Файл: Мельников, Н. А. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330-500 кВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чайные изменения метеорологических условий ам при испыта­ ниях.

Таким образом,

(7-31)

Результаты измерений показали, что при воздействии на воз­ душные промежутки коммутационных импульсов наблюдается значительный разброс около среднего значения 50%-ного раз­ рядного напряжения.

Для определения вероятности разряда в воздушном проме­ жутке при воздействии коммутационных импульсов использу­ ется полученная экспериментально кривая зависимости вероят­ ности разряда от величины приложенного напряжения, так на­ зываемая кривая эффекта, с помощью которой определяется разброс разрядных напряжений. Так как распределение раз­ рядных напряжений воздушных промежутков подчиняется нор­ мальному закону, то для оценки запасов электрической прочно­ сти достаточно определить среднее разрядное напряжение изо­ ляции и среднеквадратичное отклонение.

В табл. 7-7 приведены значения среднеквадратичных откло­ нений Стер, полученные в ЛПИ в процессе измерения разрядных напряжений воздушных промежутков различной конфигурации при коммутационных волнах и напряжении промышленной ча­ стоты.

При высоте над уровнем моря 2 000—3 000 м среднеквадра­ тичное отклонение резко снижается. С учетом естественных колебаний метеорологических условий величина оСр для всех

перечисленных в табл. 7-7 промежутков может

быть при­

нята 3%.

разбросов

Приведенные в табл. 7-7 результаты измерений

разрядных напряжений при воздействии коммутационных волн

Т а б л и ц а 7-7

Конфигурация промежутка

при коммутационных

при напряжении

 

импульсах

промышленной ча

 

 

стоты

Провод — стойка опоры

7

 

Провод — траверса

7— 8

 

Провод — земля

4

 

Провод — транспорт

5

 

Провод — провод

5

3— 3,5

Кольцо — плоскость

5

 

Кольцо — кольцо

6

 

Стержень — плоскость

8

 

Стержень — стержень

6

 

185


с фронтами Тф=2 500 мкс показали, что среднеквадратичные отклонения при неизменных атмосферных условиях изме­ няются в диапазоне 4—8%. Во время плавного подъе­ ма напряжения промышленной частоты разброс разрядных напряжений оказался значительно меньше (3—3,5%). Ре­ зультаты измерений также показали, что разброс разрядных напряжений изменяется в зависимости от конфигурации элек­

тродов.

Для промежутков с протяженными электродами величина а меньше, чем для промежутков с сосредоточенными электрода­ ми, соответствующих конфигурациям на опоре линии электропе­ редачи. Это явление объясняется параллельным развитием не­ скольких искровых каналов с протяженного электрода, которое приводит к уменьшению статистического разброса разрядных напряжений.

Во время измерений, проведенных в ЛПИ, было установле­ но, что среднеквадратичное отклонение уменьшается при увели­ чении размеров траверс и стоек, а также вследствие приближе­ ния к проводам расщепленной фазы металлических заземлен­ ных конструкций. Например, среднеквадратичное отклонение для промежутка «провод в окне опоры» аср=4,9% , а для про­ межутка «провод — траверса и одна стойка» — стСр=6,2% . В то же время в ЛПИ было установлено отсутствие зависимости электрической прочности промежутка «провод — земля» от дли­ ны фронта коммутационного импульса, которая в одной серин

измерений принималась

равной Тф=120 мкс, а в другой Тф=

= 4 500 мкс.

измерений в СССР и США позволяет

Анализ результатов

установить следующие закономерности:

1. Увеличение длины фронта коммутационных импульсов до 1000—2 000 мкс приводит к значительному возрастанию сред­ неквадратичных отклонений <7ср разрядных напряжений проме­

жутков

с сосредоточенными

электродами

(«провод—стойка»,

«провод — траверса»).

фронта коммутационных

импуль­

2.

При неизменной длине

сов

величина оСр

зависит

от

конструкции опоры. Если

вокруг

проводов

расщепленной

фазы

находятся

металли­

ческие конструкции (Ѵ-образная подвеска средней фазы на опорах башенного типа), то аср уменьшается. Такое же явление наблюдается при увеличении размеров стоек и траверс.

3. Среднеквадратичные отклонения разрядных напряжений воздушных промежутков «провод — стойка», «провод — травер­ са» на опорах одной и той же конструкции при неизменной дли­ не фронта коммутационных импульсов мало отличаются друг от друга.

В расчетах рекомендуется в зависимости от длины фронта коммутационных импульсов, принятых при измерении разряд­

186


ных напряжений воздушных промежутков на опорах, учитывать следующие значения среднеквадратичных отклонений 0ср:

 

Тф =

200-^450мкс— аср = 4,5 ± 0,5%;

 

тф >

1 000 мкс

— аср = 8 ± 1 %.

