Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
стема социальных и социалыю-психологическпх отношений меж ду группами индивидов, между индивидами внутри этих групп, между группами и индивидами» '. Есть и другие определения социальной организации, но мы не собираемся их здесь анали зировать. Поскольку и они, и приведенные нами формулировки акцентируют социальный характер предприятия, его специфиче скую роль как место проявления человеческих взаимоотноше ний, функционирования различных групп, отдельных людей, где человеческая деятельность, человеческие отношения упорядочива ются, систематизируются и направляются в русло выполнения общей цели и обших задач.
Правда, сразу же необходимо подчеркнуть, что между соци альными организациями социалистических и капиталистических предприятий существуют коренные отличия, связанные прежде всего с коренными отличиями социалистической и капиталистиче ской социально-экономических формаций. Сущность этих отличий мы будем освещать по мере изложения материалов в дальнейшем.
Социалистическое предприятие — это не просто совокупность машин, механизмов, инструментов и приспособлений, и здесь реализуются не только технические, производственные, финансо вые планы. Да и самого человека нельзя рассматривать лишь как инструмент, хотя и инструмент мыслящий, имеющий свои сугубо индивидуальные стимулы и мотивы продуктивной деятель ности, обладающий уникальной реакцией на всевозможные воз действия внешней среды и т. п. В процессе трудовой деятель ности человек вступает в различные контакты, включается в различные организации, строит различные жизненные планы, осо знает свою групповую принадлежность, добивается реализации определенных целей и задач и т. д. Именно такой подход к проблеме «человек на предприятии» и размежевывает марксист скую индустриальную социологию от буржуазной, склонной, как правило, подчеркнем это еще раз, видеть в работнике лишь то вар, который можно купить и продать, лишь «экономического человека».
Социальная организация социалистического предприятия вклю чает сложную систему отношений людей в процессе производ ства, входящих в социальную организацию предприятия. Индиви ды, объединяясь в группы, образуя коллектив, обеспечивают достижение цели, определенной обществом в лице его государ-1
1 Программа изыскательского проекта «Социальная организация промышленного предприятия и пути повышения ее эффективности» (авт. коллектив под руководст вом Г. В. Осипова). Ротапринт Института конкретных социальных исследова ний АН СССР. М., 1969, с. 3.
24
ственных органов при создании предприятия и его социальной организации. Как только рабочие, служащие, инженеры и техни ки приходят на предприятие, они немедленно вступают между собой в постоянные связи для достижения предписанной извне, обществом, совместной цели, для достижения и удовлетворения позитивных индивидуальных целей и интересов. Все это приво дит к возникновению социальной организации, причем интересы индивидов в основном совпадают с общей целью предприятия, социальной организации и потому преобладают интегративные процессы. Таким образом, личность, группа или группы лично стей являются основными элементами социальной организации.
Цели социалистического предприятия, производство обществен но необходимого продукта, реализация личностных планов п ин тересов и формирование всесторонне развитой личности детер минируют структуру социальной организации предприятия. Под нею же понимается объединение людей в различные группы в процессе их взаимоотношений и взаимодействия. Она как бы отражает те многообразные и сложные социальные процессы, которые имеют место в социальной организации социалистиче ского предприятия, неоднородность людей, их индивидуальные различия, формы и методы достижения основных целей пред приятия в данных конкретных условиях. В частности, к инди видуальным различиям работников относятся различия в про фессионально-квалификационной подготовке, в отношении к тру ду, различия, определяемые возрастными, половыми и другими особенностями. Эти различия, а также некоторые другие факто ры, о которых будет сказано ниже, приводят к тому, что на предприятии формируются различные группы работников, вынолняющих неоднородные по содержанию, по характеру, темпам и т. п. работы.
Социальная структура предприятия имеет классовую основу, определяется социальной структурой общества в целом. В то же время она тесно связана с социальной организацией, обе они взаимно обусловливают друг друга.
Есть идеальная структура социалистического промышленного предприятия и его социальной организации, модель которой фик сирована в целом ряде документов, инструкций и положений, в том числе и в Положении о социалистическом предприятии. Однако в силу целого ряда причин и обстоятельств далеко не всегда и не все элементы социальной структуры предприятия, его социальной организации выполняют установленные для них функции. Поэтому на практике мы имеем дело с фактической или реальной социальной структурой, которая в процессе совер
25
шенствования и развития постепенно приближается к идеаль ной. Однако это процесс сложный и длительный.
Соотношение идеальной и фактической социальной структуры предприятия, его социальной организации довольно верно, по нашему мнению, представляет советский социолог С. Ф. Фролов. Корреляцию между ними он выражает в виде определенной ма тематической формулы и выводит коэффициент упорядоченно сти '.
Математическая формула социальной организации производст ва выглядит примерно так.
Если |
Si — область |
неупорядоченности социальной структу |
ры, a |
S 2 — область |
благоприятного развития системы, то |
____ $2____
^Л'1 + Л’з -f- S n
где г) — коэффициент упорядоченности.
При этом, подчеркивает автор, показатели, располагающиеся на окружности графической модели и отражающие состояние системы, носят отрицательный характер и не все из них можно считать равноценными.
