Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 109. Дверцеподъемное устройство шаланд

открывании дверцы выступают ниже днища, а следовательно, для того чтобы их не повредить па месте свалки, глубина должна быть значительной.

 

Мелкие частицы грунта, разжиженные водой, могут выпасть из

трюма через

зазоры между дверцами и стенками трюма. Для

предо­

твращения этого по периметру каждой дверцы

устанавливают

специ­

альные уплотнения (см. рис. 109)

из

резиновой

ленты 14.

Лента кре­

пится к корпусу 15 болтами к шпильками.

 

 

 

 

 

Дверца грунтового трюма представляет собой цельносварную кон­

струкцию коробчатого сечения, к которой

приварены петли для под­

вешивания к

продольной

балке

и обухи

для

крепления

подъемных

цепей. Для

уменьшения

плавучести

дверцы

частично

заполняют

бетоном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грунтовой трюм для

транспортирования

липких грунтов. Вывал­

ка липких грунтов из трюма часто сопряжена

с большими потерями

по

времени

(2 ч и более). Основными препятствиями

для

вывал­

ки

грунтов

являются:

наличие

в

трюме

подвесок дверец

(тросы,

цепи, траверсы и т. п.), которые армируются грунтом; продольные бал­ ки и большие углы наклона стенок, способствующие образованию сво­ дов из грунта.

В грунтовом трюме (рис. 110) для транспортирования липких грунтов отсутствует продольная балка. Продольные стенки имеют угол наклона 10°. Подвеска дверец вынесена из трюма. Трюм подлине в нижней части перекрыт шестью поперечными балками 8, образую­ щими семь разгрузочных отверстий. Каждое отверстие закрывается

двумя

дверцами 9, подвешенными на петлях к поперечным

балкам.

По

краям к дверце прикреплены две подъемные цепи 7,

которые

соединены с траверсой 3. С каждой траверсой соединено две цепи пары дверец. Для регулировки натяжения подъемных цепей установлены талрепы 4.

С траверсой 3 соединена цепь 5, идущая через направляющий блок 6 к тяге 2. Между тягой и цепью в месте соединения установлено на­ тяжное устройство.

Тяга шарниром / соединена со штоком гидропресса 11. Для удер­ живания дверец в закрытом положении при стоянках и морских переходах установлен ручной стопор 10.

Как видно из рис. 110, каждая пара дверец закрывается одновре­ менным приведением в движение гидропрессов правого и левого борта.

Для уплотнения дверец по периметру установлена уплотнительная

резина 12.

 

 

 

Приводы устройства

подъема дверец

на современных шаландах

бывают гидравлические

и электрические.

 

Г и д р а в л и ч е с к и й

п р и в о д

состоит из гидропресса,

соединенного с тягой подъема дверец, насосов рабочей жидкости, тру­ бопроводов и приборов управления.

На рис. 111 показано устройство гидропресса, установленного на шаландах типа «Каспийская». В корпусе 5 гидропресса перемещается шток 4 с насаженным на нем поршнем 3. С одной стороны корпуса имеется отлитая заодно с ним крышка 11 с двумя отверстиями: одно

198


для прохода штока, а в другое ввернуто штуцерно-торцевое соеди­ нение 7 для сообщения полости корпуса с трубопроводом рабочей жид­ кости. С другой стороны корпус закрыт крышкой /, предупреждаю­ щей попадание пыли на трущиеся поверхности корпуса и поршня.

При подаче жидкости во внутреннее пространство корпуса через штуцерно-торцевое соединение она давит на поршень, который вместе

Стенка

трюма

Рис. 110. Грунтовый трюм для липких грунтов

со штоком, проушиной 9 и тягой дверцеподъемного устройства переме­ щается и тем самым закрывает дверцы трюма. Чтобы жидкость не вытекала из рабочей части корпуса, на теле поршня установлено уплотнение 2. Для предотвращения вытекания жидкости в месте про­ хода штока через крышку установлено сальниковое уплотнение 6.

На конце штока имеется резьба, на которую навернута проушина 9, соединяющая гидропресс с тягой устройства подъема дверец. Для

199


надежного соединения проушины со штоком установлена стопорная гайка 8. Сверху к проушине прикреплен ползун 10, скользящий по направляющей.

Для удержания дверец грунтового трюма в закрытом положении (при загрузке трюма, переходу к месту свалки и при ходе со свалки) рабочая жидкость во внутреннем пространстве должна находиться под давлением. Это достигается автоматическим включением насоса рабочей жидкости при уменьшении ее давления в гидропрессе.

