Файл: Мельников, Н. А. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330-500 кВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
чайные изменения метеорологических условий ам при испыта ниях.
Таким образом,
(7-31)
Результаты измерений показали, что при воздействии на воз душные промежутки коммутационных импульсов наблюдается значительный разброс около среднего значения 50%-ного раз рядного напряжения.
Для определения вероятности разряда в воздушном проме жутке при воздействии коммутационных импульсов использу ется полученная экспериментально кривая зависимости вероят ности разряда от величины приложенного напряжения, так на зываемая кривая эффекта, с помощью которой определяется разброс разрядных напряжений. Так как распределение раз рядных напряжений воздушных промежутков подчиняется нор мальному закону, то для оценки запасов электрической прочно сти достаточно определить среднее разрядное напряжение изо ляции и среднеквадратичное отклонение.
В табл. 7-7 приведены значения среднеквадратичных откло нений Стер, полученные в ЛПИ в процессе измерения разрядных напряжений воздушных промежутков различной конфигурации при коммутационных волнах и напряжении промышленной ча стоты.
При высоте над уровнем моря 2 000—3 000 м среднеквадра тичное отклонение резко снижается. С учетом естественных колебаний метеорологических условий величина оСр для всех
перечисленных в табл. 7-7 промежутков может |
быть при |
нята 3%. |
разбросов |
Приведенные в табл. 7-7 результаты измерений |
разрядных напряжений при воздействии коммутационных волн
Т а б л и ц а 7-7
Конфигурация промежутка |
при коммутационных |
при напряжении |
|
импульсах |
промышленной ча |
|
|
стоты |
Провод — стойка опоры |
7 |
|
Провод — траверса |
7— 8 |
|
Провод — земля |
4 |
|
Провод — транспорт |
5 |
|
Провод — провод |
5 |
3— 3,5 |
Кольцо — плоскость |
5 |
|
Кольцо — кольцо |
6 |
|
Стержень — плоскость |
8 |
|
Стержень — стержень |
6 |
|
185
с фронтами Тф=2 500 мкс показали, что среднеквадратичные отклонения при неизменных атмосферных условиях изме няются в диапазоне 4—8%. Во время плавного подъе ма напряжения промышленной частоты разброс разрядных напряжений оказался значительно меньше (3—3,5%). Ре зультаты измерений также показали, что разброс разрядных напряжений изменяется в зависимости от конфигурации элек
тродов.
Для промежутков с протяженными электродами величина а меньше, чем для промежутков с сосредоточенными электрода ми, соответствующих конфигурациям на опоре линии электропе редачи. Это явление объясняется параллельным развитием не скольких искровых каналов с протяженного электрода, которое приводит к уменьшению статистического разброса разрядных напряжений.
Во время измерений, проведенных в ЛПИ, было установле но, что среднеквадратичное отклонение уменьшается при увели чении размеров траверс и стоек, а также вследствие приближе ния к проводам расщепленной фазы металлических заземлен ных конструкций. Например, среднеквадратичное отклонение для промежутка «провод в окне опоры» аср=4,9% , а для про межутка «провод — траверса и одна стойка» — стСр=6,2% . В то же время в ЛПИ было установлено отсутствие зависимости электрической прочности промежутка «провод — земля» от дли ны фронта коммутационного импульса, которая в одной серин
измерений принималась |
равной Тф=120 мкс, а в другой Тф= |
= 4 500 мкс. |
измерений в СССР и США позволяет |
Анализ результатов |
установить следующие закономерности:
1. Увеличение длины фронта коммутационных импульсов до 1000—2 000 мкс приводит к значительному возрастанию сред неквадратичных отклонений <7ср разрядных напряжений проме
жутков |
с сосредоточенными |
электродами |
(«провод—стойка», |
||||
«провод — траверса»). |
фронта коммутационных |
импуль |
|||||
2. |
При неизменной длине |
||||||
сов |
величина оСр |
зависит |
от |
конструкции опоры. Если |
|||
вокруг |
проводов |
расщепленной |
фазы |
находятся |
металли |
ческие конструкции (Ѵ-образная подвеска средней фазы на опорах башенного типа), то аср уменьшается. Такое же явление наблюдается при увеличении размеров стоек и траверс.
3. Среднеквадратичные отклонения разрядных напряжений воздушных промежутков «провод — стойка», «провод — травер са» на опорах одной и той же конструкции при неизменной дли не фронта коммутационных импульсов мало отличаются друг от друга.
