Файл: Мельников, Н. А. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330-500 кВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
где Pep — среднее атмосферное давление воздуха на высоте прохождения трассы линии; Ро — нормальное атмосферное дав ление воздуха; t0— нормальная температура (20°С); t — сред негодовая температура на трассе линии: т и п — показатели сте пени, значения которых зависят от длины воздушного проме жутка.
Если длина воздушного промежутка меньше 2 м, то величи ны т и п принимаются равными единице. Поправочный коэф фициент а п может быть определен по формуле
а п = |
0,289Рср |
(7-34) |
------- =£ |
||
|
273 + t |
|
При длинах воздушных промежутков более 2 м показатель степени т принимается равным 0,6, а величина п приравнивает
ся нулю. Поправочный |
коэффициент а п может быть определен |
||
по формуле |
|
|
|
а п = |
|
(7-35) |
|
или по упрощенной формуле |
|
||
а п |
ср |
(7-36) |
|
1 690 |
|||
|
|
Зависимость среднего атмосферного давления воздуха от высоты местности над уровнем моря определяется по «баромет рической формуле»
Pcp(h)=P0 |
_h_\5.25 |
|
(7-37) |
|
44,з / |
’ |
|
||
|
|
|
||
где h — высота над уровнем моря. |
500 и 1 000 м |
над |
||
Значения коэффициента а п на высотах |
||||
уровнем моря при нормальной |
температуре |
{ t = t 0=2G°C) |
для |
промежутков различной длины приведены в табл. 7-9. Поправка на превышение среднегодовой температуры над
нормальной в большинстве случаев настолько мала, что в рас четах ее следует учитывать только для районов, в которых сред негодовая температура равна или превышает 30 °С.
Всвязи с необходимостью унификации проектных решений
в«Правилах устройства электроустановок» все рекомендации по
Т а б л и ц а |
7-9 |
|
|
“ п |
|
Воздушный промежуток S, м |
Я = 1 000 м |
|
|
Я=500 м |
|
Менее 2,5 |
0,95 |
0,9 |
2,5 и более |
0,97 |
0,94 |
189
выбору изоляционных расстояний даны применительно к высоте
1 000 м.
В горных районах, где отдельные участки трассы линии мо гут проходить на высотах до 2 000—3 000 м над уровнем моря, 50%-ные разрядные напряжения изменяются пропорционально давлению. Поправки на снижение разрядных напряжений учи тываются по приведенным выше формулам. В отдельных слу чаях, когда трасса линии проходит на высоте 500 м над уров нем моря или ниже, для удешевления стоимости сооружения может оказаться целесообразным учет поправок на метеороло гические условия, применительно к высоте 500 м, по данным, приведенным в табл. 7-9, или по формулам (7-33) — (7-37).
Воздушные промежутки первой группы («стержень—плос кость» и «стержень — стержень»). Результаты выполненных ра бот позволили изучить физические процессы, происходящие во время разряда в воздухе, а также имеют практическое значе ние, так как разрядные напряжения промежутков различной
конфигурации, встречающихся |
в реальных условиях, кроме про |
|
межутков |
«провод — провод», |
находятся внутри области, огра |
ниченной |
характеристиками |
промежутков «стержень — стер |
жень» и «стержень — плоскость». |
||
На рис. 7-13 (кривые 5, 6) |
приведены унифицированные по |
результатам испытаний в НИИПТ и ЛПИ зависимости средних
50%-ных |
разрядных |
напряжений |
симметричных |
электродов |
||||
«стержень — стержень» |
и |
несимметричных «стержень — плос |
||||||
кость» от расстояния между ними. |
|
|
|
|
||||
В США произведены измерения разрядных напряжений про |
||||||||
межутка |
«стержень — плоскость» длиной |
до 28 м при разных |
||||||
формах |
коммутационных |
импульсов |
(260/5 000, |
500/5 000, |
||||
1 100/6 000 и |
1700/7 000 мкс). Результаты |
измерений |
показаны |
|||||
на рис. 7-13 |
(кривые 1— 4 и 7). |
изоляционных |
расстояниях |
|||||
При |
сравнительно |
небольших |
(примерно до 2 м), соответствующих габаритам линии и откры тых распределительных устройств напряжением до 220 кВ вклю чительно, разрядные напряжения еще мало зависят от конфи гурации электродов. Поэтому выбор изоляционных расстояний для указанных классов напряжений производится по разрядной характеристике промежутка «стержень — плоскость», для кото рого характерна наибольшая несимметрия электрического поля. Одновременно используются разрядные характеристики проме жутка с симметричными электродами «стержень — стер жень».
