Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зная отношение

Ga ^ 10 025

Ме ~ 4100

по графику на рис. 9 находим а = 92%. Таким образом, расчет­ ный крутящий момент Мр = 37,8 кгс-м.

Расчетная частота вращения каждого подшипника определя­ лась из условия, что частота вращения первичного вала соответ­ ствует скорости движения автомобиля ѵа = 30 км/ч и составляет

Рис. 9. График для определения коэффициента использования крутя­ щего момента двигателя

1025 об/мин. Соответственно этому расчетные частоты вращения подшипников имеют следующие значения (в об/мин):

Промежуточного в а л а ....................................

478

Вторичного вала при включении передач:

138

первой..................................................

второй..................................................

250

т р е т ь е й ...................................................

448

четвертой ................................................

700

Долговечность каждого подшипника определялась последо­ вательно на каждой передаче, кроме прямой, по общепринятым формулам, приводимым в каталогах-справочниках Союзподшипниксбыта. Коэффициент Кб, учитывающий условия работы под­

шипника,

принят равным

1 . Значения коэффициентов Кт, Кк

находят по таблицам каталога.

 

 

 

 

 

Суммарную долговечность каждого подшипника определяли

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

К

г

G

100%

 

 

 

 

 

С +

В

F + Е ~

Нт.

 

 

где X,

У,

Т и G — длительность работы коробки передач

соот­

 

 

ветственно на первой, второй, третьей и

С,

В,

четвертой передачах в %;

подшипника

при

F и Е — расчетная

долговечность

 

 

работе

соответственно

на

первой, второй,

 

 

третьей и четвертой передачах в ч;

в ч

 

 

Я в — суммарная

долговечность

подшипника

48


Длительность работы коробки передач была принята следую­ щей на разных передачах (в %):

первой ...................................................

5

в т о р о й ..................................................

10

третьей ..................................................

15

четвертой....................................................

30

пятой (п рям ой )........................................

40

Определение суммарных реакций на опорах валов произво­ дится сначала для вторичного вала, затем для промежуточного и первичного последовательно на каждой из передач. Расчет начи­ нают с определения окружной Р, радиальной Т и осевой Q сил, дей­ ствующих в полюсах зацепления шестерен, работающих при вклю­

чении данной передачи.

R,А Р

 

 

T

а

R B P

,

,{

R B T

 

а

 

 

 

в

Л

 

8

777.777

- І ^

i ^77

L

J

 

*)

 

8)

 

Рис.

10. Схема сил, действующих

на шестерни вторичного

вала

Схема сил, действующих на шестерни вторичного вала, по­ казана на рис. 1 0 , а.

Ниже приведена последовательность определения суммарных реакций на опорах А и В вторичного вала.

Реакции в плоскости действия силы Р (рис. 10, б) : 2Mß = RApL—Ра = 0;

RBP Р РАР ■

Реакции в плоскости действия сил R и Q (рис. 10, в):

2МВ = RATL— Ta + Qrd = 0;

и_ Ta — Qrd .

«AT L -

RBT — Т RAf

4 Зак. 107!

49



Суммарные реакции на опорах вторичного вала:

^ A = V RAP + RAT>

= V RBP + RBT-

Таким же образом определяют суммарные реакции на опо­ рах С и D промежуточного вала (рис. 11, а ).

Реакции в плоскости действия сил

Рп и Р (рис. 11,6):

= — RcpL + РпЬ— Ра = 0;

п

_ РпЬ — Р а .

с р

L

^DP = {^СР^~ Р)

Р'і ■

Реакции в плоскости действия сил Тп и Т\ Qn и Q (рис. 11, в):

Ш п = RCTL — Tnb + Qnrdn— Qrd— Та = 0;

пТпЬQnr(іп + Q r + Та _

er - L

^СГ = (^я+

^CT-

Суммарные реакции на опорах промежуточного вала:

^ c = V Rc p + R2c-n

D = V R I P + R 'O T '

50

При определении реакций на опорах первичного вала необ­ ходимо учитывать, что отверстие первичного вала является опорой А переднего конца вторичного вала (реакции которого R A P п R A T определялись выше).

Затем находят суммарные реакции на опорах Е и F первично­ го вала (рис. 1 2 , а).

Рис. 12. Схема сил, действующих на первич­ ный вал коробки передач от переднего конца вторичного вала, и сил, действующих в по­ люсе зацепления шестерен поивода проме­ жуточного вала

В плоскости действия сил Рп и RAP (рис. 12, б):

E>MF = — REpL—RApb + Рпа = 0;

Рп° Р-АрЬ

RЕ Р '

RFp—(REP + Рп) Р-ар

В плоскости действия сил РАТ, Тп и Qn (рис. 12, в)

EIMf = RETEТt,aRATb+ Q„rd = 0;

D

P-AT^ — Biß + Qnr cl

«пт =

I

;

RFT = (RAT + Pn)

PET '

Суммарные реакции на опорах первичного вала: s/?£ = / / ? | P + /?|r;

^Рр = ѴР?Р + Р?г

4*

51


Результаты расчета долговечности подшипников коробки передач приведены в табл. 18.

18. Расчетная долговечность подшипников коробки передач ЗИЛ-130 при Л1е = 41 кгс-м в ч

 

Коэффициент работоспособ­ 1

первая

Передачн

 

 

 

Подшипник

 

 

га

к

 

ности

 

га

 

 

о.

 

 

а

н

 

...

 

о

о

 

 

н

а.

четвертая

Задний первичного вала № 50512 ................

62 000

224

228

246

229

392

Передний вторичного вала

№ 234703 . . .

55 500

708

1170

804

1690

1920

Задний вторичного вала № 50310 ................

72 000

937

248

646

1 200

1066

Передний промежуточного вала №29230610

45 000

3400

1770

1730

1790

3070

Задний промежуточного

вала № 150308К

59 000

51

164

3960 32 100

611

МАТЕРИАЛЫ

Расчетные напряжения в зубьях шестерен коробки передач ЗИЛ-130 достаточно высоки (см. табл. 16), поэтому для изго­ товления ее шестерен и валов выбраны стали 25ХГТ и 25ХГМ. Сталь 25ХГМ имеет несколько большую статическую прочность, чем сталь 25ХГТ, и, кроме того, обеспечивает высокую твердость поверхности отверстий. Эту сталь применяют для изготовления наиболее нагруженных деталей: первичного вала, имеющего отверстие, поверхность которого служит беговой дорожкой для роликов подшипника вторичного вала, и шестерен вторичного вала, поверхности отверстий ступиц которых «работают» по стальному валу.

Каретки синхронизаторов и шестерен промежуточного вала изготавливают из стали 25ХГТ, так как твердость поверхностей отверстий этих шестерен и кареток может быть несколько ниже.

Материал конусных колец сихронизаторов должен обладать достаточным коэффициентом трения и большой износостойко­ стью. Этим требованиям наиболее полно отвечает латунь ЛМцКА 58-2-1-1 (коэффициент трения со смазкой равен 0,012). При твердости колец НВ 180 после закалки с использованием штамповочного тепла они обладают достаточной износостой­ костью.

Основные данные о материалах и термической обработке деталей коробки передач приведены в табл. 19.

СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Для оценки фактической прочности и долговечности шесте­ рен коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 подвергались дорож­ но-эксплуатационным испытаниям на автомобилях и всесторон­ ним стендовым испытаниям.

52