 

4.

Среднеквадратичные отклонения

разрядных напряжений

воздушных промежутков

с протяженными

электродами («про­

вод— земля», «провод — транспорт») не зависят от длины фрон­ та коммутационных импульсов и могут приниматься равными среднеквадратичным отклонениям разрядных напряжений воз­ душных промежутков на опорах («провод — стойка», «провод — траверса») при наиболее неблагоприятных длинах фронта

(200—450 мкс).

При выборе изоляционных расстояний нельзя ограничивать­ ся только учетом среднеквадратичного отклонения оі разрядно­ го напряжения единичного воздушного промежутка. На опорах каждой фазы линии и в пролетах одновременно находятся прак­ тически под одним и тем же рабочим напряжением по отноше­ нию к земле большое количество параллельно включенных на каждой фазе линии воздушных промежутков. Это обстоятельст­ во обязательно должно быть учтено в расчетах по выбору изо­ ляции, так как перекрытие любого промежутка приводит к от­ ключению всего участка линии. Вероятность перекрытия одного из равнопрочных промежутков, имеющихся на линии, может быть определена по величинам вероятностей перекрытия каж­ дого из них, при этом вероятность отключения участка линии из-за перекрытия одного из промежутков всегда будет выше, чем вероятность перекрытия единичного промежутка. Этот воп­ рос подробно рассмотрен в работах Г. Н. Александрова, резуль­ таты которых кратко излагаются ниже.

Соотношение между 50%-ным разрядным напряжением еди­ ничного промежутка Uso%\ и всего участка линии Uso%m может быть определено с помощью таблиц функции нормального рас­ пределения:

_ иъа%\ — и 5С%т

5С%~ Qi

В табл. 7-8 приведены значения величины 250%, характери­ зующей соотношения между 50%-ми разрядными напряжения­ ми единичного воздушного промежутка Uso%i и всего участка линии U5 о%т1 выраженные в долях среднеквадратичного откло­ нения единичного промежутка, а также соотношения ß между среднеквадратичными отклонениями разрядных напряжений всего участка линии ат и единичного воздушного промежутка оі. Величина 250% непосредственно зависит от количества воз­ душных промежутков.

Поправки на атмосферные условия. Выбор изоляционных расстояний следует производить с учетом высоты трассы линии

187


Т а б л и ц а

7-8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество воздушных

1

2

4

10

20

50

100

200

500

1 000

5 000

10 000

промежутков

 

г

U50%1 ~ Ѵ50%т

0

0,55

1,0

1,5

1,84

2,2

2,45

2,7

3,0

3,2

3,5

3,8

50% ~

Ot

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

1

0,81

0,7

0,6

0,54

0,47

0,42

0,38

0,35

0,33

0,3

0,28

ß =

 

 

<Ті

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

электропередачи над уровнем моря и влияния изменяющихся в течение года влажности и температуры воздуха. Результаты систематических регистраций, проведенных в процессе измере­ ния разрядных напряжений в лабораториях ТВН ЛПИ и НИИПТ, показали, что при повышенных температурах сниже­ ния электрической прочности больших воздушных промежутков не наблюдается. Это явление объясняется тем, что влияние по­ вышенной температуры, при которой разрядные напряжения должны уменьшаться, компенсируется увеличением влажности, способствующей упрочнению воздушных промежутков. Поэтому влияние этих двух взаимосвязанных факторов практически не отражается на величине разрядного напряжения больших воз­ душных промежутков длиной 2 м и более, измеренного при на­ пряжении промышленной частоты и коммутационных импуль­ сах положительной полярности. При меньших длинах проме­ жутков поправка на влияние температуры учитывается. Применяемые в СССР разрядные напряжения воздушных про­ межутков получены в Ленинграде, т. е. примерно на уровне мо­ ря, и приведены к нормальному среднегодовому атмосферному давлению.

При проектировании должна предусматриваться необходи­ мость усиления изоляции в тех случаях, когда трасса линии проходит выше уровня моря, или в районах с высокой средне­ годовой температурой.

Для получения действительной величины разрядного напря­ жения Up амплитудное значение напряжения U0, полученного по кривым разрядных напряжений, следует разделить на попра­ вочный коэффициент ап, учитывающий поправки на атмосфер­ ные условия по трассе проектируемой линии:

£/р = - ^ .

 

 

(7-32)

 

«п

 

 

 

Величина поправочного

коэффициента а п определяется по

рекомендуемой МЭК эмпирической формуле

ап

fcp '.« ( 273 +

t p

П

P j

I 273 + t

(7-33)

 

 

188