Анализ зависимостей, приведенных на рис. 7-13, показывает, что с ростом приложенного к электродам напряжения и увели чением расстояния между ними разрядные характеристики воз душных промежутков все в большей степени становятся нели
нейными, вследствие |
чего снижаются разрядные градиенты. |
Это явление, главным |
образом, характерно для промежутков |
190
Рис. 7-13. Разрядные напряжения воздушных промежутков «стержень — плоскость» (/—5) и «стержень — стержень» (6, 7).
с несимметричными электродами, где наиболее сильно сказыва ется влияние земли на процесс развития разряда.
Разрядный градиент промежутка «стержень — плоскость» Ер быстро уменьшается при увеличении расстояния между элек тродами. Увеличение расстояния от 2 до 12 м приводит к умень шению Ер от 450 до 180 кВ/м (амплитудные значения), т. е. в 2,5 раза, а при расстоянии между электродами 28 м разрядный градиент воздушного промежутка снижается до 115 кВ/м, т. е. почти в 4 раза.
Средние разрядные градиенты симметричного промежутка «стержень — стержень» оказались значительно выше, чем у не симметричного промежутка «стержень — плоскость». Это объ ясняется тем, что при одном и том же расстоянии между элек тродами емкость между стержнем и плоскостью почти вдвое превышает емкость между стержнями. Поэтому напряженность электрического поля вблизи стержня в промежутке «стер жень — плоскость» значительно выше, чем в промежутке «стер жень — стержень».
Изгиб кривых разрядных напряжений воздушных промежут ков, который становится заметным уже при расстояниях 6 м и более, является одной из основных причин, ограничивающих
191
практические возможности повышения номинального напряже ния линий электропередачи переменного тока.
Воздушные промежутки второй группы. Для определения минимально допустимых изоляционных расстояний на линиях электропередачи в нормальном эксплуатационном режиме и при коммутационных перенапряжениях используются разрядные ха
рактеристики воздушных |
промежутков «провод — стойка |
опо |
ры», «провод — траверса», |
«провод в окне опоры», «провод — |
|
провод», «провод — земля» и «провод — транспорт». |
опор |
|
Провод — опора. Измерения, выполненные на макетах |
натуральной величины, имитирующие реальные условия на ли ниях электропередачи, показали, что электрическая прочность воздушных промежутков между проводом и стойкой опоры зна чительно выше, чем у несимметричного промежутка «стержень— плоскость» и приближается к прочности симметричного проме жутка «стержень — стержень». Электрическая прочность воз душных промежутков «провод — траверса опоры», «защитная арматура — стойка опоры» и «провод — стойка опоры» одинако вы и заменяются одной кривой «провод — опора».
С помощью разрядных характеристик перечисленных проме жутков определяются изоляционные расстояния между провода ми и траверсой, проводами и стойкой опоры или оттяжками, а также проверяется расстояние в свету между защитной арма турой и стойкой опоры в том случае, когда это расстояние из-за больших поперечных размеров арматуры может оказаться мень ше, чем расстояние между проводом и стойкой. Разрядное наг пряжение воздушного промежутка «провод — опора» также ис пользуется для определения изоляционных расстояний между проводами и металлическими конструкциями, образующими «ок но» вокруг средней фазы на опорах башенного типа. По извест ной величине разрядного напряжения промежутка «провод — опора» может быть определено сухоразрядное напряжение гир лянд изоляторов.
