Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
5. |
Установлены усилители на нижних полках лонжеронов |
||
в месте крепления поперечины № 2 |
на шасси самосвала |
п се |
|
дельного |
тягача, предотвращающие |
появление трещин |
в этих |
местах при эксплуатации автомобилей в тяжелых дорожных ус ловиях (рис. 39).
Рис. 38. Усилительные вставки лонжеронов |
Рис. 39. Усиление лонжерона |
|
в зоне поперечины № 2: |
|
1 — лонжерон; 2 — усилитель |
|
лонжерона |
Рис. 40. Задняя поперечина с буксирным прибором:
а — до изменения; б — после изменения
6 . Усилен узел буксирной поперечины в связи с увеличением
общей массы буксируемого прицепа (с 6400 до 8000 кг) для пре дотвращения поломок этой поперечины в эксплуатации (рис. 40).
После внедрения в производство всех указанных изменений долговечность рамы автомобиля ЗИЛ-130 была существенно по вышена.
Глава VII. ПОДВЕСКА
ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ ПОДВЕСКИ
Анализ развития подвесок грузовых автомобилей как в СССР,
так и за рубежом показал, что на грузовых автомобилях средней грузоподъемности применяются зависимые подвески с листовы ми рессорами. Широкое распространение таких подвесок объяс няется простотой их изготовления и обслуживания, а также тем, что они обеспечивают вполне удовлетворительные плавность хода и устойчивость автомобиля при современных скоростях движения.
В подвеске, где полуэллиптическая листовая рессора выпол няет функции направляющего устройства, большое значение имеет правильный выбор конструкции крепления рессор к раме автомобиля. Это связано с тем, что коренные листы рессор под вергаются воздействию комплекса сил и моментов, значительно возрастающих при эксплуатации автомобилей в тяжелых дорож ных условиях. Если недооценить влияния этих нагрузок, эксплу атационная надежность подвески резко снизится. Поэтому при выборе типа крепления рессор к раме был рассмотрен и проана лизирован ряд наиболее распространенных на грузовых автомо билях конструкций с учетом их надежности, удобства и простоты обслуживания (количество точек смазки), а также экономиче ской целесообразности.
Основные типы крепления концов рессоры к раме или кузову автомобиля следующие:
фиксированного конца рессоры (т. е. конца рессоры, воспри нимающего все силы, действующие на подвеску) — с витым или отъемным ушком или на резиновой опоре;
свободного конца рессоры (т. е. конца рессоры, восприни мающего все силы, кроме продольных, возникающих при дви жении автомобиля) — на серьге, на резиновой или скользящей опоре.
Сочетание креплений концов рессоры может быть самым раз личным. На практике чаще всего применяется крепление фикси рованного конца рессоры с витым ушком и свободного конца на серьге или скользящей опоре. Сочетание витого ушка с серь гой, опробованного на Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева, показано на рис. 41.
116
Резиновые опоры обычно используют одновременно для креп ления обоих концов рессоры. Вариант этого крепления, разрабо танный и проверенный на заводе, изображен на рис. 42.
На автомобиле ЗИЛ-130 было решено применить отъемное ушко для крепления переднего конца рессоры и скользящую опору для заднего (рис. 43). Соображения, которыми при этом руководствовались, приведены ниже.
Крепление фиксированного конца рессоры с витым ушком отличается простотой конструкции, малой стоимостью и наи меньшей массой по сравнению с креплениями других типов. Однако применение такого типа крепления на автомобилях, эксплуатируемых в тяжелых дорожных условиях, встречает ряд затруднений, связанных с обеспечением необходимой прочности ушка.
Наиболее распространенный и простой способ повышения прочности ушка путем увеличения толщины коренного листа не всегда дает положительный результат. Если увеличивать тол щину только одного коренного листа, оставляя толщину осталь ных листов неизменной, то это может привести к значительному снижению долговечности рессоры из-за преждевременной уста лостной поломки утолщенного коренного листа. Если одновре менно увеличить толщину коренного и остальных листов, то для сохранения заданных в расчете прогиба и среднего расчетного напряжения потребуется удлинить рессору, что не всегда воз можно по компоновочным соображениям, и, кроме того, может привести к нерациональному увеличению массы рессоры в связи с уменьшением числа листов ‘.
