Файл: Мельников, Н. А. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330-500 кВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 5-2. Относительные значения капи­ тальных затрат на сооружение электропере­ дачи 1 000 МВт на расстояние 1 000 км.
/ — общие капитальные затраты; 2 — линии; 3 — подстанции.

При сооружении дальней передачи резко повышается удельный вес затрат на соору­ жение линии. Капитальные за­ траты на подстанции при уве­ личении числа цепей мало из­ меняются; в первом приближе­ нии можно считать, что они не зависят от числа цепей, по­ скольку для передачи с повы­ шенным количеством цепей от­ падают или уменьшаются до­ полнительные расходы на под­ станциях, связанные с обеспе­ чением пропускной способно­ сти (установки продольной компенсации, синхронные ком­ пенсаторы и пр.), одновремен­ но увеличиваются затраты на шунтовые реакторы и линей­

ные ячейки. На рис. 5-2 приведены относительные значения ка­

питальных

затрат

на сооружение передачи 1 000

МВт на рас­

стояние 1 000 км

при различном числе цепей и неизменном чис­

ле приемных подстанций.

 

Относительная доля затрат на подстанции падает с 39% для

двухцепной

передачи длиной 1 000 км и пропускной способно­

стью 1000

МВт до 18% при передаче по семи цепям. Таким об­

разом, для

дальних передач основные пути для

удешевления

передачи энергии в целом надо искать в уменьшении затрат на сооружение линии высокого напряжения.

Для дальней передачи высокого напряжения характерны большие емкостные токи, обусловленные повышением рабочего напряжения передачи и значительным увеличением ее длины

(табл. 5-6).

При напряжении 330 кВ и выше необходимо также считать­ ся с потерями энергии, вызываемыми коронированием проводов,

Т а б л и ц а

5-6

 

 

 

 

Напряжение,

Зарядный

Зарядная

Напряжение,

Зарядный

Зарядная

мощность

мощность

кВ

ток 1 км ли­

1 км линии.

кВ

ток 1 км ли­

1 КМ ЛИНИН.

 

нии, А

кВ-А

 

нии, А

кВ-А

35

0,06

3 ,6

400

0,72

500,0

ПО

0,20

38,4

500

1,13

782,0

220

0,34

128,5

750

1,77

2300,0

300

0,52

270,2

 

 

 

110


которые изменяются в широких пределах и зависят от большого числа различных факторов.

Для длинной линии электропередачи, несмотря на наличие шунтирующих реакторов, большие емкостные токи определяют значительную роль активных потерь в режиме холостого хода и малых нагрузок.

Увеличение числа параллельных цепей линии вызывает про­ порциональное увеличение потерь холостого хода. Аналогичное явление имеет место и с активными потерями, вызываемыми ко­ роной.

При одной и той же передаваемой мощности увеличение чис­ ла параллельных цепей вызывает ухудшение экономических по­ казателей передачи и может быть оправдано лишь требования­ ми надежности и устойчивости.

5-4

ВЫБОР

 

СЕЧЕНИЯ

 

ПРОВОДОВ

В процессе проектирования, после того как установлена рас­ четная нагрузка воздушной линии, выбрано номинальное напря­ жение линии и количество цепей, обеспечивающее надежность электроснабжения и устойчивость параллельной работы, следу­ ет определить сечение проводов. Выбор оптимальных сечений производится по методу приведенных затрат, с помощью кото­ рого определяются экономические интервалы мощностей для каждого сравниваемого сечения.

Результаты, проведенных в институте Энергосетьпроект рас­ четов показали, что неправильно пользоваться при проектиро­ вании одними и теми же значениями плотности тока для всех категорий воздушных линий, так как универсальной экономи­ ческой плотности тока не существует. Эта величина является функцией разницы в стоимости 1 км линии, разницы в величи­ нах активных сопротивлений и стоимости потерь электрической энергии в различных экономических районах. Действительно, при сопоставлении двух сечений Si и S2 должно быть определе­ но соотношение приведенных затрат. Экономичным является вариант минимума приведенных затрат.

