Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты выполненного обследования приведены на рис. 11.15. Из рисунка следует, что интенсивность эрозии, характери­ зуемая глубиной разрушения за определенный период эксплуа­ тации, с увеличением длительности эксплуатации возрастает. Если построить эти зависимости в логарифмических координатах, то можно обнаружить, что глубина эрозии возрастает по закону степенной функции

^шах = aTn,

(11.46)

где а — коэффициент пропорциональности, характеризующий ин­ тенсивность эрозии; Т — время эксплуатации.

h, мм

Рис. 11.15. Зависимость глубины кавитационной эрозии от продолжительности эксплуатации:

1 — лопасть рабочего колеса турбины Мингечаурской ГЭС (сталь ЗОЛ); 2 — лопасть рабочего колеса турбины Днепровской ГЭС (сталь 25); 3 — лопасть рабочего колеса турбины Волжской ГЭС имени В. И. Ленина (сталь 20ГСЛ); 4 -*■ камера рабочего колеса турбины Волжской ГЭС имени В. И. Ленина (сталь МСт. 3); 5 — лопасть рабочего колеса турбины Цимлянской ГЭС (сталь ЗОЛ); 6 — лопасть рабочего колеса турбины Братской

ГЭС = 78 м, выходная кромка; сталь 20ГСЛ); 7 — лопасть рабочего колеса турбины Братской ГЭС = 84 см, входная кромка; сталь 20ГСЛ); 8 — лопасть рабочего колеса турбины Братской ГЭС (Н = 103 м, входная кромка; сталь 0Х12НДЛ); 9 — лопасть рабочего колеса турбины Верхне-Туломской ГЭС (сталь 20Х13НЛ)

Показатель степени п в формуле (11.46) для обследованных гид­ ротурбин колеблется в пределах 1,6—2,0. Меньшие значения п характерны для нержавеющих сталей, большие — для углеро­ дистых. Возрастание интенсивности эрозии в процессе эксплуа­ тации связано с кумулятивным эффектом при кавитационном гидроударе по изъязвленной поверхности. Для углеродистых сталей интенсивность разрушения дополнительно усиливается

74

в связи с развитием площади эродированной поверхности (при той же зоне) и возрастанием вследствие этого коррозии.

Полученные зависимости характерны для турбин в началь­ ный период эксплуатации, до первого восстановительного ре­ монта. В этом случае материал детали находится в исходном со­ стоянии после соответствующей термической обработки, прово­ димой для снятия остаточных напряжений.

Совершенно иной характер зависимости эрозии от времени наблюдается на некоторых турбинах, которые в процессе экс­ плуатации подвергались многократным восстановительным на-

ft, мм

по

80

60

40

20

О

2

4

6

8 10 12 14 16 18 20 22 Т10?ч

Рис. 11.16. Характер развития кавитационной эрозии для участ­ ков лопастей, восстановленных с помощью наплавки:

1 — лопасть с максимальной глубиной разрушения; 2 — средняя глубина по всем лопастям

плавкам. В качестве примера можно привести одну из турбин

Братской ГЭС

(агрегат

14), эксплуатация

которой началась

при Н = 50%

# расч. К

началу наблюдения

рабочее колесо тур­

бины подверглось многократным наплавкам. Особенно большой объем наплавок был выполнен по заварке разрушений за входной кромкой лопастей. Заварка производилась хромоникелевыми элек­ тродами ЦЛ-11, по составу близкими к нержавеющей стали типа 1Х18Н10Т. В этом случае характер процесса эрозии совершенно меняется (рис. 11.16). В начальный период наблюдается резкий подъем кривой зависимости глубины эрозии от времени, затем происходит постепенное затухание интенсивности разрушения. Сопоставляя полученную зависимость с кривой 8 на рис. 11.15, где показано разрушение лопасти из стали 0Х12НДЛ (агрегат 8) в начальный период эксплуатации, можно отметить существен­ ную разницу. В то же время кавитационные стойкости наплавки ЦЛ-11 и стали 0Х12НДЛ близки. Режимы работы сопоставляе­ мых турбин также существенно не отличались друг от друга. Было сделано предположение, что быстрое разрушение наплавки

ЦЛ-11 вызывается остаточными

напряжениями, возникшими

при

наплавке. Действительно, термообработка после проведе­

ния

восстановительного ремонта

не делается и слои наплавки,

75


особенно на поверхности лопасти, испытывают значительные растягивающие напряжения, доходящие до предела текучести. Однако лабораторные исследования сталей 1Х18Н10Т и МСтЗ, проведенные на ударно-эрозионном стенде, не выявили большого различия в скорости разрушения образцов напряженных и не­ напряженных.

