Файл: Элияшевский, И. В. Типовые задачи и расчеты в бурении учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 245

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

радиальной и осевой нагрузок; числовые значения коэффициента т указаны в табл. 44. Согласно данным примечания к табл. 44, при

> 5 осевую нагрузку можно не учитывать. В нашем случае

R

35 280

^

г

— =

>

5, однако при решении задачи осевая нагрузка уч-

тена.

LiУои

 

 

Принимаем т = 3,5; К& — динамический коэффициент, учи­

тывающий влияние динамических условий работы подшипников. Значения коэффициента К 6 приведены в табл. 45. Принимаем К(, =

=

1,3; п 1 — число оборотов

быстроходного вала ротора.

При числе

оборотов

стола ротора

п =

23 об/мин

и передаточном

отношении

i =

3,22

п1 — 23-3,22

= 74,5 об/мин.

Принимаем щ =

75 об/мин;

КТ — коэффициент, учитывающий влияние температурного режима

Т а б л и ц а 45

Значение коэффициента Л'3

Характер нагрузки на подшипник

Спокойная нагрузка, толч­ ки отсутствуют

Легкие толчки, кратковре­ менные перегрузки до 125% от нормальной (расчетной) нагрузки

Умеренные толчки

Вибрация, кратковремен­ ные перегрузки до 150% от нормальной (расчетной) на­ грузки

Нагрузка со значительны­ ми толчками и вибрацией. Кратковременные перегруз­ ки до 200% от нормальной

(расчетной) нагрузки Нагрузка с сильными уда­

рами и кратковременные пе­ регрузки до 300% от нор­ мальной (расчетной) нагруз­ ки

 

Примеры применения подшипников

1

Легкие трансмиссионные валы; мелкие

 

водяные насосы; ленточные транспортеры,

11,2

работающие под крышей; блоки

Металлорежущие станки (токарные,

 

сверлильные, шлифовальные и фрезерные).

 

Машины для обработки хлопка, льна и

 

шерсти. Вентиляторы и воздуходувки. Эле­

 

ваторы и отводящие рольганги мелких

 

прокатных станов.

 

Внутрицеховой транспорт. Зубчатые ко­

 

леса со шлифовальными зубьями (ниж­

 

ний предел К

— при работе в маслиной

1,3—1,5

ванне)

 

Редукторы; центрифуги; компрессоры;

 

валки мелкосортных станов; электродвига­

 

тели; тележки

кранов; зубчатые колеса

 

с фрезерованными зубьями (нижний пре­

ОО Т

дел К ь при работе в масляной ванне)

Двигатели внутреннего сгорания; стро­

гальные и долбежные станки; крановые крюки; грохоты; трепальные машины; зубчатые колеса с грубообработанными зубьями (нижний предел К &— при работе

в масляной ванне)

1,8—2,5 Рабочие рольганги среднесортных ста­

нов; барабаны для очистки окалины; дро­ билки для руды; машины для обработки глины; дробилки камней; копры; мелкие

ковочные машины 2,5-3,0 Тяжелые ковочные машины; рабочие

рольганги у крупносортных станов, блю­ мингов, слябингов; рольганги у ножниц и манипуляторов; лесопильные рамы; подшипники в оборудовании, работающем под водой

251


на . долговечность

работы

подшипника.

Значения

коэффициента

К1 в зависимости от температуры приведены в

табл. 46.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 46

 

Рабочая температура подшипника,

 

125

150

175

2 0 0

225

250

 

 

 

°С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кт

 

 

 

 

 

1,05

1,1

1,15

1,25

1,35

1,4

Принимаем Кт=

1,05; h — долговечность работы подшипника в ч;

h =

1000 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подставив значения в формулу, получим

 

 

 

 

 

С = (1 • 35 280 + 3,5 •2980) -1,05-1,3 (1000-75)° ,3 =

1800 000.

 

Зная диаметр быстроходного вала в местах посадки подшипни­

ков,

который равен

d — 170 мм,

 

выбираем

подшипник

№ 3634,

 

 

 

 

 

 

у

которого

С =

1 820 000.

Этот

тип

под­

 

 

 

 

 

 

шипников выбираем, исходя из тех сообра­

 

 

 

 

 

 

жений, что они являются двухрядными

 

 

 

 

 

 

роликовыми сферическими и самоцентри-

 

 

 

 

 

 

рующимися подшипниками, допускают боль­

 

 

 

 

 

 

шую

деформацию

валов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

146. Подшипники быстроходного

 

 

 

 

 

 

вала ротора, выбранные в задаче 145, рас­

 

 

 

 

 

 

считать на контактную прочность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение. Максимальные напряжения,

 

 

 

 

 

 

которые возникают при работе двухрядных

 

 

 

 

 

 

радиальных сферических роликовых под­

 

 

 

 

 

 

шипников,

 

можно определить по формуле

рядного

сферического

 

 

<W = 3900 Y

Zd| cos р ’

 

 

роликоподшипника

бы­

где

R — радиальная нагрузка на подшип­

строходного вала ротора.

 

 

 

 

 

 

ник в кгс.

35 280 кгс; z — количество роли­

Согласно данным задачи 145, R =

ков; dp — диаметр ролика в см; р — угол контакта.

 

 

 

Схема подшипника приведена на рис. 37. Необходимые данные

для

расчета

берем

из

справочника

«Подшипники качения» И

z —

= 16; dp =

46 мм =

4,6 см; р = 14°. Подставив значения в формулу,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 3900 Y

16.4^0,97 - 16 600 кгс/см2*

 

 

1 См. Р. Д. Бейзельман, Б. В. Цыпкин, Л. Я. Перель. «Подшипники ra'ie*

ния»,

М.,

«Машиностроение»,

1967.

