Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в рабочей силе, то можно ясно осознать, сколь недалеко то вре­ мя, когда этот источник увеличения численности промышленных

кадров

будет

исчерпан То же самое можно сказать

и о тран­

спорте.

не привлечь пристального внимания и

тот факт,

Не

может

что из сельского хозяйства в промышленность, транспорт и дру­ гие «урбанистические» отрасли народного хозяйства переходят прежде всего наиболее квалифицированные и молодые работники. А это еще один весомый аргумент в пользу того довода, что уже в ближайшем будущем не приходится рассчитывать на серь­ езное увеличение притока работников из сельского хозяйства в промышленность и транспорт.

Что касается перспектив пополнения численности работников промышленности и транспорта, в том числе автомобильного, за счет их перераспределения из других, несельскохозяйственных отраслей народного хозяйства (строительство, связь, торговля и общественное питание, коммунальное хозяйство и др.), то здесь также на многое рассчитывать не приходится. Это связано преж­ де всего с тем, что в настоящее время в нашей стране взят курс на резкое улучшение сферы обслуживания населения, что потребует увеличения, а не уменьшения контингента занятых в ней кадров. «Надо также иметь в виду,— говорится в докладе Председателя Совета Министров СССР тов. А. Н. Косыгина на XXIV съезде КПСС,— что в новой пятилетке будет в значитель­ но большем количестве направляться работников в сферу куль­ турного и бытового обслуживания населения» 2.

Имеют, наконец, свои пределы и темпы возрастания числен­ ности работников промышленности и транспорта за счет привле­ чения занятого пока лишь в личном подсобном и домашнем хо­ зяйстве трудоспособного населения.

Труд, затрачиваемый в личном подсобном хозяйстве, являет­ ся общественно полезным, так как здесь производятся матери­ альные блага, входящие в совокупный общественный продукт. В то же время этот труд, в силу его малой технической осна­

щенности

и некоторых других обстоятельств,

по своей произво-1

1 В 1953 г. в

сельском хозяйстве насчитывалось 28,4 млн.

колхозников и рабочих

совхозов (35,1% занятого населения). В

1968 г. число колхозников и рабочих

сов­

хозов уменьшилось до 25,5 млн. человек

(24,5%). Если экстраполировать эти

дан­

ные на 2000 г., то можно ожидать, что к тому времени удельный вес лиц, заня­ тых сельскохозяйственным производством, составит примерно 11%. Но, судя по всему, процесс снижения удельного веса самодеятельного населения в сельскохо­ зяйственном производстве будет идти быстрее.

Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. 143.

34


дительности не может идти ни в какое сравнение с трудом в общественной сфере материального производства.

Труд, затрачиваемый в домашнем хозяйстве, также можно считать общественно полезным, хотя с точки зрения социаль­ ных интересов он и не создает материальных благ и его произво­ дительность сравнительно низка.

Проблема вовлечения в общественное производство трудоспо­ собного населения, занятого в личном подсобном и домашнем хозяйствах, наиболее остро стоит во вновь осваиваемых районах Северо-Запада, Сибири, Дальнего Востока и Казахстана — наибо­ лее перспективных с точки зрения нового промышленного и транспортного строительства.

Подавляющую часть населения, занятого в личном подсобном и домашнем хозяйствах, в настоящее время составляют жен­ щины.

Вовлечение трудоспособных женщин в сферы общественного производства и общественного обслуживания зависит от индуст­ риализации и механизации бытового обслуживания \ резкого рас­ ширения сети детских дошкольных учреждений12*5, дальнейшего распределения бытовых ролей и функций между членами семьи и т. д. Но дело еще и в том, что в отдельных районах стра­ ны женщины хотят, но не могут участвовать в общественном производстве из-за преобладающего развития в структуре локаль­

ной экономики отраслей тяжелой промышленности

 

(такова ситуа­

1

Между тем дела в этой области обстоят у нас еще далеко не блестяще. Достаточно

 

сказать, что в настоящее время только 16% продовольственных

товаров

(учиты­

 

ваемых в системе государственного товарооборота) проходит через

систему

об­

 

щественного питания, а 84% продовольственных товаров приобретается и перера­

 

батывается в домашних условиях. Все еще неудовлетворительно работают и такие

 

предприятия бытового обслуживания, как прачечные, мастерские по глажению и

 

починке белья, предприятия по уборке и ремонту квартир и др. Все эти

виды

ра­

 

бот сейчас выполняются в основном самим населением, и опять-таки в

первую

 

очередь женщинами. Нельзя, впрочем, не отметить, что в прошедшем пятилетии

 

(1966—1970 гг.) объем работ в сфере обслуживания возрос в целом

по

стране

в

5

2,2 раза и впредь будет увеличиваться еще более интенсивно.