Таким образом, скорее всего, повышенная эрозия на наплавке вызвана искажением профиля лопасти при восстановительных работах.

Влияние заглубления турбины на эрозию. Запас по заглубле­ нию турбины обычно характеризуется разностью между факти­ ческой и допустимой высотами отсасывания Hs — Я8Д0П или раз­ ностью между коэффициентами кавитации установки и турбины

*Туст *^турб-

Как уже было упомянуто выше, существует два значения атурб. Первое значение а*урб соответстует началу кавитации, когда

на лопасти появляется первая кавитационная каверна. Значе­ ние Ц*урб определяется при модельных испытаниях визуально

или с помощью легкоразрушаемых покрытий. Второе значение сгтурб, называемое критическим, соответствует развитой кавита­ ции, приводящей к срыву внешних характеристик турбины.

С точки зрения развития кавитационного процесса более по­ казательна величина разности между ауст и сг*урб. Однако в на­

стоящее время при испытаниях определяется обычно лишь атурб, которое наносится на универсальную характеристику; значения

атурб

известны лишь для отдельных типов

рабочих колес. По­

этому при анализе влияния заглубления

на эрозию был исполь­

зован

коэффициент (Ттурб, находящийся

в

определенной связи

с о*

,.

 

 

турб

 

 

В зависимости от напора и типа рабочих колес существенно меняются значения кавитационных коэффициентов, поэтому аб­ солютное значение разности стусх — атурб для разных турбин несопоставимо между собой. В связи с этим при анализе влияния заглубления турбин, отличающихся напорами и типами рабочих колес, в качестве аргумента была выбрана не разность ауст и атурб) а отношение сгуст/атурб, называемое коэффициентом кави­ тационного запаса ka.

Рассматривая опыт эксплуатации поворотнолопастных и ра­ диально-осевых турбин (табл. II.3, II.5) с точки зрения влия­ ния заглубления на эрозию, можно отметить следующее.

Поворотнолопастные гидротурбины, предназначенные для ра­ боты в широком диапазоне нагрузок и напоров, имеют значитель­ ные колебания величины ka. Как правило, ка за период эксплуа­ тации колеблется в пределах 1—2 (табл. II.3). Следует также иметь в виду, что поворотнолопастные турбины в основном раз­ рушаются за счет щелевой кавитации, на которую кроме заглуб­ ления оказывают большое влияние величина торцового зазора

76


между лопастью и камерой, состояние периферийной кромки ло­ пастей и т. д. Известная неопределенность вносится также зна­ чительными колебаниями мощности агрегата.

Радиально-осевые турбины работают, как правило, в базисе нагрузки, когда режимы работы стабильные, кроме того, ради­ ально-осевые турбины подвержены в основном профильной ка­ витации, развитие которой в значительной степени определяется заглублением. В связи с этим для анализа влияния заглубления на эрозию более показательно рассмотреть радиально-осевые турбины.

Сопоставляя приведенные в табл. II.5 радиально-осевые тур­ бины по коэффициенту ka, можно отметить, что большинство тур­ бин эксплуатируется при ka = l,0-s-l,6. Исключение представ­ ляют турбины Княжегубской ГЭС, где ka >■ 2.

Для выяснения влияния заглубления на эрозию рассмотрим турбины, отличающиеся лишь коэффициентом ka. В этом отно­ шении наиболее подходят турбины Днепровской и Княжегуб­ ской гидроэлектростанций. Действительно, эти турбины имеют близкие профили лопастей рабочего колеса, отличающиеся лишь высотой, близкие габаритные размеры (Dx = 5,45 и 4,1 м) и оди­ наковые напоры. Рабочие колеса турбин Днепровской и Кня­ жегубской ГЭС отлиты из углеродистой стали. Большую часть времени турбины работали при нагрузке, составляющей 60— 100%ЛДасч.

