Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
Используя равенство |
( 1 2 ), |
определяем |
длину |
последнего |
||||
(короткого) листа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6,825(11—2)+ 135 |
|
|
|
|
|||
|
LП |
1 1 − |
1 |
= 19,65 см. |
|
|
||
Окончательно принимаем Ln = |
20,0 см. |
|
|
|
||||
7. |
Номинальная |
масса |
рессоры |
с учетом длины |
последнего |
|||
листа |
(в кг) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7- + Ln |
L-Ln |
bt\ |
|
|
(13) |
|
|
|
2 |
п л + |
|
|
|||
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
приняв плотность рессорной стали р = 7,85ІО- 3 кг/см3, получим |
||||||||
Q = 7 ,8 5 -10_3 135 + 20 j j |
135—20 |
6,5 |
0,9 |
41,8 |
кг. |
|||
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
Рис. 46. Схема для определения длины отдельных листов рес соры
8 . Для рессоры с листами одинаковой толщины длину про
межуточных листов определяют по методу трапеции (рис. 46):
|
ДІ = - ^ 2 ' = -1-35~ 2Q- « |
12,8 см. |
|
|
|
|||||
|
|
«л— 2 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
Ниже приведена расчетная длина каждого листа в мм: |
|
|||||||||
№ листа . . . |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 8 |
9 |
10 |
11 |
Длина листа . . |
1350 |
1350 |
1225 |
1100 |
970 |
840 |
710 |
580 450 |
320 |
200 |
Расчет геометрических параметров листов передней рессоры. Кривизну коренного и подкоренного листов рессоры обычно де лают меньше кривизны последующих, чтобы несколько разгру зить коренной лист от действия изгибающего момента, а также чтобы более полно прилегали концы последующих листов.
Для определения кривизны отдельных листов воспользуемся понятием «условных напряжений». Расчет ведется по методике, разработанной А. А. Тарутиным.
1. Зная среднее расчетное напряжение в рессоре ат = = 3671 кгс/см2, снижаем его в коренном листе на 30%, во вто ром — на 15% и в последнем на 10%. Тогда
в коренном листе условное напряжение оѴ[ = 3671 • 0,7 = 2570 кгс/см2;
128
во втором листе
0 „о = 3671 -0,85 = 3120 кгс/см2;
в последнем одиннадцатом листе
сц 1 1 = 3671•0,9 = 3304 кгс/см2;
в промежуточных восьми листах
|
Мт—.MS1—MS2—.MSi, |
35437,5 —4993 — 2899 |
|
|
3^ - " _ |
8\F |
~ |
= 3924 кгс/см2, |
|
8-0,8777 |
|
|||
где |
Мт— средний расчетный изгибающий момент; |
|||
|
Мт= — =35437,5 кгс-см; |
|
||
|
4 |
|
|
действующие |
/Иѵі; Мѵ2; Мѵ!, — условные изгибающие моменты, |
||||
|
соответственно в |
первом, втором |
и одиннадца |
том листах,в кгс-см;
Mzk = oskW-,
W — момент сопротивления одного листа сечением 9 X 65 мм;
W = —- = 0,8775 см3. 6
П р о в е р к а . Сумма условных изгибающих моментов долж на быть равна среднему расчетному изгибающему моменту:
Мs 1 |
= |
Iw = 2570 • 0,8775 |
= 2255 |
кгс • см; |
Ма 2 |
= asiW = 3120-0,8775 |
= 2738 |
кгс-см; |
|
МТ З і 1 0 = аѵз^ 1 |
0 И7- 8 = 3924-8-0,8775 = 27546 кгс-см; |
|||
Мѵ, 1 |
= |
XW = 3304-0,8775 = 2899 кгс-см. |
Убеждаемся, что S/Ws* = 35 438 кгс-см ~ Мт.
2.Стрелу выгиба рессоры под контрольной нагрузкой опре
деляем по компоновке подвески; в данном случае Н/t = 2 0 мм
(см. рис. 44, а) .
