Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
социально-экономических, зависит от «естественных и обществен ных условий, в которых они проявляются и используются. Есте ственные условия — это климат, почва, природные ресурсы и т. п. Их влияние особенно велико в добывающих отраслях. Общест венные условия — это система производственных отношений, от которых зависит характер организации труда, воспроизводства, использования рабочей силы, отношение работников к труду и средствам производства» ’. Профессор П. Ф. Петроченко полагает, что общественные условия воздействуют главным образом на груп пу социально-экономических факторов повышения производитель^- ности труда.
Графически все это может быть представлено в виде двух схем.
Общая схема 1
Классификации факторов повышения производительности индивидуального труда (только для рабочих мест)
Все, о чем говорилось выше, относится к факторам повышения производительности труда вообще, включая технико-экономиче ские и социально-экономические. Прежде чем перейти к класси фикации социально-экономических факторов роста производитель ности труда, рассмотрим их роль в увеличении объема произ водства и транспортных перевозок.
Нужно сказать, что само понятие «социальные» или «соци ально-экономические» факторы трактуется в нашей науке и прак тике по-разному. Мы не будем рассматривать все эти точки зре ния, так как это заняло бы слишком много времени, да и вооб ще они являются предметом специального исследования. По на-1
1 Экономика труда в промышленности. Под ред. П. Ф. Петроченко. М., «Экономи ка», 1970, с. 49.
49
Общая схема 2
Классификации факторов повышения производительности общественного труда (для цеха, предприятия, производственного объединения, отрасли промышленности-
народного хозяйства в целом)
шему мнению, под социально-экономическими факторами следует понимать пути повышения производительности труда, связанные преимущественно (принимая за основу производственный процесс и его элементы) с самим трудом, с людьми как участниками трудового процесса, с отношениями людей в процессе производ ства. Впрочем, не только с ним... Вот что пишет по этому по воду К. Маркс: «Человек сам является основой своего матери ального, как и всякого иного осуществляемого им производства. Поэтому, все те обстоятельства, которые воздействуют на челове ка, этого субъекта производства, модифицируют в большей или меньшей степени все его функции и виды деятельности, значит также и те его функции и виды деятельности, которые он вы полняет как созидатель материального богатства, товаров. В этом смысле можно действительно доказать, что все человеческие от ношения и функции (выделено мною.— В. В .), в какой бы форме и в чем бы они ни проявлялись, влияют на материаль-
50
чое производство и более или менее определяющим образом воздействуют на него» Отсюда следует, что к социально-эко номическим факторам можно отнести и отношения работников вне производства: в быту, на отдыхе, в семье и т. п.
Можно услышать сомнения в целесообразности отделения тех нико-экономической группы факторов повышения производитель ности труда от социально-экономических. Такого рода рассужде ния строятся на том, что внедрение новой техники, технологии, механизация, автоматизация производства не могут обеспечить повышение производительности труда сами по себе, без участия человека. А там, мол, где присутствует человек, всегда присут ствуют и элементы социального. Это все верно. Человек на про изводстве действительно тесно связан с техникой, технологией. Но в одних случаях основное внимание все-таки направлено имен но на технику, технологию, а не на человека. Здесь исполь зуются технико-экономические факторы. В других случаях в центр внимания ставится именно человек: совершенствуются условия, характер, содержание его труда, проявляется забота о его настрое нии, здоровье, уровне культуры и образования, о структуре и формах проведения им досуга и т. п. Здесь уже используются социальные или социально-экономические факторы повышения производительности труда 1.2
Мы не будем останавливаться на классификации технико-эко номических факторов повышения производительности труда, свя занных с уровнем развития и использования средств производст ва — предметов и средств труда. Сюда относятся: внедрение новой и совершенствование уже действующей техники и технологии производства, максимальное использование действующих мощно стей, применение прогрессивных технико-экономических норм ис
пользования оборудования, |
сырья, материалов, топлива, энергии, |
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26, ч. |
I, с. 283. |
2 В книге часто используется выражение «социальные» или «социально-экономиче ские» факторы повышения производительности труда. Означает ли это, что автор считает понятие «социальные» и «социально-экономические» аналогичными? Нет. Од нако нужно иметь в виду, что там, где начинается экономика труда, там конча ется, по нашему глубокому убеждению, «чистая экономика». Практически не су ществует ни одной проблемы экономики труда (производительность труда, его ор ганизация, нормирование труда или его оплата, планирование труда, распределе
ние |
и использование трудовых ресурсов), которая самым тесным образом не была |
бы |
связана с социальными или социально-психологическими проблемами челове |
ка, |
группы людей, коллектива. Любое отделение одного от другого носило бы |
искусственный характер, да оно и просто невозможно. Поэтому, употребляя даже «чистый» термин «социальные факторы повышения производительности труда», автор имеет в виду «социально-экономические факторы повышения производитель ности труда».
51
их экономия, рациональное размещение производства и комплекс ное, всестороннее развитие хозяйства по районам страны, внедре ние новых видов сырья и материалов, уменьшение материалоем кости изделий, повышение качества продукции, преодоление се зонности производства, его специализация, комбинирование и кооперирование и т. д. Все названные и другие технико-экономи ческие факторы более или менее изучены и классифицированы. Нас же интересуют социально-экономические факторы повыше ния производительности труда, и поэтому остановимся на их клас сификации.
