Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
Рис. 109. Дверцеподъемное устройство шаланд
открывании дверцы выступают ниже днища, а следовательно, для того чтобы их не повредить па месте свалки, глубина должна быть значительной.
|
Мелкие частицы грунта, разжиженные водой, могут выпасть из |
|||||||||
трюма через |
зазоры между дверцами и стенками трюма. Для |
предо |
||||||||
твращения этого по периметру каждой дверцы |
устанавливают |
специ |
||||||||
альные уплотнения (см. рис. 109) |
из |
резиновой |
ленты 14. |
Лента кре |
||||||
пится к корпусу 15 болтами к шпильками. |
|
|
|
|
||||||
|
Дверца грунтового трюма представляет собой цельносварную кон |
|||||||||
струкцию коробчатого сечения, к которой |
приварены петли для под |
|||||||||
вешивания к |
продольной |
балке |
и обухи |
для |
крепления |
подъемных |
||||
цепей. Для |
уменьшения |
плавучести |
дверцы |
частично |
заполняют |
|||||
бетоном. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грунтовой трюм для |
транспортирования |
липких грунтов. Вывал |
|||||||
ка липких грунтов из трюма часто сопряжена |
с большими потерями |
|||||||||
по |
времени |
(2 ч и более). Основными препятствиями |
для |
вывал |
||||||
ки |
грунтов |
являются: |
наличие |
в |
трюме |
подвесок дверец |
(тросы, |
цепи, траверсы и т. п.), которые армируются грунтом; продольные бал ки и большие углы наклона стенок, способствующие образованию сво дов из грунта.
В грунтовом трюме (рис. 110) для транспортирования липких грунтов отсутствует продольная балка. Продольные стенки имеют угол наклона 10°. Подвеска дверец вынесена из трюма. Трюм подлине в нижней части перекрыт шестью поперечными балками 8, образую щими семь разгрузочных отверстий. Каждое отверстие закрывается
двумя |
дверцами 9, подвешенными на петлях к поперечным |
балкам. |
По |
краям к дверце прикреплены две подъемные цепи 7, |
которые |
соединены с траверсой 3. С каждой траверсой соединено две цепи пары дверец. Для регулировки натяжения подъемных цепей установлены талрепы 4.
С траверсой 3 соединена цепь 5, идущая через направляющий блок 6 к тяге 2. Между тягой и цепью в месте соединения установлено на тяжное устройство.
Тяга шарниром / соединена со штоком гидропресса 11. Для удер живания дверец в закрытом положении при стоянках и морских переходах установлен ручной стопор 10.
Как видно из рис. 110, каждая пара дверец закрывается одновре менным приведением в движение гидропрессов правого и левого борта.
Для уплотнения дверец по периметру установлена уплотнительная
резина 12. |
|
|
|
Приводы устройства |
подъема дверец |
на современных шаландах |
|
бывают гидравлические |
и электрические. |
|
|
Г и д р а в л и ч е с к и й |
п р и в о д |
состоит из гидропресса, |
соединенного с тягой подъема дверец, насосов рабочей жидкости, тру бопроводов и приборов управления.
На рис. 111 показано устройство гидропресса, установленного на шаландах типа «Каспийская». В корпусе 5 гидропресса перемещается шток 4 с насаженным на нем поршнем 3. С одной стороны корпуса имеется отлитая заодно с ним крышка 11 с двумя отверстиями: одно
198
для прохода штока, а в другое ввернуто штуцерно-торцевое соеди нение 7 для сообщения полости корпуса с трубопроводом рабочей жид кости. С другой стороны корпус закрыт крышкой /, предупреждаю щей попадание пыли на трущиеся поверхности корпуса и поршня.
При подаче жидкости во внутреннее пространство корпуса через штуцерно-торцевое соединение она давит на поршень, который вместе
Стенка
трюма
Рис. 110. Грунтовый трюм для липких грунтов
со штоком, проушиной 9 и тягой дверцеподъемного устройства переме щается и тем самым закрывает дверцы трюма. Чтобы жидкость не вытекала из рабочей части корпуса, на теле поршня установлено уплотнение 2. Для предотвращения вытекания жидкости в месте про хода штока через крышку установлено сальниковое уплотнение 6.
На конце штока имеется резьба, на которую навернута проушина 9, соединяющая гидропресс с тягой устройства подъема дверец. Для
199
надежного соединения проушины со штоком установлена стопорная гайка 8. Сверху к проушине прикреплен ползун 10, скользящий по направляющей.