Социальная структура обеспечивает сохранение и устойчивость социальной организации и является базой для ее дальнейшего развития. Кроме того, социальная структура выступает и необхо димой основой коммуникационных связей членов социальной ор ганизации, различных социальных групп, ее составляющих.
В целом социальная структура предприятия и его социальная организация являются сложной социальной системой, включаю щей в себя большое количество элементов и в зависимости от
поставленной цели может рассматриваться |
и анализироваться |
на разных уровнях, в разных направлениях. |
или транспортного |
Социальная организация промышленного |
|
предприятия включает в себя официальную |
(формальную) и не* |
официальную (неформальную) социальные структуры. Офици альная структура основывается на производственных взаимоот ношениях работников, на нормах и правилах, которые заранее запланированы, санкционированы и закреплены специальными юридическими документами, предписаниями, Положением о пред приятии и другими правовыми актами. Иными словами, это как бы модель служебных производственных отношений, взаимосвя зей и взаимодействия работников на предприятии, призванная1
1 Фролов С. Ф. Социальное планирование на промышленном предприятии. Горький, Волго-Вятское книжное изд-во, 1970, с. 13—14.
26
обеспечить решение основных задач социалистического предприя тия — выполнение производственной программы и формирование личности нового типа. Складывающиеся ‘между членами офици альной организации отношения — это прежде всего официальные служебные отношения, определяемые заранее предписанными и зафиксированными нормами. Считается, что выполнению их не должны мешать человеческие чувства: любовь, симпатии, анти патии и т. п. Положения и предписания официальной органи зации направлены на регулирование как всего предприятия и социальной организации в целом, так и деятельности самых раз личных ее компонентов. Официальная структура призвана обе спечить эффективное соединение труда со средствами производ ства для успешного достижения основных целей социальной ор ганизации предприятия. В значительной степени официальная социальная структура предприятия определяется не только тех нико-экономической структурой, но также и социально-политиче скими, культурными, идеологическими задачами социальной орга низации данного предприятия.
Предполагается, что выполнение всеми работниками всех ин струкций, положений, предписаний обеспечит идеальное функ ционирование официальной организации по выполнению заплани рованных целей и задач. Но это лишь в идеале. Фактически, однако, многое в жизни предприятия, в функционировании его социальной организации складывается не всегда так, как это предписано инструкциями и распоряжениями. Официальная струк тура не может охватить и предвидеть все без исключения взаи моотношения работников, степень точности выполнения каждым человеком или же определенными группами всех предписанных им функций. На предприятии возникают отношения и группы, не предусмотренные официальной структурой, не зафиксирован ные в технико-организационных или каких-либо других схемах социальной организации промышленного предприятия, т. е., как мы уже неоднократно подчеркивали, неофициальная структура социальной организации предприятия складывается в результате спонтанных процессов, не предусмотренных инструкциями и по ложениями взаимоотношений и действий работников, внутри групповых и межличностных отношений. И если официальная структура как бы пронизывает всю социальную организацию, то и неофициальная структура также проявляется на всех уровнях предприятия. Если официальная структура имеет официально же установленную, обладающую юридически закрепленными правами иерархию руководителей, то и неофициальная структура имеет также своих неофициальных руководителей (лидеров).
27
Не обладая официально зафиксированными правами и обязан ностями, например, в пределах рабочей бригады, производствен ного участка, конструкторского бюро, такие неофициальные ру ководители, как, в частности, показали исследования, выполнен ные на целом ряде предприятий Егорьевска Московской области, нередко оказывают на своих товарищей по работе очень сильное влияние, в том числе и при решении производственных вопросов. Официальные руководители группы — бригадир, мастер, началь ник участка — вынуждены с этим положением считаться.
Нередко причинами возникновения неофициальной структуры социальной организации являются несовершенство, пробелы в официальной структуре — она как бы заполняет некий вакуум, брешь в системе официальных отношений. Неофициальные отно шения возникают между работниками в процессе общения как на предприятии, так и вне его, на основе личных профессио нальных, любительских, бытовых, культурных и других интересов. Зачастую же генезис их происходит без всяких отчетливо рацио нальных, утилитарных причин, а просто в результате стремле ния людей к межличностному, нерегламептируемому официальны ми рамками общению.
Помимо официальной (формальной) и неофициальной (нефор мальной) структур современная теория организации выделяет также внеофициальную (внеформальную) структуру, в рамках которой развиваются действия и отношения работников, не пре дусмотренные официальными инструкциями и предписаниями, но также направленные на более эффективное выполнение целей и задач официальной организации. Внеофициальная структура дей ствует в том же направлении, что и официальная, как бы до полняет ее и помогает ей выполнить поставленные перед нею задачи и цели. Внеофициальная структура, внеформальные отно шения между работниками предприятия заранее не планируются и возникают в результате спонтанных процессов.
Некоторые зарубежные теоретики помимо формальной, внеформальной и неформальной структур выделяют еще и технологи ческую 1* или социально-экономическую 2 структуры в социальной организации предприятия. Нам представляется, что обе эти струк туры входят в формальную структуру социальной организации предприятия.
Социальная организация социалистического предприятия, вклю чая ее официальную, внеофициальную и неофициальную струк
1 См., например: R. Dubin. The world of work. N. Y., 1958, p. 64.
1 См., например: R. Dahrendorf. Socialstruktur der Industriebetriebes. Wiesbaden, 1959.
28