Здесь, так же как п по отношению к факторам роста произ водительности труда вообще, нам кажется, необходимы несколь ко схем классификации. Во-первых, схема классификации факто ров повышения производительности труда (экономия живого тру да), которые могут быть реализованы непосредственно на рабочем месте одним рабочим или же группой их. Во-вторых, несколько схем классификации факторов повышения производительности об щественного труда, могущих быть реализованными в пределах цеха, предприятия, объединения, отрасли промышленности, на родного хозяйства в целом. Здесь имеется в виду экономия жи вого и овеществленного труда.
Различие между первой и другими схемами классификации заключается также и в том, что схемы социально-экономических факторов общественного труда включают такие факторы, которые не только реализуются в зависимости от воли и желания работ ников, занятых на данном рабочем месте, но и используются в пределах цеха, предприятия, производственного объединения, от расли промышленности, народного хозяйства в целом. Это, напри мер, такой социальный фактор роста производительности общест венного труда, как повышение жизненного уровня работников. Последний, как известно, определяется не только заработной пла той, по и теми льготами, которые работники получают в нашей стране через фонд предприятия, через общественные фонды по требления.
Может возникнуть вопрос, а нужно ли вообще разрабатывать столько схем классификации факторов, в том числе социальноэкономических факторов повышения производительности труда. Не запутает ли такое многообразие практических работников? Мы уверены, что нет. Наоборот, это позволит значительно упо рядочить работу в области как планирования, так и практиче ской реализации мероприятий по повышению производительности труда. Действительно, в пределах и конкретного рабочего места, и цеха, предприятия, производственного объединения, отрасли
промышленности, народного хозяйства в целом четко определяет ся, какие именно факторы повышения производительности труда являются в данной сфере главными, а какие могут быть исполь-. зованы в пределах другой производственной или народнохозяйст венной структуры. Такой, скажем, социально-экономический фак тор повышения производительности труда, как рациональная переподготовка кадров производственных руководителей, может использоваться в качестве одного из главных в пределах опре деленной отрасли промышленности и планироваться министерст вом или главком. Такой же социально-экономический фактор роста производительности труда, как, напрпмер, оптимальное совмеще ние профессий, может быть использован как один из главных в пределах цеха и включаться в цеховой план повышения произ водительности труда и т. п.
Разумеется, каждая схема классификации технико-экономиче ских и социально-экономических факторов повышения производи тельности труда должна разрабатываться на базе типовых схем, но с учетом специфики данного, конкретного рабочего места, цеха, предприятия, производственного объединения, отрасли про мышленности. Это не относится лишь к схемам социально-эко номических и технико-экономических факторов повышения про изводительности труда, используемых в целом по народному хо зяйству страны.
Сложная и исключительно трудоемкая работа над схемами
классификации факторов повышения |
производительности труда, |
в том числе социально-экономических, |
в настоящее время выпол |
няется целым рядом научных центров и отдельных ученых и пока еще не закопчена. Здесь мы лишь перечислим факторы повышения производительности индивидуального и общественно го труда, являющиеся, на наш взгляд, социальными или соци ально-экономическими, которые связаны с трудом, с человеком и каждый из которых может быть использован в пределах опре деленного рабочего места, цеха, предприятия, производственного объединения, отдельной отрасли или же всего народного хозяйст ва. К таким факторам повышения производительности труда от носятся:
v 1. Рациональный подбор, обучение, переподготовка, повышение квалификации кадров.
2.Оптимальное совмещение работниками профессий и специ альностей.
3.Эффективная расстановка и рациональное использование ра ботников на производстве, включая внедрение оптимальных режи мов труда и отдыха.
53
4.Ускоренная адаптация работников на производстве.
5.Рациональная организация трудового процесса.
6.Четкая организация и обслуживание рабочих мест.
^ 7. Совершенствование охраны труда и техники безопасности.
8.Развитие социалистического соревнования.
9.Укрепление трудовой дисциплины.
''Ю. Оптимальное нормирование труда.
11. Эффективное материальное и моральное стимулирование труда.
v 12. Сокращение текучести кадров. J 13. Улучшение условий труда.
14. Улучшение бытового обслуживания на производстве.
15. Улучшение внепроизводственного обслуживания работников.
v16. Совершенствование профессионально-квалификационной и демографической структуры преддриятия.
v17. Повышение образовательного уровня работников.
^18. Повышение культурно-технического уровня работников.
v19. Оптимальный баланс труда, совершенствование социальной организации предприятия.
v 20. Улучшение производственного климата на предприятии, в группе, в микроколлективе, включая совершенствование управ ления ими.
^ 21. Улучшение отношения работников к предприятию, к кол лективу, к труду, к профессии.
v |
22. |
Забота о профессиональной карьере работников. |
* |
23. |
Совершенствование личностных, психофизиологических ка |
честв работников. |
||
v |
24. |
Повышение общественной, творческой, производственной |
активности работников. |
||
v 25. |
Повышение жизненного тонуса, настроения работников. |
|
v/ 26. |
Обеспечение психофизиологической разрядки работников на |
производстве.
27.Создание оптимальных условий для органов чувств работ ников на производстве.
ч/28. Обеспечение рациональной структуры и форм организации внерабочего времени, досуга работников.
l/29. Эффективная система профориентации и профконсультации.
^30. Обеспечение оптимальных условий для формирования лич ности.
31.Укрепление семейно-бытовых отношений работников,
v32. Забота о реализации жизненных планов, интересов, стрем
лений, воспитание ценностных ориентаций и установок работни ков, отвечающих социалистическим и коммунистическим идеалам.
54