В ЛПИ выполнены измерения разрядных напряжений про межутков «провод — опора» в диапазоне длин до 9 м при воз действии коммутационных импульсов с длиной фронта первого положительного полупериода 3 000 мкс. В процессе измерений, проводившихся применительно к параметрам линий электропе редачи различных напряжений (220—1 500 кВ), изменялись дли на гирлянды и соответственно расстояние между проводом и тра версой. По мере увеличения расстояния между электродами соответственно классу напряжения менялась конструкция про водов. При длинах S ^ 2 м использовался макет одиночного про вода (линии ПО—220 кВ); в диапазоне 2—5 м — макет фазы,
расщепленной на два и три провода |
(линии 330—500 кВ); при |
длинах 5—7 м — четыре-пять проводов |
(линии 750 кВ); при дли |
нах 7—9 м — восемь и пятнадцать |
проводов (линии 1200— |
1500 кВ). |
|
192
6 в в 1 0 1 2 п 1 6 1 8 2 0 М
Рис. 7-14. Разрядные напряжения воздуш- |
Рис. 7-15. Разрядные напряжения воздуш |
ных промежутков «провод — опора». |
ного промежутка «провод — окно опоры». |
На рис. 7-14 по результатам этих измерений приведены раз рядные напряжения при коммутационных импульсах воздушных промежутков «провод — опора» длиной 9 м (кривая 1). На этом же рисунке для сопоставления показаны аналогичные зависи мости по данным НИИПТ и согласованным данным ЛПИ и НИИПТ при неизменном макете фазы из трех расщепленных про водов (кривая 2).
Анализ зависимостей, приведенных на рис. 7-14, показывает, что конструкция расщепленной фазы оказывает некоторое влия ние на величину разрядного напряжения, которое при увеличе нии количества расщепленных проводов в фазе, например до восьми, возрастает на 5—6%. Это явление может быть объясне но естественным симметрированием электродов, между которы ми происходит разряд, происходящим вследствие увеличения диаметра и количества расщепленных проводов в фазе.
Электрическая прочность воздушных промежутков зависит также от конструктивных решений, принимаемых при проекти ровании опор (опоры портального, башенного типа и т. п.). Вы полненные в ЛПИ измерения показали, что по мере усложнения конструкции опоры, при переходе от наиболее простой конфигу рации «провод — траверса» к наиболее сложной — «провод в ок не опоры башенного типа», разрядные напряжения воздушных промежутков снижаются приблизительно на 10%. Одновременно со снижением разрядных напряжений уменьшается среднеквад ратичное отклонение аср. Поэтому при определении изоляцион ных расстояний расчетная величина разрядного напряжения оказывается примерно одинаковой при любой конфигурации про межутков на опорах. Было также установлено, что при Ѵ-образ- ной подвеске гирлянд повышается электрическая прочность воз душных промежутков «провод — траверса» длиной до 6 м. При
13-342 |
193 |
больших длинах промежутков их разрядные напряжения прак тически не зависят от конструкции гирлянды.
Для проектирования линий электропередачи сверхвысокого напряжения практическое значение имеют исследования элек трической прочности воздушных промежутков, выполненные в лаборатории фирмы General Electric Company. В числе про чих результатов измерений получена показанная на рис. 7-15 кривая разрядных напряжений воздушных промежутков «про вод в окне опоры» длиной 12 м. Измерения проводились на ма кетах опор башенного типа с Ѵ-образными гирляндами при ком мутационных импульсах положительной полярности с наиболее неблагоприятными длинами фронтов (400, 250, 180 мкс), при ко торых разрядные напряжения промежутков длиной соответст венно 10,4, 6,1 и 4 м имеют наиболее низкие значения. Отноше ние ширины опоры к размерам промежутка принималось рав ным 0,2.
Результаты измерений разрядных напряжений между край ними фазами и стойкой показали, что эти промежутки имеют повышенную электрическую прочность по сравнению с про межутками в окне опоры. Одновременно с упрочнением внеш них промежутков по разрядному напряжению увеличилось сред неквадратичное отклонение разрядных напряжений. С учетом этого обстоятельства рекомендуется использовать при выборе изоляционных расстояний на опорах приведенную на рис. 7-15 кривую напряжений не только для средней, но и для край них фаз.
В процессе измерений были установлены поправки, учитыва ющие изменение разрядных напряжений и длины воздушных промежутков в зависимости от отношения ширины стойки опоры к размерам воздушных промежутков.
194