ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ваний. Поэтому равенство чисел Рейнольдса никогда не выдер живается при моделировании гидротурбин, т. е. силы вязкости не моделируются. Это приводит к тому, что потери вязкого трения на модели и натуре оказываются различными, нарушаются кине матическое и динамическое подобия, несколько трансформируются энергетические и кавитационные характеристики. Нарушение подобия сил вязкости является одной из основных причин масштаб ного эффекта при определении энергетических и кавитационных параметров турбины.
В литературе [83] можно встретить утверждение о том, что в гидротурбинах критерий Эйлера является следствием критерия Рейнольдса. Это, очевидно, недоразумение. Такое утверждение справедливо при исследовании течения вязкой жидкости в напор ном трубопроводе [38], где перепад давления не задается как гра ничное условие, а получается в результате эксперимента при обя зательном соблюдении критерия Рейнольдса. В этом отношении в гидротурбинах принципиально иное положение. В граничных условиях задается перепад (напор), а критерий Рейнольдса вооб ще не выдерживается.
Важно подчеркнуть, что нарушение моделирования сил вяз кости в гидротурбостроении приводит к сравнительно небольшому масштабному эффекту, если размеры и напор модели не очень малы. Тогда в модельной и натурной турбинах поток характери зуется турбулентным течением в автомодельной области. Поэтому проводить испытания на очень малых моделях при низких напорах недопустимо.
Объемные гравитационные силы, для моделирования которых необходимо выдерживать одинаковым число Фруда, в гидротур бинах играют второстепенную роль. Нарушение подобия гравита ционных сил, как правило, не влияет на характеристики турбины. Исключение составляют лишь некоторые частные явления: усло вия водозабора, если он происходит вблизи верхнего бьефа; усло вия работы отсасывающей трубы, если ее выходное сечение мало утоплено под уровень нижнего бьефа; условия схода отработан ной воды в ковшовых турбинах. В тех случаях, когда эти условия существенны, проводятся экспериментальные исследования гидро турбинного блока в целом. Тогда выдерживание критерия Фруда
является обязательным. |
|
|
|
|
|
Преобразуем выражение для числа |
Фруда |
|
(II 1.4) с помощью |
||
формулы (III.2) |
ун _ |
н |
|
|
|
Fr _ с2 _ |
|
(III.18) |
|||
gl |
р Eu g Dt ~ |
EuD1 |
' |
||
|
Отсюда, если основной критерий подобия Эйлера одинаков для модели и натуры, то условие моделирования по Фруду сводится к условию
Дщ = |
я м |
(III.19) |
|
Dw |
Нн |
||
|
92
Важно подчеркнуть, что при моделировании по Фруду геомет рическое подобие модели и натуры должно включать и располо жение верхнего и нижнего бьефов. Это значит, что пропорцио нальными диаметрам должны быть не только напоры, но и разности отметок бьефов с одной стороны и агрегата — с другой. В частности, высоты отсасывания Hs должны быть пропорцио нальны напорам и соответственно диаметрам рабочих колес.
Таким образом, если натурная турбина с диаметром рабочего колеса D lH = 10 м работает при напоре Я н = 30 м, то напор лабораторной установки, на которой предполагается испытывать модель этой турбины с диаметром рабочего колеса £>1м = 0,5 м, должен быть
Я" = Я»-Йг = 30 o f =1.5 м.
Или, если допустить, что напор лабораторной установки Нм = 20 м, то диаметр модельной турбины должен быть
Д . = А , ^ - = n f = V « .
Второй вариант вряд ли целесообразен, а первый или близкий к нему вполне реален. Уменьшение напора нежелательно из-за опасности выхода из автомодельной области и так как при этом снижается мощность, что влечет за собой снижение точности экспе римента. Однако подобные установки имеют достаточно широкое распространение в отечественной и мировой практике.
Обратим внимание на то, что условие (III. 17) моделирования сил вязкости, хотя и очень сложно и практически нецелесообразно, принципиально может быть выдержано; условие (III. 19) модели рования гравитационных сил выдерживается даже без особых трудностей. Но, как легко видеть, условия (III.17) и (III.19). несовместимы между собой и одновременно не могут быть выдер жаны.
