Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условия моделирования не будут нарушены, если

Аа„ = Дам,

(II 1.29)

что имеет место при пропорциональности напора и геометриче­ ских размеров

( - £ ) . = ( # - ) „ •

<ш -30>

В этом случае условие (III.27) будет идентично условию (II.7). Условие (II 1.30) формально совпадает с требованием критерия Фруда (III. 19). В действительности гравитационные силы в дан­ ном случае не имеют значения. Дело лишь в условности назначе­ ния базы отсчета высоты отсасывания. Однако важно, что при моделировании по Фруду автоматически выдерживается условие (II 1.30). Чаще критерий Фруда не выдерживается и

А Да = Аан — Дам ф 0.

(III.31)

Если А Да > 0, то в натурных условиях <т*' рб будет

фактически

больше, чем определено при модельных испытаниях. Если Д Да < <7 0, то наоборот.

В табл. III.2 дается знак

при

величине Д Да

в зависимости

от знака величины /гк (см. рис.

11.1)

и соотношения

ср.

Анализ показывает, что при лабораторных испытаниях ради­ ально-осевых турбин с большими, близкими к натурным напорами

втом случае, когда точка минимального давления расположена

взоне выходной кромки лопасти, кавитационный коэффициент турбины может оказаться завышенным на 0,015—0,020, а при испы­ таниях низконапорных горизонтальных турбин ошибка может доходить до 0,10—0,15.

Международным кодом модельных испытаний [42] предписы­ вается выдерживать условие (III.30), если высотная разность входной и выходной кромок больше четверти напора турбины.

Для дальнейшего необходимо связать кавитационный коэф­ фициент, используемый в гидротурбостроении, с числом кавита­ ции, применяемым в гидромеханике при исследовании обтекания решеток профилей и изолированных профилей.

Вп. 2 было дано выражение для числа кавитации (1.4), приме­ няемого как безразмерный параметр степени развития кавитации

при исследовании неподвижных элементов гидромашин. Если исследуется наиболее нагруженная в кавитационном отношений решетка профилей из числа составляющих лопастную систему рабочего колеса поворотнолопастной турбины, которая определяет кавитационные качества рабочего колеса, то каждому значению числа кавитации k должно соответствовать определенное значение кавитационного коэффициента установки ауст.

На рис.

III. 1 представлена схема

решетки профилей в рабо­

чем участке

кавитационной трубы.

Вдали перед решеткой поток

7 Н. И. Пылаев

97


Характеризуется давлением ра й скоростью у», чему соответ­ ствует число кавитации

k = Рсо~0Р--.

(111.32)

V 1

 

Если пренебречь разностью высотных отметок в зоне рабочего колеса и потерями, то давление перед соответствующей решеткой

Рис. II 1.1. Схема решетки профилей в рабочем участке ка­ витационной трубы

профилей рабочего колеса турбины можно получить в следующем виде (рис. П.1 и III.1):

Pco = Pl =

y ( B - f - H - H s) -

р ^ .

(III.33)

Скорость перед решеткой

 

 

 

Шо = wlt

 

(III.34)

где Сх и wt — абсолютная

и относительная

скорости

на входе

в рабочее колесо в соответствующем цилиндрическом сечении.

Подставим

в выражение

(II 1.32)

полученные

значения Ра> и

Усо и разделим числитель и знаменатель на gH

 

 

k =

■ Pd

y(B + H - H s) - p ^ - Pd

 

 

 

 

 

 

 

 

V2

 

 

w\

 

 

 

 

CO

 

 

 

 

 

 

 

p ~2~

 

 

Pm

gH

 

 

 

Pd_ ~ H S

 

 

C2

 

 

 

 

V

- +

H

C1

 

 

 

 

H

2gH

 

 

(III.32')

 

~

H

(Густ + 1 —

a c

 

 

 

 

 

2g H

98


В последнем выражении ауст принято в соответствии с форму­ лой (II.5). Скоростные коэффициенты:

а 1

Cl

(III.35)

с

V 2оН

 

 

 

и

wl

 

&Wt --

(III.36)

v w

 

 

являются следствиями критерия Эйлера.

 

Из выражения (III.32') имеем

 

 

ауст = ka2Wi -|- a?Cl — 1.

(III.37)

Таким образом, между числом кавитации k и кавитационным коэф­

фициентом

установки ауст при данном изогональном режиме

(аг = const)

имеет место линейная зависимость. При изменении

режима зависимость меняется, но остается линейной. Так как

>

> 0, изменение ауст и k всегда происходит в одну сторону.

