Файл: Мельников, Н. А. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330-500 кВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для линий 100—250 кВ 65% всех повреждений относятся к грозовым. На линиях более высокого напряжения наблюдает­ ся меньшее число аварийных отключений как в результате гро­ зовых разрядов, так и вызванных другими причинами.

В 1967 г. Американский институт инженеров электриков - опубликовал данные об опыте эксплуатации 386 линий США и Канады общей протяженностью 41 тыс. км и сроком эксплуа­ тации 276 тыс. км-лет напряжением 230—360 кВ, эксплуатируе­ мых с 1/1 1950 по 1/1 1965 г.

По линиям 220—240 кВ учтено 325 цепей общей протяжен­

ностью

33,2 тыс.

км и сроком эксплуатации 234 тыс. км-лет

(1 659

аварий);

линий 287—300 кВ — соответственно 10 протя­

женностью 2,2 тыс. км и сроком эксплуатации 17,2 тыс. км-лет

(213 аварий)

и линий

345—360 кВ — соответственно

51 протя-

Т а б л и ц а

1-25

 

 

 

 

 

Причина отключения

 

 

Напряжение,

кВ

 

 

 

223—240

287—300

345—360

 

 

 

 

 

П р и р о д н ы е я в л е н и я

 

 

 

 

Гроза

ураган

 

 

0,254

0,158

1,882

Ветер,

 

 

0,030

0,012

0,020

Гололед, снег

 

 

0,051

0,138

0,181

Пляска проводов

 

 

0,005

0,069

Загрязнение изоляции

 

0,036

0,011

0,012

Прочее

 

 

 

0,045

0,696

0,046

Всего

природные

явления

 

0,421

1,084

2,14

Системные причины

 

0,100

0,017

0,175

Посторонние лица и объекты

0,045

0,302

0,066

Неизвестные причины

 

0,093

0,035

0,180

П о в р е ж д е н и е

о б о р у ­

 

 

 

д о в а н и я

 

 

 

 

 

 

Опоры

 

 

 

 

0,005

 

0,004

Провода

 

 

 

0,003

Арматура

оборудование

ли-

0,006

0,005

Оконечное

0,026

0,017

0,071

иий

 

 

 

 

 

 

 

Прочее оборудование

 

0,001

0,004

Всего

оборудование

 

0,041

0,022

0,079

Всего

повреждений

 

0,700

1,460

2,641

46


Т а б л и ц а

1-26

 

 

 

Напряжение,

кВ

 

Характер повреждения

287-300

345-360

 

220—240

Преходящее

66

76

81

Устойчивое

32

23

18

Неизвестно

2

1

1

В с е г о

100

Т а б л и ц а 1-27

Вид повреждения

Однофазное к. з. на землю Двухфазное к. з. Двухфазное к. з. на землю Трехфазное к. з. Трехфазное к. з. на землю Неизвестное к. з.

Нет к. з. Перегрузка

 

і

 

 

оо

100

 

 

Процент общего числа случаев

 

220—240 кВ

287—300 кВ

345—360 кВ

51,6

20,5

69,3

5,7

6,9

3,3

20,5

2,9

0,9

1,5

1,30

2,0

21,0

47,0

2,6

13,0

12,0

14,8

2,2

 

 

женностью 5,7 тыс. км и сроком эксплуатации 23,75 тыс. км-лет (696 аварий за истекший период).

В табл. 1-25 приведены удельные данные на 100 км-лет по напряжениям и по причинам аварийных отключений.

Для линий 220—240 кВ 60% отключений аварийных; 87% для линий 287—300 кВ и 88% Для линий 345—360 кВ произош­ ло по причине природных явлений.

Особенно неблагополучно с эксплуатационными характерис­ тиками американских и канадских линий 345—360 кВ ввиду применения высоких башенных опор, большого количества (51,6%) линий без тросов или с одним тросом. Грозовая повреж­ даемость для линий этого класса достигает 1,88 отключений на 100 км-лет (71% всех отключений), а общее число отключений достигает 2,64 на 100 км-лет. Эти цифры значительно выше сред­ них мировых отчетных данных CIGRE примерно за этот же период.

В отчете ШЕЕ приводятся данные о характере повреждения линий 220—360 кВ (табл. 1-26 и 1-27); 66—81% повреждений имеют преходящий характер. На линиях 220—330 кВ преобла­ дают однофазные короткие замыкания.

