L3, расстояние от светофора до бампера L4 и расстояние от уров
ня дороги до уровня глаз водителя Я. Затем по этим величинам был вычислен угол обзорности автомобиля ЗИЛ-130:
Расстояние до видимого водителем светофора L, в м ....................... |
14,335 |
Угол обзорности в вертикальной плоскости а ....................................... |
11°45' |
Надежность автомобиля
К началу работ по доводке нового автомобиля ЗИЛ-130 ре сурс ранее выпускавшегося автомобиля ЗИЛ-164 составлял 105 тыс. км. Первые испытания по оценке долговечности автомо биля ЗИЛ-130 показали, что его ресурс находился в пределах 120—150 тыс. км. Дальнейшее повышение технического ресурса автомобиля до 200—250 тыс. км потребовало проведения ряда конструктивных мероприятий (внедрение стальных хромирован ных маслосъемных колец двигателя и седел выпускных клапанов повышенной твердости, искусственного старения блока цилинд ров, направляющих клапанов повышенной твердости, вставки в поршень под первое компрессионное кольцо, улучшенных на кладок сцепления, подбора по шуму всех пар шестерен коробки
118.Режимы работы автомобилей ЗИЛ-130 при эксплуатации
врядовых автохозяйствах и при форсированных испытаниях на долговечность
|
|
Эксплуатация в автохозяйствах |
|
|
Перевозки |
Перевозки |
|
Эксплуатационные |
автопоездом |
одиночным авто |
|
ЗШ ЫЗОВІ |
мобилем ЗИЛ-130 |
|
показатели |
(молоковоз) |
|
|
|
|
|
в городе |
по маги |
в городе |
в приго |
|
|
стрально |
роде |
|
|
|
му шоссе |
|
|
Форсированные испыта ния одиноч ных автомо билей ЗИЛ-130
нЗИЛ-ІЗОГ
сгрузом мае-
сой ü т по ско ростной доро ге автополнгона
Продолжительность |
|
|
|
|
|
нахождения на линии |
|
|
|
|
|
в ч ............................... |
|
|
|
|
8,5—9,0 |
11 —13 |
4 |
10 |
22 |
Продолжительность |
|
|
|
|
|
движения за сутки в ч |
5 ,5 -6 ,0 |
9,0—10,0 |
2,2—2,4 |
4,5—7,5 |
17—19,5 |
Суточный |
|
пробег |
|
|
|
|
|
в к м ........................... |
|
|
|
|
74—100 |
300—400 |
50—70 |
200—350 |
1300—1500 |
Количество рабочих |
|
|
|
|
|
дней по |
пробегу |
в |
|
|
|
|
|
м е с я ц ....................... |
|
работы |
25-- |
26 |
28-- |
29 |
24—26 |
Сменность |
1 |
2 |
1-- |
2 |
3 |
Среднетехническая |
|
|
|
|
|
скорость |
движения |
в |
|
|
|
|
|
к м / ч ........................... |
|
|
ис |
20,5—24,5 41,0—44,0 22,5—29,0 44,0—47,0 |
75,0—77,0 |
Коэффициент |
|
|
|
|
|
пользования |
пробега |
|
0,71—0,77 |
1 |
0,42—0,48 0,42 -0,48 |
1 |
Коэффициент |
ис |
|
|
|
|
|
пользования |
|
грузо |
|
|
|
|
|
подъемности . |
. . . |
|
0,934 |
0,9 |
0,81 |
0,81 |
1 |
передач и главной передачи, совместной балансировки проме жуточного и основного карданных валов п т. п.).
По мере реализации этих конструктивных мероприятий на опытных образцах были проведены испытания бортового оди ночного автомобиля ЗИЛ-130 с грузом массой 6 т сначала на
подтверждение ресурса 200 тыс. км, а затем 250 тыс. км. Испытания проводились на скоростной дороге автополнгона
НАМИ. В качестве нагрузки использовался постоянно укреплен ный в платформах автомобилей балласт. Средние скорости дви жения за весь период испытаний составили 75—77 км/ч, суточные пробеги 1300—1500 км. В табл. 118 приведены режимы работ автомобилей ЗИЛ-130 при эксплуатации в рядовых автохозяйст вах и при форсированных испытаниях на долговечность. Резуль таты форсированных испытаний подтвердили эффективность всех конструктивных мероприятий, направленных на повышение ресурса серийного автомобиля, и позволили рекомендовать их для внедрения в производство, что обеспечило повышение ресур са автомобиля сначала до 200 тыс. км, а затем до 250 тыс. км.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130
Испытания автомобилей, проводимые заводом по принятым программам и методикам в разных условиях, необходимы для правильной сравнительной оценки испытуемых автомобилей, но не всегда дают полное представление о долговечности автомо биля и его отдельных узлов, так как эти испытания не могут охватить все разнообразие условий, встречающихся в эксплуа тации.
