Файл: Басов, А. И. Механическое оборудование обогатительных фабрик и заводов тяжелых цветных металлов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 165. Песковый насос с боковым подводом пульпы:

 

1 — фланец;

2 — корпус;

3 — рабочее колесо; 4 — промежуточный

диск; 5 — резиновое кольцо; 6 — станина; 7 сальник авто

мэтический;

8 — коробка

сальника; 9 — уплотнение; 10 — стакан;

11 — вал; 12 — пробка; 13 — хомут- 14 — втулка- 15 — под

шнпник; 16 — гайка; 17 — крышка; 18 — муфта; 19 — входное отверстие; 20 — фланец; 21 — шпилька- 12 — гайка вала

ТА БЛИЦА 24

 

 

 

нАсосов

 

КОЭФФИЦИЕНТЫ

ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ПАРАМЕТРОВ

 

В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ПЛОТНОСТИ ПУЛЬПЫ

 

 

 

 

 

 

 

Плотность пульпы,

т/м 3

Коэффициент

1,1

1,2

1,3

1,4

 

 

Подачи Q J Qb ...................................................

 

0,9

0,83

■ 0,77

0,71

Напора Нп/Нв ..............................................

 

0,9

0,83

0,75

. 0,68

Мощности Nn/ NB

..........................................

1,08

1,18

1,28

1,38

К- п. д. %/iln ..............................................

 

0,9

0,85

0,8

0,75

стойку станины и затягивается хомутом 13, а другой конец прнбалчивается к корпусу сальника 8, закрепленному в расточке станины.

Герметичность соединений станины с корпусом насоса, промежуточ­ ным диском и корпусом сальника обеспечивается резиновыми коль­ цами, затягиваемыми шпильками. Подшипники защищены от про­ никновения в них грязи и влаги гребенчатым уплотнением 9 со сто­

роны насоса и крышкой с двумя фетровыми кольцами со стороны муфты.

Рабочее колесо приводится в движение электродвигателем через эластичную муфту. Насос и его электродвигатель установлены на общей чугунной плите или жесткой сварной раме. Колесо (рис. 166, а) имеет пять лопастей 6, расположенных между двумя параллельными дисками 1 и 2. Такое колесо называется закрытым, в отличие от полу­

открытых колес (см. рис. 176), имеющих один диск, и открытых колес, не имеющих дисков. Для увеличения долговечности лопасти, диски и корпус насоса делают утолщенными. На конце ступицы колеса имеется экспеллер (турбинка) 5, лопасти которого отсасывают пульпу из зоны сальника и препятствуют проникновению абразивных частиц в зазор между валом и сальником. Внутри ступицы залиты четыре кольца 3 из серого чугуна, которые растачивают на конус для по­ садки на вал. Приливы 4 служат для снятия металла при баланси­

ровке колеса.

Автоматический сальник (рис. 167) установлен на втулке 8, защи­

щающей вал от истирания, и состоит из уплотнителя (бронзового или резинового износостойкого) 4, кольца 5, пружины 7 и трех кулачков 6, правая утолщенная часть которых тяжелее левой. При вращении

вала тяжелые части кулачков под действием центробежной силы рас­ ходятся, поворачиваются, левые концы сжимают пружины и выта­ скивают уплотнитель, выводят его из соприкосновения с конусной расточкой в крышке сальника 3. Таким образом, во время работы

насоса пульпа из зоны сальника отсасывается и отбрасывается вра­ щающимся экспеллером 2 рабочего колеса. При пуске и остановке

насоса герметичность создается прижимающимся уплотнителем. Для выхода просочившейся через уплотнение пульпы предусмотрено от­ верстие корпуса сальника 11. Чтобы обеспечить герметичность в узле сальника и подшипников 14, установлено резиновое кольцо 1,

314


/

Ф86 Фт Ф205

фЗОО

Рис. 166. Рабочие колеса насосов:

а — типа ПН; б — типа Пс

315

отражательное кольцо 9, лабиринтное уплотнение 10, 13, прегражда­ ющие доступ пульпы по валу 15 внутрь корпуса 12.

На рпс. 168 показан песковый насос с боковым питанием через патрубок 5 и приводом через ременную передачу 7 от двигателя 1, установленного на стойке 8, закрепленной на станине насоса 6. Натя­ жение ремней регулируют винтами 2. Поворотный кронштейн 3 пред­ назначен для механизации сборки и разборки насоса, а кронштейн 4

для закрепления нагнетательной трубы.

1 2 3

4 5 S 7 8

9 10 11 12

13 14

15

Достоинства привода с ременной передачей: уменьшение длины насосного агрегата примерно на длину электродвигателя, что позво­ ляет снизить занимаемую им площадь на 30—40%; возможность уста­ новки двигателей с различными числами оборотов; ременная передача с различным передаточным отношением позволяет изменять число оборотов насоса, а следовательно, и все его параметры в широких масштабах; двигатель защищен от попадания в него пульпы (при случайных подтоплениях насосного уступа и др.) и от толчков и уда­ ров при расцентровке валов и дебалансе колеса. Недостатки его: уменьшение механического к. п. д. приме'рно на 3—5% и усложнение конструкции и обслуживания, что обусловлено ременной передачей, увеличенная нагрузка на вал насоса от натяжения ремней.

