Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нии гибким тралом перекрытие составляет 0,3—0,5 ширины протрали­ ваемой полосы.

Для обозначения границ отдельных галсов по кромкам протрален­ ной полосы устанавливают вехи или буйки.

Места задевания тралом подводных препятствий отмечают вехами или буйками и обследуют.

Длина гибкого трала в зависимости от ширины участка, подлежа­ щего тралению, составляет 150—250 м.

К недостаткам гибкого трала относятся его провисание и образо­ вание большой колышки (петли); она затрудняет перемещение трала и сокращает площадь, обследуемую за один галс. Кроме того, такой трал скользит по камням и валунам, погруженным или имеющим округ­ ленные очертания. Часто ими не захватываются и топляки, когда один их конец погружен в грунт, а другой направлен в сторону движения трала. Поэтому гибкий трал непригоден на каменистых участках. Такой трал обычно применяют для отыскания случайных, но недоста­ точно определенных препятствий: затонувших буев и вех, понтонов плавучего грунтопровода, якорей и др.

Результаты траления и обследования участков, а также работы по удалению препятствий оформляются актами.

Если в процессе траления обнаружено подводное препятствие, ко­ торое не может быть удалено, то это место фиксируется привязкой по местности, ограждается светящимися знаками и о нем сообщается адми­ нистрации порта.

Для обозначения границ и обеспечения заданной точности выработ­ ки рабочие бровки прорези обозначаются светящимися створными ве­ хами. Начало, конец, а также места поворота разрабатываемой проре­ зи обозначаются вехами или буйками.

С т в о р ы представляют собой парные вехи. При установке створ­ ных вех на акватории с интенсивным движением судов рекомендуется ставить на каждой бровке не менее трех вех, чтобы в случае утраты одной из них земснаряд мог продолжать работу. При установке бровочных створных знаков на берегу достаточно иметь по два знака на каждой бровке. На участках с большой толщиной грунта, извлекаемо­ го последовательно несколькими слоями, устанавливаются бровочные створы для каждого слоя в отдельности с учетом проектного откоса грунта.

Плавучие бровочные створы устанавливаются обычно при ремонт­ ном дноуглублении, когда бровка прорези легко определяется упором грунтозаборного устройства папильонажного снаряда. В остальных случаях, если позволяет глубина, вехи нужно забивать в грунт.

Для обеспечения более успешной работы самоотвозного землесоса рабочий участок, если позволяют условия, обвеховывают 3—5 парами створных вех: одна пара на оси прорези, две на бровках и по одной па­ ре между каждой бровкой и осью.

На участках большой протяженности, углубляемых папильонажными земснарядами, створные вехи устанавливают на расстояние 500— 1000 м от земснаряда и по мере его продвижения переставляют вперед. Расстояние между вехами на линии бровки должно быть 100—200 м.

382


Глубоководная свалка грунта практически неограниченной емко­ сти обозначается обычно одним светящимся буем. Шаланды или само­ отвозные землесосы разгружают вокруг этого буя.

При ограниченной емкости и площади подводной свалки границы ее ограждают двумя светящимися буями. Буи обозначают границы свалки, наиболее удаленные от участка дноуглубления. По мере запол­ нения свалки грунтом буи передвигают в сторону участка дноуглуб­ ления.

Навигационное ограждение свалки и подходов к ней должно обеспе­ чивать круглосуточную безопасную работу грунтоотвозных шаланд и самоотвозных земснарядов. При наличии на этих судах радиолока­ ционных станций знаки ограждения оборудуются пассивными радио­ локационными отражателями.

Схема навигационного ограждения подходов к свалкам разрабаты­ вается службой пути Управления морских путей (дистанцией пути, службой канала или техническим участком) и согласовывается с мор­ ской инспекцией портнадзора.

Кроме парных бровочных створов, иногда выставляют поперечные створы, которые обычно обозначают начало или конец участка и быва­ ют парные и одиночные.

