Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
Гидравлические затворы удерживаются в горизонтальном и заглуб ленном положениях специальными стопорами.
По мере загрузки шаланды ее осадка увеличивается, и забортная вода частично входит в креновую цистерну, занимая около 10% ее объема.
Рис. 114. Схема опрокидывания шаланды
По окончании загрузки (положение II) шаланду буксируют к ме сту свалки грунта, где канатом дистанционного управления с букси руемого судна открывают стопоры. Благодаря наличию поплавков наконечники всплывают (положение III) и автоматически стопорятся в горизонтальном положении. При этом воздух выходит из цистерны через верхние затворы, а его место занимает забортная вода. По мере заполнения креновой цистерны водой, шаланда начинает крениться. Когда кренящий момент от принятой воды превысит опрокидывающий, шаланда опрокидывается на 180° (положение IV).
205
Движение и управление шаланды осуществляется двумя движитель- но-рулевыми комплексами. Гребные двигатели-дизели мощностью по 500 л. с. установлены в корме на палубе и закрыты кожухами.
Управление шаландой, главными двигателями и гидравлической системой осуществляется из ходовой рубки. Рубка установлена на корме шаланды таким образом, что во время раскрытия корпусов она остается в горизонтальном положении. Каюты экипажа располо жены в корпусах.
Г л а в а XI
ШАЛАНДОРАЗГРУЖАТЕЛИ
§ 68. Гидравлические шаландоразгружатели
Шаландоразгружатели применяются для разгрузки грунтоотвозных Шаланд на береговую свалку в том случае, когда транспортируе мый грунт используется для гидротехнического строительства, пред ставляет собой строительный материал (песок, гравий) или является полезным ископаемым (руда, уголь). Шаландоразгружатели приме няются двух типов: гидравлические и механические (черпаковые). Наибольшее распространение находят гидравлические шаландораз гружатели.
Г и д р а в л и ч е с к и й ш а л а н д о р а з г р у ж а т е л ь (рис. 116) представляет собой землесосный снаряд с бортовым распо ложением грунтозаборного устройства. Грунтозаборное устройство со стоит из грунтоприемника / и сосуновой трубы 2. Сосуновая труба со единяется с всасывающим корпусным грунтопроводом 12 при помощи поворотного сальникового соединения. Другой конец трубы под вешен через полиспаст 3 к стреле 4 и может быть поднят или опущен электроприводной лебедкой 9. Сосуновая труба имеет значительный вылет за борт, позволяющий грунтоприемнику опуститься в район диаметральной плоскости грунтового трюма разгружаемой шаланды. Для разжижения грунта в трюме на шаландоразгружателе установле ны насосы 20, которые подают забортную воду к двум насадкам 22. Они подвешиваются к кронштейнам 5 таким образом, что одна размы вает грунт перед грунтоприемником, а другая — за ним. Насадки подвешены к напорному грунтопроводу через резиновые патрубки 21, а горизонтальная часть напорного трубопровода 6 при помощи специ ального поворотного устройства 7 может поворачиваться вокруг оси. Такое расположение насадок позволяет направить размывную струю в нужную точку грунтового трюма. Для образования пульпы на 1 ж3 извлекаемого грунта необходимо подавать в трюм 4—6 м3 воды.
В начале разгрузки шаланды грунтоприемник / постепенно погру^ жается в грунтовой трюм, затем шаланда перемещается вдоль борта
207
шаландоразгружателя специальным устройством, состоящим из лебе док или шпилей, канатов, клюзов и направляющих роликов.
Для отделения твердых предметов из пульпы на всасывающем грунтопроводе устанавливается камнеотделитель / / .
Грунтонасосная установка 19 в зависимости от дальности рефули рования грунта состоит из одного или двух грунтовых насосов. При установке двух насосов они работают последовательно.
От грунтового насоса пульпа по напорному судовому грунтопрово ду 13 подается к выкидной трубе 17, соединенной с судовым грунто-
20
Рис. 116. Гидравлический шаландоразгружатель
проводом при помощи шарового соединения 16. Выкидная труба под вешивается к стреле 15 и может быть поднята или опущена лебедкой 14. Гибкое соединение облегчает соединение выкидной трубы с берего вым грунтопроводом и предохраняет его от поломок_при изменении осадки и качки шаландоразгружателя.
