Файл: Мельников, Н. А. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330-500 кВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
чем при плавном подъеме напряжения промышленной частоты. Это упрочнение в зависимости от типа изолятора, длины гир лянды, полярности и частоты воздействующей волны составля ет 5—20%, а в отдельных случаях достигает и более высоких значений.
Мокроразрядное напряжение может быть определено по той же формуле (7-29), что и сухоразрядное. Разница состоит в том, что в рассматриваемом случае коэффициент запаса может быть принят меньшим, чем при расчете сухоразрядного напряжения, п равным 1,25. Это объясняется тем, что в случае мокрых гир лянд наиболее вероятны коммутации, связанные с АПВ, кото рые составляют только часть общего количества коммутаций.
После определения мокроразрядного напряжения при наличии экспериментальных зависимостей этой величины от дли ны гирлянды можно определить необходимое количество изоля торов. Однако в настоящее время отсутствуют обобщенные раз рядные характеристики гирлянд изоляторов при коммутацион ных волнах, что объясняется большим разбросом полученных при испытаниях величин мокроразрядных напряжений. Уточне ние количества изоляторов, необходимого по коммутационным перенапряжениям, производят после накопления большого чис ла лабораторных данных для различных типов изоляторов.
В настоящее время проверка выбранного количества элемен тов в гирляндах производится по мокроразрядному напряжению промышленной частоты. Количество изоляторов рассчитывается по формуле
п = ^ ~ , |
(7-30) |
^Мр “ |
|
где Е мр — мокроразрядный градиент при плавном подъеме на пряжения промышленной частоты (табл. 7-1).
Окончательное количество изоляторов по мокроразрядному напряжению, с учетом запасных элементов п '= п + (1 -^-2 ).
7-5 РАЗРЯДНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ БОЛЬШИХ ВОЗДУШНЫХ ПРОМЕЖУТКОВ
Электрическая прочность изоляционных расстояний по воз духу определяется на основании результатов лабораторных из мерений в неоднородных электрических полях 50%-ных разряд ных напряжений воздушных промежутков, конфигурация кото рых приближается к реальным условиям на линиях электропере дачи и в распределительных устройствах или полностью им соот ветствует.
179
Многочисленные эксперименты показали, что даже при неиз менном расстоянии между электродами 50%-ное разрядное на пряжение не является постоянным и изменяется в зависимости от конфигурации электродов, формы воздействующего напря жения, предразрядного времени, полярности волн, атмосферных условий и т. п.
До последнего времени наиболее распространенным методом измерения электрической прочности воздушных промежутков являлся плавный подъем напряжения. Нормированная скорость подъема составляет в секунду около 3% амплитуды приложен ного напряжения.
Полученные экспериментальным путем зависимости разряд ных напряжений воздушных промежутков от расстояния между электродами, измеренные при плавном подъеме напряжения промышленной частоты, применялись как для оценки прочности изоляционных расстояний при длительном приложении рабоче го напряжения, так и при воздействии коммутационных перена пряжений. При этом не учитывались специфические особенности возникновения коммутационных перенапряжений: кратковре менность воздействия, повышенная по сравению с промышлен ной частота и значительный разброс разрядных напряжений.
Для исключения возможных ошибок и погрешностей в насто ящее время широко применяются методы генерирования комму тационных импульсов, позволяющие максимально приблизить условия искусственных испытаний внешней и внутренней изоля ции к реальным воздействиям, возникающим при перенапря жениях.
С помощью этих методов в ВЭИ, НИИПТ, Л ПИ и загранич ных лабораториях произведены исследования электрической прочности больших воздушных промежутков при коммутацион ных импульсах. В процессе экспериментов изменялись поляр ность, форма коммутационных импульсов и частота.
Для измерений разрядных напряжений /Ур применяются по казанные на рис. 7-9 затухающие колебательные импульсы коси нусоидального типа и униполярные коммутационные импульсы апериодической формы.
Время подъема напряжения затухающего колебательного импульса Та косинусоидального типа, принятого при измерениях в СССР, равно двойному интервалу времени между моментами,
когда напряжение |
составляет 50 и 100% (точки А и Б на |
рис. 7-9). |
Т. Расчетная величина фронта волны всегда |
При этом Тп= 2 |
меньше времени подъема напряжения и изменяется в пределах 2 000—3 000 мкс. Длина фронта коммутационного и грозового импульса определяется по одной и той же методике, описан ной ниже.
