Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
Рис. 108. Скалодробилыюе устройство
ГРУНТООТВОЗНЫЕ ШАЛАНДЫ, ШАЛАНДОРАЗГРУЖАТЕЛИ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА
Г л а в а X
ГРУНТООТВОЗНЫЕ ШАЛАНДЫ
§ 63. Типы грунтоотвозных шаланд
При производстве дноуглубительных работ для транспортировки грунта на значительное расстояние применяют грунтоотвозные шалан ды. Они бывают самоходные и несамоходные. Самоходные шаланды имеют свою движительную и энергетическую установки, а несамоход ные буксируются к месту свалки и обратно буксирными судами.
Самоходные шаланды постройки до 1950 г. имели, как правило, паровую энергетическую установку. В настоящее время большинство грунтоотвозных шаланд имеют дизельную энергетическую установку. Дизель-электрическая энергетическая установка применяется только на шаландах с грунтовым трюмом емкостью более 1000 ж3 . По сравне нию с шаландами, имеющими паровую энергетическую установку, перевозка грунта в дизельных шаландах обходится примерно на 35% дешевле.
Грунтовой трюм шаланды может иметь отверстия в днище для раз грузки грунта на подводную свалку. Для разгрузки грунта из трюма шаланд, не имеющих отверстий в днище, применяются специальные установки — шаландоразгружатели.
Для удержания грунта в трюме шаланды отверстия в днище зак рываются одноили двустворчатыми дверцами, имеющими дверцеподъемное устройство.
При работе с якорными землесосами грунтовой трюм шаланд дол жен иметь конструкцию, аналогичную с грунтовым трюмом самоотвозного землесоса, так как в трюм поступает пульпа. Поэтому трюм оборудуется устройством успокоения пульпы и переливным устрой ством.
Кроме указанных выше типов шаланд, в настоящее время приме няются саморазгружающиеся шаланды, из которых наиболее распрост ранены опрокидывающиеся и раскрывающиеся.
§64. Самоходные грунтоотвозные шаланды
Всоставе морского дноуглубительного флота в основном применя ются самоходные грунтоотвозные шаланды. По сравнению с несамо ходными шаландами они имеют более высокие экономические показа тели.
Морская самоходная грунтоотвозная шаланда типа «Черноморская» представляет собой грузовое судно с дизельной энергетической уста новкой, в средней части которого расположен грунтовой трюм емкостью
192
500 ж3 . Шаланда имеет рубку в кормовой части корпуса, полубак и рубку в носовой части.
В нижней части грунтового трюма имеется 16 разгрузочных отвер стий (по восемь на каждом борту), закрываемых дверцами. В откры том положении дверцы не выходят за днище судна.
Каждая дверца подвешена к корпусу на трех петлях, расположен ных выше ватерлинии шаланды порожнем. Для подъема к каждой дверце в двух точках прикреплены подъемные цепи. Дверцы закры ваются и открываются при помощи четырех винтовых электроприво дов, расположенных попарно в носу и корме.
Шаланда предназначена для транспортирования грунта на свалку
на морских |
|
каналах |
Балтийского, Черного, |
Азовского |
и |
Белого |
||
морей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные характеристики |
|
|
|
|
Длина |
наибольшая |
|
55,0 |
м |
|
|||
Длина |
расчетная |
|
Yn'n |
* |
|
|||
Ширина |
расчетная |
|
1 |
^ |
* |
|
||
Высота |
борта |
расчетная |
|
|
* |
|
||
Осадка |
|
порожнем |
|
|
'<°jj * |
|
||
Осадка |
|
в грузу |
|
Д-?° |
» |
|
||
Водоизмещение |
в |
грузу |
^ ш |
'3 |
|
|||
Емкость |
грунтового |
трюма |
м |
|
||||
Скорость |
хода |
|
|
8 |
узлов |
|
||
Автономность |
плавания |
15 |
суток |
|
||||
Экипаж |
|
|
|
• 1 6 |
ч |
е л |
|
|
Шаланда способна совершать переходы по I ограниченному |
району |
плавания в битом льду. Ее остойчивость и мореходность обеспечивают выход шаланды на свалку с полным грузом в трюме при ветре до 6—7 баллов и волнении моря до 3 баллов.
Непотопляемость шаланды без груза обеспечена при затоплении одного любого отсека. Емкость грунтового трюма обеспечивает пере возку в нем до 800 т грунта. Для размещения экипажа на судне име ются две одноместные и семь двухместных кают.
Шаланда снабжена необходимым навигационным и штурманским оборудованием, а также средствами внешней связи и наблюдения.
Цельносварной корпус шаланды изготовлен из стали 09Г2; система набора — комбинированная.
