Файл: Басов, А. И. Механическое оборудование обогатительных фабрик и заводов тяжелых цветных металлов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 249
Скачиваний: 0
Рис. 165. Песковый насос с боковым подводом пульпы: |
|
||
1 — фланец; |
2 — корпус; |
3 — рабочее колесо; 4 — промежуточный |
диск; 5 — резиновое кольцо; 6 — станина; 7 — сальник авто |
мэтический; |
8 — коробка |
сальника; 9 — уплотнение; 10 — стакан; |
11 — вал; 12 — пробка; 13 — хомут- 14 — втулка- 15 — под |
шнпник; 16 — гайка; 17 — крышка; 18 — муфта; 19 — входное отверстие; 20 — фланец; 21 — шпилька- 12 — гайка вала
ТА БЛИЦА 24 |
|
|
|
нАсосов |
|
КОЭФФИЦИЕНТЫ |
ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ |
ПАРАМЕТРОВ |
|
||
В ЗАВИСИМОСТИ |
ОТ ПЛОТНОСТИ ПУЛЬПЫ |
|
|
|
|
|
|
|
Плотность пульпы, |
т/м 3 |
|
Коэффициент |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
|
|
|
||||
Подачи Q J Qb ................................................... |
|
0,9 |
0,83 |
■ 0,77 |
0,71 |
Напора Нп/Нв .............................................. |
|
0,9 |
0,83 |
0,75 |
. 0,68 |
Мощности Nn/ NB |
.......................................... |
1,08 |
1,18 |
1,28 |
1,38 |
К- п. д. %/iln .............................................. |
|
0,9 |
0,85 |
0,8 |
0,75 |
стойку станины и затягивается хомутом 13, а другой конец прнбалчивается к корпусу сальника 8, закрепленному в расточке станины.
Герметичность соединений станины с корпусом насоса, промежуточ ным диском и корпусом сальника обеспечивается резиновыми коль цами, затягиваемыми шпильками. Подшипники защищены от про никновения в них грязи и влаги гребенчатым уплотнением 9 со сто
роны насоса и крышкой с двумя фетровыми кольцами со стороны муфты.
Рабочее колесо приводится в движение электродвигателем через эластичную муфту. Насос и его электродвигатель установлены на общей чугунной плите или жесткой сварной раме. Колесо (рис. 166, а) имеет пять лопастей 6, расположенных между двумя параллельными дисками 1 и 2. Такое колесо называется закрытым, в отличие от полу
открытых колес (см. рис. 176), имеющих один диск, и открытых колес, не имеющих дисков. Для увеличения долговечности лопасти, диски и корпус насоса делают утолщенными. На конце ступицы колеса имеется экспеллер (турбинка) 5, лопасти которого отсасывают пульпу из зоны сальника и препятствуют проникновению абразивных частиц в зазор между валом и сальником. Внутри ступицы залиты четыре кольца 3 из серого чугуна, которые растачивают на конус для по садки на вал. Приливы 4 служат для снятия металла при баланси
ровке колеса.
Автоматический сальник (рис. 167) установлен на втулке 8, защи
щающей вал от истирания, и состоит из уплотнителя (бронзового или резинового износостойкого) 4, кольца 5, пружины 7 и трех кулачков 6, правая утолщенная часть которых тяжелее левой. При вращении
вала тяжелые части кулачков под действием центробежной силы рас ходятся, поворачиваются, левые концы сжимают пружины и выта скивают уплотнитель, выводят его из соприкосновения с конусной расточкой в крышке сальника 3. Таким образом, во время работы
насоса пульпа из зоны сальника отсасывается и отбрасывается вра щающимся экспеллером 2 рабочего колеса. При пуске и остановке
насоса герметичность создается прижимающимся уплотнителем. Для выхода просочившейся через уплотнение пульпы предусмотрено от верстие корпуса сальника 11. Чтобы обеспечить герметичность в узле сальника и подшипников 14, установлено резиновое кольцо 1,
314
/
Ф86 Фт Ф205 |
фЗОО |
Рис. 166. Рабочие колеса насосов:
а — типа ПН; б — типа Пс
315
отражательное кольцо 9, лабиринтное уплотнение 10, 13, прегражда ющие доступ пульпы по валу 15 внутрь корпуса 12.
На рпс. 168 показан песковый насос с боковым питанием через патрубок 5 и приводом через ременную передачу 7 от двигателя 1, установленного на стойке 8, закрепленной на станине насоса 6. Натя жение ремней регулируют винтами 2. Поворотный кронштейн 3 пред назначен для механизации сборки и разборки насоса, а кронштейн 4—
для закрепления нагнетательной трубы.
1 2 3 |
4 5 S 7 8 |
9 10 11 12 |
13 14 |
15 |
Достоинства привода с ременной передачей: уменьшение длины насосного агрегата примерно на длину электродвигателя, что позво ляет снизить занимаемую им площадь на 30—40%; возможность уста новки двигателей с различными числами оборотов; ременная передача с различным передаточным отношением позволяет изменять число оборотов насоса, а следовательно, и все его параметры в широких масштабах; двигатель защищен от попадания в него пульпы (при случайных подтоплениях насосного уступа и др.) и от толчков и уда ров при расцентровке валов и дебалансе колеса. Недостатки его: уменьшение механического к. п. д. приме'рно на 3—5% и усложнение конструкции и обслуживания, что обусловлено ременной передачей, увеличенная нагрузка на вал насоса от натяжения ремней.