Частный случай, когда D lM= D lH и, следовательно, Нм =
=Нн, к вопросам подобия по существу не имеет отношения. Рассмотренные критерии практически исчерпывают все усло
вия динамического подобия течений сплошной несжимаемой жид кости. Однако при переходе к течениям с кавитацией этих крите риев становится недостаточно. Процесс существенно осложняется, и его моделирование требует дополнительных специальных условий.
15. ПОДОБИЕ ПРИ КАВИТАЦИИ
Рассмотрим условия моделирования момента возникновения кавитации. По общепринятым представлениям, кавитация начи нается там, где имеет место минимальное давление, и в тот момент, когда величина этого давления, снижаясь, практически достигает
93
величины давления насыщенных паров. Идентичность локализации зоны минимального давления в двух подобных системах обеспе чивается обычными критериями динамического подобия. Однако для того, чтобы при изогональных режимах в этих обеих системах возникла кавитация, необходимо выдержать дополнительное условие
Рmin = Pd- ( I I I . 20)
Давление насыщенных паров зависит от |
температуры воды |
||
в соответствии с данными табл. |
I I I . 1. Если в обеих системах тем |
||
Т а б л и ц а III. 1 |
пература воды |
одинакова, то ус |
|
ловие ( I I I . 20) |
будет равносильно |
||
Давление водяных паров |
|||
условию |
|
Температура |
Давление |
|
в °С |
водяных паров |
|
в м вод. ст. |
||
|
0 0,0623
5 0,0889
10 0,1251
Pmin 1 = Pmin 2 = Pd- ( I I I . 2 0 ')
В п. 7 отмечалось, что условие
Pmrn = Pd соответствует равенству кавитационных коэффициентов
турбины и установки
Отурб ——Оуст у
15 |
0,1737 |
если положить hK = 0. |
Можно по |
|||||||
20 |
0,2383 |
казать, что кавитационный коэф |
||||||||
25 |
0,3229 |
фициент турбины |
а*урб |
является |
||||||
следствием |
числа |
Эйлера |
Ей |
и |
||||||
30 |
0,4325 |
|||||||||
практически |
одинаков |
для |
серии |
|||||||
35 |
0,5733 |
|||||||||
подобных турбин при изогональ |
||||||||||
50 |
1,26 |
ных режимах. Действительно, если |
||||||||
70 |
3,18 |
сн |
и |
см— характерные |
скорости |
|||||
100 |
10,33 |
натуры и подобной |
ей модели, |
то |
||||||
|
|
очевидно, что отношения любых |
||||||||
рактерным |
|
пар |
сходственных скоростей к ха |
|||||||
скоростям для модели и натуры одинаковы, т. е. |
|
|||||||||
|
Е%Н _ WKM _ V |
|
|
|
(III.21) |
|||||
|
СН |
СМ _ |
|
’ |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
ЦКН |
= Как и т. |
д. |
|
(III.21') |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
сн |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С другой стороны, напор можно выразить через характерный |
||||||||||
перепад давления в соответствии с формулой (III.5): |
|
|
|
|||||||
|
|
= |
|
|
|
|
(III.22) |
|||
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
_ |
Рм |
|
|
|
(III.22') |
|||
|
|
|
|
|
|
Y
94
Тогда выражение (Н.6) для кавитационного коэффициент^ турбины, учитывая формулу (II 1.2) для числа Эйлера, можно представить в следующем виде:
(Ттурб : |
с2 [ К к- 0 |
- « - |
0 |
+ ^ , ] |
Ск-3 |
1 ( 4 К- |
- |
О |
+ к] |
Ей |
|
|
■5к-з. (III.23) |
Так как число Эйлера и коэффициенты К в числителе первого члена для подобных систем одинаковы, то и кавитационный коэф фициент турбины одинаков с точностью до разницы в коэффици ентах потерь £к _з. Таким образом, кавитационный коэффициент турбины является следствием основного критерия подобия числа Эйлера и по существу сам является критерием подобия.
