Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
J 33. Неуклонное повышение материального благосостояния, идей но-политического и духовного уровня работников.
Разумеется, этот перечень нельзя считать исчерпывающим. Он нуждается в дальнейшей серьезной доработке как с точки зрения количества социальных факторов, так и с точки зрения их фор мулировки и обоснования, тем не менее определенную основу он, по-видимому, содержит.
Говоря далее о классификации, нельзя не отметить, что соци ально-экономические факторы роста производительности труда (впрочем, это относится и к технико-экономическим факторам)
можно также дифференцировать по направлению |
их действия: |
|
основные |
(действующие непосредственно) и косвенные (кото |
|
рые сами |
могут выступать в качестве необходиых |
предпосылок |
и условий для наиболее эффективного использования основных факторов роста производительности труда), по характеру воздей ствия (интенсивные и экстенсивные) и, наконец, по времени действия (текущие, перспективные).
Сила и характер воздействия перечисленных выше социальноэкономических факторов повышения производительности зависят от условий, в которых они используются. Нам известны, как уже отмечалось выше, природные, естественные и общественные условия. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Условия — это та среда, в которой развиваются производитель ные силы и соответствующие им производственные отношения,
вкоторой осуществляется деятельность рассматриваемого нами промышленного или транспортного предприятия, используются ма шины и механизмы, работают люди, в которой реализуется их способность к труду, функционируют те или иные факторы по вышения производительности труда.
Кприродным, естественным условиям использования факторов повышения производительности труда относятся климат, ланд шафт, другие условия географической среды, природные ресурсы,
вчастности богатство недр, наличие воды и т. и. Природные, естественные условия предопределяют степень и масштабы ис пользования прежде всего технико-экономических факторов повы шения производительности труда. Например, интенсивность дей ствия на угольной шахте таких факторов повышения производи тельности труда, как внедрение новой техники и прогрессивной технологии добычи угля, прямо определяется строго определенны ми природными условиями — глубиной залегания угольного плас та, его мощностью и т. и.
Вместе с тем природные, естественные условия определяют так же и меру использования некоторых социально-экономических
55
факторов. Например, ландшафт, климат и погода нередко опреде ляют рациональность использования таких социально-экономиче ских факторов, как сокращение текучести кадров, повышение жизненного тонуса, настроения, производственной активности ра ботников и т. п.
К общественным условиям использования факторов повыше ния производительности труда относятся прежде всего производ ственные отношения, которые составляют экономический базис об щества, определяют характер его надстройки. Производственные отношения — главная сила, детерминирующая развитие произво дительных сил, всех элементов производственного процесса, т. е. характер труда, использование предметов и орудий труда, обус ловливающая формы собственности, обмена и распределения в обществе, сам характер общественного производства. К общест венным условиям в свою очередь относятся и сами производи тельные силы, так как они определяют отношения людей к пред метам, к силам природы. Наконец, к такого рода условиям можно отнести и надстроечные — политические, правовые, религиозные, культурные и другие — условия духовной жизни общества. Об щественные условия и обусловливают в основном использование социально-экономических факторов повышения производительно сти труда, хотя, разумеется, и технико-экономические факторы также не остаются вне сферы их влияния.
Некоторые условия при определенных обстоятельствах могут сами выступать в качестве факторов повышения производитель ности труда. Кроме того, оказывая влияние на степень исполь зования факторов, условия сами подвергаются их воздействию.
Изучение условий, влияющих на степень использования соци ально-экономических и технико-экономических факторов повыше ния производительности труда, особенно необходимо при социа лизме, когда общество имеет возможность развивать благоприят ные и устранять или нейтрализовать неблагоприятные условия.
Возвратимся к социально-экономическим факторам повышения производительности труда. Не останавливаясь подробно на вопро сах обоснования, т. е. доказательствах того, почему тот или иной фактор следует считать социально-экономическим, проанализируем кратко причины существующей еще у нас некоторой недооценки названной группы факторов повышения производительности труда.
Некоторые ученые убеждены в том, что лишь использование технико-экономических факторов повышения производительности труда способно обеспечить прирост производительности труда. Они полагают, что и в дальнейшем, по мере развития научно-техни ческой революции, положение в этой области вряд ли сущест-
56
вснно изменится. Не нужно далеко ходить за примерами. Так, специалисты Научно-исследовательского института труда в своих расчетах повышения производительности труда на 1965—1970 гг. доказывали, что основная часть прироста производительности труда будет обеспечена за счет совершенствования техники и технологии. В таких отраслях, как химическая, черная и цветная металлургия, нефтяная и газовая, за счет названных технико экономических факторов должно было быть получено, по их рас четам, около 70% прироста производительности труда. Характер но, что из всего множества технико-экономических факторов роста производительности труда эти авторы принимают в расчет в ос новном только два — совершенствование техники и технологии. Остальной прирост производительности труда они планировали за счет других технико-экономических факторов, при этом вообще скидывая со счетов социально-экономические факторы.
Нет необходимости доказывать несостоятельность такого рода расчетов и утверждений, убедительно опровергнутых самой жиз нью. Нам важно здесь зафиксировать другое — предельную недо оценку социально-экономических факторов роста производитель ности труда специалистами даже такого серьезного учреждения, как головной Научно-исследовательский институт труда.