 

 

 

 

 

 

 

252


Допускаемое контактное напряжение составляет 35 000 кгс/см2. Таким образом, 16 600 < 35 000 (кгс/см2).

Приближенная формула для определения максимального кон­ тактного напряжения наиболее нагруженного ролика, когда из­ вестны лишь d — внутренний диаметр подшипника и D — внешний диаметр стандартного подшипника серий 3500 и 3600, имеет следу­ ющий вид:

<W = 6000 ] /

Пусть известно D = 360 мм; d = 170 мм. Подставив значения в фор­ мулу, получим

<W = 6000 3qT - it2 = 19 680 кгс/см2. 19 680 < 35 000 (кгс/см2).

РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ СТОЛА РОТОРА НА ПРОЧНОСТЬ

Задача 147. Рассчитать радиально-упорный подшипник стола ротора на прочность, если крутящий момент на быстроходном валу составляет М кр — 431 000 кгс-см, передаточное отношение i = 3,22. Остальные данные для расчета взять из задачи 144.

Решение. Вычерчиваем схему стола ротора (рис. 38). Зубчатый венец стола ротора приводится в движение от шестерни быстроходного вала. Окруж­ ное усилие Рк = 26 800 кгс. Радиаль­ ное усилие колеса равно осевому уси­ лию шестерни Тк = А г = 2 980 кгс. Осевое усилие колеса равно радиаль­ ному усилию шестерни А к = Т =

=9 300 кгс.

Рассмотрим нагрузки, действующие

на

радиально-упорные

подшипники

Рис. 38. Схема усилий, дей­

стола

ротора

во

время

бурения от

ствующих на стол ротора от

усилий

Рк, Тк и i K. Пусть, согласно

конической зубчатой передачи.

схеме ^рис. 38,

нижний

подшипник

верхний — дополнительным.

стола

ротора

является

основным,

Проанализируем действие

усилий в горизонтальной и вертикаль­

ной

плоскостях.

Для удобства стол ротора поворачиваем на 90°.

Горизонтальная плоскость. Взяв сумму моментов всех сил от­

носительно опоры С,

определим реакцию RDr (рис. 39).

 

 

о.

 

 

- Д п -41,5 + Рк.10 = 0.

Я д

Д -10

26 800-10

=6460 кгс.

41,5

41,5

253


Взяв сумму моментов всех сил относительно опоры D, определим реакцию Rc ■

 

 

= о .

 

 

Rcr• 41,5 — Рк • 31,5 = 0.

 

Рк ■31,5

26 860-31,5

20 340 кгс.

41,5

 

41,5

 

 

 

Проверяем правильность

определения реакций

 

 

^?сг + ^г>г = Рц-

 

 

20 340 + 6460 = 26800.

 

26 800 = 26 800 кгс.

 

Значит реакции определены правильно.

 

 

 

 

W-W0-

 

3/5

Рис.

39.

Схема для

определения

Рис. 40. Схема

для определения реак­

реакций от окружного усилия, дей­

ций от усилий

Ак и Тк, действующих

ствующего

на опоры

стола ротора

на стол ротора в вертикальной пло­

в

горизонтальной

плоскости.

 

скости.

Вертикальная

плоскость

(рис. 40).

Определяем реакции Rc

и R п .

 

 

 

 

 

h M DP{ = 0.

 

Ro -4 1 ,5 -Л к Dср. н. о

■Г*-31,5 = 0.

iK

0 + Тк • 31,5

9 3 0 o i ^ +

2980-31,5

Rc =

41,5

 

41,5

= 13 920 кгс.

 

 

 

 

2 1М СР1= 0.

 

Rd -U,5 + Tk- 1 0 - A ,

Дер, н. о ■о.

Л D с р .

н. О

104 4

 

л к-----й----- Тк • 10

9300

— 2980 • 10

R,

41,5

= ~

41,5

^10 940 кгс.

 

-

254


Реакции определены правильно, так как согласно схеме действия усилий

Тк + Rdb= Rcb-

2980 + 110940 = 13920.

13 920 = 13 920.

Определяем суммарные радиальные реакции Rc и RD.

R c = \ / R l r + R c p = 1/20 3402 + 13 9202 = 24 580 кгс.

Rd = Y R dt+ Rdb= V 64602 + 1 0 9402 = 11 830 кгс.

Таким образом, более нагруженной является опора С, которую и бу­ дем рассчитывать на прочность.

Коэффициент работоспособности радиально-упорного подшип­ ника определяют по формуле

C = QnpKKK 6K T(nh)°‘3,

где Qnp — приведенная радиальная нагрузка на подшипник, экви­ валентная одновременному действию радиальной и осевой нагрузок; остальные обозначения те же, что и в задаче 145. Qnp вычисляем по формуле

*?пР = Rc

 

m (-4Sc),

где R c = 24 580;

m==

 

1

 

 

 

 

2,6 tgp *

P — угол давления (контакта); для ротора Р = 45°.

m

1

 

0,386.

2,6-1

 

 

А — суммарная осевая нагрузка, действующая на подшипник

A = F —Ак.

Здесь не учитываем вес стола ротора, так как он воспринимается нижним подшипником; F — вертикальное (осевое) усилие трения рабочей трубы по зажиму

F = 4-Pja.

Р г — усилие давления в точках прилегания ведущей трубы к за­ жиму

MKPi

Р1

2L

где Мкр = 431 О00кгс-см; i =

3,22;

L — принимаем приблизи­

тельно равной размеру стороны ведущей трубы, L = 15,5 см; р —

255