ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Результаты выполненного обследования приведены на рис. 11.15. Из рисунка следует, что интенсивность эрозии, характери зуемая глубиной разрушения за определенный период эксплуа тации, с увеличением длительности эксплуатации возрастает. Если построить эти зависимости в логарифмических координатах, то можно обнаружить, что глубина эрозии возрастает по закону степенной функции
^шах = aTn, |
(11.46) |
где а — коэффициент пропорциональности, характеризующий ин тенсивность эрозии; Т — время эксплуатации.
h, мм
Рис. 11.15. Зависимость глубины кавитационной эрозии от продолжительности эксплуатации:
1 — лопасть рабочего колеса турбины Мингечаурской ГЭС (сталь ЗОЛ); 2 — лопасть рабочего колеса турбины Днепровской ГЭС (сталь 25); 3 — лопасть рабочего колеса турбины Волжской ГЭС имени В. И. Ленина (сталь 20ГСЛ); 4 -*■ камера рабочего колеса турбины Волжской ГЭС имени В. И. Ленина (сталь МСт. 3); 5 — лопасть рабочего колеса турбины Цимлянской ГЭС (сталь ЗОЛ); 6 — лопасть рабочего колеса турбины Братской
ГЭС (И = 78 м, выходная кромка; сталь 20ГСЛ); 7 — лопасть рабочего колеса турбины Братской ГЭС {И = 84 см, входная кромка; сталь 20ГСЛ); 8 — лопасть рабочего колеса турбины Братской ГЭС (Н = 103 м, входная кромка; сталь 0Х12НДЛ); 9 — лопасть рабочего колеса турбины Верхне-Туломской ГЭС (сталь 20Х13НЛ)
Показатель степени п в формуле (11.46) для обследованных гид ротурбин колеблется в пределах 1,6—2,0. Меньшие значения п характерны для нержавеющих сталей, большие — для углеро дистых. Возрастание интенсивности эрозии в процессе эксплуа тации связано с кумулятивным эффектом при кавитационном гидроударе по изъязвленной поверхности. Для углеродистых сталей интенсивность разрушения дополнительно усиливается
74
в связи с развитием площади эродированной поверхности (при той же зоне) и возрастанием вследствие этого коррозии.
Полученные зависимости характерны для турбин в началь ный период эксплуатации, до первого восстановительного ре монта. В этом случае материал детали находится в исходном со стоянии после соответствующей термической обработки, прово димой для снятия остаточных напряжений.
Совершенно иной характер зависимости эрозии от времени наблюдается на некоторых турбинах, которые в процессе экс плуатации подвергались многократным восстановительным на-
ft, мм
по
80
60
40
20
О |
2 |
4 |
6 |
8 10 12 14 16 18 20 22 Т10?ч |
Рис. 11.16. Характер развития кавитационной эрозии для участ ков лопастей, восстановленных с помощью наплавки:
1 — лопасть с максимальной глубиной разрушения; 2 — средняя глубина по всем лопастям
плавкам. В качестве примера можно привести одну из турбин
Братской ГЭС |
(агрегат |
14), эксплуатация |
которой началась |
при Н = 50% |
# расч. К |
началу наблюдения |
рабочее колесо тур |
бины подверглось многократным наплавкам. Особенно большой объем наплавок был выполнен по заварке разрушений за входной кромкой лопастей. Заварка производилась хромоникелевыми элек тродами ЦЛ-11, по составу близкими к нержавеющей стали типа 1Х18Н10Т. В этом случае характер процесса эрозии совершенно меняется (рис. 11.16). В начальный период наблюдается резкий подъем кривой зависимости глубины эрозии от времени, затем происходит постепенное затухание интенсивности разрушения. Сопоставляя полученную зависимость с кривой 8 на рис. 11.15, где показано разрушение лопасти из стали 0Х12НДЛ (агрегат 8) в начальный период эксплуатации, можно отметить существен ную разницу. В то же время кавитационные стойкости наплавки ЦЛ-11 и стали 0Х12НДЛ близки. Режимы работы сопоставляе мых турбин также существенно не отличались друг от друга. Было сделано предположение, что быстрое разрушение наплавки
ЦЛ-11 вызывается остаточными |
напряжениями, возникшими |
|
при |
наплавке. Действительно, термообработка после проведе |
|
ния |
восстановительного ремонта |
не делается и слои наплавки, |
75
особенно на поверхности лопасти, испытывают значительные растягивающие напряжения, доходящие до предела текучести. Однако лабораторные исследования сталей 1Х18Н10Т и МСтЗ, проведенные на ударно-эрозионном стенде, не выявили большого различия в скорости разрушения образцов напряженных и не напряженных.