Если минимальное давление на профиле равно давлению насы­

щенных паров pmln ==

pd, то, полагая, как обычно, hK = 0 и

пренебрегая потерями,

получим,

что

 

 

*

■щ + 4

(III.38)

ОуСТ == & Турб ==

2gH

 

 

 

Здесь, принято что решетка профилей расположена на цилиндри­ ческой поверхности, поэтому ик = и 2 = и, a wK = aymax. Подставим выражение (111.38) в (III.32'). Тогда

wt + С2 — С1+ 28Н + ®11

9

9

 

 

 

 

 

 

ИГ — Х£)л

 

 

 

 

 

 

шах

1

 

 

 

1 —

Pmin — &кр»

 

 

 

 

 

 

 

так как по основному уравнению турбины

 

(c\ — w\)— (d — wl) =

2и (cui — cu2) = 2gH.

(II 1.39)

Кроме того, из уравнения Бернулли (II.2) для точки 1 (рис. II. 1)

на входной кромке и точки с минимальным давлением

 

 

 

2

 

 

w2

 

Pl

I

Wl

__

Pmln

max

(III.40)

2g

Y

'

2g

_

 

у

 

следует

 

 

 

 

 

 

 

Штах ~~ W1

_

Pi — Pmln

 

 

2

 

g

 

Y

 

 

7

99


Отсюда минимальный коэффициент давления

 

 

2

 

Pmln — Pi

= 1

W max

(III.41)

W21

Р.

 

 

В n. 2 было показано, что минимальный коэффициент давления равен критическому значению числа кавитации kKP, взятому с обратным знаком (1.6'). Таким образом, условие (III.38)

о

уст

=

CF*

-

 

 

турб

соответствует условию

 

 

 

 

 

k =

kKp.

(III.42)

Число кавитации k является аналогом кавитационного коэф­ фициента установки ауст. Оно может служить параметром, харак­ теризующим степень развития кавитации, если его величину срав­ нивать с величиной критического числа кавитации kKp. Критерием подобия число кавитации не является.

Критическое значение числа кавитации ккр является аналогом кавитационного коэффициента турбины о*урб. И тот, и другой

являются следствием основного критерия подобия Эйлера и сами могут служить критериями подобия, так же как любым образом составленные коэффициенты давления.

Коэффициент давления в формуле (III.41) следует отличать

от часто применяемого при расчете проточной части

гидротурбин

коэффициента давления, отнесенного к скорости wit

 

Р** = ^ Г -

(III.43)

W 2

 

р1Г

 

В экспериментальной аэродинамике обычно применяется коэф­ фициент давления, отнесенный к скорости vm (1.5) или средневек­ торной скорости Wоо

(III.44)

где

wa

Wi_ + W2

(III.45)

 

Можно показать, что

Р *= ' - о -Р**> ( 1 г ) ! = 1 - с

■ <ш '46>

100


Аналогично могут быть образованы разные числа кавитации k и kKp. При анализе экспериментальных и расчетных результатов можно сопоставлять только соответствующие друг другу коэф­ фициенты давления и числа кавитации.

В выражения для коэффициентов давления (III.41), (III.43) и (III.44) входят значения давлений и скоростей перед и за решеткой или соответствующие средневекторной скорости. Эти величины различны для разных решеток профилей, составляющих лопастную систему рабочего колеса, и для турбины не являются внешними, заданными наперед параметрами. Поэтому в гидротурбинах приме­ няется иногда другой коэффициент давления, названный в работе

[83 ] относительным

давлением

 

 

2 - - В

(III.47)

 

=

Здесь В — напор,

соответствующий

атмосферному давлению,

и Н — напор турбины — всегда известны. В точке профиля с ми­ нимальным давлением ртХп

Pmin _ q

 

hmia = - J - H-----•

(111.47')

Сопоставляя формулу (III.47') с зависимостью (П.14), получаем

CT; yp6 = _ 7 ) ; in - i t

(i 11.48)

и при Hs = О

(111.48')

->турб = — hm

Таким образом, относительное давление при Hs = 0 равно кави­ тационному коэффициенту турбины с обратным знаком. Нетрудно видеть, что равенство (III.48') аналогично равенству (1.6'), связывающему минимальный коэффициент давления и критиче­ ское число кавитации.

По результатам испытаний изолированного профиля в кавита­ ционной трубе тоже можно в некоторой степени судить об обтека­ нии профиля в решетке рабочего колеса. Причем обтекание изо­ лированного профиля отличается от обтекания профиля в решетке тем меньше, чем меньше густота решетки Иt, т. е. чем быстроход­ нее решетка. На рис. III.2 представлена схема изолированного профиля в рабочем участке кавитационной трубы. Скорости и давления до и после изолированного профиля одинаковы, поэтому при сравнении с решеткой, у которой скорости и давления на входе и выходе различны, вместо условия (III.34) правильнее

принять следующее:

 

Var, = ■

(III.49)

101