Более того, некоторые экономисты открыто пытаются дока зать ненужность и даже вредность исследования и использова ния социально-экономических факторов повышения производитель ности труда. Уже само включение такого рода факторов в план работы предприятия, как считает, например, Н. Водомеров, сби вает с толку работников предприятий, дезорганизует их '. С этим никак нельзя согласиться.
В этой связи любопытно отметить, что, по мнению американ ских исследователей, прирост производительности труда в про мышленности США и в настоящее время (а также и в ближайшем будущем) обеспечивается примерно на 65—70% именно за счет социально-экономических факторов. А ведь общественные усло вия, определяющие силу действия социально-экономических фак торов роста производительности труда (экономический базис об щества, система производственных отношений, характер труда и его организации, характер воспроизводства, использования рабо чей силы, отношение работников к труду и средствам производ ства и т. п.), в нашей стране неизмеримо более благоприятные, чем в Соединенных Штатах Америки. Более того, для исполь зования многих социальных факторов роста производительности1
1Водомеров Н. Факторы роста производительности труда. Рига, с. 17.
57
труда в США, как и в любой другой капиталистической стране, вообще отсутствуют необходимые условия.
В чем же причины недооценки нашими научными и практи ческими работниками предприятий социально-экономических фак торов повышения производительности труда? Одна из причин — это плохое знание и неумение выделить и использовать социаль но-экономические факторы роста производительности труда. Если вопросам классификации, содержательного описания, теоретичекого анализа и практического использования технико-экономиче ских факторов роста производительности труда посвящены сотни книг, диссертаций, статей, специальных исследований, то по про блемам роста производительности труда за счет социально-эко номических факторов серьезных работ почти нет.
Правда, отдельные социально-экономические факторы роста про
изводительности труда, |
особенно если они имеют место только |
в условиях социализма |
(например, социалистическое соревнова |
ние), изучены, описаны и используются в нашем народном хо зяйстве довольно успешно. И тем не менее это лишь отдельные социально-экономические факторы. Обстоятельные исследования всех — или хотя бы большинства — таких факторов роста можно пересчитать по пальцам.
Еще одной причиной недооценки социально-экономических фак торов роста производительности труда можно считать очень сла бое изучение и использование соответствующего зарубежного опыта. А между тем, как подчеркивал В. И. Ленин, «осущест вимость социализма определится именно нашими успехами в со четании Советской власти и советской организации управления с новейшим прогрессом капитализма» !. И далее: «Социалистиче ской Советской республике предстоит задача, которую можно кратко формулировать так, что мы должны ввести систему Тей лора и научное американское повышение производительности труда по всей России, соединив эту систему с сокращением ра бочего времени, с использованием новых приемов производства и организации труда без всякого вреда для рабочей силы трудяще гося населения» 21. А ведь нельзя забывать, что систему Тейлора в руках у капиталистов В. И. Ленин считал системой выжимания кровавого пота. И все же предлагал ее изучать и отбирать из нее все полезное. А в капиталистическом мире, как известно, пробле мам повышения производительности труда за счет «человеческого фактора» уделялось и уделяется ныне огромное внимание.
1Ленин В. И. Поли. собр. соч. T. 36, с. 190. 2 Там же, с. 141.
5 8
Между тем учет «человеческого фактора» в производстве еще К. Маркс считал принципом в первую очередь социализма. А по словам В. И. Ленина «...Каждая фабрика, где выкинут вон капи талист или хотя бы обуздан настоящим рабочим контролем, каж дая деревня, где выкурили помещика-эксплуататора и отобрали его землю, является теперь, и только теперь, поприщем, на ко тором может проявить себя человек труда, может разогнуть не много спину, может выпрямиться, может почувствовать себя человеком» '. Разве это не указание на учет человеческих воз можностей в условиях социализма? Отсюда прямо следует, что учет роли «человеческого фактора» в повышении производитель ности труда для социалистических предприятий является органи ческой необходимостью. И не только с точки зрения заботы о человеке и формирования коммунистической личности, но также и с целью повышения производительности труда. Кстати, еще Роберт Оуэн, сравнивая эффективность машины и человека, писал: «Если вникнуть в суть дела, то окажется, что человек способен к еще большему прогрессу, если даже смотреть на него лишь как на орудие для добывания богатства» 2.
В современных же условиях проблема «человек на произ водстве» получает принципиально новое звучание. Если в основе повышения производительности труда пока что лежит техниче ский прогресс, то реализация создаваемых им предпосылок осу ществляется человеком. И от уровня трудовой активности чело века, уровня его знаний, квалификации, заинтересованности, со знательности, от его личных качеств, с одной стороны, и системы взаимоотношений на производстве (да и не только на производ стве) — с другой, в настоящее время зависит очень и очень мно гое в развитии промышленности и транспорта. Вот почему мы должны точно знать, какие социальные факторы обеспечивают повышение и какие — снижение производительности труда отдель ного рабочего, группы рабочих, всего коллектива предприятия, промышленного объединения, отрасли промышленности, народно го хозяйства в целом.
Формирование коммунистического отношения к труду, развитие творческой активности, учет требований работников к характеру и условиям труда, забота о человеке не только в сфере труда, но и в сфере быта, отдыха, рациональная организация производ ственного процесса, умелое сочетание индивидуальных, коллек тивных и общественных интересов, постоянная забота о здоровье1
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 35, с. 106.
' Оуэн Р. Образование характера. СПб,, 1909, с. 27,
88