§ 136. Промерные работы

Промерные работы проводят для обеспечения качественного выпол­ нения дноуглубительных работ, подсчета объема извлеченного или подлежащего извлечению грунта.

Рис. 196. Промерная моторная шлюпка с эхолотом

Промеры выполняют с промерной шлюпки или с катера, в зимнее время — со льда.

Основным прибором для измерения глубин является промерный эхолот, установленный на борту катера или моторной шлюпки (рис. 196). При отсутствии эхолота на глубинах 5 ж и менее применяют наметку (футшток), на глубинах более 5 м — лот или рыбалот.

383

При промерах на илистых грунтах наметка

и ручной лот должны

иметь поддон диаметром не менее 20 см. Отсчет

глубин до 5 м ведется

с точностью 5 см, свыше 5 м — 10 см. Полученные глубины приводят

к принятому отсчетному уровню на основании наблюдений за уровнем

воды на водомерном (уровенном) посту или на рабочей рейке. Интервал

наблюдений за уровнем воды следующий: а) в безливных морях — 1 ч; при сгонно-нагоиных явлениях и изменении уровня более 0,1 м в час — 0,5 ч; б) в ливных морях с амплитудой колебаний менее 0,5 м — 1 ч, с амплитудой более — 10 мин около моментов полной и малых вод.

Нуль рейки на участке дноработ привязывают к нулю водомерного

поста,

наблюдения

за уровнем

воды начинают до начала промерных

работ.

 

 

 

 

 

Промеры для

целей дноуглубления

бывают

п р е д в а р и т е л ь ­

н ы е ,

и с п о л н и т е л ь н ы е и

к о н т р

о л ь н ы е .

Предварительные

промеры выполняют не ранее чем за 10 суток до начала дноуглубитель­ ных работ, а на участках, подверженных интенсивной заносимое™, за 3—5 суток; исполнительные — не позже чем через 10 суток после окон­ чания работ на каждом профиле; контрольные—в процессе производ­ ства дноуглубительных работ.

При выполнении работ на участках с малой заносимостыо, где по условиям больших весенних скоростей течения достижение требуе­ мой точности промеров сопряжено со значительными трудностями, могут быть использованы в качестве предварительных зимние промеры, однако перед началом работ необходимо сделать контрольную провер­ ку глубин (не менее 3—5 точек на профиле, через один профиль).

На участках, подверженных штормовой заносимое™, после штор­ мовых погод делают повторные предварительные промеры глубин впе­ реди земснаряда и на сданных профилях, чтобы правильно учитывать на несданных до шторма профилях штормовую заносимость.

Планы участков дноуглубления с нанесением предварительных и исполнительных промеров составляются в масштабах: для акваторий и территорий 1:500; 1:1000; 1:2000; для каналов 1:2000.

План промеров может быть выполнен в смешанном масштабе, сжа­ том по оси. При этом горизонтальный масштаб (по оси прорези) прини­ мается 1:5000 или 1:10000, вертикальный 1:2000. В случае необходи­ мости для участков большой протяженности и малой ширины попе­ речный масштаб может быть увеличен до 1:200; 1:500.

Промеры участков дноуглубительных работ выполняют по попереч­ ным профилям. Схема расположения профилей для каждого канала или акватории обычно постоянная, а профили по возможности закреп­ лены привязкой на местности.

Расстояние мажду профилями устанавливают в зависимости от рель­ ефа дна и протяженности участка работ: на каналах — 20, 50 или 100 м, на акваториях портов — 20 м; у причальных линий — 10 м. Допускается увеличение расстояний между профилями на каналах до 200 м, на акваториях до 50 м, у причалов до 20 ж.

Промерные точки на профилях в пределах проектной ширины кана­ ла располагают через 10 м, на откосах через 2,5 или 5 м. При производ384


стве промеров путем инструментальной засечки промерных точек с берега для подсчета объемов работ глубины наносят на план через указанные выше интервалы путем интерполяции.

