Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

социально-экономических, зависит от «естественных и обществен­ ных условий, в которых они проявляются и используются. Есте­ ственные условия — это климат, почва, природные ресурсы и т. п. Их влияние особенно велико в добывающих отраслях. Общест­ венные условия — это система производственных отношений, от которых зависит характер организации труда, воспроизводства, использования рабочей силы, отношение работников к труду и средствам производства» ’. Профессор П. Ф. Петроченко полагает, что общественные условия воздействуют главным образом на груп­ пу социально-экономических факторов повышения производитель^- ности труда.

Графически все это может быть представлено в виде двух схем.

Общая схема 1

Классификации факторов повышения производительности индивидуального труда (только для рабочих мест)

Все, о чем говорилось выше, относится к факторам повышения производительности труда вообще, включая технико-экономиче­ ские и социально-экономические. Прежде чем перейти к класси­ фикации социально-экономических факторов роста производитель­ ности труда, рассмотрим их роль в увеличении объема произ­ водства и транспортных перевозок.

Нужно сказать, что само понятие «социальные» или «соци­ ально-экономические» факторы трактуется в нашей науке и прак­ тике по-разному. Мы не будем рассматривать все эти точки зре­ ния, так как это заняло бы слишком много времени, да и вооб­ ще они являются предметом специального исследования. По на-1

1 Экономика труда в промышленности. Под ред. П. Ф. Петроченко. М., «Экономи­ ка», 1970, с. 49.

49


Общая схема 2

Классификации факторов повышения производительности общественного труда (для цеха, предприятия, производственного объединения, отрасли промышленности-

народного хозяйства в целом)

шему мнению, под социально-экономическими факторами следует понимать пути повышения производительности труда, связанные преимущественно (принимая за основу производственный процесс и его элементы) с самим трудом, с людьми как участниками трудового процесса, с отношениями людей в процессе производ­ ства. Впрочем, не только с ним... Вот что пишет по этому по­ воду К. Маркс: «Человек сам является основой своего матери­ ального, как и всякого иного осуществляемого им производства. Поэтому, все те обстоятельства, которые воздействуют на челове­ ка, этого субъекта производства, модифицируют в большей или меньшей степени все его функции и виды деятельности, значит также и те его функции и виды деятельности, которые он вы­ полняет как созидатель материального богатства, товаров. В этом смысле можно действительно доказать, что все человеческие от­ ношения и функции (выделено мною.— В. В .), в какой бы форме и в чем бы они ни проявлялись, влияют на материаль-

50

чое производство и более или менее определяющим образом воздействуют на него» Отсюда следует, что к социально-эко­ номическим факторам можно отнести и отношения работников вне производства: в быту, на отдыхе, в семье и т. п.

Можно услышать сомнения в целесообразности отделения тех­ нико-экономической группы факторов повышения производитель­ ности труда от социально-экономических. Такого рода рассужде­ ния строятся на том, что внедрение новой техники, технологии, механизация, автоматизация производства не могут обеспечить повышение производительности труда сами по себе, без участия человека. А там, мол, где присутствует человек, всегда присут­ ствуют и элементы социального. Это все верно. Человек на про­ изводстве действительно тесно связан с техникой, технологией. Но в одних случаях основное внимание все-таки направлено имен­ но на технику, технологию, а не на человека. Здесь исполь­ зуются технико-экономические факторы. В других случаях в центр внимания ставится именно человек: совершенствуются условия, характер, содержание его труда, проявляется забота о его настрое­ нии, здоровье, уровне культуры и образования, о структуре и формах проведения им досуга и т. п. Здесь уже используются социальные или социально-экономические факторы повышения производительности труда 1.2

Мы не будем останавливаться на классификации технико-эко­ номических факторов повышения производительности труда, свя­ занных с уровнем развития и использования средств производст­ ва — предметов и средств труда. Сюда относятся: внедрение новой и совершенствование уже действующей техники и технологии производства, максимальное использование действующих мощно­ стей, применение прогрессивных технико-экономических норм ис­

пользования оборудования,

сырья, материалов, топлива, энергии,

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26, ч.

I, с. 283.

2 В книге часто используется выражение «социальные» или «социально-экономиче­ ские» факторы повышения производительности труда. Означает ли это, что автор считает понятие «социальные» и «социально-экономические» аналогичными? Нет. Од­ нако нужно иметь в виду, что там, где начинается экономика труда, там конча­ ется, по нашему глубокому убеждению, «чистая экономика». Практически не су­ ществует ни одной проблемы экономики труда (производительность труда, его ор­ ганизация, нормирование труда или его оплата, планирование труда, распределе­

ние

и использование трудовых ресурсов), которая самым тесным образом не была

бы

связана с социальными или социально-психологическими проблемами челове­

ка,

группы людей, коллектива. Любое отделение одного от другого носило бы

искусственный характер, да оно и просто невозможно. Поэтому, употребляя даже «чистый» термин «социальные факторы повышения производительности труда», автор имеет в виду «социально-экономические факторы повышения производитель­ ности труда».

51


их экономия, рациональное размещение производства и комплекс­ ное, всестороннее развитие хозяйства по районам страны, внедре­ ние новых видов сырья и материалов, уменьшение материалоем­ кости изделий, повышение качества продукции, преодоление се­ зонности производства, его специализация, комбинирование и кооперирование и т. д. Все названные и другие технико-экономи­ ческие факторы более или менее изучены и классифицированы. Нас же интересуют социально-экономические факторы повыше­ ния производительности труда, и поэтому остановимся на их клас­ сификации.

