Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ваний. Поэтому равенство чисел Рейнольдса никогда не выдер­ живается при моделировании гидротурбин, т. е. силы вязкости не моделируются. Это приводит к тому, что потери вязкого трения на модели и натуре оказываются различными, нарушаются кине­ матическое и динамическое подобия, несколько трансформируются энергетические и кавитационные характеристики. Нарушение подобия сил вязкости является одной из основных причин масштаб­ ного эффекта при определении энергетических и кавитационных параметров турбины.

В литературе [83] можно встретить утверждение о том, что в гидротурбинах критерий Эйлера является следствием критерия Рейнольдса. Это, очевидно, недоразумение. Такое утверждение справедливо при исследовании течения вязкой жидкости в напор­ ном трубопроводе [38], где перепад давления не задается как гра­ ничное условие, а получается в результате эксперимента при обя­ зательном соблюдении критерия Рейнольдса. В этом отношении в гидротурбинах принципиально иное положение. В граничных условиях задается перепад (напор), а критерий Рейнольдса вооб­ ще не выдерживается.

Важно подчеркнуть, что нарушение моделирования сил вяз­ кости в гидротурбостроении приводит к сравнительно небольшому масштабному эффекту, если размеры и напор модели не очень малы. Тогда в модельной и натурной турбинах поток характери­ зуется турбулентным течением в автомодельной области. Поэтому проводить испытания на очень малых моделях при низких напорах недопустимо.

Объемные гравитационные силы, для моделирования которых необходимо выдерживать одинаковым число Фруда, в гидротур­ бинах играют второстепенную роль. Нарушение подобия гравита­ ционных сил, как правило, не влияет на характеристики турбины. Исключение составляют лишь некоторые частные явления: усло­ вия водозабора, если он происходит вблизи верхнего бьефа; усло­ вия работы отсасывающей трубы, если ее выходное сечение мало утоплено под уровень нижнего бьефа; условия схода отработан­ ной воды в ковшовых турбинах. В тех случаях, когда эти условия существенны, проводятся экспериментальные исследования гидро­ турбинного блока в целом. Тогда выдерживание критерия Фруда

является обязательным.

 

 

 

 

Преобразуем выражение для числа

Фруда

 

(II 1.4) с помощью

формулы (III.2)

ун _

н

 

 

Fr _ с2 _

 

(III.18)

gl

р Eu g Dt ~

EuD1

'

 

Отсюда, если основной критерий подобия Эйлера одинаков для модели и натуры, то условие моделирования по Фруду сводится к условию

Дщ =

я м

(III.19)

Dw

Нн

 

92


Важно подчеркнуть, что при моделировании по Фруду геомет­ рическое подобие модели и натуры должно включать и располо­ жение верхнего и нижнего бьефов. Это значит, что пропорцио­ нальными диаметрам должны быть не только напоры, но и разности отметок бьефов с одной стороны и агрегата — с другой. В частности, высоты отсасывания Hs должны быть пропорцио­ нальны напорам и соответственно диаметрам рабочих колес.

Таким образом, если натурная турбина с диаметром рабочего колеса D lH = 10 м работает при напоре Я н = 30 м, то напор лабораторной установки, на которой предполагается испытывать модель этой турбины с диаметром рабочего колеса £>1м = 0,5 м, должен быть

Я" = Я»-Йг = 30 o f =1.5 м.

Или, если допустить, что напор лабораторной установки Нм = 20 м, то диаметр модельной турбины должен быть

Д . = А , ^ - = n f = V « .

Второй вариант вряд ли целесообразен, а первый или близкий к нему вполне реален. Уменьшение напора нежелательно из-за опасности выхода из автомодельной области и так как при этом снижается мощность, что влечет за собой снижение точности экспе­ римента. Однако подобные установки имеют достаточно широкое распространение в отечественной и мировой практике.

Обратим внимание на то, что условие (III. 17) моделирования сил вязкости, хотя и очень сложно и практически нецелесообразно, принципиально может быть выдержано; условие (III. 19) модели­ рования гравитационных сил выдерживается даже без особых трудностей. Но, как легко видеть, условия (III.17) и (III.19). несовместимы между собой и одновременно не могут быть выдер­ жаны.

Частный случай, когда D lM= D lH и, следовательно, Нм =

=Нн, к вопросам подобия по существу не имеет отношения. Рассмотренные критерии практически исчерпывают все усло­

вия динамического подобия течений сплошной несжимаемой жид­ кости. Однако при переходе к течениям с кавитацией этих крите­ риев становится недостаточно. Процесс существенно осложняется, и его моделирование требует дополнительных специальных условий.

15. ПОДОБИЕ ПРИ КАВИТАЦИИ

Рассмотрим условия моделирования момента возникновения кавитации. По общепринятым представлениям, кавитация начи­ нается там, где имеет место минимальное давление, и в тот момент, когда величина этого давления, снижаясь, практически достигает

93


величины давления насыщенных паров. Идентичность локализации зоны минимального давления в двух подобных системах обеспе­ чивается обычными критериями динамического подобия. Однако для того, чтобы при изогональных режимах в этих обеих системах возникла кавитация, необходимо выдержать дополнительное условие

Рmin = Pd- ( I I I . 20)

Давление насыщенных паров зависит от

температуры воды

в соответствии с данными табл.

I I I . 1. Если в обеих системах тем­

Т а б л и ц а III. 1

пература воды

одинакова, то ус­

ловие ( I I I . 20)

будет равносильно

Давление водяных паров

условию

 

Температура

Давление

в °С

водяных паров

в м вод. ст.

