ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Условия моделирования не будут нарушены, если
Аа„ = Дам, |
(II 1.29) |
что имеет место при пропорциональности напора и геометриче ских размеров
( - £ ) . = ( # - ) „ • |
<ш -30> |
В этом случае условие (III.27) будет идентично условию (II.7). Условие (II 1.30) формально совпадает с требованием критерия Фруда (III. 19). В действительности гравитационные силы в дан ном случае не имеют значения. Дело лишь в условности назначе ния базы отсчета высоты отсасывания. Однако важно, что при моделировании по Фруду автоматически выдерживается условие (II 1.30). Чаще критерий Фруда не выдерживается и
А Да = Аан — Дам ф 0. |
(III.31) |
Если А Да > 0, то в натурных условиях <т*' рб будет |
фактически |
больше, чем определено при модельных испытаниях. Если Д Да < <7 0, то наоборот.
В табл. III.2 дается знак |
при |
величине Д Да |
в зависимости |
от знака величины /гк (см. рис. |
11.1) |
и соотношения |
— ср. |
Анализ показывает, что при лабораторных испытаниях ради ально-осевых турбин с большими, близкими к натурным напорами
втом случае, когда точка минимального давления расположена
взоне выходной кромки лопасти, кавитационный коэффициент турбины может оказаться завышенным на 0,015—0,020, а при испы таниях низконапорных горизонтальных турбин ошибка может доходить до 0,10—0,15.
Международным кодом модельных испытаний [42] предписы вается выдерживать условие (III.30), если высотная разность входной и выходной кромок больше четверти напора турбины.
Для дальнейшего необходимо связать кавитационный коэф фициент, используемый в гидротурбостроении, с числом кавита ции, применяемым в гидромеханике при исследовании обтекания решеток профилей и изолированных профилей.
Вп. 2 было дано выражение для числа кавитации (1.4), приме няемого как безразмерный параметр степени развития кавитации
при исследовании неподвижных элементов гидромашин. Если исследуется наиболее нагруженная в кавитационном отношений решетка профилей из числа составляющих лопастную систему рабочего колеса поворотнолопастной турбины, которая определяет кавитационные качества рабочего колеса, то каждому значению числа кавитации k должно соответствовать определенное значение кавитационного коэффициента установки ауст.
На рис. |
III. 1 представлена схема |
решетки профилей в рабо |
чем участке |
кавитационной трубы. |
Вдали перед решеткой поток |
7 Н. И. Пылаев |
97 |
Характеризуется давлением ра й скоростью у», чему соответ ствует число кавитации
k = Рсо~0Р--. |
(111.32) |
V 1 |
|
Если пренебречь разностью высотных отметок в зоне рабочего колеса и потерями, то давление перед соответствующей решеткой
Рис. II 1.1. Схема решетки профилей в рабочем участке ка витационной трубы
профилей рабочего колеса турбины можно получить в следующем виде (рис. П.1 и III.1):
Pco = Pl = |
y ( B - f - H - H s) - |
р ^ . |
(III.33) |
Скорость перед решеткой |
|
|
|
Шо = wlt |
|
(III.34) |
|
где Сх и wt — абсолютная |
и относительная |
скорости |
на входе |
в рабочее колесо в соответствующем цилиндрическом сечении.
Подставим |
в выражение |
(II 1.32) |
полученные |
значения Ра> и |
|||
Усо и разделим числитель и знаменатель на gH |
|
|
|||||
k = |
■ Pd |
y(B + H - H s) - p ^ - Pd |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
V2 |
|
|
w\ |
|
|
|
|
|
CO |
|
|
|
|
|
|
|
p ~2~ |
|
|
Pm |
gH |
|
|
|
Pd_ ~ H S |
|
|
C2 |
|
|
|
|
V |
- + |
H |
C1 |
|
|
|
|
H |
2gH |
|
|
(III.32') |
||
|
~ |
H |
(Густ + 1 — |
a c |
|||
|
|
|
|
|
2g H
98
В последнем выражении ауст принято в соответствии с форму лой (II.5). Скоростные коэффициенты:
а 1 |
Cl |
(III.35) |
|
с |
V 2оН |
|
|
|
|
||
и |
wl |
|
|
&Wt -- |
(III.36) |
||
v w |
|||
|
|
||
являются следствиями критерия Эйлера. |
|
||
Из выражения (III.32') имеем |
|
|
|
ауст = ka2Wi -|- a?Cl — 1. |
(III.37) |
Таким образом, между числом кавитации k и кавитационным коэф
фициентом |
установки ауст при данном изогональном режиме |
|
(аг = const) |
имеет место линейная зависимость. При изменении |
|
режима зависимость меняется, но остается линейной. Так как |
> |
> 0, изменение ауст и k всегда происходит в одну сторону.
