корпусе, и двух на правляющих роликов, препятствующих спаданию каната с блока.
Для повышения к. п. д. блоки и направляющие ролики вращаются вокруг своих осей на подшипниках качения. Для уменьшения износа канатов желательно иметь блоки и ролики большого диаметра.
При погрузке извлекаемого грунта в грунтоотвозные шаланды па пильонажные, становой и авантовый канаты мешают шаландам швар товаться к землесосу, так как могут быть намотаны на гребные винты шаланды, а при погрузке шаланда может днищем «сесть» на них.
Чтобы избежать этого, применяют различные устройства для за глубления канатов ниже осадки грунтоотвозных шаланд.
Передние папильонажные канаты от барабанов лебедок для этого пропускают через направляющие блоки 12 на копре, затем через направляющие блоки 13 на раме разрыхлителя и блоки 3, расположен ные в нижней части рамы.
Задние папильонажные канаты заглубляют с помощью специаль ного устройства 8, состоящего из пустотелой балки, в верхней и ниж ней части которой имеются направляющие блоки. Балки на лапах кре пятся в прорези на борту судна. Канат проходит через верхний направ ляющий блок, опускается внутри балки и проходит через нижний блок к якорю. Обычно нижний блок может поворачиваться относительно вертикальной оси балки.
Для заглубления заднего станового каната в корпусе судна делают сквозную шахту, в которую опускают пустотелую балку с нижним по воротным блоком. Верхний блок 9 устанавливают на палубе судна на фундаменте.
В положении по-походному рабочие якоря 14 укладывают на палубу на специальные подставки и закрепляют на них хомутами.
На рис. 51 показана принципиальная схема авантово-папильонаж- ного устройства, в которой применены многобарабанные лебедки. По этой схеме в носовой части судна установлена одна трехбарабанная
лебедка, а в кормовой — две двухбарабанные |
лебедки. Барабан 2 яв |
|||
ляется авантовым, а барабаны/и |
7 передними папильонажными. Бара |
|||
бан 6 используется |
для подъема |
и опускания |
рамы |
разрыхлителя. |
У трехбарабанной |
лебедки барабаны 9 и 13 являются |
задними па |
||
пильонажными, а |
барабан 8 — задним становым. |
|
89