Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тим, кстати, что к внешней среде с физиологической точки зре­ ния относятся на производстве загазованность, температура, за­ пыленность, влажность, движение воздуха, метеорологические ус­ ловия, шум, вибрация и т. и.

Некоторые специалисты-физиологи объединяют в три группы физиологические аспекты научной организации труда: во-первых,, физиологически правильное построение трудового процесса (ритм, темп, траектория и координация рабочих движений, рабочая поза, углы и частота наклона тела, соотношение динамических и ста­ тических элементов, характер участия различных анализаторов в трудовой деятельности и другие показатели); во-вторых, обес­ печение физиологически правильного воздействия работы на раз­ личные функции организма человека (преодоление тяжести, уто­ мительности и т. и .); в-третьих, физиологические приспособле­ ния функциональных возможностей организма к различным видам труда (внедрение рациональных систем профотбора, проф­ ориентации и производственного обучения и т. п.) *.

Нет, по-видимому, необходимости обсуждать вопрос о содержа­ нии, полноте и правильности классификации тех физиологиче­ ских задач, которые, по мнению различных авторов, должны ре­ шаться в процессе внедрения научной организации труда. Все они правы в главном — в том, что без знания физиологических основ материальных процессов, происходящих во время работы в человеческом организме, нельзя всерьез заниматься внедрением научной организации труда на предприятиях промышленности и транспорта, что в этой сфере физиология тесно взаимодействует с производственной эстетикой, инженерной психологией и эргоно­ микой.

Не менее важное значение при разработке и универсализации научной организации труда имеет знание и умение использовать основные положения психологии труда. Недооценка психологиче­ ских факторов организации труда в значительной мере обуслов­ ливает снижение производительности труда, мешает механизации и автоматизации производства, приводит к ухудшению других экономических показателей и, наконец, далеко не положитель­ ным образом отражается на деятельности по формированию лич­ ности рабочих.

Основной задачей психологии труда является, как известно, изучение психологических особенностей людей в процессе труда, в процессе обучения, в процессе подготовки к труду. Данные психологии труда должны использоваться в ходе внедрения и

совершенствования

организации труда для

правильного учета

1 П сихофизиологические

и эстетические основы НОТ. Изд.

2, доп. и перераб. М.,

«Экономика», 1971, с. 110—111.

 

83


и формирования личпостяых качеств работников, поведения в процессе трудовой деятельности, при формировании трудовых групп и коллективов, создания положительного производственно­ го климата, для подъема качества обучения и в процессе рабо­ ты по улучшению условий труда. Иными словами, нельзя назвать ни одного элемента организации труда на предприятии, совер­ шенствование которого— особенпо в современных условиях разви­ тия производства — может успешно осуществляться без учета психологических особенностей работников. И даже труд хорошо подготовленного рабочего, имеющего дело с таким оборудованием, которое сконструировано н смонтировано с учетом всех пси­ хологических требований, не будет высокоэффективным, если при разработке и внедрении наиболее рациональных форм организа­ ции труда игнорируются названные выше психологические мо­ менты '. И с этим тезисом нельзя не согласиться, так как от­ ношение к труду, характер взаимоотношений в коллективе, пси­ хологическая настроенность на труд, жизненный тонус, настрое­ ние рабочих, их эмоциональный накал, энтузиазм являются очень важными социальными факторами совершенствования организа­ ции труда, а значит, и факторами повышения его производитель­ ности.

Необходимо указать также и на обратную зависимость. Пло­ хая организация труда — особенно простои, штурмовщипа, неу­ довлетворительное обслуживание рабочих мест, нерациональная расстановка и использование рабочих на производстве, низкая трудовая дисциплина и т. п.— есть причина психической подав­ ленности работников, снижает их жизненный тонус, настроение и, следовательно, в конечном итоге мешает формированию комму­ нистической личности.