Дверцы открываются под действием своего веса и веса грунта, давящего на них. Для открывания дверец достаточно трубопровод, подающий рабочую жидкость в гидропресс, соединить со сливным баком.

Управление подъемом и опусканием дверец осуществляется из ходовой рубки при помощи электромагнитных золотников, меняющих направление движения рабочей жидкости. В качестве рабочей жид­ кости используются различные сорта масел, не густеющие при наруж­ ной температуре воздуха до •—20° С.

При выходе из строя электроприводного насоса можно использо­ вать насос с ручным приводом.

Для удержания дверец грунтового трюма в закрытом положении при длительных переходах или ремонтах шаланды устанавливаются стопоры с ручным управлением.

Стопор (рис. 112) состоит из литого корпуса 1, установленного на одном фундаменте с гидропрессом. Внутри корпуса находятся кулачки

2

и 3. Нижний кулачок 2 двумя штангами / /

соединен с траверсой 4,

в

которую вставлена втулка 5 с внутренней

трапецеидальной резь­

бой. В верхний кулачок 3 также вставлена втулка с трапецеидальной резьбой, имеющая левую нарезку. Верхний кулачок соединен с тра­ версой ходовым винтом 10, на конце которого насажен маховик 8 и навернута стопорная гайка 6.

Маховик может свободно вращаться. Передача его вращения ходо­ вому винту осуществляется через палец 9 и упорный диск 7, сидящий

200

на квадратном конце ходового винта. Благодаря такому устройству можно использовать инерцию вращающегося маховика для открыва­ ния или закрывания стопора.

При вращении маховика по часовой стрелке верхний кулачок на­ чинает сходиться с нижним до тех пор, пока они не упрутся в проушину гидропресса, имеющую упоры. В этом положении стопор удерживает проушину, а следовательно, и тягу дверцеподъемного устройства. Для открывания дверцы обратным вращением маховика верхний ку­ лачок поднимается вверх, а нижний опускается; проушина освобож-

Проушина гидропресса

Рис. 112. Стопор

дается от кулачков стопора и тогда система может свободно сместить­

ся вправо под действием

веса дверец и

грунта.

Э л е к т р и ч е с к и й

п р и в о д

(рис. 113), установленный на

шаландах типа «Черноморская», для закрывания дверец грунтового трюма состоит из следующих механизмов и основных узлов: электро­ двигателя 14, разобщительной муфты 13, промежуточного вала И, упругой муфты 9, колодочного электромагнитного тормоза 8, трехсту­ пенчатого цилиндрического редуктора 7, соединительной муфты 6, упорного подшипника 5, ходового винта /, гайки ходового винта 3, ручного привода 12, безопасной рукоятки 19, тормоза разобщительной муфты 2 и кожухов 4.

Все механизмы привода смонтированы на раме, которая устанавли­ вается на фундаменте, приваренном к палубе шаланды.

Для того чтобы закрыть дверцы грунтового трюма, необходимо включить электродвигатель привода. Электродвигатель через про­ межуточный вал / / и редуктор 7 приводит во вращение ходовой винт

201


/, заставляя гайку 3 перемещаться по резьбе винта. К цапфам гайки ходового винта присоединена штанга 15 дверцеподъемного устройства.

Таким образом, при движении гайки будет перемещаться и штанга. При подходе дверец к упору (в положении «закрыто») срабатывает

конечный выключатель, питание

двигателя и

тормоза выключается

и дверцы в закрытом положении

удерживаются

на тормозе 8.

Открывание дверец, как правило, должно производиться под дей­ ствием веса грунта, благодаря наличию несамотормозящейся переда­ чи. При открывании дверец растормаживается привод. При подходе гайки ходового винта к крайнему положению, когда дверцы полностью открыты, электромагнитный тормоз стопорит привод. Для предотвра­ щения чрезмерного раскручивания якоря электродвигателя при вы­ валке грунта предусмотрена разобщительная муфта, которая при достижении промежуточным валом предельной скорости отключает привод от якоря электродвигателя.

Для подъема дверец вручную используется ручной привод, состоя­ щий из безопасной рукоятки 19, валика 17, подшипников 18, кониче­

ских шестерен 10

и

выключателя 20.

Для стопорения

штанги

при ремонте привода (в положении две­

рец — «закрыто»)

имеется

закладной штырь 16.