За границей испытания производятся униполярными комму тационными импульсами апериодической формы, время подъема
180
Рис. 7-9. Затухающий колебательный ком- |
Рис. 7-10. Униполярный апериодический |
мутационный импульс. |
коммутационный импульс. |
напряжения до амплитуды равно интервалу между нулевым зна
чением |
напряжения и его |
максимальной величиной (точки 0 \ |
и Б на |
рис. 7-10). Длина |
фронта принимается равной 180— |
250 мкс. Длина коммутационного импульса Ги (время полуспа
да напряжения) изменяется в пределах |
от 1 000 до 4 000 мкс. |
В качестве расчетных, как правило, необходимо пользоваться |
|
разрядными напряжениями воздушных |
промежутков, получен |
ными при положительной полярности первого полупериода на пряжения, так как при отрицательной полярности электрическая прочность промежутков почти всегда значительно выше. Влия ние случайных процессов приводит к значительному разбросу разрядных напряжений. Перекрытие при воздействии волн по ложительной полярности происходит раньше, чем напряжение достигнет амплитудного значения.
Результаты исследований позволили построить зависимости разрядных напряжений при коммутационных импульсах длин ных воздушных промежутков от расстояния между электродами. В процессе исследований было установлено, что для типовых промежутков средняя величина 50%-ного разрядного напряже ния в случае воздействия импульсов коммутационных перена пряжений с длиной фронта 2 500—3 000 мкс практически не от личается от разрядного напряжения при плавном подъеме на пряжения промышленной частоты. Результаты измерений так же показали, что зависимости 50%-ного разрядного напряжения при положительной полярности воздушных промежутков от рас стояния между электродами, измеренные при затухающих коле бательных волнах с длинными фронтами, практически не отли чаются от разрядных напряжений при плавном подъеме напря жения промышленной частоты.
Существенной особенностью воздействия коммутационных перенапряжений является значительно больший разброс относи тельно средней величины и снижение величины разрядного на пряжения и среднеквадратичного отклонения с уменьшением длины фронта.
Исследования процессов развития разряда в больших воз душных промежутках выполняются уже в течение многих лет
181
в лабораториях разных стран. На первом этапе, в процессе осво ения линий высокого напряжения, измерения проводились при напряжениях до 900 кВ, причем преимущественно исследовалась электрическая прочность промежутков «стержень — плоскость» и «стержень — стержень».
Переход к сверхвысоким номинальным напряжениям потре бовал значительного увеличения изоляционных расстояний, что в свою очередь привело к заметному возрастанию влияния кон фигурации электродов на величину разрядного напряжения. В связи с этим в НИИПТ и ЛПИ, а позднее и в заграничных ла бораториях было проведено подробное исследование при воз действующих напряжениях до 2500—3 000 кВ электрической прочности воздушных промежутков, которые по своей геометри ческой конфигурации наиболее близко приближаются к реаль ным условиям на линиях электропередачи и в распределитель ных устройствах.
Все подробно рассмотренные ниже конфигурации больших воздушных промежутков подразделяются на три группы. К пер вой группе относятся часто применяемые в лабораториях при исследовании физических процессов во время разряда проме жутки «стержень — стержень» с симметричными электродами іг промежутки «стержень — плоскость» с резко несимметричны ми электродами.
Для определения изоляционных расстояний на линиях элек тропередачи используются разрядные характеристики относя
щихся |
ко второй |
группе воздушных |
промежутков |
«провод — |
|
стойка |
опоры», «провод — траверса», |
«провод в окне опоры», |
|||
«провод — земля», |
«провод — транспорт» |
и «провод — провод». |
|||
К третьей группе относятся воздушные |
промежутки |
«кольцо — |
плоскость» и «кольцо — кольцо», разрядные характеристики ко торых необходимы для выбора изоляционных расстояний в рас пределительных устройствах.
Закономерности развития разряда при коммутационных им пульсах. Коммутационные импульсы, возникающие во время переходного процесса на линиях электропередачи, наклады ваются на синусоидальное напряжение рабочего режима. В этот момент, как правило, возникают колебательные про цессы.