Важно, наконец, подчеркнуть, что социально-психологические рекомендации в области организации труда на предприятии мо­ гут быть действительно ценными лишь в том случае, если они разрабатываются психологами по труду в тесном содружестве со специалистами в области психогигиены и психиатрии. Материалы социологических и социально-психологических исследований до­ статочно красноречиво это подтверждают.

К сожалению, пока еще в нашей промышленности и на транс­ порте физиологические и психологические аспекты организации труда учитываются явно недостаточно. Научно-исследовательская работа в этой области развернута на предприятиях промышлен-1

1 Платонов К.

К. Психологические основы научной

организации

труда.— В

кн.:

Психофизиологические и эстетические основы НОТ.

Изд. 2, доп.

и перераб.

М.,

«Экономика»,

1971, с. 36—37.

 

 

 

84


ности и транспорта пока что слабо, сами исследования проводят­ ся в основном в лабораторных условиях, часто по отвлеченным, слишком абстрактным темам и даже какой-то. уже накопленный на предприятиях опыт мало изучается и используется. Все это, безусловно, отрицательно сказывается на уровне организации тру­ да на предприятиях, на уровне и темпах роста производитель­ ности труда.

В заключение следует подчеркнуть, что социальные, физиоло­ гические и психологические аспекты научной организации труда, о которых подробно говорилось выше, тесно между собой взаи­

мосвязаны и должны разрабатываться и

внедряться комплекс­

но. Только в этом случае организация

труда на предприятии

может быть действительно поднята на достаточно высокий уро­ вень, стать подлинно эффективной.

Организация труда или научная организация труда нуждается в постоянном совершенствовании. НОТ — это не набор застыв­ ших, незыблемых правил и положений, а живой, постоянно изменяющийся и развивающийся процесс, прямо связанный с раз­ витием науки и техники, с совершенствованием технологии, с ростом культурно-технического уровня рабочих. Это положе­ ние отражено в Директивах XXIV съезда КПСС по девятому пятилетнему плану. Более того, в Постановлении ЦК КПСС о работе Свердловской областной и Рыбинской городской партий­ ных организаций по впедрению научной организации труда и по­ вышению культуры производства прямо сказано, что в совре­ менных условиях, когда народное хозяйство во все возрастаю­ щих масштабах оснащается новой техникой, квалифицированны­ ми кадрами рабочих и специалистов, научная организация труда, производства и управления приобретает особо важное значе­ ние. В связи с этим ЦК КПСС рекомендует наиболее рацио­ нально, на научных началах, организовывать труд людей, улуч­ шать условия их работы и на этой основе добиваться повыше­ ния производительности труда. Значение этих решений для серь­ езного оживления деятельности предприятий в этой области трудно переоценить.

В чем же сущность работы предприятий по совершенствованию организации труда и как все это связывается с повышением его производительности? Данные социологических исследований пока­ зывают, что само содержание, основные направления совершен­ ствования организации труда на предприятии зависят пока что в первую очередь от техники, технологии. Необходимо иметь в виду, что по сравнению с техникой и технологией формы орга­ низации труда изменяются значительно медленнее. Это и обуслов-

85


лпвает необходимость постоянной заботы о совершенствовании форм, методов, способов организации труда, о том, чтобы ор­ ганизация труда, самые различные ее составные элементы точно так же, как и техника, технология, всегда находились в состоя­ нии развития, модернизации, совершенствования. Социологиче­ ские исследования показывают, что многие функции, выполняв­ шиеся ранее рабочими, сейчас в связи с развитием техники, тех­ нологии, все более перекладываются на машины, механизмы. Но это совсем не означает снижения роли человека на производстве, наоборот она возрастает, так как человек был и остается глав­ ной производительной силой. А отсюда и следует, что потреб­

ность в совершенствовании организации труда, ее

форм, мето­

дов, способов ни в коем случае не отпадает. Более

того, в сфе­

ре совершенствования организации труда

вообще

отсутствуют

всякие видимые границы.