Таким образом, скорее всего, повышенная эрозия на наплавке вызвана искажением профиля лопасти при восстановительных работах.
Влияние заглубления турбины на эрозию. Запас по заглубле нию турбины обычно характеризуется разностью между факти ческой и допустимой высотами отсасывания Hs — Я8Д0П или раз ностью между коэффициентами кавитации установки и турбины
*Туст *^турб-
Как уже было упомянуто выше, существует два значения атурб. Первое значение а*урб соответстует началу кавитации, когда
на лопасти появляется первая кавитационная каверна. Значе ние Ц*урб определяется при модельных испытаниях визуально
или с помощью легкоразрушаемых покрытий. Второе значение сгтурб, называемое критическим, соответствует развитой кавита ции, приводящей к срыву внешних характеристик турбины.
С точки зрения развития кавитационного процесса более по казательна величина разности между ауст и сг*урб. Однако в на
стоящее время при испытаниях определяется обычно лишь атурб, которое наносится на универсальную характеристику; значения
атурб |
известны лишь для отдельных типов |
рабочих колес. По |
|
этому при анализе влияния заглубления |
на эрозию был исполь |
||
зован |
коэффициент (Ттурб, находящийся |
в |
определенной связи |
с о* |
,. |
|
|
турб |
|
|
В зависимости от напора и типа рабочих колес существенно меняются значения кавитационных коэффициентов, поэтому аб солютное значение разности стусх — атурб для разных турбин несопоставимо между собой. В связи с этим при анализе влияния заглубления турбин, отличающихся напорами и типами рабочих колес, в качестве аргумента была выбрана не разность ауст и атурб) а отношение сгуст/атурб, называемое коэффициентом кави тационного запаса ka.
Рассматривая опыт эксплуатации поворотнолопастных и ра диально-осевых турбин (табл. II.3, II.5) с точки зрения влия ния заглубления на эрозию, можно отметить следующее.
Поворотнолопастные гидротурбины, предназначенные для ра боты в широком диапазоне нагрузок и напоров, имеют значитель ные колебания величины ka. Как правило, ка за период эксплуа тации колеблется в пределах 1—2 (табл. II.3). Следует также иметь в виду, что поворотнолопастные турбины в основном раз рушаются за счет щелевой кавитации, на которую кроме заглуб ления оказывают большое влияние величина торцового зазора
76
между лопастью и камерой, состояние периферийной кромки ло пастей и т. д. Известная неопределенность вносится также зна чительными колебаниями мощности агрегата.
Радиально-осевые турбины работают, как правило, в базисе нагрузки, когда режимы работы стабильные, кроме того, ради ально-осевые турбины подвержены в основном профильной ка витации, развитие которой в значительной степени определяется заглублением. В связи с этим для анализа влияния заглубления на эрозию более показательно рассмотреть радиально-осевые турбины.
Сопоставляя приведенные в табл. II.5 радиально-осевые тур бины по коэффициенту ka, можно отметить, что большинство тур бин эксплуатируется при ka = l,0-s-l,6. Исключение представ ляют турбины Княжегубской ГЭС, где ka >■ 2.
Для выяснения влияния заглубления на эрозию рассмотрим турбины, отличающиеся лишь коэффициентом ka. В этом отно шении наиболее подходят турбины Днепровской и Княжегуб ской гидроэлектростанций. Действительно, эти турбины имеют близкие профили лопастей рабочего колеса, отличающиеся лишь высотой, близкие габаритные размеры (Dx = 5,45 и 4,1 м) и оди наковые напоры. Рабочие колеса турбин Днепровской и Кня жегубской ГЭС отлиты из углеродистой стали. Большую часть времени турбины работали при нагрузке, составляющей 60— 100%ЛДасч.