Промерные точки на акваториях портов у причалов и оградитель­ ных сооружений, начиная от точки у сооружения, принимают на участ­ ке до 5 ж через 1 ж; на участке от 5 до 10 ж через 2,5 ж, далее две точки через 5 и последующие через 10 ж.

Для подсчета объемов работ в зоне формирования откосов и опре­ деления забровочных глубин промерные точки на каждом промерном профиле выводят за пределы проектной ширины прорези на расстоя­ ние, превышающее заложение проектируемого или сформировавшего­ ся откоса на 20—30 ж.

При выполнении дноуглубительных работ, связанных с разработ­ кой береговой территории, по каждому промерному профилю произ­ водят нивелировку берега на расстояние, позволяющее подсчитать объемы на откосах. Данные нивелировки также приводят к принято­ му нулю глубин.

Все измерения и наблюдения, связанные с промерами, на месте записывают в рабочие журналы (промерные, теодолитные, нивелирные, водомерные и т. п.) установленного образца. При записи строго при­ держиваются правил ведения журналов, не допуская пропуска имею­ щихся в них отдельных граф. Ошибочно сделанные записи и неверные отсчеты перечеркивают, а верную запись делают рядом. Стирать записанные данные в рабочем журнале не допускается. Все записи делаются простым черным (несмывающимся) карандашом, а при ка­ меральной обработке — тушью. Ведение записей измерений и наблю­ дений на отдельных листах или в блокнотах не допускается.

Предварительные и исполнительные промеры выполняют в присут­ ствии представителя заказчика и записи в промерном журнале заверя­ ются его подписью.

§ 137. Водомерные посты

Для постоянного контроля за глубинами при выполнении дноуглу­ бительных работ, а также получения сведений о колебаниях уровня воды на участках работ при проведении промеров устанавливают водо­

мерные посты.

 

В каждом порту или на участках канала имеется водомерный

пост

с контрольной рейкой и рабочая рейка.

 

Контрольная водомерная рейка при установке привязывается ни­

велировкой к ближайшему реперу. Водомерный пост должен быть

за­

щищен от волнения и повреждений, а сама рейка не должна обсыхать при самой малой воде или затапливаться при высокой воде.

Для дноуглубительных и промерных работ в качестве контрольной и рабочей реек могут быть использованы деревянные водомерные рей­ ки длиной 2—4 ж (в зависимости от амплитуды колебания уровня в рай­ оне работ).

13 Зак. 175

385


Рейка (рис. 197, а) представляет собой деревянную доску шириной 12 см и толщиной 2,5-—4 см. Лицевая сторона доски размечается деле­ ниями через 2 см. Черные деления / врезаны на глубину 12 мм. На свободных шашках выписывают цифры 3 дециметровых делений. Лице­ вая сторона и выпуклые деления 2 рейки окрашивают в белый цвет, а вырезанные деления — в черный. Остальная поверхность окрашена

вбелый цвет.

Сцелью улучшения видимости и удобства отсчета показаний рей­ ки на расстоянии, а также при значительных колебаниях уровня сле­ дует применять рейку с поперечными планками (рис. 197, б). Короткие

поперечные планки, окрашенные в белый цвет, набивают через 20 см,

а длинные планки должны обозначать целые метры. Ширина

планок

5

см,

 

длина:

коротких

25

см,

длинных 50 см.

 

 

 

 

 

 

Работа

на

водомерном

посту

организуется

таким

 

образом,

чтобы сведения об уровне воды

могли быть получены на земсна­

ряде

по радиотелефону

в

любое

время

 

суток.

В

тех

случаях,

когда

разностью отметок уровня

на

водомерном

посту

и в районе

работы

земкаравана

можно

пре­

небречь

или если

эта

разность

является

практически

постоян­

ной величиной, сведения

можно

передавать

не менее четырех

раз

в

сутки

в

определенные

часы.