Если минимальное давление на профиле равно давлению насы
щенных паров pmln == |
pd, то, полагая, как обычно, hK = 0 и |
||
пренебрегая потерями, |
получим, |
что |
|
|
* |
■щ + 4 |
(III.38) |
ОуСТ == & Турб == |
2gH |
||
|
|
|
Здесь, принято что решетка профилей расположена на цилиндри ческой поверхности, поэтому ик = и 2 = и, a wK = aymax. Подставим выражение (111.38) в (III.32'). Тогда
— wt + С2 — С1+ 28Н + ®11
9 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
ИГ — Х£)л |
|
|
|
|
|
|
||
шах |
1 |
|
|
|
1 — |
Pmin — &кр» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
так как по основному уравнению турбины |
|
|||||||
(c\ — w\)— (d — wl) = |
2и (cui — cu2) = 2gH. |
(II 1.39) |
||||||
Кроме того, из уравнения Бернулли (II.2) для точки 1 (рис. II. 1) |
||||||||
на входной кромке и точки с минимальным давлением |
|
|||||||
|
|
2 |
|
|
w2 |
|
||
Pl |
I |
Wl |
__ |
Pmln |
max |
(III.40) |
||
2g |
||||||||
Y |
' |
2g |
_ |
|
у |
|
||
следует |
|
|
|
|
|
|
|
|
Штах ~~ W1 |
_ |
Pi — Pmln |
|
|||||
|
2 |
|
g |
|
Y |
|
|
7 |
99 |
Отсюда минимальный коэффициент давления
|
|
2 |
|
|
Pmln — Pi |
= 1 |
W max |
(III.41) |
|
W21 • |
||||
Р. |
|
|
В n. 2 было показано, что минимальный коэффициент давления равен критическому значению числа кавитации kKP, взятому с обратным знаком (1.6'). Таким образом, условие (III.38)
о |
уст |
= |
CF* |
- |
|
|
турб |
||
соответствует условию |
|
|
|
|
|
k = |
kKp. |
(III.42) |
Число кавитации k является аналогом кавитационного коэф фициента установки ауст. Оно может служить параметром, харак теризующим степень развития кавитации, если его величину срав нивать с величиной критического числа кавитации kKp. Критерием подобия число кавитации не является.
Критическое значение числа кавитации ккр является аналогом кавитационного коэффициента турбины о*урб. И тот, и другой
являются следствием основного критерия подобия Эйлера и сами могут служить критериями подобия, так же как любым образом составленные коэффициенты давления.
Коэффициент давления в формуле (III.41) следует отличать
от часто применяемого при расчете проточной части |
гидротурбин |
коэффициента давления, отнесенного к скорости wit |
|
Р** = ^ Г - |
(III.43) |
W 2 |
|
р1Г |
|
В экспериментальной аэродинамике обычно применяется коэф фициент давления, отнесенный к скорости vm (1.5) или средневек торной скорости Wоо
(III.44)
где
wa |
Wi_ + W2 |
(III.45) |
|
Можно показать, что
Р *= ' - о -Р**> ( 1 г ) ! = 1 - с |
■ <ш '46> |
100
Аналогично могут быть образованы разные числа кавитации k и kKp. При анализе экспериментальных и расчетных результатов можно сопоставлять только соответствующие друг другу коэф фициенты давления и числа кавитации.
В выражения для коэффициентов давления (III.41), (III.43) и (III.44) входят значения давлений и скоростей перед и за решеткой или соответствующие средневекторной скорости. Эти величины различны для разных решеток профилей, составляющих лопастную систему рабочего колеса, и для турбины не являются внешними, заданными наперед параметрами. Поэтому в гидротурбинах приме няется иногда другой коэффициент давления, названный в работе
[83 ] относительным |
давлением |
|
|
2 - - В |
(III.47) |
|
= |
|
Здесь В — напор, |
соответствующий |
атмосферному давлению, |
и Н — напор турбины — всегда известны. В точке профиля с ми нимальным давлением ртХп
Pmin _ q |
|
hmia = - J - H-----• |
(111.47') |
Сопоставляя формулу (III.47') с зависимостью (П.14), получаем
CT; yp6 = _ 7 ) ; in - i t |
(i 11.48) |
и при Hs = О |
(111.48') |
->турб = — hm |
Таким образом, относительное давление при Hs = 0 равно кави тационному коэффициенту турбины с обратным знаком. Нетрудно видеть, что равенство (III.48') аналогично равенству (1.6'), связывающему минимальный коэффициент давления и критиче ское число кавитации.
По результатам испытаний изолированного профиля в кавита ционной трубе тоже можно в некоторой степени судить об обтека нии профиля в решетке рабочего колеса. Причем обтекание изо лированного профиля отличается от обтекания профиля в решетке тем меньше, чем меньше густота решетки Иt, т. е. чем быстроход нее решетка. На рис. III.2 представлена схема изолированного профиля в рабочем участке кавитационной трубы. Скорости и давления до и после изолированного профиля одинаковы, поэтому при сравнении с решеткой, у которой скорости и давления на входе и выходе различны, вместо условия (III.34) правильнее
принять следующее: |
|
Var, = ■ |
(III.49) |
101