Капитальные затраты в линию электропередачи равны, руб:

K = (kL + k2S)l,

(5-5)

где k\ — составляющая капиталовложений, не зависящая от се­ чения и пропорциональная длине линии, руб/км; k2— составляю­ щая стоимости 1 км линии, зависящая от сечения, руб/мм2 -км;

111


5 — сечение проводов фазы ли­ нии, мм2; I — длина линии, км.

Годовые издержки произ­ водства, обусловленные поте­ рями энергии в линии на на­ грев проводов Ян и корону Ян, с одной стороны, и отчисления­ ми на амортизацию и обслужи­ вание Л И Н И И И а, с другой, С 0 - ставляют суммарно, руб.:

 

 

 

 

Я =

Я„ + Як +

Яа. (5-6)

о

юоо 2000 то то то то 7000 ч

В

свою очередь

для трех­

 

 

фазной линии

 

Рис. 5-3. Зависимость времени потерь т от

 

Я„

^ - т с

э,

числа

часов использования максимума на­

 

грузки.

 

 

 

1 ooos

 

где / — расчетный

ток; р — удельное

сопротивление

проводов

фазы,

Ом/км-мм2;

5 — сечение проводов

фазы линии, мм2; I

длина

линии, км;

т — время потерь,

ч/год

(см. рис.

5-3); С0

стоимость 1 кВт-ч потерь, руб.;

 

 

 

 

 

Як = Кк

8 760СЭ,

 

 

 

(5-7)

 

к I 0005

 

 

 

 

где Кк — коэффициент, учитывающий потери энергии на корону (отношение потерь мощности на корону к потерям мощности на нагрев проводов);

Я. = (*!+** S)/

а

(5-8)

Too- ’

 

где а — годовые отчисления от стоимости линии электропереда­

чи на амортизацию и обслуживание,

%.

Суммарные затраты за срок окупаемости Тп

ЕЗ = /С + ЯТ„

(5-9)

или, подставляя значение каждого члена правой части урав­ нения,

Z 3 = (k1 + k2S ) l + { k 1 + k2S ) l - ^ - T tt+

с т

к 3.i*pt _8760С т

(5 -10)

1 0005

1 00OS

'

Выражение для определения экономической плотности тока получаем из условия минимума суммарных затрат.

112



Дифференцируя выражение для S 3 по сечению и приравни­ вая первую производную нулю, получаем формулу для опреде­ ления экономической плотности тока:

(5-11)

При проектировании воздушных линий выбор экономически целесообразного сечения должен производиться на основании сопоставления суммарных приведенных затрат для сравнивае­ мых вариантов. Величина приведенных затрат за год может быть определена по формуле

 

 

(5-12)

где К — стоимость

1

км линии; ра— амортизационные отчисле­

ния от стоимости

1

км линии; Е в — нормативный коэффициент

эффективности;

Р — расчетная

величина передаваемой мощно­

сти, кВт; U — номинальное напряжение линии, кВ; г — активное

сопротивление 1

км линии, Ом;

а — коэффициент, учитывающий

постепенный рост нагрузки линии; ДР к — среднегодовые потери

мощности на

корону

для рассматриваемого провода,

кВт;

Зу.э — удельные

расчетные затраты на производство

электро­

энергии для покрытия

потерь на нагрев; 3' — то же

для

по­

крытия потерь на корону; t0-—средняя длительность перерыва электроснабжения по линии в результате ее аварийного отклю­

чения;

Су — средний удельный ущерб на единицу недоотпущен­

ной энергии;

Кк — средний коэффициент

дефицита мощности

в системе при отключении линии,

 

 

 

 

 

 

 

(5-13)

W — средний недоотпуск энергии

потребителям.

Пусть для

проводов

сечением

годовые расчетные за­

траты

составляют 3*,

тогда из условия

равенства расчет­

ных затрат для вариантов проводов сечением Si и следую­ щего большего Si+1 ( т. е. 3 j= 3 t-+i) может быть определен верхний предел экономической мощности для провода сече­ нием Sr.

t/c o s c p 1 f (р 3 + EH)(Kc+i —К;') +

(5-14)

ИЗ