Крепление концов рессор на резиновых опорах используется в подвесках автобусов и некоторых моделей грузовых автомоби лей. Резиновые опоры являются хорошим изолятором от шума и гасителем вибраций, их не надо смазывать и, кроме того, они позволяют при необходимости повысить долговечность рессор, когда по соображениям компоновки нельзя существенно увели чить их длину. Тем не менее эта конструкция в мировой практике автомобилестроения получила весьма ограниченное применение на грузовых автомобилях по следующим причинам: повышенная масса узла по сравнению с узлами с другими способами крепле ния (см. табл. 44 и 45); большая стоимость узла из-за необходи мости применения резины высокого качества; снижение долго
вечности резиновых опор при работе |
с большими |
|
угловыми и |
||
продольными перемещениями. |
|
|
|
|
|
Следует добавить, что при износе резиновых опор передних |
|||||
рессор передний мост получает |
возможность |
перемещаться |
|||
в продольном направлении, |
в связи с чем нарушается кинема |
||||
тика рулевого управления. |
Это |
обстоятельство |
в |
сочетании |
|
с другими причинами способствует |
возникновению |
вынужден-1 |
1 См. раздел «Расчет листовых рессор».
118
44. Массы деталей крепления фиксированного конца рессоры (в кг)
|
Тип крепления |
||
Детали |
Витое ушко |
Резиновая опора |
Отъемное ушко |
|
|
|
|
Кронштейн . . . . |
3,523 6,000 3,523 |
||
Крышка кронштейна |
— |
1,390 |
— |
Палец рессоры . . . |
0,640 |
— |
0,640 |
Втулка ................... |
0,200 |
— 0,200 |
|
Опора ................... |
— |
0,945 |
— |
Верхняя чашка . . . |
— |
0,370 |
— |
Нижняя чашка . . . |
|
0,260 |
1 |
~
Тип крепления |
ушко |
||
Витое ушко |
Резиновая опора |
Отъемное |
|
Детали |
|
|
|
У ш к о ................... |
|
|
1,400 |
|
Прокладка |
ушка . |
— |
— |
0,965 |
Стремянка . . . . |
— |
— |
0,359 |
|
Накладка . . . . |
— |
— |
0,250 |
|
Рессорный |
прокат1 1,326 0,442 0,556 |
|||
Масленка |
. . . . |
0,012 |
— |
0,012 |
Крепежные детали 0,166 0,287 0,561
И т о г о . . 5,867 9,694 8,466
1 Под массой |
рессорного проката понимается |
масса концов рессорных листов, выходя |
щих за пределы |
расчетной длины рессоры. |
|
Масса детален крепления фиксированных концов рессор одной подвески |
||
при различном креплении (в кг): |
|
|
|
Витое у ш к о .................... |
11,734(100%) |
|
Резиновая опора . . . . |
19,388(165%) |
|
Отъемное уш ко................ |
16,932(144%) |
45. Массы деталей крепления свободного конца крепления рессоры (в кг)
Детали
Тип крепления
На серьге |
Резиновая, опора ! |
Скользя ща я опора 1 |
Детали
Тип крепления
На серьге |
Резиновая опора |
Скользя щая опора |
Кронштейн . . . . |
1,150 5,000 3,118 |
||
Крышка кронштейна |
— |
1,850 |
— |
Палец рессоры (2 шт.) 1,280 |
— |
— |
|
Втулка (2 шт.) . . |
0,400 |
— |
0,055* |
Серьга ................... |
2,000 |
— |
— |
Опора ................... |
— 0,945 |
— |
|
Еерхняя чашка . . |
— |
0,400 |
— |
Нижняя чашка . . |
— |
0,310 |
— |
Сѵхарь ............... |
|
|
1,027 |
Екладыш (2 шт.) . |
— |
— 0,354 |
|
Накладка листа № 1 |
— |
— |
0,561 |
Палец сухаря . . |
— |
— |
0,050 |
Рессорный прокат** |
0,608 0,442 0,753 |
||
Масленка (2 шт.) . |
0,024 |
— |
— |
Крепежные детали |
0,332 0,262 0,133 |
||
И т о г о . . |
5,794 9,209 6,051 |
*Одна втулка.
