§ 131. Изготовление и взрывание зарядов
Наиболее широкое распространение получили на подводных рабо тах следующие способы взрывания зарядов: электрический, детонирую щим шнуром и огневой.
ВВ помещают в мягкие или жесткие оболочки. Мягкие оболочки изготовляют из плотной бумаги при весе заряда до 2 кг, из картона, ткани — при весе до 10 кг, из мешковины, прорезиненной ткани и дру гих материалов — при весе более 10 кг. Жесткие оболочки при весе заряда до 2 кг изготавливают из стекла, до 10 кг — из жести и при большем весе — из кровельного железа.
Оболочки тщательно покрывают изолирующим составом. В метал лических оболочках швы пропаивают. Во избежание всплывания удель ный вес зарядов должен быть не менее 1,5.
Для взрывания заряда в него вводят патрон-боевик, представляю щий собой патрон ВВ с зажигательной трубкой — электродетонатором (при электрическом взрывании), с детонирующим (при взрывании де тонирующим шнуром), с зажигательным (при огневом взрывании) шну рами.
Для изготовления патрона-боевика патрон ВВ разминают, у конца патрона развертывают оболочку, деревянной палочкой делают углуб ление и вводят в него электродетонатор, детонирующий (завязывае мый узлом) или зажигательный шнур. Края обертки собирают и завя зывают шпагатом, зажимая электропровода, детонирующий или огне проводный шнур.
Патроны-боевики, покрытые гидроизолирующим составом, поме щают внутри зарядов, выводя конец шнура или электропровода наружу. Процесс ввода заряда ВВ в шпур или в скважину называют заряжанием. Если шпуры заряжают патронированными ВВ, то патронбоевик располагают сверху.
При больших скоростях течения и глубинах более 1,5 м заряды вводят в шпуры по обсадным трубам, которые убирают после зарядки шпуров. В навигационное время заряжание производят с понтона или с судна, а в зимнее — со льда. Свободную после заряжания часть шпу ра для предотвращения всплывания патронов ВВ заполняют песком.
Накладные заряды изготавливают в марлевых мешках в виде кол бас. Если заряды находятся в воде не более 20—30 мин, можно приме нять крафт-бумагу. Электродетонаторы и боевики из прессованного тола вводят в середину зарядов. Возможно применение и других бое виков. Для прочности изготовленные заряды обвязывают шпагатом. Длина зарядов 7—10 м, диаметр 30—35 см.
Для удобства укладки зарядов на дно их соединяют по пять жердя ми, оставляя между зарядами промежутки в 40—50 см.
В навигационное время такие заряды укладывают с понтонов, обо рудованных наклонными площадками. В зимнее время заряды укла дывают через продольные борозды, устраиваемые во льду.
Описанные заряды дают хорошие результаты при углублении на незначительную величину (до 25—30 см) больших по площади участ ков скального грунта.