Насосы с ременным приводом наиболее рационально применять в условиях, где экономия производственной площади и необходимость

316


Рис. 169. Песковый насос типа Пс:

1 — корпус; 2 — крышка; 3 — рабочее колесо; 4 — промежуточный диск; 5 — гайка; 6 — кронштейн; 7 — подвод; 8 — кольцо; 9 — манжета; 10 — корпус сальника; II — сальник; 12 — уплотнение; 13 — хомут; 14 — вал; 15— подшипник; 16 — регулировочное устройство; 17 — станина (кронштейн)

ТАБЛИЦА 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕСКОВЫХ НАСОСОВ ТИПА

Пс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марка

 

 

 

 

Характеристика

ЗПс-9

ЗПс-9а

ЗПс-9б

4Пс-9

4Пс-9а

4Пс-9б

6Пс-9

6Пс-9а

бПс-96

 

Производительность (на воде), м3/ч

40

30

25

60

50

45

120

100

85

 

72

60

50

130

100

90

250

200

170

 

100

90

75

. 200

160

135

360

300

260

Напор, кН/м2 (м вод. ст.)

200 (20)

160 (16)

120 (12)

300 (30)

230 (23)

170 (17)

460 (46)

360 (36)

270 (27)

 

185(18,5)

140 (14)

ПО (11)

275 (27,5)

210 (21)

150 (15)

430 (43)

320 (32)

250 (25)

 

150(15)

ПО (11)

90 (9)

220 (22)

160 (16)

130 (13)

330 (33)

260 (26)

200 (20)

Допустимая высота всасывания, м

5,5

5

5

_

_

4,5

4

4

 

5

4,5

4,5

3,5

3

3

 

3

2,5

2,5

1

0,5

0,5

Число оборотов в 1 мин

1460

1460

1440

1460

1460

1460

1450

1450

1450

Мощность электродвигателя, кВт

14

10

7

30

22

17

75

55

40

Диаметр рабочего колеса, мм

275

240

220

335

300

265

400

365

33Q

Внутренний диаметр патрубков, мм:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

всасывающего

80

80

80

100

100

100

150

150

150"

нагнетательного

80

80

80

100

100

100

150

150

150

Масса, кг:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

насоса

180

165

100

430

426

422

532

393

333 .

.насоса с двигателем

460

440

370

735

705

660

1410

1265

1200


Вал установлен в шарикоподшипниках, расположенных в съемном стакане. Колесо закреплено на валу квадратной глухой гайкой. Приспособление 16 предназначено для регулировки положения рабо­

чего колеса внутри насоса. Техническая характеристика насосов типа Пс дана в табл. 25.

Мягкий сальник с закладным шнуром применяют во многих кон­ струкциях пульповых насосов, что обусловлено следующими его достоинствами: очень простая конструкция с малым числом деталей, причем быстроизнашиваемая деталь — набивка — недорогая и легко заменяемая в условиях эксплуатации; высокая степень герметич­ ности, что делает его пригодным для работы при высоких давлениях в уплотняющей зоне. Недостатки сальника: необходимость большого количества воды для создания гидрозатвора, что усложняет и удоро­ жает эксплуатацию, особенно в районах с малыми водными ресур­ сами, а также затрудняет применение в технологических процессах, для которых ограничивается или не допускается добавка воды в пе­ рекачиваемую гидросмесь (растворы и электролиты гидрометаллур­ гических производств); повышенные потери мощности на преодоление трения между набивкой и валом; необходимость частых подтяжек и замены набивки, особенно в быстроходных насосах и при работе на абразивной пульпе; интенсивный износ защитной втулки, несмотря на эластичное мягкое ее обжатие набивочным шнуром; недостаточная степень пригодности для работы в автоматическом режиме.

Автоматически действующий сальник по сравнению с рассмотрен­ ным мягким сальником имеет более сложную конструкцию, требую­ щую сравнительно точного изготовления уплотняющих деталей из износостойких качественных материалов и соответствующей куль­ туры эксплуатации. Эти насосы не могут работать на всасывание, так как во время работы проточная часть сообщается с атмосферой через образовавшуюся кольцевую щель в уплотнении. В то же время авто­ матические сальники, качественно изготовленные, могут устойчиво работать в автоматизированных установках. Известны и другие конструкции автоматических сальников, применяемых в зарубежных насосах.

Рабочее колесо насоса типа Пс (см. рис. 166, б) отличается от ко­ леса на рис. 166, а формой и меньшей толщиной лопастей и дисков.

Отсутствие резких переходов и равномерная толщина лопастей позво­ ляют отливать колеса из высокохромистых чугунов типа ИЧХ28Н2. Вместе с тем меньшая толщина рабочих деталей (особенно в наиболее интенсивно изнашиваемой части) приводит к уменьшению их срока службы.

§58. Центробежные насосы

сцентральным подводом пульпы

От насосов с боковым подводом пульпы эти насосы отличаются только конструкцией деталей проточной (рабочей) части (рис. 170). Пульпа подводится через торцовое отверстие в корпусе 7 и вставной патрубок 8, который служит для отключения насоса от всасывающей

320