Насосы с ременным приводом наиболее рационально применять в условиях, где экономия производственной площади и необходимость
316
Рис. 169. Песковый насос типа Пс:
1 — корпус; 2 — крышка; 3 — рабочее колесо; 4 — промежуточный диск; 5 — гайка; 6 — кронштейн; 7 — подвод; 8 — кольцо; 9 — манжета; 10 — корпус сальника; II — сальник; 12 — уплотнение; 13 — хомут; 14 — вал; 15— подшипник; 16 — регулировочное устройство; 17 — станина (кронштейн)
ТАБЛИЦА 25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕСКОВЫХ НАСОСОВ ТИПА |
Пс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Марка |
|
|
|
|
Характеристика |
ЗПс-9 |
ЗПс-9а |
ЗПс-9б |
4Пс-9 |
4Пс-9а |
4Пс-9б |
6Пс-9 |
6Пс-9а |
бПс-96 |
|
|||||||||
Производительность (на воде), м3/ч |
40 |
30 |
25 |
60 |
50 |
45 |
120 |
100 |
85 |
|
72 |
60 |
50 |
130 |
100 |
90 |
250 |
200 |
170 |
|
100 |
90 |
75 |
. 200 |
160 |
135 |
360 |
300 |
260 |
Напор, кН/м2 (м вод. ст.) |
200 (20) |
160 (16) |
120 (12) |
300 (30) |
230 (23) |
170 (17) |
460 (46) |
360 (36) |
270 (27) |
|
185(18,5) |
140 (14) |
ПО (11) |
275 (27,5) |
210 (21) |
150 (15) |
430 (43) |
320 (32) |
250 (25) |
|
150(15) |
ПО (11) |
90 (9) |
220 (22) |
160 (16) |
130 (13) |
330 (33) |
260 (26) |
200 (20) |
Допустимая высота всасывания, м |
5,5 |
5 |
5 |
_ |
— |
_ |
4,5 |
4 |
4 |
|
5 |
4,5 |
4,5 |
— |
— |
— |
3,5 |
3 |
3 |
|
3 |
2,5 |
2,5 |
— |
— |
— |
1 |
0,5 |
0,5 |
Число оборотов в 1 мин |
1460 |
1460 |
1440 |
1460 |
1460 |
1460 |
1450 |
1450 |
1450 |
Мощность электродвигателя, кВт |
14 |
10 |
7 |
30 |
22 |
17 |
75 |
55 |
40 |
Диаметр рабочего колеса, мм |
275 |
240 |
220 |
335 |
300 |
265 |
400 |
365 |
33Q |
Внутренний диаметр патрубков, мм: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
всасывающего |
80 |
80 |
80 |
100 |
100 |
100 |
150 |
150 |
150" |
нагнетательного |
80 |
80 |
80 |
100 |
100 |
100 |
150 |
150 |
150 |
Масса, кг: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
насоса |
180 |
165 |
100 |
430 |
426 |
422 |
532 |
393 |
333 . |
.насоса с двигателем |
460 |
440 |
370 |
735 |
705 |
660 |
1410 |
1265 |
1200 |
Вал установлен в шарикоподшипниках, расположенных в съемном стакане. Колесо закреплено на валу квадратной глухой гайкой. Приспособление 16 предназначено для регулировки положения рабо
чего колеса внутри насоса. Техническая характеристика насосов типа Пс дана в табл. 25.
Мягкий сальник с закладным шнуром применяют во многих кон струкциях пульповых насосов, что обусловлено следующими его достоинствами: очень простая конструкция с малым числом деталей, причем быстроизнашиваемая деталь — набивка — недорогая и легко заменяемая в условиях эксплуатации; высокая степень герметич ности, что делает его пригодным для работы при высоких давлениях в уплотняющей зоне. Недостатки сальника: необходимость большого количества воды для создания гидрозатвора, что усложняет и удоро жает эксплуатацию, особенно в районах с малыми водными ресур сами, а также затрудняет применение в технологических процессах, для которых ограничивается или не допускается добавка воды в пе рекачиваемую гидросмесь (растворы и электролиты гидрометаллур гических производств); повышенные потери мощности на преодоление трения между набивкой и валом; необходимость частых подтяжек и замены набивки, особенно в быстроходных насосах и при работе на абразивной пульпе; интенсивный износ защитной втулки, несмотря на эластичное мягкое ее обжатие набивочным шнуром; недостаточная степень пригодности для работы в автоматическом режиме.
Автоматически действующий сальник по сравнению с рассмотрен ным мягким сальником имеет более сложную конструкцию, требую щую сравнительно точного изготовления уплотняющих деталей из износостойких качественных материалов и соответствующей куль туры эксплуатации. Эти насосы не могут работать на всасывание, так как во время работы проточная часть сообщается с атмосферой через образовавшуюся кольцевую щель в уплотнении. В то же время авто матические сальники, качественно изготовленные, могут устойчиво работать в автоматизированных установках. Известны и другие конструкции автоматических сальников, применяемых в зарубежных насосах.
Рабочее колесо насоса типа Пс (см. рис. 166, б) отличается от ко леса на рис. 166, а формой и меньшей толщиной лопастей и дисков.
Отсутствие резких переходов и равномерная толщина лопастей позво ляют отливать колеса из высокохромистых чугунов типа ИЧХ28Н2. Вместе с тем меньшая толщина рабочих деталей (особенно в наиболее интенсивно изнашиваемой части) приводит к уменьшению их срока службы.
§58. Центробежные насосы
сцентральным подводом пульпы
От насосов с боковым подводом пульпы эти насосы отличаются только конструкцией деталей проточной (рабочей) части (рис. 170). Пульпа подводится через торцовое отверстие в корпусе 7 и вставной патрубок 8, который служит для отключения насоса от всасывающей
320