 

 

 

 

 

 

Расчеты, например, показывают, что если осуществить намечаемое развитие сети

 

детских дошкольных учреждений и предприятий

бытового обслуживания, то толь­

 

ко в РСФСР около 370 тыс. женщин смогут включиться в сферу

общественного

 

производства, в том числе в промышленность и

в транспорт.

В целом по

стране

 

эта цифра значительно выше. Нельзя в то же время согласиться с мыслью

о том,

 

что главное — это преобразование самого труда,

«превращение его

из чрезвычай­

 

но мелкого, не заключающего в себе ничего, что

сколько-нибудь

способствовало

 

бы развитию женщины, домашнего труда в труд творческий, общественно орга­

 

низованный. И только тогда истинно полезный и обществу

и

человеку»

(Бада-

 

мян И. А. Урбанизация и проблемы воспроизводства населения.— В кн.:

Урбаниза­

 

ция и рабочий класс в условиях научно-технической революции.

М„ 1970,

с. 310).

35

2 *


ция, например, в Карагандинской области Казахстана, в Сумгаи­ те и Рустави, а также в некоторых других городах Закавка­ зья). Следовательно, решение вопросов в значительной мере за­ висит от более рационального размещения промышленности и транспорта.

Нередко женщины не могут привлекаться к труду из-за тя­ желых и вредных условий труда, которые пока что, к сожале­ нию, имеют место в некоторых производствах. Этот вопрос так­ же заслуживает внимания научных и практических работников.

Как видим, процесс вовлечения женщин в общественное про­ изводство, в том числе в промышленность и на транспорт, обу­ словлен целым рядом демографических, социальных и экономи­

ческих факторов. И хотя в

последние

годы он и осуществлял­

ся исключительно высокими

темпами

(напомним, что удельный

вес женщин в общем контингенте рабочих и служащих в 1971 г. составил 51%) 1 и имеются еще определенные резервы, но в целом можно с уверенностью утверждать, что в ближайшем бу­ дущем и этот источник будет постепенно иссякать.

Неравномерное, слишком специализированное развитие про­ мышленности в некоторых районах страны, особенно в малых и средних городах, является еще одним препятствием вовлечения до­ полнительной рабочей силы в общественное производство. Так, в ряде городов Московской области, в том числе, например, в Ногин­ ске, где преобладает текстильная промышленность (ярко выражен­ ная отрасль приложения в основном женского труда), или в других городах с преобладанием таких отраслей промышленности и тран­

спорта, где требуется

в основном мужской труд, много мужчин

и женщин не имеют

возможности принимать участие в общест­

венном производстве. Если же учесть, что ограниченность в этих местах сырья, необходимых специалистов и другие социальноэкономические и демографические причины не позволят в пред­ стоящий 10—15-летний период строить здесь крупные промыш­ ленные и транспортные предприятия и что население в силу тех или иных мотивов не очень охотно оставляет свои родные места, то можно прогнозировать невозможность вовлечения в процессе общественного производства сколько-нибудь массивных блоков трудовых ресурсов в ближайшие годы.

Весьма сложен вопрос о лицах, занятых в настоящее время в личном подсобном хозяйстве, где они производят сельскохо­ зяйственные продукты и получают определенные доходы. Наше­ му обществу это пока еще выгодно, так как часть этих продук­

Народное юаяйство СССР. М., «Статистика», 1972, с. 348,


тов поступает на рынок. Это положение, видимо, сохранится еще в течение продолжительного времени, поэтому личные подсобные хозяйства пока будут функционировать, концентрируя какую-то часть сельского трудоспособного населения и таким образом пре­

пятствуя ее притоку

в общественное производство, в том числе

в промышленность и

транспорт. В Программе КПСС указано:

«На определенном этапе общественное хозяйство колхозов достиг­ нет такого уровня развития, когда станет возможным за счет его ресурсов полностью удовлетворить потребности колхозников. На этой основе личное подсобное хозяйство себя изживет эконо­ мически. Когда общественное хозяйство колхозов сможет пол­ ностью заменить личное подсобное хозяйство колхозников, когда колхозники сами убедятся в том, что им невыгодно иметь при­ усадебное хозяйство, они добровольно откажутся от него».