Управление грунтозаборным устройством осуществляют из рубки 8. В большинстве случаев шаландоразгружатели бывают несамоход ные. Их корпус имеет прямоугольные обводы. В корпусе и надстройках
размещаются |
грунтонасосная. и |
энергетическая установки, жилые |
и служебные |
помещения. |
|
Шаландоразгружатели имеют |
собственные энергетические установ |
ки (паровые и дизельные) или получают электроэнергию с береговых электростанций.
Для работы в паре с шаландоразгружателями шаланды должны иметь грунтовой трюм, свободный от продольных и поперечных балок и переборок.
208
§69. Механические шаландоразгружатели
Для разгрузки шаланд, груженных тяжелым и засоренным грун том, применяются механические (черпаковые) шаландоразгружатели.
М е х а н и ч е с к и й ш а л а н д о р а з г р у ж а т е л ь со стоит из двух корпусов, соединенных между собой мостовой конструк цией. На мостовой конструкции, расположенной в средней части кор пусов, установлена черпаковая башня, к которой подвешена черпа ковая цепь, а в носовой части — устройство для подъема и опускания черпаковой цепи. Шаланда с грунтом устанавливается между корпу сами, и в ее трюм опускается черпаковая цепь. Во время разгрузки шаланда перемещается вдоль корпусов разгружателя.
Грунт из черпаков вываливается на ленточный транспортер, отво дящий его к месту свалки. Транспортер подвешивается к черпаковой башне с помощью стрелы и канатных оттяжек.
Имеются механические шаландоразгружатели, у которых черпа ковая цепь располагается не вдоль корпусов, а поперек. Грунт к месту свалки может транспортироваться не только по транспортеру, но и по лонгкулуару.
Г л а в а XII
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА
§ 70. Завозные краны
Морские завозные краны используются для завозки и перекладки рабочих якорей, они должны быть мореходными и иметь небольшую осадку.
Морской завозный кран — судно многоцелевое, кроме выполнения операций по завозке и перекладке якорей, оно предназначено обслу живать морскую навигационную обстановку, буксировать плавучие грунтопроводы и несамоходные суда, обслуживать промерные партии,
перевозить |
членов |
экипажей |
земкараванов. |
|
|
|
|
|||
Район |
плавания — прибрежные |
воды Азовского, |
Черного, Бал |
|||||||
тийского, |
Баренцевого, Белого и Каспийского |
морей. |
||||||||
Морской завозный кран — это |
самоходное |
двухвинтовое однопа |
||||||||
лубное судно с двухъярусной |
рубкой в носовой |
части (см. рис. 6). |
||||||||
|
|
|
Основные |
характеристики |
|
|
|
|||
|
Длина |
наибольшая |
|
|
|
23,72 м |
||||
|
Длина |
расчетная |
|
|
|
|
22,0 |
» |
||
|
Ширина |
наибольшая |
|
|
|
6,22 |
» |
|||
|
Ширина |
расчетная |
|
|
|
|
6,0 |
» |
||
|
Высота |
борта расчетная |
|
|
;2,62 |
|
||||
|
Осадка |
с |
полными |
запасами |
|
|
1,37 |
» |
||
|
Мощность |
гребной |
установки |
|
450 |
л. |
с. |
|||
|
Тяговое |
усилие на гаке при скорости бук |
4,5 |
|
||||||
|
сировки 5 узлов |
|
|
|
|
тс |
||||
|
Скорость |
хода |
|
|
|
10 |
узлов |
|||
|
Автономность плавания |
|
|
3,5 |
суток |
|||||
|
Экипаж |
|
|
|
|
|
|
9 |
чел. |
209
Корпус судна пятью поперечными водонепроницаемыми перебор ками разделен на отсеки: форпик; помещение для отдыха экипажа и но совой балластный отсек; машинное отделение; помещение судовых кла довых, кормовые балластные цистерны и цистерна пресной воды; ахтерпик.
Помещение для отдыха экипажа расположено на водонепроницае мой платформе.
В рубке на главной палубе расположены: аккумуляторная, буфет ная, умывальная и кладовые.
Над рубкой первого яруса расположен ходовой мостик и рулевая рубка.
Корпус цельносварной конструкции набран по поперечной систе ме набора. Рулевое устройство состоит из двух обтекаемых балансирных подвесных рулей, обслуживаемых одной ручной машиной.
