Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Небольшие по площади подрезки покрывают сплошным матрацем, соединяя заряды без промежутков, благодаря чему не остаются огрехи (неразрушенные участки).

Э л е к т р и ч е с к о е в з р ы в а н и е производят электродетонато­ ром. Систему электродетонаторов, соединенных между собой и с источ­ ником тока, называют электровзрывной сетью.

При расчете электровзрывной сети определяют сопротивление маги­ стральной сети, ее ответвлений и силу тока, проходящего в сети и в каждом электродетонаторе.

Расчет электровзрывной сети, когда известны число ветвей и элек­ тродетонаторов в них, а также сечения проводов, сводится к определе­ нию сил тока в ветвях. Цель расчета — проверить, достаточна ли сила электровзрывной машинки для безотказного взрывания сети.

Расчет выполняют в такой последовательности: 1) подсчитывают сопротивление каждой ветви; 2) определяют сопротивление магистра­ ли; 3) определяют общее сопротивление сети; 4) подсчитывают силу то­

ка

в магистрали; 5) устанавливают силу тока в электродетонаторах

и

концевых проводах.

Если потребная сила тока всей сети получится меньше минималь­ ной безотказной силы тока источника взрывания, то он может быть использован для взрывания сети. В противном случае изменяют состав сети или заменяют источник взрывания.

§ 132. Разрушение скального грунта скалодробильными снарядами

Скальные грунты можно разрушать скалодробильными снарядами. Такие снаряды применяют там, где это целесообразно по грунтовым условиям и объему выполняемых работ, а также на участках, где не­ допустимо производство взрывных работ, например, около гидротехни­ ческих и береговых сооружений, в местах прокладки кабелей и дюке­ ров и т. п.

Скалу разрушают тяжелыми долотами или пневматическими моло­ тами. Первые предназначены для разрушения больших по толщине слоев грунта на сравнительно крупные обломки, вторые — для раз­ рушения тонких слоев на меньшие фракции.

При глубинах на участках работ до 9 м долото делает 45—50 уда­ ров в час. Производительность рассматриваемого снаряда при высоте падения долота 6—7 м составляет: на граните 3—7 м3/ч, известняке 10—20 м3/ч, песчанике 15—30 м3/ч.

Скалодробильные снаряды с пневматическими молотами представ­ ляют собой одиночные или спаренные понтоны, на которых установле­ ны устройства для перемещения снаряда и молотов в процессе дробле­ ния грунта. На одном снаряде монтируют два или более молотов. Моло­ ты приводятся в действие компрессором.

По мере разрушения грунта молот перемещается в продольном и поперечном направлениях, а после разрушения скалы в просвете меж­ ду понтонами (в прорези) снаряд при помощи тросов и лебедок пере­ мещается на смежный участок.

378


Вес пневматических молотов, устанавливаемых на скалодробильных снарядах, составляет 1800, 3500 и 6000 кг; вес долот (дробильных устройств) соответственно 220, 435 и 1200 кг. В зависимости от веса долот, число ударов в минуту 215—100, при расходе воздуха 8—

20 м31'мин давлением 6—7 атм.

В зависимости от крепости и толщины разрушаемого слоя грунта производительность одного молота составляет 5—20 м3/ч. За один про­ ход снаряд разрушает слой грунта толщиной до 1,5 м.

При одном положении корпуса, в зависимости от расстояния меж­ ду понтонами, можно раздробить скалу на площади до 120 ж2 .

§ 133. Углубление взрывами песчаных перекатов

Для быстрого и небольшого увеличения глубин песчаных перека­ тов (на 15—20 см) проводят взрывные работы накладными зарядами.

В результате взрывания накладного заряда, находящегося на дне, происходит рыхление и подъем грунта выше поверхности дна. Части­ цы грунта, оказавшиеся во взвешенном состоянии, уносятся течением на нижележащий участок и глубины увеличиваются.

За пределами зоны рыхления частиц песчаного грунта от сотрясе­ ния грунта происходит его уплотнение, приводящее к понижению по­ верхности дна и, следовательно, к увеличению глубины.

Для большего эффекта отдельных взрывов применяют заряды плоской формы. Эффективность взрывов возрастает с увеличением глубины на участке производства работ.

Для каждой глубины существует оптимальная величина наклад­ ного заряда, соответствующая наименьшей затрате ВВ на единицу объема взрыхленного взрывом грунта. Иногда величину зарядов уве­ личивают сверх оптимальной для того, чтобы сократить количество взрывов. Примерные величины накладных зарядов, которые приме­ няются при углублении песчаных перекатов, помещены в табл. 21.

Т а б л и ц а 21

та S

Наимень­

Наиболь­

03 м

Наимень­

Наиболь­

1Ч

Наимень­

Наиболь­

к *

в ч

К к

ший вес

ший вес

Ч? 3

ший вес

ший вес

Ч о

ший вес

ший вес

Ч О

заряда, к г заряда, к г

 

заряда, к г заряда, к г

заряда, к г заряда, к г

>>П

 

 

 

 

 

Е-н п

 

 

I - . м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

0,75

2,0

1,5

1,5

3,5

2,5

2,0

4,0

1,0

1,0

2,0

2,0

2,0

4,0

3,0

2,5

5,0

Ориентировочно можно считать, что на 1 м3

песчаного грунта рас­

ходуется 0,5—1 кг ВВ.