Иное дело кавитационный коэффициент установки 0уст. Он не является критерием подобия, но может служить парамет ром, характеризующим степень развития кавитации на данной установке, если его величину сравнивать с величиной кавитаци
онного коэффициента турбины. Если
*
Оуст ''С Отурб»
т о Pmm < Pd и имеет место кавитация, причем, чем меньше оУст
по сравнению с сгтуРб (чем меньше pmln по сравнению с ра), тем кавитация более развита. Наоборот, если
^уст^ ^турб»
то pmln > pd и кавитация при выше сделанных допущениях должна отсутствовать, причем, чем больше стусх по сравнению
с (Ттурб (чем больше pmln по сравнению с pd), тем менее вероятно возникновение кавитации.
Рассмотрим две подобные турбины при изогональных режимах. Критерий Эйлера выдержан и, следовательно, перепады давления между любыми двумя точками одной турбины и сходственными точками другой турбины пропорциональны. Если напоры этих турбин не равны друг другу, то только одно значение абсолют ного давления может быть одинаковым в сходственных точках обоих турбинных блоков или такого значения давления вообще мо жет не быть. При моделировании по Фруду, когда геометрическое подобие охватывает положение верхнего и нижнего бьефа, таким давлением является атмосферное давление над бьефами. Следо вательно, значения любых других давлений в сходственных точ ках и, в частности, минимального давления рт1п в этих турбинах будут различны. При кавитационных испытаниях необходимо иметь возможность обеспечивать условие
Pmin н Рmin м Pd-
95
Тогда давления над бьефами модели и натуры должны быть раз личны. В натурных условиях над бьефами атмосферное давление В, и для выдерживания условия (II 1.20') над бьефами модельной турбины надо создавать иное давление: В* < В. Величина В* может быть найдена из следующих рассуждений. Надо обеспе чить равенство кавитационных коэффициентов установки модели и натуры ауст м = ауст. н
В - Ш -
а - ____ У_
(Густ. Н - Ян
Т а б л и ц а III.2
Знак при величине ДДст
|
|
к |
|
ф |
|
|
|
|
+ |
0 |
- |
> 1 |
+ |
0 |
— |
|
|||
1 |
0 |
0 |
0 |
т а |
b * - ^ - - hSm |
=0уст.м. (III.24) |
------ = |
-------- \---------- |
|
|
Л М |
|
Так как при моделировании по Фруду
(III.25)
/7Н
то, полагая, что температура воды в натурных и лабораторных условиях одина кова и, следовательно, pdH = pdu = pd, получим
< 1 |
— |
0 |
+ |
в* = в — (в---- ^ ) ( 1 — -тг) |
(III .26) |
|
|||||
|
|
|
|||
или, |
если пренебречь малой по сравнению с В величиной pdly, |
||||
|
|
|
|
В* = В ^ . |
(III.26') |
При обычных кавитационных испытаниях турбин критерий Фруда не выдерживается и зависимости (III.25) и (III.26) непо средственно не имеют место. Однако положение нижнего бьефа при модельных испытаниях обычно мало отличается от того, кото рое требуется при моделировании по Фруду, и порядок давления над нижним бьефом может оцениваться по формуле (II 1.26). Создавать такое же давление над верхним бьефом технически не рационально, и потому давления над верхним и нижним бьефами при модельных испытаниях в отличие от натурных условий раз личны.
В приведенных выше рассуждениях положено, что hK= 0, т. е. что точка с минимальным давлением находится в плоскости отсчета высоты отсасывания. В действительности положение точки минимального давления на лопасти, как правило, неизвестно и меняется от режима к режиму.
Если не пренебрегать величиной hK) то условие (II.7) должно
быть заменено условием |
[81] |
|
|
Сует |
^турб |
^Н АО —• ^турб } |
(ill .27) |
где (см. п. 7) |
|
|
|
|
А |
= |
(III. 28) |
96