 

0 0,0623

5 0,0889

10 0,1251

Pmin 1 = Pmin 2 = Pd- ( I I I . 2 0 ')

В п. 7 отмечалось, что условие

Pmrn = Pd соответствует равенству кавитационных коэффициентов

турбины и установки

Отурб ——Оуст у

15

0,1737

если положить hK = 0.

Можно по­

20

0,2383

казать, что кавитационный коэф­

25

0,3229

фициент турбины

а*урб

является

следствием

числа

Эйлера

Ей

и

30

0,4325

практически

одинаков

для

серии

35

0,5733

подобных турбин при изогональ­

50

1,26

ных режимах. Действительно, если

70

3,18

сн

и

см— характерные

скорости

100

10,33

натуры и подобной

ей модели,

то

 

 

очевидно, что отношения любых

рактерным

 

пар

сходственных скоростей к ха­

скоростям для модели и натуры одинаковы, т. е.

 

 

Е%Н _ WKM _ V

 

 

 

(III.21)

 

СН

СМ _

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦКН

= Как и т.

д.

 

(III.21')

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сн

 

 

 

 

 

 

 

 

С другой стороны, напор можно выразить через характерный

перепад давления в соответствии с формулой (III.5):

 

 

 

 

 

=

 

 

 

 

(III.22)

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

_

Рм

 

 

 

(III.22')

 

 

 

 

 

 

Y

94


Тогда выражение (Н.6) для кавитационного коэффициент^ турбины, учитывая формулу (II 1.2) для числа Эйлера, можно представить в следующем виде:

(Ттурб :

с2 [ К к- 0

- « -

0

+ ^ , ]

Ск-3

1 ( 4 К-

-

О

+ к]

Ей

 

 

■5к-з. (III.23)

Так как число Эйлера и коэффициенты К в числителе первого члена для подобных систем одинаковы, то и кавитационный коэф­ фициент турбины одинаков с точностью до разницы в коэффици­ ентах потерь £к _з. Таким образом, кавитационный коэффициент турбины является следствием основного критерия подобия числа Эйлера и по существу сам является критерием подобия.

Иное дело кавитационный коэффициент установки 0уст. Он не является критерием подобия, но может служить парамет­ ром, характеризующим степень развития кавитации на данной установке, если его величину сравнивать с величиной кавитаци­

онного коэффициента турбины. Если

*

Оуст ''С Отурб»

т о Pmm < Pd и имеет место кавитация, причем, чем меньше оУст

по сравнению с сгтуРб (чем меньше pmln по сравнению с ра), тем кавитация более развита. Наоборот, если

^уст^ ^турб»

то pmln > pd и кавитация при выше сделанных допущениях должна отсутствовать, причем, чем больше стусх по сравнению

с (Ттурб (чем больше pmln по сравнению с pd), тем менее вероятно возникновение кавитации.

Рассмотрим две подобные турбины при изогональных режимах. Критерий Эйлера выдержан и, следовательно, перепады давления между любыми двумя точками одной турбины и сходственными точками другой турбины пропорциональны. Если напоры этих турбин не равны друг другу, то только одно значение абсолют­ ного давления может быть одинаковым в сходственных точках обоих турбинных блоков или такого значения давления вообще мо­ жет не быть. При моделировании по Фруду, когда геометрическое подобие охватывает положение верхнего и нижнего бьефа, таким давлением является атмосферное давление над бьефами. Следо­ вательно, значения любых других давлений в сходственных точ­ ках и, в частности, минимального давления рт1п в этих турбинах будут различны. При кавитационных испытаниях необходимо иметь возможность обеспечивать условие

Pmin н Рmin м Pd-

95


Тогда давления над бьефами модели и натуры должны быть раз­ личны. В натурных условиях над бьефами атмосферное давление В, и для выдерживания условия (II 1.20') над бьефами модельной турбины надо создавать иное давление: В* < В. Величина В* может быть найдена из следующих рассуждений. Надо обеспе­ чить равенство кавитационных коэффициентов установки модели и натуры ауст м = ауст. н

В - Ш -

а - ____ У_

(Густ. Н - Ян

Т а б л и ц а III.2

Знак при величине ДДст

 

 

к

 

ф

 

 

 

 

+

0

-

> 1

+

0

 

1

0

0

0

т а

b * - ^ - - hSm

=0уст.м. (III.24)

------ =

-------- \----------

 

Л М

 

Так как при моделировании по Фруду

(III.25)

/7Н

то, полагая, что температура воды в натурных и лабораторных условиях одина­ кова и, следовательно, pdH = pdu = pd, получим

< 1

0

+

в* = в — (в---- ^ ) ( 1 — -тг)

(III .26)

 

 

 

 

или,

если пренебречь малой по сравнению с В величиной pdly,

 

 

 

 

В* = В ^ .

(III.26')

При обычных кавитационных испытаниях турбин критерий Фруда не выдерживается и зависимости (III.25) и (III.26) непо­ средственно не имеют место. Однако положение нижнего бьефа при модельных испытаниях обычно мало отличается от того, кото­ рое требуется при моделировании по Фруду, и порядок давления над нижним бьефом может оцениваться по формуле (II 1.26). Создавать такое же давление над верхним бьефом технически не рационально, и потому давления над верхним и нижним бьефами при модельных испытаниях в отличие от натурных условий раз­ личны.

В приведенных выше рассуждениях положено, что hK= 0, т. е. что точка с минимальным давлением находится в плоскости отсчета высоты отсасывания. В действительности положение точки минимального давления на лопасти, как правило, неизвестно и меняется от режима к режиму.

Если не пренебрегать величиной hK) то условие (II.7) должно

быть заменено условием

[81]

 

 

Сует

^турб

^Н АО —• ^турб }

(ill .27)

где (см. п. 7)

 

 

 

 

А

=

(III. 28)

96