Взрывное углубление накладными зарядами дает хорошие резуль­ таты при наличии течения на коротких перекатах, когда требуется удаление отдельных шалыг, прорезка коротких кос и т. д.

Взрывание накладными зарядами производят только в случае ост­ рой необходимости и в минимальном объеме.

379


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЗЕМКАРАВАНОВ, ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Г л а в а XXVI

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ЗЕМКАРАВАНА И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

§ 134. Учет производственных условий при выборе состава земкаравана

Основным фактором, влияющим на выбор типа снаряда, является род грунта на участке работ в пределах заданной глубины черпания. При наличии по профилю или даже по вертикали грунтов разного свойства следует учитывать влияние каждого из них. Например, если подошва срезаемого слоя грунта состоит из твердой глины, сопротив­ ление резанию определяется в значительной степени по ней, а не более легким грунтом, лежащим поверх глины. Чем тяжелее грунт, тем бо­ лее мощным должен быть снаряд.

Обобщая, сможно сказать, что при выполнении ремонтных и капи­ тальных дноуглубительных работ на несвязных грунтах без крупных включений в большинстве случаев наиболее эффективны самоотвоз­ ные землесосы.

Якорные землесосы с механическими разрыхлителями успешно работают на грунтах I—V групп по трудности разработки без включе­ ний, преимущественно на защищенных от волнения участках.

Многочерпаковые шаландовые и шаландо-рефулерные снаряды при шалаидовом способе удаления грунта должны использоваться в основ­ ном на тяжелых грунтах V — V I I групп по трудности разработки или на более легких, но засоренных грунтах.

Скальные грунты следует разрабатывать штанговыми, грейферны­ ми либо многочерпаковыми снарядами с цепью повышенной прочности, применяя во всех случаях предварительное рыхление скалы.

Объем грунта, подлежащий извлечению, и сроки выполнения работ определяют потребную мощность земснарядов и их количество. При больших объемах работ следует принимать в расчет максимально воз­ можную продолжительность навигационного периода с учетом гидро­ метеорологических факторов.

Толщина слоя грунта определяет конструкцию снаряда и его про­ изводительность. Чем тоньше слой грунта, тем рациональнее исполь­ зование на нем снарядов меньшей мощности. Для работы на тонких слоях малоэффективны одночерпаковые снаряды и траншейные земле­ сосы, дающие большое переуглубление.

Минимальная ширина рабочей прорези и забровочные глубины опре­ деляют размеры и конструкцию снаряда, обслуживающих его шаланд и других вспомогательных средств.

Гидрометеорологические условия на участке дноработ определяют мореходность и тип снаряда и обслуживающих его шаланд. При рабо-

380


те на незащищенных от ветра и волнения участках следует отдавать предпочтение самоотвозным землесосам.

При шаландовом способе удаления грунта глубины на свалках и подходах к ней определяют осадку шаланд, а грунтовые условия — конструкцию грунтового трюма шаланд. При выборе шаланд необхо­ димо стремиться к их однотипности, обеспечивающей ритмичность ра­ боты снаряда, и общности со снарядом по роду двигателей и топлива.

При рефулерном способе удаления грунта учитываются виды сва­ лок (подводная или береговая), дальность и высота рефулирования. Эти факторы определяют тип плавучего грунтопровода и виды вспомо­ гательных средств плавучей и береговой механизации.

Для выполнения работ по завозке и перекладке якорей, перево­ дам грунтопровода, доставке судам продовольствия, материалов, за­ пасных частей, топлива, воды и для сообщения с берегом в состав земкаравана или группы их включают мотозавозню (одну или две) или буксир, танкер и прочие суда.

В состав замкаравана включается также брандвахта. Каждый земкараван должен обслуживаться промерной партией с целью вы­ полнения предварительных и исполнительных промеров участков ра­ бот, а также, при необходимости, водолазной станцией для обслужи­ вания и удаления подводных препятствий, осмотра и очистки винтов, кингстонов, дейдвудов, днищевых закрытий шаланд и др.

§ 135. Траление и обвехование участков дноуглубительных работ

Траление проводят для того, чтобы обнаружить подводные препят­ ствия и обеспечить безопасные условия работы и плавания судов земкаравана непосредственно на участке дноуглубительных работ, в райо­ не свалки грунта и на подходе к ней.

Траление производят т р а л а м и . Они бывают гибкие и жесткие; по способу приведения в движение подразделяются на прикрепляемые к тралящему судну и буксируемые; по размерам различают судовые и шлюпочные тралы.

На морских бассейнах применяются гибкие металлические букси­ руемые и жесткие тралы.

Основной элемент каждого трала — тралящая часть, которой об­ наруживают подводные препятствия.

Гибкий трал представляет собой металлический (диаметром 10— 12 мм) или пеньковый трос (диаметром 2—3 см).

Участок, пройденный тралом в одном направлении, называется тральным галсом. Площадь, обследованная тралением по одному гал­ су, является протраленной полосой.

Чтобы протралить заданный участок без пропусков, тральные гал­ сы должны располагаться так, чтобы граничащие одна с другой про­ траленные полосы перекрывались. У гибких тралов ширина протра­ ленной полосы составляет 0,5—0,8 длины тралящей части. При трале-

381