Для удержания дверец грунтового трюма в закрытом положении (при загрузке трюма, переходу к месту свалки и при ходе со свалки) рабочая жидкость во внутреннем пространстве должна находиться под давлением. Это достигается автоматическим включением насоса рабочей жидкости при уменьшении ее давления в гидропрессе.
Дверцы открываются под действием своего веса и веса грунта, давящего на них. Для открывания дверец достаточно трубопровод, подающий рабочую жидкость в гидропресс, соединить со сливным баком.
Управление подъемом и опусканием дверец осуществляется из ходовой рубки при помощи электромагнитных золотников, меняющих направление движения рабочей жидкости. В качестве рабочей жид кости используются различные сорта масел, не густеющие при наруж ной температуре воздуха до •—20° С.
При выходе из строя электроприводного насоса можно использо вать насос с ручным приводом.
Для удержания дверец грунтового трюма в закрытом положении при длительных переходах или ремонтах шаланды устанавливаются стопоры с ручным управлением.
Стопор (рис. 112) состоит из литого корпуса 1, установленного на одном фундаменте с гидропрессом. Внутри корпуса находятся кулачки
2 |
и 3. Нижний кулачок 2 двумя штангами / / |
соединен с траверсой 4, |
в |
которую вставлена втулка 5 с внутренней |
трапецеидальной резь |
бой. В верхний кулачок 3 также вставлена втулка с трапецеидальной резьбой, имеющая левую нарезку. Верхний кулачок соединен с тра версой ходовым винтом 10, на конце которого насажен маховик 8 и навернута стопорная гайка 6.
Маховик может свободно вращаться. Передача его вращения ходо вому винту осуществляется через палец 9 и упорный диск 7, сидящий
200
на квадратном конце ходового винта. Благодаря такому устройству можно использовать инерцию вращающегося маховика для открыва ния или закрывания стопора.
При вращении маховика по часовой стрелке верхний кулачок на чинает сходиться с нижним до тех пор, пока они не упрутся в проушину гидропресса, имеющую упоры. В этом положении стопор удерживает проушину, а следовательно, и тягу дверцеподъемного устройства. Для открывания дверцы обратным вращением маховика верхний ку лачок поднимается вверх, а нижний опускается; проушина освобож-
Проушина гидропресса
Рис. 112. Стопор
дается от кулачков стопора и тогда система может свободно сместить
ся вправо под действием |
веса дверец и |
грунта. |
Э л е к т р и ч е с к и й |
п р и в о д |
(рис. 113), установленный на |
шаландах типа «Черноморская», для закрывания дверец грунтового трюма состоит из следующих механизмов и основных узлов: электро двигателя 14, разобщительной муфты 13, промежуточного вала И, упругой муфты 9, колодочного электромагнитного тормоза 8, трехсту пенчатого цилиндрического редуктора 7, соединительной муфты 6, упорного подшипника 5, ходового винта /, гайки ходового винта 3, ручного привода 12, безопасной рукоятки 19, тормоза разобщительной муфты 2 и кожухов 4.
Все механизмы привода смонтированы на раме, которая устанавли вается на фундаменте, приваренном к палубе шаланды.
Для того чтобы закрыть дверцы грунтового трюма, необходимо включить электродвигатель привода. Электродвигатель через про межуточный вал / / и редуктор 7 приводит во вращение ходовой винт
201
/, заставляя гайку 3 перемещаться по резьбе винта. К цапфам гайки ходового винта присоединена штанга 15 дверцеподъемного устройства.
Таким образом, при движении гайки будет перемещаться и штанга. При подходе дверец к упору (в положении «закрыто») срабатывает
конечный выключатель, питание |
двигателя и |
тормоза выключается |
и дверцы в закрытом положении |
удерживаются |
на тормозе 8. |
Открывание дверец, как правило, должно производиться под дей ствием веса грунта, благодаря наличию несамотормозящейся переда чи. При открывании дверец растормаживается привод. При подходе гайки ходового винта к крайнему положению, когда дверцы полностью открыты, электромагнитный тормоз стопорит привод. Для предотвра щения чрезмерного раскручивания якоря электродвигателя при вы валке грунта предусмотрена разобщительная муфта, которая при достижении промежуточным валом предельной скорости отключает привод от якоря электродвигателя.
