Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
Результаты испытаний коробок передач автомобиля ЗИЛ-130 на статическую прочность приведены в табл. 2 0 , из которой
следует, что при замене стали 25ХГТ на сталь 25ХГМ для ше стерен вторичного вала несколько увеличивается статическая прочность коробки передач.
|
|
Испытания на жесткость |
|
|
|
|
Коробки передач испытывают на жесткость, |
чтобы опреде |
|||||
лить |
деформации |
валов |
и картера при действии |
реальных |
||
нагрузок. Прогибы |
валов |
и обусловленные |
этим |
перекосы ше |
||
стерен |
в плоскости |
зацепления определяли |
по |
возможности |
||
в местах установки |
шестерен. Наибольшее влияние |
на работу |
шестерен оказывают прогибы валов в плоскости их осей, приво
дящие к увеличению межосевого расстояния, и перекосы |
ше |
стерен в плоскости, перпендикулярной к плоскости |
осей |
валов. |
|
Жесткость валов является одним из основных факторов, определяющих прочность шестерен и влияющих на шум и виб рацию коробки передач в целом. Жесткость коробки передач
Рис. 14. Каркас с закрепленными индикаторами для испытания коробки пере дач на жесткость:
а — вид слева; б — вид справа
оценивают по прогиоам валов и углам поворота шестерен в пло скости зацепления, замеренным в двух взаимно перпендикуляр ных плоскостях. Испытания коробки передач ЗИЛ-130 на жест кость проводили на крутильной машине. При подготовке короб ки передач к испытаниям было сделано следующее: прошлифо ваны полосы шириной до 15 мм на глубину 0,1—0,2 мм в местах замеров у валов для устранения их биения; прорезаны окна необходимых размеров в картере и крышке коробки передач для прохода удлинительных стержней ножки индикатора; удалены
58
все детали механизма переключения передач из крышки короо ки передач; для удобства доступа к местам измерения прогиба вторичного вала на него вместо синхронизаторов в сборе установлены только каретки; вместо крышки заднего шарико подшипника на первичный вал установлена дополнительная опора, обеспечивающая центрирование вала по переднему кон цу; индикаторы закрепляли на специаль но изготовленном жестком каркасе, независимом от картера коробки пе редач.
Рис. |
15. Удлинитель ножки индикатора с наконеч |
|
|
||
|
ником: |
|
|
|
|
/ — |
удлинитель ножки индикатора; |
2 — наконечник; |
|
|
|
|
3 — участок вала со шлицами |
|
|
||
|
Подготовленную |
таким |
образом коробку |
передач |
вместе |
с каркасом для индикаторов устанавливали на картер |
сцепле |
||||
ния, закрепленный |
на монтажном угольнике |
(рис. 14). |
К пер |
вичному валу подводился крутящий момент от крутильной машины. Торможение вторичного вала при испытании (ими тация нагрузки) производили с помощью двух дисковых тормо зов.
Для замера деформации применяли механические индика
торы часового типа. |
|
|
|
|
|
|
на |
ножки |
инди |
|||||||
Для удобства доступа к зонам измерения |
||||||||||||||||
каторов |
устанавливали |
специальные |
удлинители. |
|
Чтобы |
|||||||||||
избежать западания во впадины шлицев вала |
удлинителей, |
на |
||||||||||||||
них |
навинчивали |
специальные |
наконечники |
с |
полусферической |
|||||||||||
головкой |
(рис. |
15). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
заме |
|||
Прогибы валов и смещение картера коробки передач |
||||||||||||||||
ряли |
на |
всех |
передачах, |
кроме |
прямой, |
при |
нормальном |
|||||||||
направлении вращения первичного |
вала. |
Нагрузка |
при |
испы |
||||||||||||
тании коробки передач изменялась ступенями |
через |
1 0 |
кгс-м |
|||||||||||||
до максимальной |
50 кгс-м. |
Прн этом сначала |
производилось |
|||||||||||||
обжатие |
коробки |
под нагрузкой |
до 50 кгс-м |
с последующей |
||||||||||||
разгрузкой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Показания индикаторов в каждом опыте записывали при |
||||||||||||||||
непрерывном вращении |
валов. |
Фактический |
прогиб |
вала |
в |
каждом опыте определяли по максимальному показанию инди катора за вычетом предварительно измеренного биения вала в данной точке замера.
По фактическим величинам, характеризующим прогибы валов и их расхождение как в вертикальной, так и в горизон тальной плоскостях (т. е. по углам непараллельностп и скрещн-
59
вания их осей), подсчитывали суммарный перекос шестерен в плоскости зацепления по следующей формуле:
|
tg Y = Tu sin <х0 + усcos «о, |
|
||
где |
у — суммарный угол перекоса шестерни; |
|
||
|
Yu — угол непараллельности осей валов в рад; |
|
||
|
Yc — угол скрещивания осей валов в рад; |
|
||
|
схо — угол зацепления, равный 2 0 °. |
|
|
|
|
21. Результаты испытаний коробок передач на жесткость |
|||
|
Параметры |
|
зпл-ізо |
ЗИ Л -120 |
Крутящий момент на первичном |
валу в кгс-м |
41 |
40* |
|
Суммарный прогиб валов в вертикальной (в |
|
|
||
числителе) и горизонтальной (в знаменателе) плос |
|
|
||
костях при включении различных |
передач в мм: |
|
|
|
|
первой ..................................................................... |
|
0 , 2 1 / 0 , 5 4 |
0 , 2 7 / 0 , 5 1 |
|
второй ..................................................................... |
|
0 , 1 6 / 0 , 4 6 |
0 , 2 2 / 0 , 3 1 |
|
третьей ................................................................. |
|
0 , 1 1 / 0 , 2 7 |
0 , 1 9 / 0 , 1 7 |
|
четвертой ............................................................. |
|
0 , 0 8 / 0 , 1 5 |
— |
|
заднего хода .......................................................... |
|
0 , 1 7 / 0 , 1 2 |
0 , 3 6 / 0 , 1 2 |
Угол перекоса шестерни первой передачи и зад- |
|
|
||
него |
.хода вторичного вала в р ад ........................... |
|
0 ,0 0 0 9 5 |
0 ,0 0 1 5 |
Угол перекоса венца шестерни первой передачи |
|
|
||
промежуточного вала в рад ...................................... |
|
0,00074 |
0 ,0 0 0 8 |
*Крутящий момент двигателя 31ІЛ-120 равен 33 кгс-м.