Эксплуатационные испытания автомобилей в автомобильных хозяйствах, расположенных в районах с различными климати ческими, дорожными и прочими условиями, дополняют заводские испытания. Для этой цели заводом было подобрано несколько десятков автомобильных хозяйств, в которых работа ведется по следующим направлениям:
— оценка долговечности опытных узлов и деталей, находя щихся на подготовке производства;
— выявление фактической долговечности автомобилей ЗИЛ-130 и их модификаций и оценка эффективности мероприя тий, направленных на увеличение наработки деталей н узлов автомобиля;
— проверка мероприятий по снижению трудоемкости техни ческого обслуживания автомобиля ЗИЛ-130 и его модификаций.
Количество одновременно испытываемых в каждом хозяйстве автомобилей выбирали так, чтобы охватить характерные для этого хозяйства дорожные условия, грузы и режимы использова ния автомобилей.
Количество опытных узлов и деталей, находящихся на испы таниях в эксплуатации, очень велико. Например, в период, когда
завод проводил работу по повышению ресурса автомобиля ЗИЛ-130 до 200 тыс. км, в автохозяйствах испытывалось около 1 0 0 опытных узлов, агрегатов н различных деталей.
Наблюдения за работой серийных автомобилей в эксплуата ции помогли заводу своевременно обратить внимание на детали, долговечность которых в начале их производства снижала общий ресурс автомобилей. Заводом были приняты меры для устране ния замеченных недостатков. Повторная проверка выявила эф фективность этих мер.
Эксплуатационные испытания и анализ результатов наблю дений дают возможность выявлять слабые места в конструкции автомобиля н определять фактическую долговечность узлов, де талей и автомобилей в целом; при этом также определяются за траты на ремонт и техническое обслуживание, выявляется но менклатура запасных деталей, устанавливают их требуемое количество.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Общая программа доводки автомобиля ЗИЛ-130 предусмат ривала исследование возможности увеличения периодичности и изменения объема технического обслуживания вследствие: изме нения конструкции автомобиля ЗИЛ-130 по сравнению с пред шествующей моделью; применения новых смазочных и лако красочных материалов; дальнейшего совершенствования конст рукции агрегатов в направлении создания узлов трения с посто янным запасом смазки, с меньшим числом точек смазки, с луч шей доступностью к местам регулировок и креплений; создания специальных стендов, съемников и приспособлений, а также комплекта шоферского инструмента, способствующих сокраще нию трудоемкости технического обслуживания; уточнения режи мов технического обслуживания, а также методик их установ ления.
В основу исследования были положены общие и частные ме тодики установления рациональных режимо.в технического об служивания, разработанные НИИАТ и согласованные с заво дом и НАМИ.
Опыт доводки автомобиля ЗИЛ-130 показал, что периодич ность и объем технического обслуживания при данных условиях эксплуатации зависят от усовершенствования конструкции авто мобиля, повышения качества его изготовления и т. п.
Поэтому с начала выпуска установочной партии автомобилей ЗИЛ-130 и до настоящего времени интервалы пробега между
техническими обслуживаниями имеют тенденцию к увеличению (табл. 119).
Одновременно с изменением периодичности технического об служивания уточнялся перечень необходимых операций; опера ции, признанные на основании обобщения опыта эксплуатации
119. Пробег автомобиля ЗИЛ-130 между техническими обслуживаниями в тыс. км
Автомобили |
ТО-1 |
ТО-2 |
|
Установочной партии .............................................. |
1— 1,8 |
4 — 8 |
,5 |
Массового производства: |
1— 1,8 |
|
|
с первой серией усовершенствования............... |
5 — 9 |
|
со второй серией усовершенствований . . . . |
1,1 —2 , ö |
5 , 5 — 9 ,2 |
необязательными, исключались; часть операций переносилась из ежедневного обслуживания в ТО-1 и из ТО-1 в ТО-2.