Для разрыхления грунта и очистки трюма над ним устанавливают­ ся гидромониторы, в которые подается вода от судовой пожарной маги­ страли. На некоторых шаландах установлена специальная водяная система, состоящая из труб, проложенных на килевой балке и вдоль продольных стенок трюма. Трубы снабжены специальными на­

садками.

Управление

подачей

воды производится дистанционно —

с пульта

управления

из ходовой

рубки.

§ 66. Несамоходные грунтоотвозные шаланды

Несамоходные грунтоотвозные шаланды в составе морского дно­ углубительного флота выполняют вспомогательную роль. Они рабо­ тают совместно с якорными землесосами, с многочерпаковыми, штанго­ выми и грейферными земснарядами и шаландоразгружателями.

Шаланды имеют корпус сварной конструкции с прямостенными обводами. Все общесудовые устройства, как правило, с ручным при­ водом. Дверцеподъемное устройство снабжено механическим или гид­ равлическим ручным приводом. В корпусе и кормовой надстройке расположены жилые и служебные помещения для команды. Для осве­

щения на шаландах устанавливаются маломощные дизель-генераторы.

Там, где позволяют условия, шаланды перемещаются методом тол­

кания.

 

Разновидностью несамоходных шаланд являются

о п р о к и д ы ­

в а ю щ и е с я ш а л а н д ы . Они предназначены для

транспортиро­

вания липких, засоренных и скальных грунтов от грейферных и штан­ говых снарядов.

В Советском Союзе опрокидывающиеся шаланды строятся грузо­ подъемностью 50, 150 и 300 т.

203


Основные характеристики опрокидывающихся

шаланд

 

грузоподъемностью 150 т :

 

 

Длина

наибольшая

31,8

Длина

расчетная

31.6

»

Ширина наибольшая

6,2

»

Ширина расчетная

5,8

»

Высота

борта

2.1

»

Осадка

порожнем

0,38

»

Осадка

порожнем габаритная

1,12

»

Осадка

в грузу

1,36

»

Осадка

в грузу габаритная

2,1

>

Максимальная осадка в момент опрокиды­

 

 

вания

 

3,0

»

Район плавания опрокидывающихся шаланд—портовые ЕОДЫ С вы­ ходом на рейд при волнении моря до трех баллов.

Шаланды имеют корпус цельносварной конструкции с прямостенными обводами. Палуба и днище одинаковые, и при переворачивании шаланды они меняются местами. На палубах-днищах шаланды вдоль бортов установлены продольные стальные комингсы высотой 700 мм, которые вместе с носовыми и кормовыми комингсами образуют ограж­ денное со всех сторон погрузочное пространство. Поперечные коминг­ сы имеют шарнирную подвеску и могут быть повернуты. Это сделано для того, чтобы при буксировке шаланды они автоматически занимали в воде горизонтальное положение для уменьшения сопротивления воды движению шаланды.

Корпус шаланды разделен поперечными водонепроницаемыми пе­ реборками на шесть отсеков. В районе средних отсеков на одном борту

устроена креновая

цистерна емкостью

35

м3.

Для швартовки шаланды к снарядам

на

палубах-днищах установ­

лены швартовные

кнехты.

 

 

Буксировка шаланды производится

при помощи стального бук­

сирного каната, параллельно с которым проложен канат дистанцион­ ного управления опрокидыванием.

В носовой и кормовой частях шаланды установлены коффердамы, сообщающиеся с забортной водой через гидравлические затворы и ка­ налами с креновой цистерной.

Гидравлический затвор состоит из гибкого резинового шланга диаметром 200 мм с наконечником из стальной трубы того же диа­ метра. К наконечнику приварен поплавок.

На рис. 114 показана схема опрокидывания шаланды. В положе­ нии / шаланда становится под погрузку. Креновая цистерна 2 соеди­ нена с четырьмя гидравлическими затворами 1 (по два в носовой и кор­ мовой частях).

Резиновые шланги с наконечниками нижних затворов расположе­ ны горизонтально. По ним забортная вода может свободно входить в креновую цистерну. Но она войдет в цистерну лишь частично, так

как наконечники

верхних затворов опущены в

воду

(«закрыты»).

В этом положении

в креновой цистерне создается воздушная подушка

и воздух из цистерны не может выйти через верхние

затворы. Его

давление в цистерне уравновешивается давлением

забортной воды.

204