Процент успешных АПВ при авариях грозового происхожде­ ния высок (77—90%) для линий на одноцепных и двухцепных опорах.

47


Расчетные значения повреждаемости линий 500 кВ советской конструкции, которые необходимо учитывать при проектирова­ нии схемы передачи и решении о возможности применения од­ ноцепных передач, могут быть на основании опыта эксплуата­ ции рекомендованы около 0,5—0,6 отключений на 100 км-лет. Учитывая, что значительное число этих отключений вызывается природными явлениями, последствия которых можно локализо­ вать за счет применения АПВ при грозовых отключениях, и плавки гололеда при отключениях, вызванных пляской прово­ дов, следует сделать вывод о высокой эксплуатационной на­ дежности линий передач 500 кВ и о возможности применения одноцепных передач этого напряжения для питания ответствен­ ных потребителей.

Систематизированных данных по опыту эксплуатации линий 750 кВ нет. По литературным источникам, если не считать пер­ вых 1,5—2 лет эксплуатации, оценка работы канадских линий 735 кВ удовлетворительная. Однако в последние годы были от­ мечены очень крупные аварии на канадских линиях 735 кВ. Ава­ рии были вызваны сочетанием гололеда и сильного ветра и со­ провождались падением опор. На подстанциях было отмечено большое количество аварий шунтирующих реакторов 735 кВ.

В энергосистеме АЕР (США) за двухлетний период (28 мес.) произошло 22 отключения линий электропередачи 765 кВ, имев­ ших общую протяженность около 1 000 км. Четырнадцать аварий были вызваны касанием деревьев при сильных ветрах (из-за не­ своевременной расчистки трассы), одно отключение было вызва­ но недопустимым приближением петли провода к опоре, одно — наездом подъемного крана. Четыре аварии были вызваны гро­ зами, а две произошли при опытных коротких замыканиях.

За тот же период на подстанциях 765 кВ системы АЕР про­ изошли три аварии с шунтовыми реакторами 765 кВ, четыре ава­ рии с автотрансформаторами 765 кВ и три аварии с вентильными разрядниками 765 кВ.

На советской линии 750 кВ Конаково—Москва за 4 года экс­ плуатации не было ни одного повреждения.

Глава вторая

СХЕМЫ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ

2-1 НАЗНАЧЕНИЕ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ СВЕРХВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

При выборе схем соединений для линий электропередачи 330—750 кВ необходимо тщательноучитывать их назначение и условия работы в энергосистеме,, выбирая обеспечиваемую пропускную способность.

Принципиально различными можно считать следующие слу­ чаи сооружения линий электропередачи сверхвысокого напря­ жения:

1) электроснабжение района, не имеющего крупных собст­ венных источников питания, с суммарной мощностью нагрузки,, соизмеримой с расчетной пропускной способности электропере­ дачи;

2)соединение крупной электростанции с мощной энергети­ ческой системой;

3)соединение двух энергосистем в порядке их дальнейшегоразвития и повышения экономичности совместной работы;

4)внутрисистемная связь (обычно выполняемая линиями высшего номинального напряжения), сооружаемая в порядкедальнейшего развития существующей энергосистемы.

В развитии энергосистемы при сооружении новых электро­

передач и создании разветвленной сети линий сверхвысоко­ го напряжения назначение отдельных линий может изме­ няться и функции, ими выполняемые, могут быть усложненьь по сравнению с первоначальным периодом работы электропе­ редачи.

Например, линия Куйбышев — Москва первоначально рабо­ тала как электропередача от удаленной гидроэлектростанции в мощную энергосистему. Ввод в действие электропередачи Куй­ бышев— Урал придал первой электропередаче Куйбышев — Москва функции межсистемной связи, не исключая в то жевре-

49


мя

основной функции этой линии — передачи

энергии на Мос­

кву.

Аналогичные

изменения произошли с

электропередачей

Братск — Иркутск

после сооружения передачи Братск — Крас­

ноярск— Кузбасс.