практических работ­

Между тем среди некоторых паучных и

ников до сих пор бытует мнение, что внедрять научную орга­ низацию труда и заниматься ее совершенствованием можно толь­ ко на тех производственных участках, на тех предприятиях, где техническая и технологическая оснащенность производства нахо­

дится иа самом современном уровне. Но еще в 20-е

годы один

из

основоположников научной организации труда

в СССР,

А.

К. Гастев, писал по этому поводу: «Многие думают,

что науч­

ную организацию труда можно вводить только при очень хорошем оборудовании. На самом деле это не верно. Научную организа­ цию труда можно ввести на очень совершенном заводе, в кото­ ром будут машины-автоматы, но можно ввести и в любом шала­ ше, в любом овраге» *.

Это положение имеет актуальное значение в наши дни, когда

СССР по развитию техники и технологии занимает одно из ве­ дущих мест в мире. Наряду с огромным, ежегодно возрастаю­ щим количеством предприятий, оснащенных самой передовой, со­ временной техникой и технологией, в нашей промышленности и на транспорте сохранилось еще много таких предприятий, уро­ вень технической оснащенности которых еще далек от совершен­ ства. Однако это совсем не означает, что на них не следует за­ ниматься внедрением и совершенствованием научной организации труда. Кроме вреда такого рода рассуждения ничего не приносят, так как и на хороших и на плохих предприятиях работают люди,

а научная

организация

труда прежде

всего требует, как писал1

1 Научная организация

труда

и управления. Под

общей ред. А. Н. Щербаня. М.,

«Экономика»,

1965, с.

98.

 

 

86


другой основоположник НОТ, П. М. Керженцев, «правильного использования человеческой силы» '. Изучение этого вопроса не­ посредственно на предприятиях показывает, что важно лишь по­ добрать такие формы, методы, способы организации труда, ко­ торые бы соответствовали реально сложившимся условиям произ­ водства, данному уровню техники и технологии. То же самое можно утверждать и в случае, когда на предприятии в целом или на каком-либо участке работники не обладают достаточным культурно-техническим уровнем. В этой связи представляют не­ сомненный интерес мысли П. М. Керженцева о целесообразности внедрения научной организации труда на предприятиях промыш­ ленности и транспорта не сразу, а поэтапно, в зависимости от уровня технической оснащенности и культурно-технического уровня занятых здесь работников. В частности, П. М. Кержен­ цев выделяет три этапа внедрения научной организации труда: первый этап — это устранение неорганизованности, бесхозяй­ ственности, ошибок, нелепостей, дефектов, заметных даже прибеглом обследовании (этот этап ученый называл «подметанием пола»); второй этап— устранение нераспорядительности, внедре­ ние элементарных норм работы, элементарного учета, налажива­ ние трудовой дисциплины и т. д. (этот этап П. М. Керженцев называл «борьбой с организационной безграмотностью», и он яв­

ляется

по сути дела подготовкой к собственно научной

органи­

зации

труда); третий

этап — собственно НОТ, когда к

разра­

ботке

мероприятий по

научной организации труда привлекают­

ся специалисты, которые проводят исследования, когда для внед­ рения НОТ специально обучаются мастера, начальники производ­ ственных участков.

И хотя отдельные детали этих положений П. М. Керженцева нуждаются в уточнении, в целом они приемлемы и на современ­ ном этапе.

Если говорить об уровнях совершенствования организации тру­ да на предприятии, то можно выделить, во-первых, изучение и анализ уже сложившейся организации труда, во-вторых, проек­ тирование, разработку мероприятий по научной организации тру­ да и, в-третьих, их воплощение в жизнь. Рассмотрим все три названных уровня совершенствования организации труда не­ сколько подробней.

Остановимся прежде всего на вопросах проектирования науч­ ной организации труда. Очень важно, как показывают иссле­

дования,

чтобы требования НОТ учитывались уже при проекти­

1 К е р ж е н ц е в

П . М . Принципы организации. М., «Экономика», 19С8, с. 277.

87