Задача проводимых испытаний — выяснить, как увеличение периодичности проведения ТО-1 и ТО-2 отразится на технико эксплуатационных показателях работы автомобилей и на общей экономической эффективности их использования. Предваритель но такая задача решалась на небольшом количестве автомобилей при заводских испытаниях, а затем уточнялась при эксплуата ции нескольких десятков и сотен автомобилей в конкретном крупном автохозяйстве.
Для возможности сопоставления автомобили разбивались на условные группы с различными интервалами пробега между техническими обслуживаниями. В связи с тем, что изменение периодичности проведения ТО-1 и ТО-2 могло отразиться на сроке службы автомобиля и его элементов до первого капиталь ного ремонта, а также на потерях, связанных с простоями авто мобилей из-за отказов, по каждой группе учитывались следую щие показатели: коэффициент использования рабочего времени; коэффициент, учитывающий потери линейного времени; затраты на запасные части, отнесенные к одному автомобилю.
Если в результате работы оказывалось, что увеличение пе риодичности технического обслуживания автомобилей приводило к снижению расходов на эксплуатацию автомобилей ЗИЛ-130
ине снижало их эксплуатационной надежности, делался вывод о возможности утверждения этой периодичности для данной ка тегории условий эксплуатации.
Изменению периодичности технического обслуживания в ряде случаев предшествовала работа по подбору новых сортов масел
исмазок. В течение ряда лет для системы гидроусилителя руле вого управления автомобиля ЗИЛ-130 применялись разные сор та масел (летом турбинное 22, ГОСТ 32—53 или индустриальное 20, ГОСТ 1707—51 и зимой — веретенное АУ, ГОСТ 1642—50), которые необходимо было менять в зависимости от сезона.
Внастоящее время во всех климатических зонах страны при меняется всесезонное масло Р по ТУ 38-1-110—67, разработан ное заводом. В масле содержатся присадки, обеспечивающие хорошие противоизносные свойства, а также устойчивость по
верхностей деталей против окисления. В связи с этим менять масло до ремонта агрегатов рулевого управления не требуется.
Значительным изменениям подверглось трансмиссионное мас ло автомобиля ЗИЛ-130. До создания нового сорта применялось трансмиссионное масло ТАп-15, смену которого производили при втором ТО-2 (после пробега 10— 18 тыс. км). В настоящее время для агрегатов трансмиссии применяется новое трансмиссионное масло ТАп-15В, разработанное заводом; его смену производят при шестом ТО-2 (после пробега 30—54 тыс. км). Это стало воз можным потому, что масло ТАп-15В изготовляется из сырья, очищенного от асфальтосмолистых веществ, и имеет высокую стабильность против окисления. Введенные в масло присадки обусловливают его хорошие противоизносные и противозадирные свойства.
Если периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 зависит от усло вий эксплуатации автомобилей, то объем и трудоемкость опера ций этих обслуживании определяется главным образом конст рукцией автомобиля и его элементов.
Уже первые испытания опытных образцов автомобилей ЗИЛ-130 показали, что объем работ ТО-1 и ТО-2 по ним значи тельно уменьшен по сравнению с объемом работ по автомобилю ЗИЛ-164. Это объясняется сокращением числа точек смазки, объема и номенклатуры крепежных и регулировочных работ, а также усовершенствованием конструкции ряда узлов и деталей, повысившим их надежность. К числу этих мероприятий относят ся: применение подшипников с постоянным запасом смазки (в узлах сцепления, коробки передач, водяного насоса, кардан ного вала автомобиля и рулевого управления и др.), увеличение периодичности смазки некоторых узлов и деталей (подшипника промежуточной опоры карданного вала, шлицев карданного ва ла трансмиссии, валика распределителя, валика водяного насоса и др.), увеличение периодичности крепежных работ (крепление рулевого колеса на валу, картера рулевого механизма и рулевой колонки, крепление коробки передач к картеру сцепления, крыльев и кабины к раме, крепление платформы и др.).
Сокращению трудоемкости технического обслуживания и ре монта способствовало применение эмалей горячей сушки, повы сивших долговечность окраски кабины и существенно снизивших затраты на периодическую подкраску автомобилей в эксплуа тации.
Косвенно сокращению трудоемкости технического обслужи вания и ремонта автомобиля ЗИЛ-130 способствует разработан ные заводом специальные стенды, съемники и приспособления, часть из которых выпускается объединением Росавтоспецоборудование Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
Если трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта в начале массового производства автомобилей ЗИЛ-130 принять за 1 0 0 %, то в результате совершенствования конструк-