Файл: Сабитов, М. Диалектика необходимости и случайности в квантовой механике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

производственной программы, не повышение производительности труда, а удовлетворение потребностей его членов, воспитание личности. Такая позиция представляется нам неверной, так как потребности каждого индивида в условиях социализма удовлетво­ ряются прежде всего за счет всего общества. Кроме того, первей­ шая обязанность производственного коллектива — это возмещение тех благ, которые коллектив в целом и каждый его член в от­ дельности постоянно получают от общества. Ориентация коллек­ тива на реализацию прежде всего личных и коллективных целей, а не тех целей и задач, которые выдвигаются обществом, неиз­ бежно привела бы к изоляции производственного коллектива от общества и на самом деле не ускорила бы, а, напротив, замед­ лила процесс роста культурного и материального уровня всех членов общества, в том числе и членов данного производствен­ ного коллектива. Цель коллектива должна находиться за его пределами. Именно в этом случае коллектив будет работать не только на себя, на своих членов, но и на общество в це­ лом.

Работу по формированию производственного коллектива следует отличать от работы по укомплектованию его кадрами. Коллектив нельзя комплектовать, его можно лишь формировать, а последнее предполагает выявление закономерностей, механизмов создания из различных индивидов, из различных формальных и неформаль­ ных групп и объединений единого, гармонически целого коллек­ тива. Процесс этот, как уже отмечалось, исключительно сложный и длительный. А. С. Макаренко называет три стадии формирова­ ния, становления и развития коллектива: первая стадия — это такое положение в группе, когда важнейшие моральные требо­ вания исходят от официальных руководителей; вторая стадия — это такое положение в группе, когда моральные требования руко­ водителей начинает поддерживать и проводить среди остальных членов группы ее сознательная часть, составляющая, однако, мень­ шинство в общественном мнении; третья стадия — это такое по­ ложение в группе, когда устанавливается здоровое общественное мнение, выражающее основные требования коллектива к отдель­ ным его членам, когда каждый член коллектива предъявляет также и высокую требовательность к себе. Это уже коллектив, и здесь в полной мере Проявляется единство общественных и личных целей, задач, стремлений.

Исследования показывают, что работа по формированию про­ изводственного коллектива не должна носить характера разовой кампании, что это постоянный процесс, включающий и замену выбывающих работников, и повседневную деятельность по комму­

360


нистическому воспитанию коллектива в целом, каждого его члена в отдельности.

Важное место в структуре производственного коллектива отво­ дится личности. Не останавливаясь подробно на связанных с ней проблемах, отметим лишь, что личность является элементом всех имеющихся в коллективе структур, так как «только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всесторон­ него развития своих задатков, и, следовательно, только в коллек­ тиве возможна личная свобода» '.

Коллективизм — черта коммунистическая. Она обусловлена са­ мим характером общественных отношений при социализме и ком­ мунизме. Весь процесс духовного формирования советского чело­ века в сферах труда, учебы и быта неразрывно связан с кол­ лективом. А если учесть, что основная социальная потребность человека — это потребность в труде, то можно представить себе, сколь важное место занимает производственный коллектив в жиз­ ни каждого советского трудящегося. В производственном коллек­ тиве люди учатся сочетать личные, коллективные и обществен­ ные интересы, подчиняться воле большинства, соизмерять свои стремления, планы, интересы со стремлениями, планами, интере­ сами всего коллектива, всего общества. Это не означает нивели­ ровки личности, как об этом пишут буржуазные социологи. На­ оборот, именно в производственном коллективе, в атмосфере товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи имеются все условия для проявления творческой инициативы и активности, именно здесь раскрываются способности и таланты личности.

Некоторые буржуазные социологи уже давно стремятся дока­ зать, будто действительная свобода и проявление способностей, инициативы и активности личности несовместимы с самими прин­ ципами коллективизма. Они идеализируют буржуазный индиви­ дуализм, отчуждение личности от общества, одного человека от другого, стремясь тем самым оправдать, подвести теоретическую базу под весь антигуманистический настрой капиталистического предприятия. Но все эти попытки полностью опровергаются прак­ тикой функционирования социалистических производственных коллективов.

К. Маркс в свое время писал, что в условиях капиталисти­ ческой частной собственности на средства производства и капи­ талистического разделения труда человек на предприятии пора­ бощается, вся его деятельность подчиняется производству при-

1Маркс К ., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, С. 75.

351


бавочной стоимости. Социальная деятельность в этих условиях, как считал К. Маркс, навязывается человеку и закрепляется за ним на всю жизнь. Л это приводит к тому, что «собственная деятельность человека становится для него чуждой, противостоя­ щей ему силой, которая угнетает его, вместо того чтобы он гос­ подствовал над ней» *. В условиях же социализма именно через производственный коллектив каждый индивид непосредственно ощущает свою принадлежность к обществу, здесь он приобретает свои общественные обязанности и здесь же в первую очередь реализует свои личностные потребности в труде, в социальной активности, в общественной деятельности. В коллективе человек учится считаться с мнением других его членов, здесь вырабаты­ ваются его ценностные ориентации, идеалы и иптересы, его по­ требности в социальном общении, в духовном, моральном и фи­ зическом саморазвитии. В трудовом коллективе личность саморе­ гулируется и осознает свою социальную сущность. Трудовой коллектив прежде всего составляет ту личностную производст­ венную среду, которая связывает индивида с обществом. Имен­ но в коллективе труд для отдельного индивида постепенно пре­ вращается из необходимости в первейшую жизненную потребность, здесь объективно оцениваются силы человека, его вклад в общее дело построения нового, коммунистического общества.