Для подъема дверец вручную используется ручной привод, состоя щий из безопасной рукоятки 19, валика 17, подшипников 18, кониче
ских шестерен 10 |
и |
выключателя 20. |
|
Для стопорения |
штанги |
при ремонте привода (в положении две |
|
рец — «закрыто») |
имеется |
закладной штырь 16. |
Для разрыхления грунта и очистки трюма над ним устанавливают ся гидромониторы, в которые подается вода от судовой пожарной маги страли. На некоторых шаландах установлена специальная водяная система, состоящая из труб, проложенных на килевой балке и вдоль продольных стенок трюма. Трубы снабжены специальными на
садками. |
Управление |
подачей |
воды производится дистанционно — |
с пульта |
управления |
из ходовой |
рубки. |
§ 66. Несамоходные грунтоотвозные шаланды
Несамоходные грунтоотвозные шаланды в составе морского дно углубительного флота выполняют вспомогательную роль. Они рабо тают совместно с якорными землесосами, с многочерпаковыми, штанго выми и грейферными земснарядами и шаландоразгружателями.
Шаланды имеют корпус сварной конструкции с прямостенными обводами. Все общесудовые устройства, как правило, с ручным при водом. Дверцеподъемное устройство снабжено механическим или гид равлическим ручным приводом. В корпусе и кормовой надстройке расположены жилые и служебные помещения для команды. Для осве
щения на шаландах устанавливаются маломощные дизель-генераторы. |
|
Там, где позволяют условия, шаланды перемещаются методом тол |
|
кания. |
|
Разновидностью несамоходных шаланд являются |
о п р о к и д ы |
в а ю щ и е с я ш а л а н д ы . Они предназначены для |
транспортиро |
вания липких, засоренных и скальных грунтов от грейферных и штан говых снарядов.
В Советском Союзе опрокидывающиеся шаланды строятся грузо подъемностью 50, 150 и 300 т.
203
Основные характеристики опрокидывающихся |
шаланд |
||
|
грузоподъемностью 150 т : |
|
|
Длина |
наибольшая |
31,8 |
.« |
Длина |
расчетная |
31.6 |
» |
Ширина наибольшая |
6,2 |
» |
|
Ширина расчетная |
5,8 |
» |
|
Высота |
борта |
2.1 |
» |
Осадка |
порожнем |
0,38 |
» |
Осадка |
порожнем габаритная |
1,12 |
» |
Осадка |
в грузу |
1,36 |
» |
Осадка |
в грузу габаритная |
2,1 |
> |
Максимальная осадка в момент опрокиды |
|
|
|
вания |
|
3,0 |
» |
Район плавания опрокидывающихся шаланд—портовые ЕОДЫ С вы ходом на рейд при волнении моря до трех баллов.
Шаланды имеют корпус цельносварной конструкции с прямостенными обводами. Палуба и днище одинаковые, и при переворачивании шаланды они меняются местами. На палубах-днищах шаланды вдоль бортов установлены продольные стальные комингсы высотой 700 мм, которые вместе с носовыми и кормовыми комингсами образуют ограж денное со всех сторон погрузочное пространство. Поперечные коминг сы имеют шарнирную подвеску и могут быть повернуты. Это сделано для того, чтобы при буксировке шаланды они автоматически занимали в воде горизонтальное положение для уменьшения сопротивления воды движению шаланды.
Корпус шаланды разделен поперечными водонепроницаемыми пе реборками на шесть отсеков. В районе средних отсеков на одном борту
устроена креновая |
цистерна емкостью |
35 |
м3. |
Для швартовки шаланды к снарядам |
на |
палубах-днищах установ |
|
лены швартовные |
кнехты. |
|
|
Буксировка шаланды производится |
при помощи стального бук |
сирного каната, параллельно с которым проложен канат дистанцион ного управления опрокидыванием.
В носовой и кормовой частях шаланды установлены коффердамы, сообщающиеся с забортной водой через гидравлические затворы и ка налами с креновой цистерной.
Гидравлический затвор состоит из гибкого резинового шланга диаметром 200 мм с наконечником из стальной трубы того же диа метра. К наконечнику приварен поплавок.
На рис. 114 показана схема опрокидывания шаланды. В положе нии / шаланда становится под погрузку. Креновая цистерна 2 соеди нена с четырьмя гидравлическими затворами 1 (по два в носовой и кор мовой частях).
Резиновые шланги с наконечниками нижних затворов расположе ны горизонтально. По ним забортная вода может свободно входить в креновую цистерну. Но она войдет в цистерну лишь частично, так
как наконечники |
верхних затворов опущены в |
воду |
(«закрыты»). |
В этом положении |
в креновой цистерне создается воздушная подушка |
||
и воздух из цистерны не может выйти через верхние |
затворы. Его |
||
давление в цистерне уравновешивается давлением |
забортной воды. |
204