Весьма важным является назначение электропередачи, выте­ кающее из условий повышения экономичности работы развива­ ющейся энергосистемы. Речь идет о получении наивыгоднейше­ го решения, приводящего к наименьшему значению расчетных затрат (за нормативный срок) и заключающегося в учете воз­ можностей снижения расхода топлива при эксплуатации энер­ госистемы за счет экономически наивыгоднейшего распределе­ ния активной нагрузки системы между параллельно работаю­ щими электростанциями в этой системе. Экономия, получаемая за счет более рационального использования оборудования элек­ тростанций, обладающего различными экономическими харак­ теристиками, может оказаться настолько большой, что оправда­ ет дополнительные затраты, связанные с повышением расчет­ ной величины пропускной способности линий электропередачи и даже с сооружением новых электропередач. В случае резкой разницы в стоимости топлива в передающей и приемной энер­ госистемах или при использовании линии сверхвысокого напря­ жения для передачи электроэнергии от гидроэлектростанции с дешевой энергией экономическое обоснование дальней переда­ чи становится еще более ощутимым.

Линии электропередачи должны также обеспечивать переда­ чу всей или требуемой части располагаемой мощности из одной части энергосистемы в другую, если это требуется по условиям ее аварийного состояния. Это требует выполнения дополнитель­ ного технико-экономического исследования, связанного с опре­ делением необходимого резерва мощности в системе и его раз­ мещения при проектировании энергосистем. Обеспечение соот­ ветствующей пропускной способности электропередачи может быть достигнуто с меньшими запасами по условиям устой­ чивости, чем в условиях нормальных режимов работы энерго­ систем.

Наконец, линии электропередачи, связывающие две парал­ лельно работающие энергосистемы, должны по своей пропуск­ ной способности обеспечивать реализацию межсистемного эф­ фекта от объединения этих энергосистем.

Выбор расчетной величины пропускной способности линий электропередачи нельзя производить только на основании со­ ставления баланса мощностей по отдельным частям объединяе­ мой энергосистемы.

Необходимо дополнительно учитывать указанные выше воз­ можности повышения экономичности работы объединенной энер­ гетической системы в новых условиях, при наличии проектируе­ мых линий электропередачи, повышение пропускной способности которых может получить экономическое обоснование и, наобо­

50


рот, обоснованное снижение пропускной способности которых может привести к существенному снижению затрат средств, ма­ териалов и оборудования.

В первом случае местные мелкие источники питания долж­ ны иметь сравнительно худшие экономические показатели и, в частности, повышенные значения относительного прироста рас­ хода топлива (при одинаковой его стоимости для разных стан­ ций) или средств (при разной стоимости топлива). Поэтому в нормальных режимах, как правило, эти станции должны нес­ ти нагрузку, близкую к наименьшей допустимой по техническим условиям.

При этом почти вся нагрузка района должна покрываться за счет передачи электроэнергии по проектируемой линии. Поло­ жение может несколько измениться только в том случае, если чрез­ мерно большим получается относительный прирост потерь актив­ ной мощности в электропередаче, а повышение пропускной спо­ собности последней связано со значительными дополнительными затратами.

Во втором случае пропускная способность электропередачи определяется по экономически наивыгоднейшему графику на­ грузки присоединяемой электростанции, которая рассматривает­ ся как элемент объединенной энергосистемы. При этом должны учитываться и параметры самой электропередачи. Чем больше номинальная мощность электростанции и чем ближе она рас­ полагается к центру нагрузок системы, т. е. чем меньше влияние параметров самой электропередачи, тем меньше должна отли­ чаться пропускная способность этой электропередачи от избы­ точной мощности станции.

В третьем случае пропускная способность проектируемой электропередачи в значительной мере должна определяться раз­ личием стоимости топлива и характеристик относительных при­ ростов для объединяемых энергосистем и параметрами самой электропередачи.

Чем больше различие в стоимости топлива и характеристиках относительных приростов и чем короче линия электропередачи, тем большей должна быть ее пропускная способность, так как тем больший эффект в экономии топлива достигается в связи с реализацией экономически наивыгодиейшего распределения ак­ тивной нагрузки объединенной энергетической системы между ее электростанциями. Увеличение длины электропередачи при­ водит к увеличению относительного прироста потерь активной мощности в ней и к большей зависимости ее стоимости от про­ пускной способности передачи. Это дополнительно указывает на необходимость учета экономичности режимов работы объединен­ ной энергетической системы при решении вопросов выбора ос­ новных параметров электропередачи, так как условия баланса мощностей по объединяемым системам при этом остаются неиз­ менными.

51