Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
Зная отношение
Ga ^ 10 025
Ме ~ 4100
по графику на рис. 9 находим а = 92%. Таким образом, расчет ный крутящий момент Мр = 37,8 кгс-м.
Расчетная частота вращения каждого подшипника определя лась из условия, что частота вращения первичного вала соответ ствует скорости движения автомобиля ѵа = 30 км/ч и составляет
Рис. 9. График для определения коэффициента использования крутя щего момента двигателя
1025 об/мин. Соответственно этому расчетные частоты вращения подшипников имеют следующие значения (в об/мин):
Промежуточного в а л а .................................... |
478 |
Вторичного вала при включении передач: |
138 |
первой.................................................. |
|
второй.................................................. |
250 |
т р е т ь е й ................................................... |
448 |
четвертой ................................................ |
700 |
Долговечность каждого подшипника определялась последо вательно на каждой передаче, кроме прямой, по общепринятым формулам, приводимым в каталогах-справочниках Союзподшипниксбыта. Коэффициент Кб, учитывающий условия работы под
шипника, |
принят равным |
1 . Значения коэффициентов Кт, Кк |
|||||||
находят по таблицам каталога. |
|
|
|
|
|
||||
Суммарную долговечность каждого подшипника определяли |
|||||||||
по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
X |
К |
г |
G |
100% |
|
|
|
|
|
С + |
В |
F + Е ~ |
Нт. |
’ |
|
|
|
где X, |
У, |
Т и G — длительность работы коробки передач |
соот |
||||||
|
|
ветственно на первой, второй, третьей и |
|||||||
С, |
В, |
четвертой передачах в %; |
подшипника |
при |
|||||
F и Е — расчетная |
долговечность |
||||||||
|
|
работе |
соответственно |
на |
первой, второй, |
||||
|
|
третьей и четвертой передачах в ч; |
в ч |
||||||
|
|
Я в — суммарная |
долговечность |
подшипника |
48
Длительность работы коробки передач была принята следую щей на разных передачах (в %):
первой ................................................... |
5 |
в т о р о й .................................................. |
10 |
третьей .................................................. |
15 |
четвертой.................................................... |
30 |
пятой (п рям ой )........................................ |
40 |
Определение суммарных реакций на опорах валов произво дится сначала для вторичного вала, затем для промежуточного и первичного последовательно на каждой из передач. Расчет начи нают с определения окружной Р, радиальной Т и осевой Q сил, дей ствующих в полюсах зацепления шестерен, работающих при вклю
чении данной передачи.
R,А Р |
|
|
T ■ |
а |
R B P |
, |
,{ |
R B T |
|
|
а |
|
|
|
|
в |
Л |
|
8 |
777.777 |
- І ^ |
i ^77 |
L |
J |
|
*) |
|
8) |
|
Рис. |
10. Схема сил, действующих |
на шестерни вторичного |
вала |
Схема сил, действующих на шестерни вторичного вала, по казана на рис. 1 0 , а.
Ниже приведена последовательность определения суммарных реакций на опорах А и В вторичного вала.
Реакции в плоскости действия силы Р (рис. 10, б) : 2Mß = RApL—Ра = 0;
RBP Р РАР ■
Реакции в плоскости действия сил R и Q (рис. 10, в):
2МВ = RATL— Ta + Qrd = 0;
и_ Ta — Qrd .
«AT L -
RBT — Т RAf
4 Зак. 107! |
49 |
Суммарные реакции на опорах вторичного вала:
^ A = V RAP + RAT>
= V RBP + RBT-
Таким же образом определяют суммарные реакции на опо рах С и D промежуточного вала (рис. 11, а ).