Существенное отличие лишь в запасах по кавитации. Если турбины Днепровской ГЭС работали с ka = 1,Он-1,6, то турбины Княжегубской ГЭС — с ka = 2,0н-3,0. Интенсивность кавитацион­ ной эрозии рассматриваемых турбин также отличается весьма

значительно. На турбинах

Днепровской ГЭС эрозия появилась

в первый год эксплуатации,

и за 4000 ч глубина разрушений на

отдельных лопастях достигала 5 мм. На Княжегубской ГЭС пер­ вые следы эрозии на рабочем колесе глубиной до 2 мм появились лишь после семи лет эксплуатации (35 000 ч).

Сопоставляя кавитационные разрушения турбин Княжегуб­ ской ГЭС с другими рассматриваемыми гидроэлектростанциями, можно отметить, что на Княжегубской ГЭС разрушения наи­ меньшие.

Таким образом, работа турбин с коэффициентом кавитацион­ ного запаса ka больше двух обеспечивает для рассмотренных типов профилей почти полное отсутствие эрозии даже на углеро­ дистой стали.

Влияние размеров и мощности турбины на эрозию. Размеры и мощность турбины — взаимосвязанные величины. Для геомет­ рически подобных турбин, работающих при одинаковом напоре, мощность N пропорциональна квадрату диаметра рабочего ко­

леса D\. С ростом размеров турбины увеличение мощности про­ исходит за счет роста площади сечения при постоянной скорости потока.

77


Учитывая это обстоятельство, рассмотрим связь размеров турбины с эрозией на геометрически подобных турбинах, имею­ щих близкие напоры, а связь мощности с эрозией — на одинако­ вых турбинах одной гидроэлектростанции, работающих с разной нагрузкой.

Для проведения анализа были выбраны, как и ранее, ра­ диально-осевые турбины.

Влияние размеров на эрозию рассматривалось на турбинах Братской и Баксанской гидроэлектростанций (табл. II.5). Тур­ бины Братской ГЭС оборудованы рабочими колесами Р0662, на Баксанской ГЭС одна турбина также оснащена рабочим коле­ сом этого же типа. Напор на этих гидроэлектростанциях равня­ ется соответственно 100 и 90 м.

Режимы работы турбин (Q(; п{\ сгуст) Братской и Баксанской ГЭС за рассматриваемый период незначительно отличались друг от друга, некоторое отличие наблюдалось в нагрузках, причем турбина Баксанской ГЭС работала больший процент времени на предельных мощностях.

Существенное отличие рассматриваемых гидроэлектростан­ ций в размерах турбин: на Братской ГЭС ГД = 5,5 м, на Баксан­ ской ГЭС ГД = 1,2 м.

Оценивая кавитационную эрозию на этих гидроэлектростан­ циях, можно заметить, что на Братской ГЭС за 6300 ч глубина разрушений на лопастях рабочего колеса из нержавеющей стали 0Х12НДЛ достигала 5 мм, на Баксанской ГЭС за 5000 ч разру­ шения примерно такой же глубины наблюдаются на углеродистой стали. Нержавеющие стали в условиях Баксанской ГЭС почти не подвергаются кавитационной эрозии. За 10 000 ч эксплуата­ ции на лопастях рабочего колеса, защищенных от кавитационной эрозии нержавеющей наплавкой (электроды ЦЛ-11), разрушения были отмечены лишь на одной лопасти глубиной до 0,5 мм.

Из приведенного примера следует, что интенсивность эрозии турбин Братской ГЭС в несколько раз выше, чем Баксанской.

Таким образом, с увеличением размеров турбины интенсивность кавитационной эрозии существенно возрастает.

Влияние мощности турбины на

интенсивность кавитационной

эрозии проверялось на

турбинах

Братской ГЭС, работающих

с разными нагрузками.

В качестве примера

рассмотрим состояние

лопастей четырех агрегатов 1, 2, 4, 11 (рис.

11.17). Рабочие колеса

этих турбин были изготовлены из стали 20ГСЛ с частичной обли­ цовкой лопастей полосами из стали 1Х8Н9Т. Агрегаты Г и 2 рабо­ тали при напоре 90 м, агрегаты 4 и 11 — при напоре 97 м.

