Файл: Мельников, Н. А. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330-500 кВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
В четвертом случае новая внутрисистемная связь позволяет повысить экономичность работы системы путем осуществления более экономичных режимов распределения активной нагрузки между ее электростанциями и возможности мобилизации ре зервной мощности в аварийных режимах. Пропускная способ ность этой внутрисистемной связи должна определяться из того условия, что дополнительные затраты должны окупиться за счет экономии топлива; при этом следует учитывать ввод новых мощ ных электростанций в системе.
Как видно из приведенных соображений, проектирование линий электропередачи сверхвысокого напряжения не может выполняться без учета условий повышения экономичности ре жимов работы энергосистем с помощью этих линий. Однознач ного решения здесь не может быть, поэтому в каждом отдель ном случае необходимо выполнять соответствующие расчеты, являющиеся обоснованием для выбора расчетной величины про пускной способности электропередачи. При этом не следует ис ключать из рассмотрения и более общей постановки задачи — о целесообразности изменения местоположения проектируемых электростанций или о выборе места их расположения и их пара метров с учетом стоимости транспорта топлива, условий эконо мичности режимов работы будущей энергосистемы и обоснован ной величины резерва мощности.
Определение расчетной величины пропускной способности линий электропередачи во всех случаях затруднено в связи с не обходимостью решения задачи путем подбора, так как для оп ределения экономического эффекта требуются параметры элек тропередачи, а обоснованное определение этих параметров воз можно только при оценке экономического эффекта для всей си стемы.
Под расчетной величиной пропускной способности линии электропередачи понимается такая мощность передачи, по ко торой выбираются все ее основные параметры и обеспечивается статическая устойчивость работы энергосистемы с нормирован ными коэффициентами запаса. Фактическая пропускная способ ность электропередачи должна быть несколько больше и может быть реализована в аварийных режимах.
При выборе расчетных параметров линии в проекте раз вития энергосистемы необходимо тщательное и подробное технико-экономическое сопоставление ряда вариантов, где рассматриваются и изменение типов, размещения и мощно стей электростанций, и изменение характеристик электропе редач.
Линии электропередачи сверхвысокого напряжения облада ют высокой пропускной способностью. Приближенно пропуск ная способность линий электропередачи оценивается натураль ной мощностью. Поэтому даже в энергосистемах достаточно большой суммарной номинальной мощности сооружение линий
52
сверхвысокого напряжения связано с обеспечением значительной маневренности, дающей большие возможности как в нормаль ных режимах — при реализации экономически наивыгоднейших режимов работы, так и в аварийных условиях — при мобилиза ции резервной мощности.
Наряду с задачей транспорта электроэнергии на большие расстояния линии электропередачи сверхвысокого напряжения, образующие основную электрическую сеть энергосистемы, при водят к новому качественному изменению ее структуры. Это осо бенно характерно для случаев объединения энергосистем, когда в связи с наличием мощных связей и увеличением суммарной номинальной мощности системы появляется возможность соору жения особо мощных и наиболее экономичных электростанций, установки на них наиболее мощных и экономичных агрегатов, применения наиболее простых и дешевых схем соединений в ви де блоков и т. д.
Сооружение линий сверхвысокого напряжения и объедине ние энергосистем приводит к необходимости значительных за трат средств, материалов и оборудования. Поэтому важнейшей задачей проектирующих инженеров является наиболее пра вильная оценка необходимых и обоснованных материальных затрат.
Следует стремиться к снижению стоимости линий электропе редачи и подстанций данных параметров, но при этом необходи мо строго контролировать правильность их выбора— на основе соответствующих технико-экономических расчетов.
В соответствии с приведенными соображениями основные требования к линиям электропередачи сверхвысокого напряже ния можно сформулировать в следующем виде:
1) обеспечение мощности передачи, необходимой по вынуж денным условиям баланса в установившихся режимах — нор мальных и аварийных, с нормированным запасом по условиям статической устойчивости работы энергетической системы;
2)соответствие расчетной пропускной способности электро передачи условиям экономичности работы энергосистемы в но вых условиях (при наличии этой электропередачи);
3)наибольшая простота конструктивного выполнения и наи меньшая стоимость сооружения электропередачи при выбран ных основных параметрах;
4) возможность постепенного развития электропередачи с постепенным вложением средств, материалов и оборудования по мере роста нагрузок системы;
5) наименьшие расходы, связанные с резервированием элек тропередачи, и наиболее эффективное использование средств системной автоматики в целях повышения пропускной способ ности и надежности работы электропередачи и, в частности, в целях обеспечения динамической устойчивости работы элек тропередачи;
53
6) перспективность дальнейшего развития объединенной энергосистемы и соответствие данной электропередачи общему плану перспективного развития системы.