Якорное устройство расположено в носовой части и состоит из электроручного брашпиля, двух якорей весом по 150 кг и якорных цепей длиной по 75 м каждая и калибром 15 мм с распорками.
Энергетическая установка состоит из двух двигателей дизеля мар
ки |
6ЧНСП 18/22 |
мощностью |
по 225 |
л. с. при 750 об/мин. |
Гребные |
винты приводятся |
во вращение через |
реверс-редукторную |
передачу |
||
с |
передаточным отношением |
1,67. |
|
|
Судовая электростанция состоит из дизель-генератора мощностью 25 кет, включающего двигатель марки 4410,5/13 мощностью 40 э . л. с. при 1500 об/мин и генератор переменного тока типа МСК 82-4 напря жением 230 в.
Из ходовой рубки предусматривается управление главными дви гателями (пуск и остановка осуществляются непосредственно у дви гателей).
Специальные устройства расположены на главной палубе.
Для завозки якорей на мелководье применяют несамоходные кра ны, буксируемые к месту завозки катерами и другими средствами. Несамоходный кран состоит из понтона прямоугольной формы, на котором установлена стрела и грузовая лебедка с ручным или дизель ным приводом. Рабочий якорь подвешивается к стреле на специальном гаке с дистанционной отдачей.
Специальное оборудование завозных кранов (рис. 117) включает: кормовой крамбол, подрезное и грузовое устройства.
Кормовой выдвижной крамбол / предназначен для выполнения операций по подъему и завозке рабочих якорей. Он состоит из собствен
но крамбола, гака |
с дистанционной отдачей и кипа с вертикальными |
и горизонтальными |
роульсами. |
При перекладке |
рабочих якорей часто возникает необходимость |
в поднятии, «подрезке», из воды рабочих канатов в непосредственной близости от якорей. Для этого по бортам в носу и корме установлено специальное (подрезное) устройство 2 и 3, состоящее из поворотных кронштейнов, на которых установлены кипы с роульсами. Кормовые кронштейны оборудованы стопорами для каната.
Кронштейны в рабочем положении выходят за габарит судна, обес печивая тем самым безопасную работу.
210
Для производства грузовых работ судно снабжено грузовой стре лой грузоподъемностью 5 тс. Она обслуживается грузовой электро приводной лебедкой 4 грузоподъемностью 5 тс.
Вывалка стрелы за борт и обратно производится оттяжками через канифас-блоки турачкой лебедки, а также талями.
Кроме перечисленного специального оборудования, на судне име ются стеллажи для укладки и крепления баллонов с ацетиленом и аккумуляторов.
При завозке рабочих якорей кормовой крамбол выдвигается на величину, при которой подвешиваемый на нем якорь не касается кор-
Рис. 117. Схема расположения специального оборудования
завозного крана |
|
мовой части судна. Якорь крепится к стропу, проходящему |
через |
кип на гак. У места закладки из ходовой рубки отдается гак, и |
якорь |
падает на грунт. |
|
Для перекладки рабочего якоря его буйреп пропускают через кип кормового крамбола, набрасывают на турачку грузовой лебедки и, выбирая буйреп, поднимают якорь. Затем закрепляют якорь стропом на гаке и осуществляют завозку.
Если по каким-либо причинам у рабочего якоря отсутствует буёк, то для его перекладки якорный канат у снаряда укладывают в кип подрезного устройства правого или левого борта (в зависимости от мест ных условий, наличия течения и ветра), и завозный кран своим ходом начинает двигаться в сторону закладки якоря, осуществляя подрезку каната. При подходе к якорю и его подрыве якорный канат стопорят у кормового кипа, а завозный кран вместе с якорем подтягивают рабо чей лебедкой к снаряду. Затем якорь опускают на грунт (отдачей сто пора каната), канат сбрасывают с бортовых кипов и грузовыми уст ройствами снаряда поднимают якорь.
При завозке и перекладке рабочих якорей могут применяться и другие приемы с использованием специального оборудования за возного крана.
Грузовое устройство завозного крана позволяет выполнить следую щие основные работы по обслуживанию знаков навигационного ог раждения: грузить на свою палубу или палубу других плавсредств плавучие знаки; ставить плавучие знаки в море; доставлять и сменять
211