В расчетах рекомендуется в зависимости от длины фронта коммутационных импульсов, принятых при измерении разряд
186
ных напряжений воздушных промежутков на опорах, учитывать следующие значения среднеквадратичных отклонений 0ср:
|
Тф = |
200-^450мкс— аср = 4,5 ± 0,5%; |
||
|
тф > |
1 000 мкс |
— аср = 8 ± 1 %. |
|
4. |
Среднеквадратичные отклонения |
разрядных напряжений |
||
воздушных промежутков |
с протяженными |
электродами («про |
вод— земля», «провод — транспорт») не зависят от длины фрон та коммутационных импульсов и могут приниматься равными среднеквадратичным отклонениям разрядных напряжений воз душных промежутков на опорах («провод — стойка», «провод — траверса») при наиболее неблагоприятных длинах фронта
(200—450 мкс).
При выборе изоляционных расстояний нельзя ограничивать ся только учетом среднеквадратичного отклонения оі разрядно го напряжения единичного воздушного промежутка. На опорах каждой фазы линии и в пролетах одновременно находятся прак тически под одним и тем же рабочим напряжением по отноше нию к земле большое количество параллельно включенных на каждой фазе линии воздушных промежутков. Это обстоятельст во обязательно должно быть учтено в расчетах по выбору изо ляции, так как перекрытие любого промежутка приводит к от ключению всего участка линии. Вероятность перекрытия одного из равнопрочных промежутков, имеющихся на линии, может быть определена по величинам вероятностей перекрытия каж дого из них, при этом вероятность отключения участка линии из-за перекрытия одного из промежутков всегда будет выше, чем вероятность перекрытия единичного промежутка. Этот воп рос подробно рассмотрен в работах Г. Н. Александрова, резуль таты которых кратко излагаются ниже.
Соотношение между 50%-ным разрядным напряжением еди ничного промежутка Uso%\ и всего участка линии Uso%m может быть определено с помощью таблиц функции нормального рас пределения:
_ иъа%\ — и 5С%т
5С%~ Qi
В табл. 7-8 приведены значения величины 250%, характери зующей соотношения между 50%-ми разрядными напряжения ми единичного воздушного промежутка Uso%i и всего участка линии U5 о%т1 выраженные в долях среднеквадратичного откло нения единичного промежутка, а также соотношения ß между среднеквадратичными отклонениями разрядных напряжений всего участка линии ат и единичного воздушного промежутка оі. Величина 250% непосредственно зависит от количества воз душных промежутков.
Поправки на атмосферные условия. Выбор изоляционных расстояний следует производить с учетом высоты трассы линии
187
Т а б л и ц а |
7-8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество воздушных |
1 |
2 |
4 |
10 |
20 |
50 |
100 |
200 |
500 |
1 000 |
5 000 |
10 000 |
||
промежутков |
|
|||||||||||||
г |
U50%1 ~ Ѵ50%т |
0 |
0,55 |
1,0 |
1,5 |
1,84 |
2,2 |
2,45 |
2,7 |
3,0 |
3,2 |
3,5 |
3,8 |
|
50% ~ |
Ot |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
1 |
0,81 |
0,7 |
0,6 |
0,54 |
0,47 |
0,42 |
0,38 |
0,35 |
0,33 |
0,3 |
0,28 |
ß = |
— |
|
||||||||||||
|
<Ті |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
электропередачи над уровнем моря и влияния изменяющихся в течение года влажности и температуры воздуха. Результаты систематических регистраций, проведенных в процессе измере ния разрядных напряжений в лабораториях ТВН ЛПИ и НИИПТ, показали, что при повышенных температурах сниже ния электрической прочности больших воздушных промежутков не наблюдается. Это явление объясняется тем, что влияние по вышенной температуры, при которой разрядные напряжения должны уменьшаться, компенсируется увеличением влажности, способствующей упрочнению воздушных промежутков. Поэтому влияние этих двух взаимосвязанных факторов практически не отражается на величине разрядного напряжения больших воз душных промежутков длиной 2 м и более, измеренного при на пряжении промышленной частоты и коммутационных импуль сах положительной полярности. При меньших длинах проме жутков поправка на влияние температуры учитывается. Применяемые в СССР разрядные напряжения воздушных про межутков получены в Ленинграде, т. е. примерно на уровне мо ря, и приведены к нормальному среднегодовому атмосферному давлению.
При проектировании должна предусматриваться необходи мость усиления изоляции в тех случаях, когда трасса линии проходит выше уровня моря, или в районах с высокой средне годовой температурой.
Для получения действительной величины разрядного напря жения Up амплитудное значение напряжения U0, полученного по кривым разрядных напряжений, следует разделить на попра вочный коэффициент ап, учитывающий поправки на атмосфер ные условия по трассе проектируемой линии:
£/р = - ^ . |
|
|
(7-32) |
|
|
«п |
|
|
|
Величина поправочного |
коэффициента а п определяется по |
|||
рекомендуемой МЭК эмпирической формуле |
||||
ап |
fcp '.« ( 273 + |
t p |
П |
|
P j |
I 273 + t |
(7-33) |
||
|
|
188