Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
тим, кстати, что к внешней среде с физиологической точки зре ния относятся на производстве загазованность, температура, за пыленность, влажность, движение воздуха, метеорологические ус ловия, шум, вибрация и т. и.
Некоторые специалисты-физиологи объединяют в три группы физиологические аспекты научной организации труда: во-первых,, физиологически правильное построение трудового процесса (ритм, темп, траектория и координация рабочих движений, рабочая поза, углы и частота наклона тела, соотношение динамических и ста тических элементов, характер участия различных анализаторов в трудовой деятельности и другие показатели); во-вторых, обес печение физиологически правильного воздействия работы на раз личные функции организма человека (преодоление тяжести, уто мительности и т. и .); в-третьих, физиологические приспособле ния функциональных возможностей организма к различным видам труда (внедрение рациональных систем профотбора, проф ориентации и производственного обучения и т. п.) *.
Нет, по-видимому, необходимости обсуждать вопрос о содержа нии, полноте и правильности классификации тех физиологиче ских задач, которые, по мнению различных авторов, должны ре шаться в процессе внедрения научной организации труда. Все они правы в главном — в том, что без знания физиологических основ материальных процессов, происходящих во время работы в человеческом организме, нельзя всерьез заниматься внедрением научной организации труда на предприятиях промышленности и транспорта, что в этой сфере физиология тесно взаимодействует с производственной эстетикой, инженерной психологией и эргоно микой.
Не менее важное значение при разработке и универсализации научной организации труда имеет знание и умение использовать основные положения психологии труда. Недооценка психологиче ских факторов организации труда в значительной мере обуслов ливает снижение производительности труда, мешает механизации и автоматизации производства, приводит к ухудшению других экономических показателей и, наконец, далеко не положитель ным образом отражается на деятельности по формированию лич ности рабочих.
Основной задачей психологии труда является, как известно, изучение психологических особенностей людей в процессе труда, в процессе обучения, в процессе подготовки к труду. Данные психологии труда должны использоваться в ходе внедрения и
совершенствования |
организации труда для |
правильного учета |
1 П сихофизиологические |
и эстетические основы НОТ. Изд. |
2, доп. и перераб. М., |
«Экономика», 1971, с. 110—111. |
|
83
и формирования личпостяых качеств работников, поведения в процессе трудовой деятельности, при формировании трудовых групп и коллективов, создания положительного производственно го климата, для подъема качества обучения и в процессе рабо ты по улучшению условий труда. Иными словами, нельзя назвать ни одного элемента организации труда на предприятии, совер шенствование которого— особенпо в современных условиях разви тия производства — может успешно осуществляться без учета психологических особенностей работников. И даже труд хорошо подготовленного рабочего, имеющего дело с таким оборудованием, которое сконструировано н смонтировано с учетом всех пси хологических требований, не будет высокоэффективным, если при разработке и внедрении наиболее рациональных форм организа ции труда игнорируются названные выше психологические мо менты '. И с этим тезисом нельзя не согласиться, так как от ношение к труду, характер взаимоотношений в коллективе, пси хологическая настроенность на труд, жизненный тонус, настрое ние рабочих, их эмоциональный накал, энтузиазм являются очень важными социальными факторами совершенствования организа ции труда, а значит, и факторами повышения его производитель ности.
Необходимо указать также и на обратную зависимость. Пло хая организация труда — особенно простои, штурмовщипа, неу довлетворительное обслуживание рабочих мест, нерациональная расстановка и использование рабочих на производстве, низкая трудовая дисциплина и т. п.— есть причина психической подав ленности работников, снижает их жизненный тонус, настроение и, следовательно, в конечном итоге мешает формированию комму нистической личности.
Важно, наконец, подчеркнуть, что социально-психологические рекомендации в области организации труда на предприятии мо гут быть действительно ценными лишь в том случае, если они разрабатываются психологами по труду в тесном содружестве со специалистами в области психогигиены и психиатрии. Материалы социологических и социально-психологических исследований до статочно красноречиво это подтверждают.
К сожалению, пока еще в нашей промышленности и на транс порте физиологические и психологические аспекты организации труда учитываются явно недостаточно. Научно-исследовательская работа в этой области развернута на предприятиях промышлен-1
1 Платонов К. |
К. Психологические основы научной |
организации |
труда.— В |
кн.: |
Психофизиологические и эстетические основы НОТ. |
Изд. 2, доп. |
и перераб. |
М., |
|
«Экономика», |
1971, с. 36—37. |
|
|
|
84
ности и транспорта пока что слабо, сами исследования проводят ся в основном в лабораторных условиях, часто по отвлеченным, слишком абстрактным темам и даже какой-то. уже накопленный на предприятиях опыт мало изучается и используется. Все это, безусловно, отрицательно сказывается на уровне организации тру да на предприятиях, на уровне и темпах роста производитель ности труда.
В заключение следует подчеркнуть, что социальные, физиоло гические и психологические аспекты научной организации труда, о которых подробно говорилось выше, тесно между собой взаи
мосвязаны и должны разрабатываться и |
внедряться комплекс |
но. Только в этом случае организация |
труда на предприятии |
может быть действительно поднята на достаточно высокий уро вень, стать подлинно эффективной.
