Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
производственной программы, не повышение производительности труда, а удовлетворение потребностей его членов, воспитание личности. Такая позиция представляется нам неверной, так как потребности каждого индивида в условиях социализма удовлетво ряются прежде всего за счет всего общества. Кроме того, первей шая обязанность производственного коллектива — это возмещение тех благ, которые коллектив в целом и каждый его член в от дельности постоянно получают от общества. Ориентация коллек тива на реализацию прежде всего личных и коллективных целей, а не тех целей и задач, которые выдвигаются обществом, неиз бежно привела бы к изоляции производственного коллектива от общества и на самом деле не ускорила бы, а, напротив, замед лила процесс роста культурного и материального уровня всех членов общества, в том числе и членов данного производствен ного коллектива. Цель коллектива должна находиться за его пределами. Именно в этом случае коллектив будет работать не только на себя, на своих членов, но и на общество в це лом.
Работу по формированию производственного коллектива следует отличать от работы по укомплектованию его кадрами. Коллектив нельзя комплектовать, его можно лишь формировать, а последнее предполагает выявление закономерностей, механизмов создания из различных индивидов, из различных формальных и неформаль ных групп и объединений единого, гармонически целого коллек тива. Процесс этот, как уже отмечалось, исключительно сложный и длительный. А. С. Макаренко называет три стадии формирова ния, становления и развития коллектива: первая стадия — это такое положение в группе, когда важнейшие моральные требо вания исходят от официальных руководителей; вторая стадия — это такое положение в группе, когда моральные требования руко водителей начинает поддерживать и проводить среди остальных членов группы ее сознательная часть, составляющая, однако, мень шинство в общественном мнении; третья стадия — это такое по ложение в группе, когда устанавливается здоровое общественное мнение, выражающее основные требования коллектива к отдель ным его членам, когда каждый член коллектива предъявляет также и высокую требовательность к себе. Это уже коллектив, и здесь в полной мере Проявляется единство общественных и личных целей, задач, стремлений.
Исследования показывают, что работа по формированию про изводственного коллектива не должна носить характера разовой кампании, что это постоянный процесс, включающий и замену выбывающих работников, и повседневную деятельность по комму
360
нистическому воспитанию коллектива в целом, каждого его члена в отдельности.
Важное место в структуре производственного коллектива отво дится личности. Не останавливаясь подробно на связанных с ней проблемах, отметим лишь, что личность является элементом всех имеющихся в коллективе структур, так как «только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всесторон него развития своих задатков, и, следовательно, только в коллек тиве возможна личная свобода» '.
Коллективизм — черта коммунистическая. Она обусловлена са мим характером общественных отношений при социализме и ком мунизме. Весь процесс духовного формирования советского чело века в сферах труда, учебы и быта неразрывно связан с кол лективом. А если учесть, что основная социальная потребность человека — это потребность в труде, то можно представить себе, сколь важное место занимает производственный коллектив в жиз ни каждого советского трудящегося. В производственном коллек тиве люди учатся сочетать личные, коллективные и обществен ные интересы, подчиняться воле большинства, соизмерять свои стремления, планы, интересы со стремлениями, планами, интере сами всего коллектива, всего общества. Это не означает нивели ровки личности, как об этом пишут буржуазные социологи. На оборот, именно в производственном коллективе, в атмосфере товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи имеются все условия для проявления творческой инициативы и активности, именно здесь раскрываются способности и таланты личности.
Некоторые буржуазные социологи уже давно стремятся дока зать, будто действительная свобода и проявление способностей, инициативы и активности личности несовместимы с самими прин ципами коллективизма. Они идеализируют буржуазный индиви дуализм, отчуждение личности от общества, одного человека от другого, стремясь тем самым оправдать, подвести теоретическую базу под весь антигуманистический настрой капиталистического предприятия. Но все эти попытки полностью опровергаются прак тикой функционирования социалистических производственных коллективов.
К. Маркс в свое время писал, что в условиях капиталисти ческой частной собственности на средства производства и капи талистического разделения труда человек на предприятии пора бощается, вся его деятельность подчиняется производству при-
1Маркс К ., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, С. 75.
351
бавочной стоимости. Социальная деятельность в этих условиях, как считал К. Маркс, навязывается человеку и закрепляется за ним на всю жизнь. Л это приводит к тому, что «собственная деятельность человека становится для него чуждой, противостоя щей ему силой, которая угнетает его, вместо того чтобы он гос подствовал над ней» *. В условиях же социализма именно через производственный коллектив каждый индивид непосредственно ощущает свою принадлежность к обществу, здесь он приобретает свои общественные обязанности и здесь же в первую очередь реализует свои личностные потребности в труде, в социальной активности, в общественной деятельности. В коллективе человек учится считаться с мнением других его членов, здесь вырабаты ваются его ценностные ориентации, идеалы и иптересы, его по требности в социальном общении, в духовном, моральном и фи зическом саморазвитии. В трудовом коллективе личность саморе гулируется и осознает свою социальную сущность. Трудовой коллектив прежде всего составляет ту личностную производст венную среду, которая связывает индивида с обществом. Имен но в коллективе труд для отдельного индивида постепенно пре вращается из необходимости в первейшую жизненную потребность, здесь объективно оцениваются силы человека, его вклад в общее дело построения нового, коммунистического общества.