Однако в ряде мест личное хозяйство по некоторым важным параметрам имеет тенденцию не к понижению, а либо к кон­ сервации и без того на довольно высоком уровне, либо даже к увеличению. Разумеется, было бы принципиальной ошибкой объ­ являть подсобное хозяйство неким чужеродным телом в социа­ листической системе, но нельзя в то же время впадать и в дру­ гую крайность, а именно, полностью элиминировать такие осо­ бенности его, которые все же делают личное подсобное хозяйство своеобразным анклавом частнособственнических тенденций и со­ ответствующих им психологических ориентаций. Задача состоит в создании объективных предпосылок для ускорения процесса трансформации личного хозяйства из сферы обеспечения средств существования в сферу досуга и развлечений ', заодно же будет обеспечена общественно полезная передислокация связанных с ним рабочих рук.

Еще одним источником пополнения численности работников про­ мышленности и транспорта является нигде не работающая и не учащаяся молодежь. Всесоюзная перепись населения 1970 г. под­ твердила, что в нашей стране такая молодежь имеется. Данные выборочных социологических исследований показывают, что неза­ нятых молодых людей можно классифицировать на три категории.

Это, во-первых, юноши и девушки, окончившие неполную или полную средние школы, намеревавшиеся продолжать учебу в вузе или техникуме, но по каким-либо причинам не реализовавшие своих планов и не попавшие в сферу планового трудоустрой­ ства.1

1Арутюнян Ю. В. Социальная структура сельского населения СССР. М., «Мысль», 1971, с. 137.

37


Это, во-вторых, молодые люди, по различным причинам оста­ вившие учебу в школе до ее окончания и также не попавшие в сферу планового трудоустройства.

Это, наконец, юноши и девушки, окончившие учебу в школе, направленные в плановом порядке для трудоустройства на пред­ приятия промышленности, транспорта, а затем через какое-то небольшое время уволившиеся по собственному желанию.

Учитывая, что в нашей стране в последнее время для работаю­ щей молодежи созданы исключительно благоприятные условия для учебы в вечерних школах, в высших и средних специаль­ ных учебных заведениях, что начала успешно функционировать и уже приносит явственный эффект новая система учета и трудо­ устройства работников в городах, можно рассчитывать на успеш­ ное вовлечение этой категории незанятого трудоспособного насе­ ления в общественное производство, в том числе в сферу про­ мышленности, транспорта. Это важно не только с точки зрения рационального использования трудовых ресурсов, увеличения чис­ ленности работников промышленности, транспорта, но и в интере­ сах коммунистического воспитания всех представителей молодого поколения.

Еще одним важным источником увеличения работников про­ мышленности, транспорта являются пенсионеры трудоспособного возраста. Как известно, количество пенсионеров увеличилось в нашей стране с 4 млн. человек в 1941 г. до 42 млн. человек в 1972 г.1 Часть этих пенсионеров имеет хорошее состояние вдоровья и может быть вовлечена в общественное производство. Реализация этой задачи во многом облегчилась после разреше­ ния привлекать пенсионеров к труду с сокращенным рабочим днем, с соответствующей оплатой за фактически отработанное время. Важное значение имеет также разрешение по целому ряду профессий и специальностей получать за работу в общественном производстве в течение любого периода полную заработную пла­ ту при полном сохранении пенсии. В своем стремлении быть по­ лезными обществу многие пенсионеры хотят принимать непосред­ ственное участие в общественном производстве, в частности ра­ ботать в промышленности и на транспорте.

Наконец, сам научно-технический прогресс, а также несовер­ шенство форм и методов размещения производительных сил и капиталовложений, недостатки в области распределения и пере­ распределения трудовых ресурсов приводят к высвобождению оп-1

1 Народное хозяйство СССР 1922—1972 гг. Юбилейный статистический ежегодник.

М.. «Статистика», 1972, с. 381.

3S