Организация труда или научная организация труда нуждается в постоянном совершенствовании. НОТ — это не набор застыв ших, незыблемых правил и положений, а живой, постоянно изменяющийся и развивающийся процесс, прямо связанный с раз витием науки и техники, с совершенствованием технологии, с ростом культурно-технического уровня рабочих. Это положе ние отражено в Директивах XXIV съезда КПСС по девятому пятилетнему плану. Более того, в Постановлении ЦК КПСС о работе Свердловской областной и Рыбинской городской партий ных организаций по впедрению научной организации труда и по вышению культуры производства прямо сказано, что в совре менных условиях, когда народное хозяйство во все возрастаю щих масштабах оснащается новой техникой, квалифицированны ми кадрами рабочих и специалистов, научная организация труда, производства и управления приобретает особо важное значе ние. В связи с этим ЦК КПСС рекомендует наиболее рацио нально, на научных началах, организовывать труд людей, улуч шать условия их работы и на этой основе добиваться повыше ния производительности труда. Значение этих решений для серь езного оживления деятельности предприятий в этой области трудно переоценить.
В чем же сущность работы предприятий по совершенствованию организации труда и как все это связывается с повышением его производительности? Данные социологических исследований пока зывают, что само содержание, основные направления совершен ствования организации труда на предприятии зависят пока что в первую очередь от техники, технологии. Необходимо иметь в виду, что по сравнению с техникой и технологией формы орга низации труда изменяются значительно медленнее. Это и обуслов-
85
лпвает необходимость постоянной заботы о совершенствовании форм, методов, способов организации труда, о том, чтобы ор ганизация труда, самые различные ее составные элементы точно так же, как и техника, технология, всегда находились в состоя нии развития, модернизации, совершенствования. Социологиче ские исследования показывают, что многие функции, выполняв шиеся ранее рабочими, сейчас в связи с развитием техники, тех нологии, все более перекладываются на машины, механизмы. Но это совсем не означает снижения роли человека на производстве, наоборот она возрастает, так как человек был и остается глав ной производительной силой. А отсюда и следует, что потреб
ность в совершенствовании организации труда, ее |
форм, мето |
|
дов, способов ни в коем случае не отпадает. Более |
того, в сфе |
|
ре совершенствования организации труда |
вообще |
отсутствуют |
всякие видимые границы. |
практических работ |
|
Между тем среди некоторых паучных и |
ников до сих пор бытует мнение, что внедрять научную орга низацию труда и заниматься ее совершенствованием можно толь ко на тех производственных участках, на тех предприятиях, где техническая и технологическая оснащенность производства нахо
дится иа самом современном уровне. Но еще в 20-е |
годы один |
|
из |
основоположников научной организации труда |
в СССР, |
А. |
К. Гастев, писал по этому поводу: «Многие думают, |
что науч |
ную организацию труда можно вводить только при очень хорошем оборудовании. На самом деле это не верно. Научную организа цию труда можно ввести на очень совершенном заводе, в кото ром будут машины-автоматы, но можно ввести и в любом шала ше, в любом овраге» *.
Это положение имеет актуальное значение в наши дни, когда
СССР по развитию техники и технологии занимает одно из ве дущих мест в мире. Наряду с огромным, ежегодно возрастаю щим количеством предприятий, оснащенных самой передовой, со временной техникой и технологией, в нашей промышленности и на транспорте сохранилось еще много таких предприятий, уро вень технической оснащенности которых еще далек от совершен ства. Однако это совсем не означает, что на них не следует за ниматься внедрением и совершенствованием научной организации труда. Кроме вреда такого рода рассуждения ничего не приносят, так как и на хороших и на плохих предприятиях работают люди,
а научная |
организация |
труда прежде |
всего требует, как писал1 |
|
1 Научная организация |
труда |
и управления. Под |
общей ред. А. Н. Щербаня. М., |
|
«Экономика», |
1965, с. |
98. |
|
|
86
другой основоположник НОТ, П. М. Керженцев, «правильного использования человеческой силы» '. Изучение этого вопроса не посредственно на предприятиях показывает, что важно лишь по добрать такие формы, методы, способы организации труда, ко торые бы соответствовали реально сложившимся условиям произ водства, данному уровню техники и технологии. То же самое можно утверждать и в случае, когда на предприятии в целом или на каком-либо участке работники не обладают достаточным культурно-техническим уровнем. В этой связи представляют не сомненный интерес мысли П. М. Керженцева о целесообразности внедрения научной организации труда на предприятиях промыш ленности и транспорта не сразу, а поэтапно, в зависимости от уровня технической оснащенности и культурно-технического уровня занятых здесь работников. В частности, П. М. Кержен цев выделяет три этапа внедрения научной организации труда: первый этап — это устранение неорганизованности, бесхозяй ственности, ошибок, нелепостей, дефектов, заметных даже прибеглом обследовании (этот этап ученый называл «подметанием пола»); второй этап— устранение нераспорядительности, внедре ние элементарных норм работы, элементарного учета, налажива ние трудовой дисциплины и т. д. (этот этап П. М. Керженцев называл «борьбой с организационной безграмотностью», и он яв
ляется |
по сути дела подготовкой к собственно научной |
органи |
|
зации |
труда); третий |
этап — собственно НОТ, когда к |
разра |
ботке |
мероприятий по |
научной организации труда привлекают |
ся специалисты, которые проводят исследования, когда для внед рения НОТ специально обучаются мастера, начальники производ ственных участков.
И хотя отдельные детали этих положений П. М. Керженцева нуждаются в уточнении, в целом они приемлемы и на современ ном этапе.
Если говорить об уровнях совершенствования организации тру да на предприятии, то можно выделить, во-первых, изучение и анализ уже сложившейся организации труда, во-вторых, проек тирование, разработку мероприятий по научной организации тру да и, в-третьих, их воплощение в жизнь. Рассмотрим все три названных уровня совершенствования организации труда не сколько подробней.
Остановимся прежде всего на вопросах проектирования науч ной организации труда. Очень важно, как показывают иссле
дования, |
чтобы требования НОТ учитывались уже при проекти |
1 К е р ж е н ц е в |
П . М . Принципы организации. М., «Экономика», 19С8, с. 277. |
87