Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стема социальных и социалыю-психологическпх отношений меж­ ду группами индивидов, между индивидами внутри этих групп, между группами и индивидами» '. Есть и другие определения социальной организации, но мы не собираемся их здесь анали­ зировать. Поскольку и они, и приведенные нами формулировки акцентируют социальный характер предприятия, его специфиче­ скую роль как место проявления человеческих взаимоотноше­ ний, функционирования различных групп, отдельных людей, где человеческая деятельность, человеческие отношения упорядочива­ ются, систематизируются и направляются в русло выполнения общей цели и обших задач.

Правда, сразу же необходимо подчеркнуть, что между соци­ альными организациями социалистических и капиталистических предприятий существуют коренные отличия, связанные прежде всего с коренными отличиями социалистической и капиталистиче­ ской социально-экономических формаций. Сущность этих отличий мы будем освещать по мере изложения материалов в дальнейшем.

Социалистическое предприятие — это не просто совокупность машин, механизмов, инструментов и приспособлений, и здесь реализуются не только технические, производственные, финансо­ вые планы. Да и самого человека нельзя рассматривать лишь как инструмент, хотя и инструмент мыслящий, имеющий свои сугубо индивидуальные стимулы и мотивы продуктивной деятель­ ности, обладающий уникальной реакцией на всевозможные воз­ действия внешней среды и т. п. В процессе трудовой деятель­ ности человек вступает в различные контакты, включается в различные организации, строит различные жизненные планы, осо­ знает свою групповую принадлежность, добивается реализации определенных целей и задач и т. д. Именно такой подход к проблеме «человек на предприятии» и размежевывает марксист­ скую индустриальную социологию от буржуазной, склонной, как правило, подчеркнем это еще раз, видеть в работнике лишь то­ вар, который можно купить и продать, лишь «экономического человека».

Социальная организация социалистического предприятия вклю­ чает сложную систему отношений людей в процессе производ­ ства, входящих в социальную организацию предприятия. Индиви­ ды, объединяясь в группы, образуя коллектив, обеспечивают достижение цели, определенной обществом в лице его государ-1

1 Программа изыскательского проекта «Социальная организация промышленного предприятия и пути повышения ее эффективности» (авт. коллектив под руководст­ вом Г. В. Осипова). Ротапринт Института конкретных социальных исследова­ ний АН СССР. М., 1969, с. 3.

24


ственных органов при создании предприятия и его социальной организации. Как только рабочие, служащие, инженеры и техни­ ки приходят на предприятие, они немедленно вступают между собой в постоянные связи для достижения предписанной извне, обществом, совместной цели, для достижения и удовлетворения позитивных индивидуальных целей и интересов. Все это приво­ дит к возникновению социальной организации, причем интересы индивидов в основном совпадают с общей целью предприятия, социальной организации и потому преобладают интегративные процессы. Таким образом, личность, группа или группы лично­ стей являются основными элементами социальной организации.

Цели социалистического предприятия, производство обществен­ но необходимого продукта, реализация личностных планов п ин­ тересов и формирование всесторонне развитой личности детер­ минируют структуру социальной организации предприятия. Под нею же понимается объединение людей в различные группы в процессе их взаимоотношений и взаимодействия. Она как бы отражает те многообразные и сложные социальные процессы, которые имеют место в социальной организации социалистиче­ ского предприятия, неоднородность людей, их индивидуальные различия, формы и методы достижения основных целей пред­ приятия в данных конкретных условиях. В частности, к инди­ видуальным различиям работников относятся различия в про­ фессионально-квалификационной подготовке, в отношении к тру­ ду, различия, определяемые возрастными, половыми и другими особенностями. Эти различия, а также некоторые другие факто­ ры, о которых будет сказано ниже, приводят к тому, что на предприятии формируются различные группы работников, вынолняющих неоднородные по содержанию, по характеру, темпам и т. п. работы.

Социальная структура предприятия имеет классовую основу, определяется социальной структурой общества в целом. В то же время она тесно связана с социальной организацией, обе они взаимно обусловливают друг друга.

Есть идеальная структура социалистического промышленного предприятия и его социальной организации, модель которой фик­ сирована в целом ряде документов, инструкций и положений, в том числе и в Положении о социалистическом предприятии. Однако в силу целого ряда причин и обстоятельств далеко не всегда и не все элементы социальной структуры предприятия, его социальной организации выполняют установленные для них функции. Поэтому на практике мы имеем дело с фактической или реальной социальной структурой, которая в процессе совер­

25


шенствования и развития постепенно приближается к идеаль­ ной. Однако это процесс сложный и длительный.

Соотношение идеальной и фактической социальной структуры предприятия, его социальной организации довольно верно, по нашему мнению, представляет советский социолог С. Ф. Фролов. Корреляцию между ними он выражает в виде определенной ма­ тематической формулы и выводит коэффициент упорядоченно­ сти '.

Математическая формула социальной организации производст­ ва выглядит примерно так.

Если

Si — область

неупорядоченности социальной структу­

ры, a

S 2 — область

благоприятного развития системы, то

____ $2____

^Л'1 + Л’з -f- S n

где г) — коэффициент упорядоченности.

При этом, подчеркивает автор, показатели, располагающиеся на окружности графической модели и отражающие состояние системы, носят отрицательный характер и не все из них можно считать равноценными.

Социальная структура обеспечивает сохранение и устойчивость социальной организации и является базой для ее дальнейшего развития. Кроме того, социальная структура выступает и необхо­ димой основой коммуникационных связей членов социальной ор­ ганизации, различных социальных групп, ее составляющих.