Стрела выгиба коренного листа |
|
|
' ■ |
Zk = Hk- |
А; |
величина |
|
|
А = |
+ ; = H z ± + s = 22 мм, |
|
2 |
н |
2 |
где Rym— расстояние от оси рессорного пальца до поверхности коренного листа;
tn— толщина накладки скользящего конца первого листа. Таким образом, Zh = 20—22 = —2 мм, т. е. поверхность ко ренного листа рессоры под нагрузкой Р выгнута в обратную
9 Зак. 1071 |
129 |
сторону (выпуклостью вверх) на 2 мм. |
Стрела выгиба рессоры |
||||
в разгруженном состоянии (см. рис. 44, а) |
|||||
|
Но = Hk-f- f + Ao.n, |
||||
где Ло.ц — среднестатистическая |
величина, соответствующая от |
||||
клонению размеров рессорного профиля от номиналь |
|||||
ных; До.п = 0 |
,If = 0 |
,1 |
- 8 |
= 0 , 8 |
см. |
Получаем Но = 20 + |
80 + . 8 |
= |
108 мм. |
||
3. Эффективный прогиб в пределах |
положительного напря |
||||
жения листа |
СТу* |
|
|
|
|
|
|
,8 — |
см, |
||
Se = fk — |
= 8 |
где fk = f + Дол.
4.Полюсное расстояние
Р= Se— {fk — Zo) = 5С— (8 , 8 — 8 ,6 ) = Se— 0,2 см,
где Zo — стрела выгиба коренного листа |
собранной |
рессоры |
||||||
|
в свободном состоянии; Zo = Но — Д= 108—22 = 8 6 мм. |
|||||||
5. Кривизна листов под действием расчетной нагрузки |
||||||||
|
P L |
р |
1050-135 |
р =0,44210_3р см-1 , |
||||
Ра |
|
|
|
|
||||
4 £ / n |
fk |
4 - 2 , 0 5 - 10б- 4 , 3 4 3 6 - 8 ,8 |
|
|
|
|||
где р/£— радиус кривизны листа; p/t = |
R. |
свободном состоянии |
||||||
Радиусы кривизны отдельных листов в |
||||||||
приведены в табл.46. |
|
|
|
|
|
|
||
46. |
Радиусы |
кривизны листов, |
находящихся в свободном состоянии |
|||||
№ |
t |
|
а ш |
|
°ч- |
Р |
—1— КН |
|
в кгс.'см3 |
|
|
|
Рл |
||||
листа |
В см |
13 кгс см2 |
|
т |
13 СМ |
|
13 СМ |
|
|
|
|
|
|
|
В I СМ |
||
1 |
0 . 9 |
2570 |
3671 |
0 , 7 |
6, 16 |
5 ,9 6 |
2 ,6 3 5 |
380 |
2 |
0 ,9 |
3120 |
3671 |
0 ,8 5 |
7 ,4 8 |
7 ,2 8 |
3 ,2 2 |
311 |
3 — 10 |
0 ,9 |
3924 |
3671 |
1,07 |
9 ,4 2 |
9 ,2 2 |
4 ,0 7 |
2 4 5 ,5 |
11 |
0 , 9 |
3304 |
3671 |
0 , 9 |
7 ,9 2 |
7 ,7 2 |
3,41 |
293 |
Проверка стрелы выгиба собранной рессоры в свободном со |
||||||||
стоянии дана в табл. 47. |
|
листов рессоры |
сведены |
|||||
Расчетные параметры отдельных |
||||||||
в табл. 48. Следует иметь в виду, что в ней |
приведены |
стрелы |
выгиба и радиусы кривизны окончательно изготовленных листов после наклепа вогнутой поверхности дробью и осадки рессоры в сборе.
Схема замеров R и hu показана на рис. 47.