Здесь, так же как п по отношению к факторам роста произ­ водительности труда вообще, нам кажется, необходимы несколь­ ко схем классификации. Во-первых, схема классификации факто­ ров повышения производительности труда (экономия живого тру­ да), которые могут быть реализованы непосредственно на рабочем месте одним рабочим или же группой их. Во-вторых, несколько схем классификации факторов повышения производительности об­ щественного труда, могущих быть реализованными в пределах цеха, предприятия, объединения, отрасли промышленности, на­ родного хозяйства в целом. Здесь имеется в виду экономия жи­ вого и овеществленного труда.

Различие между первой и другими схемами классификации заключается также и в том, что схемы социально-экономических факторов общественного труда включают такие факторы, которые не только реализуются в зависимости от воли и желания работ­ ников, занятых на данном рабочем месте, но и используются в пределах цеха, предприятия, производственного объединения, от­ расли промышленности, народного хозяйства в целом. Это, напри­ мер, такой социальный фактор роста производительности общест­ венного труда, как повышение жизненного уровня работников. Последний, как известно, определяется не только заработной пла­ той, по и теми льготами, которые работники получают в нашей стране через фонд предприятия, через общественные фонды по­ требления.

Может возникнуть вопрос, а нужно ли вообще разрабатывать столько схем классификации факторов, в том числе социальноэкономических факторов повышения производительности труда. Не запутает ли такое многообразие практических работников? Мы уверены, что нет. Наоборот, это позволит значительно упо­ рядочить работу в области как планирования, так и практиче­ ской реализации мероприятий по повышению производительности труда. Действительно, в пределах и конкретного рабочего места, и цеха, предприятия, производственного объединения, отрасли


промышленности, народного хозяйства в целом четко определяет­ ся, какие именно факторы повышения производительности труда являются в данной сфере главными, а какие могут быть исполь-. зованы в пределах другой производственной или народнохозяйст­ венной структуры. Такой, скажем, социально-экономический фак­ тор повышения производительности труда, как рациональная переподготовка кадров производственных руководителей, может использоваться в качестве одного из главных в пределах опре­ деленной отрасли промышленности и планироваться министерст­ вом или главком. Такой же социально-экономический фактор роста производительности труда, как, напрпмер, оптимальное совмеще­ ние профессий, может быть использован как один из главных в пределах цеха и включаться в цеховой план повышения произ­ водительности труда и т. п.

Разумеется, каждая схема классификации технико-экономиче­ ских и социально-экономических факторов повышения производи­ тельности труда должна разрабатываться на базе типовых схем, но с учетом специфики данного, конкретного рабочего места, цеха, предприятия, производственного объединения, отрасли про­ мышленности. Это не относится лишь к схемам социально-эко­ номических и технико-экономических факторов повышения про­ изводительности труда, используемых в целом по народному хо­ зяйству страны.

Сложная и исключительно трудоемкая работа над схемами

классификации факторов повышения

производительности труда,

в том числе социально-экономических,

в настоящее время выпол­

няется целым рядом научных центров и отдельных ученых и пока еще не закопчена. Здесь мы лишь перечислим факторы повышения производительности индивидуального и общественно­ го труда, являющиеся, на наш взгляд, социальными или соци­ ально-экономическими, которые связаны с трудом, с человеком и каждый из которых может быть использован в пределах опре­ деленного рабочего места, цеха, предприятия, производственного объединения, отдельной отрасли или же всего народного хозяйст­ ва. К таким факторам повышения производительности труда от­ носятся:

v 1. Рациональный подбор, обучение, переподготовка, повышение квалификации кадров.

2.Оптимальное совмещение работниками профессий и специ­ альностей.

3.Эффективная расстановка и рациональное использование ра­ ботников на производстве, включая внедрение оптимальных режи­ мов труда и отдыха.

53


4.Ускоренная адаптация работников на производстве.

5.Рациональная организация трудового процесса.

6.Четкая организация и обслуживание рабочих мест.

^ 7. Совершенствование охраны труда и техники безопасности.

8.Развитие социалистического соревнования.

9.Укрепление трудовой дисциплины.

''Ю. Оптимальное нормирование труда.

11. Эффективное материальное и моральное стимулирование труда.

v 12. Сокращение текучести кадров. J 13. Улучшение условий труда.

14. Улучшение бытового обслуживания на производстве.

15. Улучшение внепроизводственного обслуживания работников.

v16. Совершенствование профессионально-квалификационной и демографической структуры преддриятия.

v17. Повышение образовательного уровня работников.

^18. Повышение культурно-технического уровня работников.

v19. Оптимальный баланс труда, совершенствование социальной организации предприятия.

v 20. Улучшение производственного климата на предприятии, в группе, в микроколлективе, включая совершенствование управ­ ления ими.

^ 21. Улучшение отношения работников к предприятию, к кол­ лективу, к труду, к профессии.

v

22.

Забота о профессиональной карьере работников.

*

23.

Совершенствование личностных, психофизиологических ка­

честв работников.

v

24.

Повышение общественной, творческой, производственной

активности работников.

v 25.

Повышение жизненного тонуса, настроения работников.

v/ 26.

Обеспечение психофизиологической разрядки работников на

производстве.

27.Создание оптимальных условий для органов чувств работ­ ников на производстве.

ч/28. Обеспечение рациональной структуры и форм организации внерабочего времени, досуга работников.

l/29. Эффективная система профориентации и профконсультации.

^30. Обеспечение оптимальных условий для формирования лич­ ности.

31.Укрепление семейно-бытовых отношений работников,

v32. Забота о реализации жизненных планов, интересов, стрем­

лений, воспитание ценностных ориентаций и установок работни­ ков, отвечающих социалистическим и коммунистическим идеалам.

54