В целом социальная структура предприятия и его социальная организация являются сложной социальной системой, включаю­ щей в себя большое количество элементов и в зависимости от

поставленной цели может рассматриваться

и анализироваться

на разных уровнях, в разных направлениях.

или транспортного

Социальная организация промышленного

предприятия включает в себя официальную

(формальную) и не*

официальную (неформальную) социальные структуры. Офици­ альная структура основывается на производственных взаимоот­ ношениях работников, на нормах и правилах, которые заранее запланированы, санкционированы и закреплены специальными юридическими документами, предписаниями, Положением о пред­ приятии и другими правовыми актами. Иными словами, это как бы модель служебных производственных отношений, взаимосвя­ зей и взаимодействия работников на предприятии, призванная1

1 Фролов С. Ф. Социальное планирование на промышленном предприятии. Горький, Волго-Вятское книжное изд-во, 1970, с. 13—14.

26


обеспечить решение основных задач социалистического предприя­ тия — выполнение производственной программы и формирование личности нового типа. Складывающиеся ‘между членами офици­ альной организации отношения — это прежде всего официальные служебные отношения, определяемые заранее предписанными и зафиксированными нормами. Считается, что выполнению их не должны мешать человеческие чувства: любовь, симпатии, анти­ патии и т. п. Положения и предписания официальной органи­ зации направлены на регулирование как всего предприятия и социальной организации в целом, так и деятельности самых раз­ личных ее компонентов. Официальная структура призвана обе­ спечить эффективное соединение труда со средствами производ­ ства для успешного достижения основных целей социальной ор­ ганизации предприятия. В значительной степени официальная социальная структура предприятия определяется не только тех­ нико-экономической структурой, но также и социально-политиче­ скими, культурными, идеологическими задачами социальной орга­ низации данного предприятия.

Предполагается, что выполнение всеми работниками всех ин­ струкций, положений, предписаний обеспечит идеальное функ­ ционирование официальной организации по выполнению заплани­ рованных целей и задач. Но это лишь в идеале. Фактически, однако, многое в жизни предприятия, в функционировании его социальной организации складывается не всегда так, как это предписано инструкциями и распоряжениями. Официальная струк­ тура не может охватить и предвидеть все без исключения взаи­ моотношения работников, степень точности выполнения каждым человеком или же определенными группами всех предписанных им функций. На предприятии возникают отношения и группы, не предусмотренные официальной структурой, не зафиксирован­ ные в технико-организационных или каких-либо других схемах социальной организации промышленного предприятия, т. е., как мы уже неоднократно подчеркивали, неофициальная структура социальной организации предприятия складывается в результате спонтанных процессов, не предусмотренных инструкциями и по­ ложениями взаимоотношений и действий работников, внутри­ групповых и межличностных отношений. И если официальная структура как бы пронизывает всю социальную организацию, то и неофициальная структура также проявляется на всех уровнях предприятия. Если официальная структура имеет официально же установленную, обладающую юридически закрепленными правами иерархию руководителей, то и неофициальная структура имеет также своих неофициальных руководителей (лидеров).

27


Не обладая официально зафиксированными правами и обязан­ ностями, например, в пределах рабочей бригады, производствен­ ного участка, конструкторского бюро, такие неофициальные ру­ ководители, как, в частности, показали исследования, выполнен­ ные на целом ряде предприятий Егорьевска Московской области, нередко оказывают на своих товарищей по работе очень сильное влияние, в том числе и при решении производственных вопросов. Официальные руководители группы — бригадир, мастер, началь­ ник участка — вынуждены с этим положением считаться.

Нередко причинами возникновения неофициальной структуры социальной организации являются несовершенство, пробелы в официальной структуре — она как бы заполняет некий вакуум, брешь в системе официальных отношений. Неофициальные отно­ шения возникают между работниками в процессе общения как на предприятии, так и вне его, на основе личных профессио­ нальных, любительских, бытовых, культурных и других интересов. Зачастую же генезис их происходит без всяких отчетливо рацио­ нальных, утилитарных причин, а просто в результате стремле­ ния людей к межличностному, нерегламептируемому официальны­ ми рамками общению.

Помимо официальной (формальной) и неофициальной (нефор­ мальной) структур современная теория организации выделяет также внеофициальную (внеформальную) структуру, в рамках которой развиваются действия и отношения работников, не пре­ дусмотренные официальными инструкциями и предписаниями, но также направленные на более эффективное выполнение целей и задач официальной организации. Внеофициальная структура дей­ ствует в том же направлении, что и официальная, как бы до­ полняет ее и помогает ей выполнить поставленные перед нею задачи и цели. Внеофициальная структура, внеформальные отно­ шения между работниками предприятия заранее не планируются и возникают в результате спонтанных процессов.

Некоторые зарубежные теоретики помимо формальной, внеформальной и неформальной структур выделяют еще и технологи­ ческую 1* или социально-экономическую 2 структуры в социальной организации предприятия. Нам представляется, что обе эти струк­ туры входят в формальную структуру социальной организации предприятия.

Социальная организация социалистического предприятия, вклю­ чая ее официальную, внеофициальную и неофициальную струк­

1 См., например: R. Dubin. The world of work. N. Y., 1958, p. 64.

1 См., например: R. Dahrendorf. Socialstruktur der Industriebetriebes. Wiesbaden, 1959.

28