Втабл. 21 приведены результаты испытаний коробок пере дач ЗИЛ-130 II ЗИЛ-120 на жесткость. Анализ этих результатов
позволяет сделать следующие выводы:
—максимальное расхождение валов в плоскости располо жения их осей, характеризующее увеличение межцентрового расстояния, для коробки передач ЗИЛ-130 равно 0,21 мм; для коробки передач ЗИЛ-120 при крутящем моменте 40 кгс-м эта величина равна 0,27 мм;
—максимальный перекос шестерен наиболее нагруженной первой передачи в плоскости их зацепления для коробки пере дач ЗИЛ-130 равен 0,00095 рад, а для коробки передач ЗИЛ-120 0,0015 рад.
Таким образом, фактические прогибы валов в плоскости рас положения их осей и угол перекоса шестерен в плоскости их зацепления при передаче максимального момента для коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 не превышают величин, рекомен дуемых в технической литературе:
—суммарное расхождение валов в плоскости расположения их осей, характеризующее увеличение межцентрового расстояния, не более 0 , 2 мм;
60
— угол перекоса валов в плоскости, перпендикулярной к плоскости расположения их осей, или угол перекоса шестерен в плоскости зацепления не более рад.
Испытания на изгибно-усталостную прочность
Испытания шестерен коробок передач на изгнбно-усталост- ную прочность являются основным видом стендовых испытаний, позволяющих воспроизводить условия и режимы работы испы туемого объекта, наиболее близкие к эксплуатационным. Одна
Рис. 16. Стенд с замкнутым силовым контуром для ис пытания шестерен коробок передач иа изгнбно-уста- лостмую прочность
из главных задач этих испытаний — получить сравнительные данные по долговечности шестерен, изготовленных из стали разных марок и по различной технологии.
Испытания на изгибно-усталостную прочность проводили на стенде с замкнутым силовым контуром (рис. 16). Для нагру жения коробок передач при испытаниях на этом стенде исполь зуется мощность, циркулирующая в замкнутом контуре стенда и создаваемая в нем за счет угловой жесткости элементов, закрученных с помощью планетарного нагружателя. Силовой контур стенда состоит из двух однотипных редукторов, вклю ченных в контур с помощью торсионных валов, упругих муфт, индуктивного датчика и нагружателя.
При испытании на стенд одновременно устанавливаются и включаются в силовой контур две коробки передач. Одна из них — испытуемая, работает в режиме, соответствующем работе коробки передач на автомобиле, другая — технологическая,
61
замыкает контур и работает с обратным направлением враще ния и силового потока.
Контроль за нагрузкой в контуре стенда в процессе испы таний осуществляется с помощью индуктивного датчика и стрелочного прибора, шкала которого протарпрована в кгс-м.
Режим испытаний коробок передач автомобиля ЗИЛ-130 на стенде был принят следующим (для всех передач): крутящий момент на первичном валу равен крутящему моменту двигателя
М,, = 41 |
кгс-м и частота вращения первичного вала п = |
= 1480 об/мин. |
|
Перед |
началом испытаний на принятом режиме коробки |
передач |
проходили обкатку при нагрузке, равной 0,5 Ме, |
в течение 15—20 ч для каждой испытуемой передачи. При этом происходила приработка сопряженных поверхностей шестерен
испытуемой передачи, |
что повышает их работоспособность. |
|||
В испытуемые коробки |
передач |
заливалось масло |
ТАп-15В |
|
(МРТУ 38-1-185-65). Температура |
коробок передач |
поддержи |
||
валась в пределах 70—80°С путем охлаждения |
их |
картеров |
||
водой. |
|
|
до |
выработки |
Испытания по возможности вели непрерывно |
требуемых норм долговечности или до поломки наименее проч ной детали. Допускались кратковременные остановки стенда для профилактического осмотра его узлов и коробок передач. Принятые нормы долговечности (в ч) шестерен коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 из условия обеспечения пробега автомо билем 200 тыс. км приведены ниже (при Мс — 41 кгс-м и часто те вращения первичного вала 1480 об/мин):
Шестерни |
постоянного зацепления................... |
1650 |
Шестерни |
передач: |
880 |
четвертой...................................................... |
||
третьей .......................................................... |
440 |
|
в т о р о й .......................................................... |
250 |
|
первой................................................................ |
ПО |
В табл. 22 приведены результаты испытаний шестерен, изготовленных из сталей разных марок. Анализ результатов испытаний позволяет сделать следующие выводы:
— упрочнение шестерен коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 наклепом стальной дробью при принятом процессе термообработки повышает их изгибно-усталостную прочность и долговечность в среднем в 10 раз. Долговечность упрочненных стальной дробью шестерен соответствует принятым нормам долговечности коробки передач;
■— изгибно-усталостная прочность и долговечность шестерен первой передачи, изготовленных из стали 25ХГМ и упрочнен ных стальной дробью, несколько выше, чем шестерен из стали 12Х2Н4А без упрочнения.
62