Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Используя равенство

( 1 2 ),

определяем

длину

последнего

(короткого) листа

 

 

 

 

 

 

 

 

6,825(11—2)+ 135

 

 

 

 

 

LП

1 1 −

1

= 19,65 см.

 

 

Окончательно принимаем Ln =

20,0 см.

 

 

 

7.

Номинальная

масса

рессоры

с учетом длины

последнего

листа

(в кг)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7- + Ln

L-Ln

bt\

 

 

(13)

 

 

2

п л +

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

приняв плотность рессорной стали р = 7,85ІО- 3 кг/см3, получим

Q = 7 ,8 5 -10_3 135 + 20 j j

135—20

6,5

0,9

41,8

кг.

 

2

 

2

 

 

 

 

Рис. 46. Схема для определения длины отдельных листов рес­ соры

8 . Для рессоры с листами одинаковой толщины длину про­

межуточных листов определяют по методу трапеции (рис. 46):

 

ДІ = - ^ 2 ' = -1-35~ 2Q- «

12,8 см.

 

 

 

 

 

«л— 2

9

 

 

 

 

 

 

Ниже приведена расчетная длина каждого листа в мм:

 

№ листа . . .

1

2

3

4

5

6

7 8

9

10

11

Длина листа . .

1350

1350

1225

1100

970

840

710

580 450

320

200

Расчет геометрических параметров листов передней рессоры. Кривизну коренного и подкоренного листов рессоры обычно де­ лают меньше кривизны последующих, чтобы несколько разгру­ зить коренной лист от действия изгибающего момента, а также чтобы более полно прилегали концы последующих листов.

Для определения кривизны отдельных листов воспользуемся понятием «условных напряжений». Расчет ведется по методике, разработанной А. А. Тарутиным.

1. Зная среднее расчетное напряжение в рессоре ат = = 3671 кгс/см2, снижаем его в коренном листе на 30%, во вто­ ром — на 15% и в последнем на 10%. Тогда

в коренном листе условное напряжение оѴ[ = 3671 • 0,7 = 2570 кгс/см2;

128


во втором листе

0 „о = 3671 -0,85 = 3120 кгс/см2;

в последнем одиннадцатом листе

сц 1 1 = 3671•0,9 = 3304 кгс/см2;

в промежуточных восьми листах

 

Мт—.MS1—MS2—.MSi,

35437,5 4993 2899

 

3^ - " _

8\F

~

= 3924 кгс/см2,

8-0,8777

 

где

Мт— средний расчетный изгибающий момент;

 

Мт= — =35437,5 кгс-см;

 

 

4

 

 

действующие

/Иѵі; Мѵ2; Мѵ!, — условные изгибающие моменты,

 

соответственно в

первом, втором

и одиннадца­

том листах,в кгс-см;

Mzk = oskW-,

W — момент сопротивления одного листа сечением 9 X 65 мм;

W = —- = 0,8775 см3. 6

П р о в е р к а . Сумма условных изгибающих моментов долж­ на быть равна среднему расчетному изгибающему моменту:

Мs 1

=

Iw = 2570 • 0,8775

= 2255

кгс • см;

Ма 2

= asiW = 3120-0,8775

= 2738

кгс-см;

МТ З і 1 0 = аѵз^ 1

0 И7- 8 = 3924-8-0,8775 = 27546 кгс-см;

Мѵ, 1

=

XW = 3304-0,8775 = 2899 кгс-см.

Убеждаемся, что S/Ws* = 35 438 кгс-см ~ Мт.

2.Стрелу выгиба рессоры под контрольной нагрузкой опре­

деляем по компоновке подвески; в данном случае Н/t = 2 0 мм

(см. рис. 44, а) .

Стрела выгиба коренного листа

 

' ■

Zk = Hk-

А;

величина

 

 

А =

+ ; = H z ± + s = 22 мм,

2

н

2

где Rym— расстояние от оси рессорного пальца до поверхности коренного листа;

tn— толщина накладки скользящего конца первого листа. Таким образом, Zh = 20—22 = —2 мм, т. е. поверхность ко­ ренного листа рессоры под нагрузкой Р выгнута в обратную

9 Зак. 1071

129



сторону (выпуклостью вверх) на 2 мм.

Стрела выгиба рессоры

в разгруженном состоянии (см. рис. 44, а)

 

Но = Hk-f- f + Ao.n,

где Ло.ц — среднестатистическая

величина, соответствующая от­

клонению размеров рессорного профиля от номиналь­

ных; До.п = 0

,If = 0

,1

- 8

= 0 , 8

см.

Получаем Но = 20 +

80 + . 8

=

108 мм.

3. Эффективный прогиб в пределах

положительного напря­

жения листа

СТу*

 

 

 

 

 

,8

см,

Se = fk —

= 8

где fk = f + Дол.

4.Полюсное расстояние

Р= Se— {fk — Zo) = 5С— (8 , 8 8 ,6 ) = Se— 0,2 см,

где Zo — стрела выгиба коренного листа

собранной

рессоры

 

в свободном состоянии; Zo = Но — Д= 108—22 = 8 6 мм.

5. Кривизна листов под действием расчетной нагрузки

 

P L

р

1050-135

р =0,44210_3р см-1 ,

Ра

 

 

 

 

4 £ / n

fk

4 - 2 , 0 5 - 10б- 4 , 3 4 3 6 - 8 ,8

 

 

 

где р/£— радиус кривизны листа; p/t =

R.