В современных условиях научно-технической революции труд приобретает все более коллективный характер, и личность, ее дея тельность становятся все более коллективистскими не только в труде, но и в сфере быта, отдыха. В этих условиях неизмеримо возрастает значение проблем взаимоотношения личности и кол лектива.
Производственный коллектив, имеющий цель, перспективу раз вития, никогда не стоит на месте, он в постоянном движении вперед. В то же время именно в динамике только и выковывает ся сплоченный, дружный, дееспособный коллектив. И чем успеш нее он выполняет свои технико-экономические функции, тем луч ше он справляется и со своими социальными задачами, так как все это тесно взаимосвязано. Поэтому работа по формированию производственного коллектива на предприятии — это и борьба за повышение эффективности труда и за создание материально-тех нической базы коммунизма, и борьба за воспитание коммуни стической личности.
Маркс И., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, С. 31.
IX. Производительность, производственный климат, настроение
Как уже отмечалось выше, жизненный тонус, настроение рабоче го является одним из важнейших социальных факторов повыше ния производительности труда на предприятии.
Говорили мы и о том, что пока еще, к сожалению, отсутст вуют точные методы измерения повышения производительности труда за счет социальных, социально-психологических факторов, в том числе и за счет улучшения настроения, жизненного тону са рабочих. Однако даже приблизительные, косвенные способы, которые в настоящее время начинают применяться на промыш ленных предприятиях нашей страны и за рубежом, показывают наличие высокой степени корреляции между производительностью труда и настроением рабочих.
Данные исследования Т. Н. Павловой, приведенные в книге Е. Г. Куделина, показывают, что на выполнение дозированного задания рабочие при хорошем настроении затрачивали 1,5—2,5 сек. и при плохом — 2,5—3,3 сек. Таким образом, при хорошем на строении производительность труда возрастала на 12—16%. Этот пример хорошо известен исследователям и уже приобрел характер классического. Однако и материалы исследований, проведенных в 1971—1972 гг. на Егорьевском заводе «Комсомолец» и на Брян ском сталелитейном заводе, также свидетельствуют, что при про чих равных условиях выработка в зависимости от настроения рабочих колеблется в среднем от 10 до 12%.
Это положение подтверждается также многими социологами разных стран, в том числе и американскими. По их подсчетам, выработка в зависимости от настроения рабочего колеблется при близительно от 11 до 14%.
Можно себе представить, сколько энергии и изобретательности
12 В. Г. Васильев |
353 |
нужно приложить администрации капиталистических предприя тий США для того, чтобы поднять жизненный тонус, настроение рабочих, которые беззастенчиво эксплуатируются, да еще в усло виях, когда интенсивность труда, цены на продукты и товары первой необходимости, стоимость жилья и квартирная плата по стоянно растут.
Какими способами удается все это сделать американским менеджерам, мы рассмотрим несколько ниже. Сейчас же прежде всего остановимся на самой сущности понятия «настроение ра бочего» и путях его влияния на поведение рабочего, на его дея тельность.
Настроение — это эмоция, которая, так же как и другие чело веческие эмоции, есть специфическая форма отражения человеком действительности, проявляющаяся в виде внешних и внутрен них, физиологических и психических реакций индивида на явле ния окружающей действительности. «Эмоции,— пишет Г. X. Шипгаров,— это психофизиологический механизм, при помощи кото рого на «психическом» уровне отражения действительности под влиянием внешних воздействий изменяется внутренняя среда организма» '. Важно в то же время подчеркнуть, что человече ские эмоции нельзя относить только к области физиологии или к области психики человека. «Эмоции как функции нервной си стемы относятся к предмету физиологии, являются физиологиче ским фактором. Как отражение действительности, которое нахо
дится |
в |
сложной |
зависимости от особенностей личности — ее |
|
прошлого |
опыта, |
интересов, |
потребностей и т. д., они вклю |
|
чены |
в |
предмет |
психологии, |
выступают в качестве психиче |
ского» 2.
Вместе с чувствами эмоции составляют как бы внутреннюю сущность человека, пронизывают все его свойства и состояния, его поведение и действия. Благодаря эмоциям постоянно изме няющиеся условия и факторы внешней среды учитываются чело веческим организмом, являются для него своего рода толчком к приспособлению, внутренней перенастройке. В то же время по следняя осуществляется с учетом специфических особенностей различных функциональных частей организма человека.
Механизм влияния эмоций на перенастройку функциональных частей организма, приспособления последнего к изменяющимся условиям и факторам окружающей действительности с целью са-
1 Шингаров Г. X. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., «Наука», 1971, с. 5.
1 Там же, с. 74.
354