Якорное устройство состоит из трех якорей Холла весом по 800 кг, двух якорных цепей калибром 31 мм длиной по 200 м и электроруч ного брашпиля.
Рулевое устройство состоит из одного тройного балансирного руля обтекаемой формы с суммарной площадью 9,6 ж2 . Для перекладки руля в румпельном отделении установлена электрическая рулевая машина. Управление рулем осуществляется с электрических постов, установленных в ходовой рубке и на крыше ходовой рубки (резервный). С постом в ходовой рубке связаны два механических привода, вынесен ные на крылья ходового мостика.
Для швартовки шаланды к снаряду на палубе установлены девять сварных кнехтов с тумбами диаметром 200 мм, киповые планки и швар товные клюзы. Швартовка производится в носу при помощи брашпи-
7 |
Зак. 175 |
I 9 3 |
ля, а в корме — электроручного шпиля с тяговым усилием на бараба не 2000 кгс.
Для выполнения буксирных операций в носу установлены два врез
ных |
кнехта с тумбами |
диаметром 300 мм, |
а для буксировки |
других |
судов установлен в |
корме глаголь-гак, |
прикрепленный к |
обуху |
|
на |
палубе. |
|
|
|
Спасательное устройство состоит из двух спасательных шлюпок вместимостью 16 человек каждая, установленных на шлюпочной па лубе. Спуск шлюпок за борт и подъем их на палубу производятся при помощи двух шарнирных шлюпбалок и электроручных шлюпоч ных лебедок.
На шаланде имеются следующие общесудовые системы: противо пожарная (водяная, воздушно-механического пенотушения и химиче ского тушения «СЖБ»), осушительная, балластная, забортной и прес ной воды, сточная и фановая, водяного отопления и вентиляции.
Силовая установка состоит из двух главных двигателей марки
6425/34-2 мощностью по 300 |
л. с. при 500 об/мин. Передача мощности |
|
от двигателя на |
гребной вал осуществляется через реверс-редуктор |
|
с передаточным |
отношением |
1 : 1,91. |
Для снабжения электроэнергией электрифицированных судовых механизмов и устройств в воздушных отсеках правого и левого бортов
установлены два дизель-генератора |
(один резервный) переменного |
||
тока напряжением 225 в, мощностью |
по 63 кет с двигателями |
мощ |
|
ностью 100 л. с. при 750 |
об/мин. |
|
|
Для обслуживания главных двигателей и дизель-генераторов |
уста |
||
новлены системы смазки, |
топлива, |
охлаждения, сжатого воздуха |
|
и выхлопной трубопровод. |
|
|
|
Пуск главных двигателей производится непосредственно из машин ного отделения по команде из ходовой рубки, а управление — с пуль та управления, расположенного в ходовой рубке, и постов на крыльях ходового мостика.
В машинном отделении установлен автоматизированный котлоагрегат для отопления судна и снабжения горячей водой.
Морская самоходная грунтоотвозная шаланда типа «Каспийская» имеет в принципе такое же устройство, как и шаланда типа «Черно морская». Ее трюм предназначен для транспортировки легких и сред них грунтов, на некоторых шаландах он приспособлен и для липких грунтов.
Грунтоотвозная шаланда типа «Каспийская» предназначена для транспортирования грунта на подходных каналах к портам Балтий ского, Черного, Азовского, Каспийского и Белого морей, с удалением от берега до 100 миль.
|
Основные |
характеристики |
|
Длина |
наибольшая |
47,72 |
м |
Длина |
расчетная |
45,0 |
» |
Ширина |
расчетная |
9,0 |
» |
Высота |
борта расчетная |
3.3 |
» |
Осадка |
порожнем |
1.4 |
» |
Осадка |
в грузу . |
2,72 |
» |
194
Водоизмещение в грузу |
837 т |
Емкость грунтового трюма |
300 м3 |
Скорость хода . . . . |
7,2—8,7 узла |
Автономность плавания . |
10 суток |
Экипаж |
14 чел. |
Грунтовой трюм шаланды, предназначенной для перевозки легких |
и средних грунтов, в нижней части имеет 14 разгрузочных отверстий (по семь на каждом борту) размером 2,8x1,25 м, закрываемых двер цами. В открытом положении дверцы не выходят за днище судна.
Грунтовой трюм шаланды, предназначенный для перевозки липких грунтов, в нижней части имеет семь разгрузочных отверстий разме ром 3,88x2,4 м. Каждое отверстие закрывается двумя дверцами, длинная сторона которых расположена поперек трюма. В открытом положении дверцы выходят за днище судна на 400 мм. Однако габа ритная осадка судна порожнем (с открытыми дверцами) меньше его осадки в грузу.