Существенное отличие лишь в запасах по кавитации. Если турбины Днепровской ГЭС работали с ka = 1,Он-1,6, то турбины Княжегубской ГЭС — с ka = 2,0н-3,0. Интенсивность кавитацион ной эрозии рассматриваемых турбин также отличается весьма
значительно. На турбинах |
Днепровской ГЭС эрозия появилась |
в первый год эксплуатации, |
и за 4000 ч глубина разрушений на |
отдельных лопастях достигала 5 мм. На Княжегубской ГЭС пер вые следы эрозии на рабочем колесе глубиной до 2 мм появились лишь после семи лет эксплуатации (35 000 ч).
Сопоставляя кавитационные разрушения турбин Княжегуб ской ГЭС с другими рассматриваемыми гидроэлектростанциями, можно отметить, что на Княжегубской ГЭС разрушения наи меньшие.
Таким образом, работа турбин с коэффициентом кавитацион ного запаса ka больше двух обеспечивает для рассмотренных типов профилей почти полное отсутствие эрозии даже на углеро дистой стали.
Влияние размеров и мощности турбины на эрозию. Размеры и мощность турбины — взаимосвязанные величины. Для геомет рически подобных турбин, работающих при одинаковом напоре, мощность N пропорциональна квадрату диаметра рабочего ко
леса D\. С ростом размеров турбины увеличение мощности про исходит за счет роста площади сечения при постоянной скорости потока.
77
Учитывая это обстоятельство, рассмотрим связь размеров турбины с эрозией на геометрически подобных турбинах, имею щих близкие напоры, а связь мощности с эрозией — на одинако вых турбинах одной гидроэлектростанции, работающих с разной нагрузкой.
Для проведения анализа были выбраны, как и ранее, ра диально-осевые турбины.
Влияние размеров на эрозию рассматривалось на турбинах Братской и Баксанской гидроэлектростанций (табл. II.5). Тур бины Братской ГЭС оборудованы рабочими колесами Р0662, на Баксанской ГЭС одна турбина также оснащена рабочим коле сом этого же типа. Напор на этих гидроэлектростанциях равня ется соответственно 100 и 90 м.
Режимы работы турбин (Q(; п{\ сгуст) Братской и Баксанской ГЭС за рассматриваемый период незначительно отличались друг от друга, некоторое отличие наблюдалось в нагрузках, причем турбина Баксанской ГЭС работала больший процент времени на предельных мощностях.
Существенное отличие рассматриваемых гидроэлектростан ций в размерах турбин: на Братской ГЭС ГД = 5,5 м, на Баксан ской ГЭС ГД = 1,2 м.
Оценивая кавитационную эрозию на этих гидроэлектростан циях, можно заметить, что на Братской ГЭС за 6300 ч глубина разрушений на лопастях рабочего колеса из нержавеющей стали 0Х12НДЛ достигала 5 мм, на Баксанской ГЭС за 5000 ч разру шения примерно такой же глубины наблюдаются на углеродистой стали. Нержавеющие стали в условиях Баксанской ГЭС почти не подвергаются кавитационной эрозии. За 10 000 ч эксплуата ции на лопастях рабочего колеса, защищенных от кавитационной эрозии нержавеющей наплавкой (электроды ЦЛ-11), разрушения были отмечены лишь на одной лопасти глубиной до 0,5 мм.
Из приведенного примера следует, что интенсивность эрозии турбин Братской ГЭС в несколько раз выше, чем Баксанской.
Таким образом, с увеличением размеров турбины интенсивность кавитационной эрозии существенно возрастает.
Влияние мощности турбины на |
интенсивность кавитационной |
||
эрозии проверялось на |
турбинах |
Братской ГЭС, работающих |
|
с разными нагрузками. |
В качестве примера |
рассмотрим состояние |
|
лопастей четырех агрегатов 1, 2, 4, 11 (рис. |
11.17). Рабочие колеса |
этих турбин были изготовлены из стали 20ГСЛ с частичной обли цовкой лопастей полосами из стали 1Х8Н9Т. Агрегаты Г и 2 рабо тали при напоре 90 м, агрегаты 4 и 11 — при напоре 97 м.