Во время измерений было установлено, что воздушные про межутки имеют наименьшие значения разрядного напряжения при воздействии коммутационных импульсов с таким относи тельно крутым фронтом, при котором объемный заряд на фрон те волны еще не успевает образоваться, но время разряда уже настолько велико, что процессы развития лавин, стримеров и ли дерного разряда не влияют на величину разрядного напряже ния. Существенным для рассматриваемого явления является то обстоятельство, что при длине фронта коммутационного импуль са свыше 100 мкс характер изменения напряжения после про-
182
Рис. 7-11. Зависимость средних разрядных |
Рис. 7-12. Зависимость 60%-ного разрядного' |
||
напряжений положительной |
полярности |
напряжения положительной полярности для |
|
Up воздушных промежутков |
«стержень — |
воздушного промежутка |
«стержень — плос |
плоскость» разной длины от времени раз |
кость» от расстояния S |
для Тф=250 мкс. |
|
ряда тр . |
|
|
|
хождения максимума практического значения не имеет, так как процесс перекрытия заканчивается до наступления мак симума.
На рис. 7-11 приведены вольт-секундные характеристики воз душного промежутка «стержень — плоскость», снятые при воз действии коммутационных импульсов.
В диапазоне расстояний между электродами 1— 6 м, как по казали результаты исследований, проведенных в ЭНИН, наи меньшие разрядные напряжения зарегистрированы при длинах фронтов 100—300 мкс. Аналогичные исследования, выполненные в США при длинах воздушных промежутков 9—25 м, позволяют утверждать, что с увеличением размеров промежутков область
минимальных разрядных напряжений смещается в сторону больших фронтов.
С учетом этого обстоятельства на рис. 7-12 по данным коми тета № 33 СИГРЭ построена зависимость разрядных напряже ний от размеров воздушного промежутка «стержень — плос кость» при различных длинах фронтов, каждый из которых соответствует минимальному значению вольт-секундной харак теристики. На этом же рисунке показаны разрядные напряже ния, измеренные при коммутационных импульсах с постоянной длиной фронта Тф=250 и 2 500 мкс.
Сопоставление полученных при разных формах коммутаци онных импульсов кривых, приведенных на рис. 7-12, дает воз можность оценить влияние длины фронта на разрядные напря
183
жения воздушных промежутков и установить следующие зако номерности:
1.Каждой длине воздушного промежутка соответствует оп ределенная величина фронта коммутационного импульса, при которой разрядное напряжение будет минимальным.
2.Упрочнение воздушных промежутков при воздействии
коммутационных импульсов разной формы может происхо дить при переходе как к более длинным, так и к более коротким фронтам.
3. В диапазоне воздушных промежутков 3—10 м, имеющих практическое значение при выборе изоляционных расстояний на линиях электропередачи сверхвысокого и ультравысокого на пряжения, разрядные напряжения при воздействии коммутаци онных импульсов с пологими фронтами (тф=2 500 мкс) повы шаются соответственно на 20—10% по сравнению с минималь ными значениями.
Статистический разброс разрядных напряжений воздушных промежутков. В случае многократного приложения к воздушно му промежутку напряжения промышленной частоты или ком мутационных импульсов с различной амплитудой всегда суще ствует определенный диапазон напряжений, при воздействии которых с той или иной вероятностью может произойти разряд между электродами, но при котором не происходит заметных изменений электрической прочности испытываемого промежут ка. Поэтому электрическая прочность воздушных промежутков определяется не однозначно, а с помощью статистических ме тодов.
Вследствие статистического характера развития процесса величины разрядных напряжений всегда имеют некоторый раз брос относительно среднего значения. Степень разброса ха рактеризуется величиной а, называемой среднеквадратичным отклонением или стандартом распределения (в единицах раз рядного напряжения или в процентах от этой величины), а также дисперсией, равной квадрату среднеквадратичного от клонения.
В процессе исследований в НИИПТ и ЛПИ измерения раз рядных напряжений воздушных промежутков проводились по следовательными сериями. На первом этапе измерения выпол нялись при неизменных метеорологических условиях и на осно вании полученных результатов была определена дисперсия разрядных напряжений а2.
Последующие измерения проводились в течение года при естественных изменениях атмосферных условий. Полученные значения средних разрядных напряжений в каждой серии опы тов позволили определить среднее значение разрядных напря жений по результатам измерений в течение года, а затем и среднеквадратичное отклонение разрядных напряжений аср, ко торое учитывает не только неточность измерений ап, но и слу-
184