Дверцы закрываются и открываются при помощи двух гидравли ческих приводов, расположенных в корме.
Энергетическая установка шаланды состоит из двух главных дви гателей марки 6ЧНСП 18/22 мощностью по 225 л. с. при 350 об/мин. Мощность двигателей передается на гребной вал через реверс-редук тор с передаточным отношением 1 : 2,14.
Для снабжения электроэнергией электрифицированных судовых
механизмов и устройств в машинном отделении |
установлено три ди |
|
зель-генератора (один резервный) |
переменного |
тока мощностью по |
25 кет с двигателем мощностью 40 |
л. с. при 1500 |
об/мин. |
Главные двигатели и устройство подъема и опускания дверец уп равляются из ходовой рубки.
Общесудовые системы и трубопроводы машинной установки соот ветствуют классу и назначению судна.
§ 65. Специальное оборудование шаланд
Грунтовой трюм грунтоотвозных шаланд имеет некоторое отличие от грунтового трюма самоотвозных землесосов, так как в нем пере возится более плотный засоренный и липкий грунт. Так же как и у самоотвозного землесоса, грунтовой трюм шаланд отделен от бортов судна продольными стенками с углом наклона до 6—22°, а по длине ограничен поперечными водонепроницаемыми переборками.
Корпус шаланды в районе грунтового трюма ослаблен разгрузоч ными отверстиями в нижней части трюма и вырезом в палубе, поэтому для компенсации ослабления корпуса по диаметральной плоскости трюма в нижней части проходит балка, а продольные стенки трюма подняты выше палубы и образуют комингс грунтового трюма. Воз душные отсеки, образованные бортом судна и продольными перебор ками трюма, разделяются водонепроницаемыми переборками на более
мелкие, повышающие непотопляемость шаланды и |
используемые |
для хранения воды, топлива и масла. На некоторых |
шаландах для |
7* |
195 |
хранения судовых запасов используется продольная балка грунтового трюма.
Для улучшения вывалки грунта желательно, чтобы продольные стенки имели бы меньший угол наклона. Имеются шаланды, у кото рых продольные стенки в трюме расположены вертикально. Выпол нить продольные стенки трюма с малым углом наклона не всегда пред ставляется возможным, так как разгрузочные отверстия получаются значительных размеров и их трудно закрывать из-за больших габа ритов и большой нагрузки на дверцу.
Для равномерного заполнения трюма шаланду во время загрузки перемещают относительно снаряда.
На некоторых шаландах по обоим концам трюма устанавливают регулируемые переливные устройства по типу переливных устройств самоотвозных землесосов для сбрасывания из трюма воды.
Разгрузочные отверстия в трюме закрываются, как правило, одно створчатыми и двустворчатыми дверцами.
На рис. 109 показано дверцеподъемное устройство грунтового трюма. Дверцы 6 для закрытия разгрузочных отверстий в грунтовом трюме на петлях 7 крепятся к продольной балке 8. К каждой дверце в двух точках скобами 9 прикреплены подъемные цепи 10, другой ко нец которых закреплен на траверсе 11. С траверсой соединен канат 5, идущий через направляющий блок 4 к штанге 3 подъемного устройства. Канат крепится к штанге при помощи натяжного устройства 2.
Штанга состоит из отдельных частей, соединенных между собой шарнирами /. Концевая штанга соединяется проушиной, навернутой на шток 17 гидропресса 18. У гидропресса устанавливается ручной сто пор 16, удерживающий штангу при закрытых дверцах. Штанга 3 опирается на ограничительные вкладыши 13, установленные на обой мах направляющих блоков.
При обрыве подъемной цепи или каната дверца может быть закреп лена в закрытом положении с помощью аварийного крепления 12, состоящего из каната и талрепа. Канат закрепляется на обойме нап равляющего блока, а талреп, соединенный с канатом, крепится к обу ху дверцы.
Вописанной конструкции при помощи одного гидропресса закры ваются и открываются дверцы одного борта.
Воткрытом положении дверцы не выходят за днище судна, в зак рытом — располагаются на уровне (частично выше) ватерлинии судна
порожнем. Такое расположение дверец удобно при эксплуатации, так как они доступны для осмотра и ремонта без постановки шаланды в док, и при открывании дверец на мелководных свалках они не за цепятся за грунт. Однако при таком расположении под дверцами об разуется большое пространство, что уменьшает емкость трюма и во доизмещение шаланды, а также увеличивает сопротивление воды дви жению судна на 30—40%.
На некоторых шаландах дверцы располагаются заподлицо с об шивкой днища. Такое расположение не вызывает дополнительного соп ротивления воды движению судна и не уменьшает объема трюма. Од нако эта конструкция не всегда удобна в эксплуатации, так как при
196