Агрегат 1 основное время ~ 9000 ч работал с нагрузкой 150—- 220 МВт и лишь 1900 ч —с нагрузкой 10—60МВт. Агрегат 2 боль­ шую часть времени —7000 ч работал с небольшими нагрузками

10—60 МВт, с нагрузками

150—220 МВт агрегат работал 4000 ч.

Время работы агрегата

1 на больших мощностях

более чем

в два раза превосходит время работы второго агрегата.

 

78


Если подсчитать среднюю

мощность

за весь период эксплуа­

тации,

то она

составит на

агрегате

1 — 153 МВт, на агрегате

2 — 88МВт.

 

 

 

Сопоставляя агрегаты 4 и 11, также можно отметить сущест­

венную

разницу в нагрузках. На агрегате 4 мощность вообще

не превышала

160 МВт, в то время как агрегат 11 около 5000 ч

Рис.

11.17. Кавитационная эрозия лопастей рабо­

чего

колеса в зависимости от мощности агрегата

 

— зона облицовки полосами из стали 1Х18Н9Т;

 

зона кавитационной эрозии

работал с нагрузкой 160—230 МВт. Общее время работы каждого агрегата — 17 000 ч.

. Средняя мощность на агрегате 4 — 56 МВт, на агрегате 11

102 МВт.

Из приведенного рисунка следует, что интенсивность эрозии с повышением мощности турбины возрастает. Зоны расположения эрозии с изменением мощности существенно не меняются.

Мы рассмотрели влияние мощности турбины на эрозию на рас­ четных или близких к расчетным напорах. Связь мощности с эро­ зией на нерасчетных напорах будет рассмотрена ниже.

79

Влияние напора на эрозию. Влияние напора на кавитационную эрозию гидротурбин рассматривалось по двум направлениям: а) для турбин различных типов; б) для одинаковых турбин.

При анализе влияния напора на эрозию турбин различных типов были рассмотрены как поворотнолопастные, так и радиально­ осевые турбины. Среди поворотнолопастных машин для сопостав­

1

г

;|

Таким образом, из рассмотренного примера следует, что тур­ бины с большим напором подвергаются более интенсивной кави­ тационной эрозии.

Анализируя опыт эксплуатации других поворотнолопастных

турбин, можно

отметить общую тенденцию увеличения эрозии

с ростом напора.

В то же время имеются примеры, когда для тур-

Напор, м

-I.

<

Рис. 11.18. Кавитационная эрозия лопастей турбины Братской ГЭС при

различных напорах I VI.

Режимы работ — в соответствии стабл. II.6,

— зона облицовки полосами

из стали IX18H9T;

зона кавитационной эрозии

 

 

 

 

 

 

ления были выбраны турбины Цимлянской и Верхне-Туломской ГЭС

бин разных

типов,

особенно

для

радиально-осевых, влияние

(табл. II.3).

 

 

напора перекрывается другими, более действенными факторами.

На турбинах этих гидроэлектростанций основные кавитаци­

Например, сопоставляя радиально-осевые турбины Братской ГЭС

онные разрушения расположены вдоль входной кромки тыльной

(Я-100 м) с Гюмушской ГЭС

(Я-300 м), также отличающиеся

стороны лопастей. Однако на Цимлянской ГЭС напор в три раза

по напорам в три раза, можно заметить, что на Братской ГЭС

меньше, чем на Верхне-Туломской. Если сопоставить кавитаци­

интенсивность кавитационной эрозии значительно больше. Невы­

онные разрушения турбин, то на Цимлянской ГЭС за 30 000 ч

сокая интенсивность эрозии турбины Гюмушской ГЭС объясня­

разрушения имелись только на лопастях из углеродистой стали,

ется особенностью лопастей системы рабочего колеса. Как пока­

на нержавеющих лопастях разрушения отсутствовали, на Верхне-

зали проведенные обследования, эрозия располагается лишь на

Туломской ГЭС разрушению подверглись и нержавеющие стали —

небольшом

участке

выходных кромок лопастей, что свидетельст­

за 7000 ч на лопастях из стали 20Х13НЛ глубина

эрозии до

вует о том,

что замыкание каверн

происходит в основном за ло­

5 мм.

 

пастью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

6 Н. И- Пылаев

81