Рис. 197. Водомерные рейки

Иногда,

если

позволяют

ус­

ловия,

в непосредственной

бли­

зости от участка работ устанавливают рабочую водомерную рейку, нуль которой соответствует нулю контрольной рейки и отчетному уровню.

Рабочую рейку устанавливают таким образом, чтобы отсчет по ней можно было делать визуально с борта земснаряда. Для лучшего отсче­ та на рейке через каждые 30 см прибивают контрастно окрашенные поперечные планки, позволяющие в условиях недостаточно хорошей видимости делать отсчет уровня от верха рейки по количеству планок.

По мере продвижения земснаряда рабочую рейку

переставляют. При

отсутствии видимости

с борта земснаряда

для

получения

отсчета

к рейке периодически

посылают шлюпку или

обслуживающий

катер.

Наилучшим образом организация водомерных наблюдений осущест­ вляется при помощи радиореек. Радиопередатчики уровня устанавли­ вают в районах производства дноуглубительных работ с интервалом, соответствующим нормальному радиусу действия каждой радиорейки. Поплавок радиорейки в зависимости от уровня изменяет частоту радио­ волн передатчика; радиоприемник на земснаряде настраивают на волну радиопередатчика. Отсчет уровня может быть взят в любой мо­ мент по шкале радиоприемника, имеющего соответствующую градуи­ ровку, либо по переводной таблице.

386


§ 138. Определение местоположения снаряда на участке дноуглубительных работ

Сведения о фактическом положении земснаряда на прорези необхо* димо иметь в течение всего периода работы. О пройденном расстоянии судят по поперечным профилям, о ширине разрабатываемой прорези — по положению земснаряда относительно оси канала или по бровкам.

При большой протяженности морских каналов точность опреде­ ления ширины канала по осевым береговым створам и мерным тросам с удалением от начала (от осевых береговых створов) значительно уменьшается, что приводит порой к увеличению или уменьшению ши­ рины канала в сторону одной из бровок, т. е. к снижению качества дно­ углубительных работ и значительному объему непроизводительно из­ влеченного грунта.

Для

папильонажных

земснарядов знание места

положения

на

прорези

позволяет фиксировать момент выхода на линию бровки грун­

тозаборного устройства, а также определить длину выработки

участка

дноуглубительных работ

за определенный

период (за

вахту,

сутки

и

т. д.) и произвести подсчет извлеченного грунта на этом участке.

 

Для

самоотвозных землесосов знание

местоположения в

любой

момент позволяет выбирать нужную трассу движения (траншею) и удер­ живать землесос на заданном курсе в процессе грунтозабора; обеспе­ чивать необходимую чистоту выработки бровок прорези; уточнять мес­ то начала и конца работы.

Имеются следующие способы определения места земснаряда; 1) отно­ сительно бровок или оси прорези, 2) относительно поперечных профилей.

К первым относятся определения:

по обратной засечке с применением гониометрических сеток; по осевому или бровочным створам, по створам, выставленным меж­

ду осью и бровкой; по судовым технологическим приборам-папильонажемерам;

при помощи радионавигационных систем. Ко вторым относятся определения:

по обратной засечке с применением гониометрических сеток; по секущим створам или по осевому створу и углу между линией осе­

вого створа и неподвижным предметам на берегу (знаком, приметным пунктом);

по судовому технологическому прибору-подачемеру; при помощи радионавигационных систем.

Перечисленные способы имеют различную степень точности и не­ которые из них применимы только при определенных условиях.

Береговые бровочные створы, выставленные по инструментальной разбивке с точной геодезической привязкой, в большинстве случаев не обеспечивают заданной точности (2 м).

Определение места выхода земснаряда на бровку с заданной точт ностыо может быть достигнуто лишь в пределах акваторий и в непосред­ ственной близости от объектов привязки. Точность определения

*

387