В современных условиях научно-технической революции труд приобретает все более коллективный характер, и личность, ее дея­ тельность становятся все более коллективистскими не только в труде, но и в сфере быта, отдыха. В этих условиях неизмеримо возрастает значение проблем взаимоотношения личности и кол­ лектива.

Производственный коллектив, имеющий цель, перспективу раз­ вития, никогда не стоит на месте, он в постоянном движении вперед. В то же время именно в динамике только и выковывает­ ся сплоченный, дружный, дееспособный коллектив. И чем успеш­ нее он выполняет свои технико-экономические функции, тем луч­ ше он справляется и со своими социальными задачами, так как все это тесно взаимосвязано. Поэтому работа по формированию производственного коллектива на предприятии — это и борьба за повышение эффективности труда и за создание материально-тех­ нической базы коммунизма, и борьба за воспитание коммуни­ стической личности.

Маркс И., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, С. 31.

IX. Производительность, производственный климат, настроение

Как уже отмечалось выше, жизненный тонус, настроение рабоче­ го является одним из важнейших социальных факторов повыше­ ния производительности труда на предприятии.

Говорили мы и о том, что пока еще, к сожалению, отсутст­ вуют точные методы измерения повышения производительности труда за счет социальных, социально-психологических факторов, в том числе и за счет улучшения настроения, жизненного тону­ са рабочих. Однако даже приблизительные, косвенные способы, которые в настоящее время начинают применяться на промыш­ ленных предприятиях нашей страны и за рубежом, показывают наличие высокой степени корреляции между производительностью труда и настроением рабочих.

Данные исследования Т. Н. Павловой, приведенные в книге Е. Г. Куделина, показывают, что на выполнение дозированного задания рабочие при хорошем настроении затрачивали 1,5—2,5 сек. и при плохом — 2,5—3,3 сек. Таким образом, при хорошем на­ строении производительность труда возрастала на 12—16%. Этот пример хорошо известен исследователям и уже приобрел характер классического. Однако и материалы исследований, проведенных в 1971—1972 гг. на Егорьевском заводе «Комсомолец» и на Брян­ ском сталелитейном заводе, также свидетельствуют, что при про­ чих равных условиях выработка в зависимости от настроения рабочих колеблется в среднем от 10 до 12%.

Это положение подтверждается также многими социологами разных стран, в том числе и американскими. По их подсчетам, выработка в зависимости от настроения рабочего колеблется при­ близительно от 11 до 14%.

Можно себе представить, сколько энергии и изобретательности

12 В. Г. Васильев

353


нужно приложить администрации капиталистических предприя­ тий США для того, чтобы поднять жизненный тонус, настроение рабочих, которые беззастенчиво эксплуатируются, да еще в усло­ виях, когда интенсивность труда, цены на продукты и товары первой необходимости, стоимость жилья и квартирная плата по­ стоянно растут.

Какими способами удается все это сделать американским менеджерам, мы рассмотрим несколько ниже. Сейчас же прежде всего остановимся на самой сущности понятия «настроение ра­ бочего» и путях его влияния на поведение рабочего, на его дея­ тельность.

Настроение — это эмоция, которая, так же как и другие чело­ веческие эмоции, есть специфическая форма отражения человеком действительности, проявляющаяся в виде внешних и внутрен­ них, физиологических и психических реакций индивида на явле­ ния окружающей действительности. «Эмоции,— пишет Г. X. Шипгаров,— это психофизиологический механизм, при помощи кото­ рого на «психическом» уровне отражения действительности под влиянием внешних воздействий изменяется внутренняя среда организма» '. Важно в то же время подчеркнуть, что человече­ ские эмоции нельзя относить только к области физиологии или к области психики человека. «Эмоции как функции нервной си­ стемы относятся к предмету физиологии, являются физиологиче­ ским фактором. Как отражение действительности, которое нахо­

дится

в

сложной

зависимости от особенностей личности — ее

прошлого

опыта,

интересов,

потребностей и т. д., они вклю­

чены

в

предмет

психологии,

выступают в качестве психиче­

ского» 2.

Вместе с чувствами эмоции составляют как бы внутреннюю сущность человека, пронизывают все его свойства и состояния, его поведение и действия. Благодаря эмоциям постоянно изме­ няющиеся условия и факторы внешней среды учитываются чело­ веческим организмом, являются для него своего рода толчком к приспособлению, внутренней перенастройке. В то же время по­ следняя осуществляется с учетом специфических особенностей различных функциональных частей организма человека.

Механизм влияния эмоций на перенастройку функциональных частей организма, приспособления последнего к изменяющимся условиям и факторам окружающей действительности с целью са-

1 Шингаров Г. X. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., «Наука», 1971, с. 5.

1 Там же, с. 74.

354