130
47. Определение стрелы выгиба коренного листа собранной рессоры по радиусам листов в свободном состоянии (проверка)1
|
Момент |
инерции поперечного |
сечения |
листа /л = 0,3949 |
см4 |
|||
листа |
к |
|
h |
|
|
hk |
h |
ч - |
2' |
|
|
2рА |
|||||
№ |
|
|
|
|
В СМ |
|
|
|
|
> |
, |
В СМ |
В СМ |
в см |
В СМ |
В СМ |
|
|
в см* |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
0 ,3 9 4 9 |
|
6 7 ,5 |
4556 |
760 |
6 ,0 |
6 ,0 |
0 |
2 |
• 0 ,7 8 9 8 |
|
6 7 ,5 |
4556 |
622 |
7 ,4 |
6 , 0 |
1,4 |
3 |
1,1847 |
|
6 3 ,0 |
3969 |
491 |
8 ,1 |
5 ,8 |
2 , 3 |
4 |
1,5796 |
|
5 5 ,0 |
3025 |
491 |
6 ,2 |
5 ,0 |
1,2 |
5 |
1,9745 |
|
4 8 ,5 |
2352 |
491 |
4 ,8 |
4,1 |
0 , 7 |
6 |
2 ,3 6 9 4 |
|
4 2 ,0 |
1764 |
491 |
3 ,6 |
3 ,2 |
0 , 4 |
7 |
2 ,7 6 4 3 |
|
3 5 ,5 |
1260 |
491 |
2 ,6 |
2 ,3 |
0 ,3 |
8 |
3 ,1 5 9 2 |
|
2 9 ,0 |
841 |
491 |
1 ,7 |
1,56 |
0 ,1 4 |
9 |
3.5541 |
|
2 2 ,5 |
506 |
491 |
1,0 |
0 ,9 5 |
0 ,0 5 |
10 |
3 ,9 4 9 0 |
|
16,0 |
256 |
491 |
0 ,5 |
0 ,4 8 |
0 ,0 2 |
11 |
4 ,3 4 3 9 |
|
10,0 |
100 |
586 |
0 ,2 |
0 ,1 9 |
0,01 |
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 47 |
|
|
’ k |
|
|
К |
|
|
2R k |
|
Ѣ |
к |
|
ѵ к |
|
z k |
Р* |
||
|
|
|
||||||
листа |
2 г |
|
В СМ |
В см |
в см |
В СМ |
В СМ |
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
0 |
1 |
|
6 ,0 |
760 |
380 |
2 |
0 ,5 |
|
0 , 7 |
1 |
|
6 , 7 |
681 |
311 |
3 |
0 ,3 3 3 |
|
0 ,7 6 5 |
1,10 |
7 ,5 5 |
605 |
2 4 5 ,5 |
|
4 |
0 ,2 5 |
|
0 ,3 0 |
1,34 |
7 ,9 5 |
571 |
2 4 5 ,5 |
|
5 |
0 ,2 0 |
|
0 ,1 4 |
1 ,5 8 |
8 ,1 7 |
554 |
2 4 5 .5 |
|
6 |
0 ,1 6 7 |
|
0 ,0 6 6 8 |
1,91 |
|
8 ,3 |
540 |
2 4 5 ,5 |
7 |
0 ,1 4 3 |
|
0 ,0 4 2 3 |
2 ,3 5 |
8 , 4 |
538 |
2 4 5 ,5 |
|
8 |
0 ,1 2 5 |
|
0 ,0 1 7 5 |
2 ,9 9 |
8 ,4 5 |
533 |
2 4 5 ,5 |
|
9 |
0,111 |
|
0 ,0 0 5 5 |
4 ,0 0 |
|
8 ,4 7 |
530 |
2 4 5 ,5 |
10 |
0 ,1 0 |
|
0 ,0 0 2 0 |
5 ,8 2 |
|
8 ,4 8 |
530 |
2 4 5 ,5 |
11 |
0 ,0 9 2 |
|
0 ,0 0 0 9 |
9 ,6 3 |
8 ,4 9 |
— |
293 |
П р и м е ч а я и е. В таблице приняты следующие обозначения:
Ъ' — стрела выгнба Ä-ro листа, собранного с предыдущими листами;
к
Н г ~ : У^ ~ Г 5 /
1 |
|
|
стрела выгиба коренного листа Z h = Z |
, |
+ Уи У! : R h — радиус выгнба корен- |
(А— |
1 |
k |
ного листа рессоры в сборе. |
|
|
Стрела выгиба коренного листа собранной рессоры в свободном состоянии Z0=84,9 ымяа ж 85 мм (см. Zfc для листа JYS I t ) . Стрела выгиба рессоры в свободном состоянии с учетом
деталей крепления Н0 = Z0 -j- Л *= 85 -ь 22 = 107 мм.1
1 Пархиловский И. Г. Автомобильные листовые рессоры, М.,.Машгиз, 1954.
9* |
131 |