свободном состоянии

Радиусы кривизны отдельных листов в

приведены в табл.46.

 

 

 

 

 

 

46.

Радиусы

кривизны листов,

находящихся в свободном состоянии

t

 

а ш

 

°ч-

Р

—1— КН

в кгс.'см3

 

 

 

Рл

листа

В см

13 кгс см2

 

т

13 СМ

 

13 СМ

 

 

 

 

 

 

В I СМ

1

0 . 9

2570

3671

0 , 7

6, 16

5 ,9 6

2 ,6 3 5

380

2

0 ,9

3120

3671

0 ,8 5

7 ,4 8

7 ,2 8

3 ,2 2

311

3 — 10

0 ,9

3924

3671

1,07

9 ,4 2

9 ,2 2

4 ,0 7

2 4 5 ,5

11

0 , 9

3304

3671

0 , 9

7 ,9 2

7 ,7 2

3,41

293

Проверка стрелы выгиба собранной рессоры в свободном со­

стоянии дана в табл. 47.

 

листов рессоры

сведены

Расчетные параметры отдельных

в табл. 48. Следует иметь в виду, что в ней

приведены

стрелы

выгиба и радиусы кривизны окончательно изготовленных листов после наклепа вогнутой поверхности дробью и осадки рессоры в сборе.

Схема замеров R и hu показана на рис. 47.

130


47. Определение стрелы выгиба коренного листа собранной рессоры по радиусам листов в свободном состоянии (проверка)1

 

Момент

инерции поперечного

сечения

листа /л = 0,3949

см4

листа

к

 

h

 

 

hk

h

ч -

2'

 

 

2рА

 

 

 

 

В СМ

 

 

 

>

,

В СМ

В СМ

в см

В СМ

В СМ

 

в см*

 

 

 

 

 

 

 

1

0 ,3 9 4 9

 

6 7 ,5

4556

760

6 ,0

6 ,0

0

2

• 0 ,7 8 9 8

 

6 7 ,5

4556

622

7 ,4

6 , 0

1,4

3

1,1847

 

6 3 ,0

3969

491

8 ,1

5 ,8

2 , 3

4

1,5796

 

5 5 ,0

3025

491

6 ,2

5 ,0

1,2

5

1,9745

 

4 8 ,5

2352

491

4 ,8

4,1

0 , 7

6

2 ,3 6 9 4

 

4 2 ,0

1764

491

3 ,6

3 ,2

0 , 4

7

2 ,7 6 4 3

 

3 5 ,5

1260

491

2 ,6

2 ,3

0 ,3

8

3 ,1 5 9 2

 

2 9 ,0

841

491

1 ,7

1,56

0 ,1 4

9

3.5541

 

2 2 ,5

506

491

1,0

0 ,9 5

0 ,0 5

10

3 ,9 4 9 0

 

16,0

256

491

0 ,5

0 ,4 8

0 ,0 2

11

4 ,3 4 3 9

 

10,0

100

586

0 ,2

0 ,1 9

0,01

 

 

 

 

 

 

Продолжение

табл. 47

 

’ k

 

 

К

 

 

2R k

 

Ѣ

к

 

ѵ к

 

z k

Р*

 

 

 

листа

2 г

 

В СМ

В см

в см

В СМ

В СМ

 

I

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

0

1

 

6 ,0

760

380

2

0 ,5

 

0 , 7

1

 

6 , 7

681

311

3

0 ,3 3 3

 

0 ,7 6 5

1,10

7 ,5 5

605

2 4 5 ,5

4

0 ,2 5

 

0 ,3 0

1,34

7 ,9 5

571

2 4 5 ,5

5

0 ,2 0

 

0 ,1 4

1 ,5 8

8 ,1 7

554

2 4 5 .5

6

0 ,1 6 7

 

0 ,0 6 6 8

1,91

 

8 ,3

540

2 4 5 ,5

7

0 ,1 4 3

 

0 ,0 4 2 3

2 ,3 5

8 , 4

538

2 4 5 ,5

8

0 ,1 2 5

 

0 ,0 1 7 5

2 ,9 9

8 ,4 5

533

2 4 5 ,5

9

0,111

 

0 ,0 0 5 5

4 ,0 0

 

8 ,4 7

530

2 4 5 ,5

10

0 ,1 0

 

0 ,0 0 2 0

5 ,8 2

 

8 ,4 8

530

2 4 5 ,5

11

0 ,0 9 2

 

0 ,0 0 0 9

9 ,6 3

8 ,4 9

293

П р и м е ч а я и е. В таблице приняты следующие обозначения:

Ъ' — стрела выгнба Ä-ro листа, собранного с предыдущими листами;

к

Н г ~ : У^ ~ Г 5 /

1

 

 

стрела выгиба коренного листа Z h = Z

,

+ Уи У! : R h — радиус выгнба корен-

1

k

ного листа рессоры в сборе.

 

 

Стрела выгиба коренного листа собранной рессоры в свободном состоянии Z0=84,9 ымяа ж 85 мм (см. Zfc для листа JYS I t ) . Стрела выгиба рессоры в свободном состоянии с учетом

деталей крепления Н0 = Z0 -j- Л *= 85 -ь 22 = 107 мм.1

1 Пархиловский И. Г. Автомобильные листовые рессоры, М.,.Машгиз, 1954.

9*

131