Агрегат 1 основное время ~ 9000 ч работал с нагрузкой 150—- 220 МВт и лишь 1900 ч —с нагрузкой 10—60МВт. Агрегат 2 боль шую часть времени —7000 ч работал с небольшими нагрузками
10—60 МВт, с нагрузками |
150—220 МВт агрегат работал 4000 ч. |
|
Время работы агрегата |
1 на больших мощностях |
более чем |
в два раза превосходит время работы второго агрегата. |
|
78
Если подсчитать среднюю |
мощность |
за весь период эксплуа |
||
тации, |
то она |
составит на |
агрегате |
1 — 153 МВт, на агрегате |
2 — 88МВт. |
|
|
|
|
Сопоставляя агрегаты 4 и 11, также можно отметить сущест |
||||
венную |
разницу в нагрузках. На агрегате 4 мощность вообще |
|||
не превышала |
160 МВт, в то время как агрегат 11 около 5000 ч |
Рис. |
11.17. Кавитационная эрозия лопастей рабо |
чего |
колеса в зависимости от мощности агрегата |
|
— зона облицовки полосами из стали 1Х18Н9Т; |
|
зона кавитационной эрозии |
работал с нагрузкой 160—230 МВт. Общее время работы каждого агрегата — 17 000 ч.
. Средняя мощность на агрегате 4 — 56 МВт, на агрегате 11 —
102 МВт.
Из приведенного рисунка следует, что интенсивность эрозии с повышением мощности турбины возрастает. Зоны расположения эрозии с изменением мощности существенно не меняются.
Мы рассмотрели влияние мощности турбины на эрозию на рас четных или близких к расчетным напорах. Связь мощности с эро зией на нерасчетных напорах будет рассмотрена ниже.
79
Влияние напора на эрозию. Влияние напора на кавитационную эрозию гидротурбин рассматривалось по двум направлениям: а) для турбин различных типов; б) для одинаковых турбин.
При анализе влияния напора на эрозию турбин различных типов были рассмотрены как поворотнолопастные, так и радиально осевые турбины. Среди поворотнолопастных машин для сопостав
1
г
;|
Таким образом, из рассмотренного примера следует, что тур бины с большим напором подвергаются более интенсивной кави тационной эрозии.
Анализируя опыт эксплуатации других поворотнолопастных
турбин, можно |
отметить общую тенденцию увеличения эрозии |
с ростом напора. |
В то же время имеются примеры, когда для тур- |
Напор, м
-I.
<
Рис. 11.18. Кавитационная эрозия лопастей турбины Братской ГЭС при |
различных напорах I —VI. |
Режимы работ — в соответствии стабл. II.6, |
||||
— зона облицовки полосами |
из стали IX18H9T; |
зона кавитационной эрозии |
|
|
||
|
|
|
|
|||
ления были выбраны турбины Цимлянской и Верхне-Туломской ГЭС |
бин разных |
типов, |
особенно |
для |
радиально-осевых, влияние |
|
(табл. II.3). |
|
|||||
|
напора перекрывается другими, более действенными факторами. |
|||||
На турбинах этих гидроэлектростанций основные кавитаци |
Например, сопоставляя радиально-осевые турбины Братской ГЭС |
|||||
онные разрушения расположены вдоль входной кромки тыльной |
(Я-100 м) с Гюмушской ГЭС |
(Я-300 м), также отличающиеся |
||||
стороны лопастей. Однако на Цимлянской ГЭС напор в три раза |
по напорам в три раза, можно заметить, что на Братской ГЭС |
|||||
меньше, чем на Верхне-Туломской. Если сопоставить кавитаци |
интенсивность кавитационной эрозии значительно больше. Невы |
|||||
онные разрушения турбин, то на Цимлянской ГЭС за 30 000 ч |
сокая интенсивность эрозии турбины Гюмушской ГЭС объясня |
|||||
разрушения имелись только на лопастях из углеродистой стали, |
ется особенностью лопастей системы рабочего колеса. Как пока |
|||||
на нержавеющих лопастях разрушения отсутствовали, на Верхне- |
зали проведенные обследования, эрозия располагается лишь на |
|||||
Туломской ГЭС разрушению подверглись и нержавеющие стали — |
небольшом |
участке |
выходных кромок лопастей, что свидетельст |
|||
за 7000 ч на лопастях из стали 20Х13НЛ глубина |
эрозии до |
вует о том, |
что замыкание каверн |
происходит в основном за ло |
||
5 мм. |
|
пастью. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
6 Н. И- Пылаев |
81 |