Реакции в плоскости действия сил |
Рп и Р (рис. 11,6): |
|
= — RcpL + РпЬ— Ра = 0; |
||
п |
_ РпЬ — Р а . |
|
с р |
L |
’ |
^DP = {^СР^~ Р) |
Р'і ■ |
Реакции в плоскости действия сил Тп и Т\ Qn и Q (рис. 11, в):
Ш п = RCTL — Tnb + Qnrdn— Qrd— Та = 0;
пТпЬ— Qnr(іп + Q r + Та _
er - L
^СГ = (^я+ |
^CT- |
Суммарные реакции на опорах промежуточного вала:
^ c = V Rc p + R2c-n
D = V R I P + R 'O T '
50
При определении реакций на опорах первичного вала необ ходимо учитывать, что отверстие первичного вала является опорой А переднего конца вторичного вала (реакции которого R A P п R A T определялись выше).
Затем находят суммарные реакции на опорах Е и F первично го вала (рис. 1 2 , а).
Рис. 12. Схема сил, действующих на первич ный вал коробки передач от переднего конца вторичного вала, и сил, действующих в по люсе зацепления шестерен поивода проме жуточного вала
В плоскости действия сил Рп и RAP (рис. 12, б):
E>MF = — REpL—RApb + Рпа = 0;
Рп° Р-АрЬ
RЕ Р '
RFp—(REP + Рп) Р-ар•
В плоскости действия сил РАТ, Тп и Qn (рис. 12, в)
EIMf = RETE— Тt,a— RATb+ Q„rd = 0;
D |
— P-AT^ — Biß + Qnr cl |
|
«пт = |
I |
; |
RFT = (RAT + Pn) |
PET ' |
Суммарные реакции на опорах первичного вала: s/?£ = / / ? | P + /?|r;
^Рр = ѴР?Р + Р?г
4* |
51 |
Результаты расчета долговечности подшипников коробки передач приведены в табл. 18.
18. Расчетная долговечность подшипников коробки передач ЗИЛ-130 при Л1е = 41 кгс-м в ч
|
Коэффициент работоспособ 1 |
первая |
Передачн |
|
|
|
|
||
Подшипник |
|
|
га |
к |
|
ности |
|
га |
.а |
|
|
о. |
||
|
|
а |
н |
|
|
... |
|
о |
о |
|
|
н |
а. |
четвертая
"х
Задний первичного вала № 50512 ................ |
62 000 |
224 |
228 |
246 |
229 |
392 |
|
Передний вторичного вала |
№ 234703 . . . |
55 500 |
708 |
1170 |
804 |
1690 |
1920 |
Задний вторичного вала № 50310 ................ |
72 000 |
937 |
248 |
646 |
1 200 |
1066 |
|
Передний промежуточного вала №29230610 |
45 000 |
3400 |
1770 |
1730 |
1790 |
3070 |
|
Задний промежуточного |
вала № 150308К |
59 000 |
51 |
164 |
3960 32 100 |
611 |
МАТЕРИАЛЫ
Расчетные напряжения в зубьях шестерен коробки передач ЗИЛ-130 достаточно высоки (см. табл. 16), поэтому для изго товления ее шестерен и валов выбраны стали 25ХГТ и 25ХГМ. Сталь 25ХГМ имеет несколько большую статическую прочность, чем сталь 25ХГТ, и, кроме того, обеспечивает высокую твердость поверхности отверстий. Эту сталь применяют для изготовления наиболее нагруженных деталей: первичного вала, имеющего отверстие, поверхность которого служит беговой дорожкой для роликов подшипника вторичного вала, и шестерен вторичного вала, поверхности отверстий ступиц которых «работают» по стальному валу.
Каретки синхронизаторов и шестерен промежуточного вала изготавливают из стали 25ХГТ, так как твердость поверхностей отверстий этих шестерен и кареток может быть несколько ниже.
Материал конусных колец сихронизаторов должен обладать достаточным коэффициентом трения и большой износостойко стью. Этим требованиям наиболее полно отвечает латунь ЛМцКА 58-2-1-1 (коэффициент трения со смазкой равен 0,012). При твердости колец НВ 180 после закалки с использованием штамповочного тепла они обладают достаточной износостой костью.
Основные данные о материалах и термической обработке деталей коробки передач приведены в табл. 19.
СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Для оценки фактической прочности и долговечности шесте рен коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 подвергались дорож но-эксплуатационным испытаниям на автомобилях и всесторон ним стендовым испытаниям.
52