**Под массой рессорного проката понимается масса концов рессорных листов, выхо дящих за пределы расчетной длины рессоры.
Масса деталей крепления свободных концов рессор одной подвески при различном креплении (в кг):
На с е р ь г е ........................ |
. |
11,588(100%) |
Резиновая опора . |
18,418(159%) |
|
Скользящая опора |
. . . |
12,102(104%) |
119
ных колебаний, которые при определенной скорости автомобиля вступают в резонанс с собственными колебаниями всей системы управляемых колес.
Крепление фиксированного конца рессоры с отъемным ушком применяется в тех случаях, когда витые ушки не обеспечивают надежного соединения. При этом креплении толщина коренного листа, а следовательно, и длина рессоры определяются в зави симости толко от вертикальных нагрузок. Отъемные ушки, так же как и резиновые опоры, позволяют при необходимости повы сить долговечность рессор, когда по компоновочным соображе ниям нельзя значительно увеличить их длину.
Отъемное ушко имеет отверстие правильной геометрической формы, поэтому втулку можно подвергнуть термообработке, что значительно повышает долговечность шарнира. Данная конст рукция по сравнению с витым ушком отличается несколько по вышенной трудоемкостью изготовления и большей массой.
Крепление свободного конца рессоры с помощью скользящей опоры было выбрано для подвески автомобиля ЗИЛ-130 прежде всего потому, что в этом случае наипростейшим образом исклю чаются точки смазки. По долговечности указанный узел после соответствующей доводки конструкции не уступает креплению с помощью серьги и превосходит крепление на резиновой опоре.
РАСЧЕТ ЛИСТОВЫХ РЕССОР
Последовательность расчета
При расчете, ставшем стандартным, прежде всего определя ют суммарные моменты инерции h в см4 и сопротивления Wt
в см3:
(4) (5)
где L — длина рессоры в см;
Е — модуль упругости материала рессоры в кгс/см2; Р — нагрузка на рессору в кгс;
k ■— коэффициент прогиба; f — прогиб рессоры в см;
От — расчетное напряжение в кгс/см2.
При нахождении этих величин необходимо выполнение двух условий:
1. Момент инерции Is должен быть таким, чтобы с доста точной степенью точности обеспечивался заданный в расчете прогиб, возникающий под действием заданной нагрузки Р.
120
2. Момент сопротивления Ws должен соответствовать за данному расчетному напряжению от.
Эти условия являются необходимыми, но, как следует из фор мул (4) и (5), недостаточными, поскольку еще остаются неиз вестными две величины: коэффициент прогиба к и длина рессо ры L. Величину k берут с известным приближением, а затем, при необходимости, уточняют. Принятый на заводе метод выбо ра коэффициента k описан в следующем разделе. Длину рессо ры L обычно определяют методом подбора. При этом единствен ным показателем, позволяющим оценить правильность ее выбора, является получаемое в конечном итоге число листов п:і рес соры.
По статистическим данным /гл = 4-=- 18 (и даже 20). И хо тя в технической литературе рекомендуется число листов рес соры /гл = 6-=-14, все равно решение остается неопреде ленным.
В связи с этим расчет следует начинать с определения длины рессоры L, поскольку этот размер в наибольшей степени, чем остальные, влияет не только на качество рессоры, но и на компо новку автомобиля. Формула для L выводится пз выражений (4) и (5).
Чтобы увязать длину рессоры с размерами поперечного сече ния листов, используют общепринятое допущение, согласно ко торому рессору принимают состоящей из листов одинаковой толщины.
Если учесть, что поперечные сечения листов имеют прямо угольную форму, то приведенные выше равенста (4) и (5) при мут следующий вид:
(6)
(7)
где b — ширина листа в см;
tp— расчетная толщина листа в см. При этом имеется в виду, что
Iz= h + h + •••+ f
ws=*wl + wa+...+ w„,
где i], 1 .2 , ..., in — моменты инерции поперечных сечении COOT- '
ветствующих листов;
WI, W2, ..., Wn — моменты сопротивления поперечных сечений соответствующих листов.
121