Выполнение всех поставленных требований возможно толь ко на основе тщательного рассмотрения перспективного плана развития и дальнейшего объединения энергосистем.
2-2 СХЕМЫ СОЕДИНЕНИЙ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Принципиально различными можно считать следующие схе мы соединений и управления линий электропередачи:
1) одноцепная, снабженная устройствами трехфазного АПВ (при отсутствии возможности работы в неполнофазном ре жиме) ;
2) одноцепная, снабженная устройствами пофазного АПВ
свозможностью временной работы в неполнофазном режиме;
3)двухцепные;
4)трехцепные.
Применение устройств АПВ с учетом возможностей непол нофазной работы дополнительно увеличивает число вариантов.
Несколько изменяет положение и конструктивное выполне ние двухцепных линий электропередачи — на раздельных опо рах или на общих опорах. Двухцепные линии 500 кВ, выполнен ные на общих опорах, оказываются и менее надежными и более дорогими и применяются, как правило, только в случаях стес ненной трассы.
Число цепей линии электропередачи прежде всего определя ется ее ролью в энергосистеме, зависит от ее назначения и по ложения в системе, а также и от мощности передачи и не мо жет выбираться произвольно, так как непосредственно отража ется на стоимости сооружения.
Следует по возможности проектировать линии электропере дачи одноцепными. Устройства АПВ существенно повышают на дежность работы одноцепных линий электропередачи. В тех случаях, когда это не приводит к недопустимым значениям то ков в генераторах, допускается несинхронное включение линии после ее аварийного отключения.
В послеаварийных режимах нет необходимости и в соблюде нии условий экономичности распределения нагрузок в системе. Если отключение линии электропередачи не приводит к необхо димости отключения нагрузки, то оно может считаться прием лемым. Нарушение экономичности режимов работы системы в послеаварийных режимах может быть допущено в связи с от носительно малой их длительностью.
54
В тех случаях, когда пропускная способность линии электро передачи составляет величину не более 10% суммарной номи нальной мощности приемной части энергосистемы, отключение этой линии можно считать приемлемым. При этом допустимо сооружение одноцепной линии, так как передача резервируется располагаемой мощностью электростанций.
Основными средствами значительного повышения пропуск ной способности линий электропередачи являются: расщепление проводов фазы, увеличение числа цепей, повышение номиналь ного напряжения и применение устройств продольной компен сации. Все это должно быть предусмотрено в проекте и осуще ствлено в процессе эксплуатации электропередачи.
Необходимость сооружения двухцепных линий электропере дачи 330—500 кВ должна быть обоснована технико-экономичес кими расчетами.
В случае соединения систем, соизмеримых по суммарной мощности, необходимо применять двухцепные линии с общими шинами по концам и постепенным сооружением промежуточных подстанций. Применение переключательных пунктов при очень длинных линиях необходимо обосновывать путем сравнения с другими решениями, обеспечивающими требуемую пропускную способность по условиям статической устойчивости послеаварийного режима.
На первых этапах развития энергосистемы, когда еще не создана сеть линий сверхвысокого напряжения, а существуют отдельные электропередачи, как например, Волгоград — Мос ква, Куйбышев — Москва, Братск — Иркутск, для двухцепной передачи принципиально возможны два решения при выборе схемы передачи: связанная и блочная. В практике проектиро
вания и строительства мощных |
двухцепных передач |
в СССР |
в результате разработки многих |
сопоставительных |
вариантов, |
и исследования ряда отдельных вопросов принято использова ние связанных схем электропередачи, имеющих распределитель ные устройства сверхвысокого напряжения на питающем и при емном концах передачи, а также промежуточные переключатель ные пункты или промежуточные понизительные подстанции. Сборные шины 330—500 кВ этих объектов в начале, конце и в нескольких промежуточных пунктах связывают параллельные линии сверхвысокого напряжения. Объясняется это тем, что обеспечение высоких значений пропускной способности одной цепи при блочной схеме значительно труднее, чем при связан ной, вследствие отсутствия поперечного секционирования пере дачи на промежуточных пунктах. При проектировании электро передачи 400 кВ Куйбышев — Москва с пропускной способно стью 1 150 МВт нагрузка блочной передачи, по условиям обес печения устойчивости, не могла быть определена выше 400 МВт, что требовало сооружения трех параллельных цепей и было экономически совершенно неприемлемо. В то же время примене-
55